Научная статья на тему 'Диагностика уровня развития исследовательской компетентности студентов колледжа'

Диагностика уровня развития исследовательской компетентности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / RESEARCH COMPETENCE / STUDENTS OF COLLEGE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EXPERIMENT / CRITERIA / INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Е. Б.

В статье описан педагогический эксперимент по формированию исследовательской компетентности у студентов технологического колледжа. Приведен анализ результатов эксперимента, показаны этапы формирования готовности студентов к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of a level of research competence development of college students

In the article a pedagogical experiment on formation of research competence at students of technological college has been described. The analysis of results of experiment is provided, the stages of formation of students readiness to research activity are shown.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня развития исследовательской компетентности студентов колледжа»

Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757, e-mail: mochirov@mail.ru

Ochirov Mikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

Бадмаева Энгельсина Сергеевна, старший преподаватель кафедры информационных технологий, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Badmaeva Engelsina Sergeevna, senior lecturer, department of informational technologies, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 378.016 © Е.Б. Павлова

Диагностика уровня развития исследовательской компетентности студентов колледжа

В статье описан педагогический эксперимент по формированию исследовательской компетентности у студентов технологического колледжа. Приведен анализ результатов эксперимента, показаны этапы формирования готовности студентов к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, студенты колледжа, педагогические условия, эксперимент, критерии, показатели.

E.B. Pavlova

Diagnostics of a level of research competence development of college students

In the article a pedagogical experiment on formation of research competence at students of technological college has been described. The analysis of results of experiment is provided, the stages of formation of students readiness to research activity are shown.

Keywords: research competence, students of college, pedagogical conditions, experiment, criteria, indicators.

В условиях развития информационного общества, постоянного роста использования информационных технологий, существенного изменения характера и видов профессиональной деятельности все большее значение приобретает развитие способности специалиста к использованию исследовательского подхода при решении производственных задач.

Согласно новой «Образовательной модели 2020», в системе профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования (СПО) меняются представления об образовательных результатах, профессиональная подготовка студентов системы СПО по математике в большей степени ориентируется на потребности работодателей в специалистах, способных самостоятельно и эффективно работать с большими объемами информации, имеющих необходимые профессиональные компетентности и владеющих навыками сетевого взаимодействия, исследовательской деятельности в области современных технологий на основе принципа сотрудничества.

В связи с этим в процессе обучения СПО по математике актуальной становится задача подготовки такого студента, у которого среди профессионально значимых качеств и умений работать в сотрудничестве при реализации межсетевого

взаимодействия имеет место исследовательская компетентность.

Как организовать такое обучение? Практика работы в школе, колледже и вузе привела нас к убеждению, что методу нельзя научить, рассказывая о нем или приводя примеры его применения другими людьми, он может быть освоен только в действии.

Нами проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами технологического колледжа Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, целью которой явилась апробация технологии развития исследовательской компетентности обучающихся. В контрольную группу входили студенты группы 19-2 (всего 35 чел.), в экспериментальную группу вошли студенты группы 19-1 (всего 32 чел.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа (констатирующий и формирующий) [1, с. 18]. Целью констатирующего эксперимента было определение у студентов колледжа исходного уровня исследовательской компетентности. Общее число студентов, принявших участие в констатирующем эксперименте в течение 2007-2008 гг., составляет 67 чел.

Следуя Н.А. Федотовой [3, с. 89], рассматриваются следующие критерии оценки уровня ис-

следовательской компетентности: мотивационный, когнитивный, процессуальный и рефлексивный. Указанные критерии можно характеризовать через показатели развития мотивационного, когнитивного, процессуального и рефлексивного компонентов. Потребности в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения, в реализации творческих способностей, саморазвитии, самосовершенствовании и самостоятельности, общении со сверстниками, педагогами, научными сотрудниками, достижении успеха и повышения статуса личности определяют мотивационный компонент. К показателям критерия развития когнитивного компонента отнесем знания студентов об исследуемом объекте действительности, знания студентов о научном познании, его функциях и способах осуществления учебного исследования, знания студентов о возможных способах поиска, обработки и использования информации, знания студентов о возможных способах творческого разрешения проблемы исследования.

Показатели критерия развития процессуального компонента - это умение работать с информацией (поиск и сбор нужной информации, ее оценка по степени важности для исследования; применение и оперирование найденной информацией); логические умения: умения, с помощью которых студенты способны применять известные методы научного познания (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, аналогия, классификация, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез и др.); умение творчески решать проблемы исследования (нестандартный подход к решению проблемы исследования; умение находить несколько решений проблемы и выбирать наиболее оптимальное); умение правильно оформлять результаты проведенного исследования (формулировать методологический аппарат исследовательской работы, структурировать собранный материал в параграфы и главы, формулировать выводы и результаты исследований).

Показатели критерия развития рефлексивного компонента - это осознание студентами себя как субъекта исследовательской деятельности; осознание студентами цели, задач и предполагаемых результатов исследовательской работы; оценка готовности к выполнению учебного исследования; осознание студентами ответственности за проделанную исследовательскую работу.

Уровень развития каждого показателя, а также общий уровень развития у студентов исследовательской компетентности оценивался по трехбалльной порядковой шкале (1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень). Уровень развития каждого из выделенных двенадцати показателей также оценивался по трехбалльной шкале, общий уровень которых приведен в таблице «Комплексная оценка уровня развития исследовательской компетентности и ее компонентов» в работе [3]. Высокий уровень развития исследовательской компетентности имеет студент, получивший три балла. Для студента с таким уровнем характерны стойкая осознанная потребность в овладении дополнительными знаниями, интерес к способам овладения информацией, потребность в реализации творческих способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании. Приступая к исследованию, он имеет определенный уровень знаний по исследуемому объекту, знаком с алгоритмом исследования и большинством методов научного познания. Средний уровень развития исследовательской компетентности имеет студент, получивший два балла. Студент оценивает исследовательскую работу как одно из обычных занятий, хотя очень часто видит прагматическую пользу от исследовательской деятельности при обучении в вузе, но не имеет желания связывать с ней профессиональную жизнь. Низкий уровень развития исследовательской компетентности имеет студент, набравший один балл. Степень выраженности потребности в самостоятельном исследовании - средняя или низкая. Студент проводит исследовательскую работу не по собственному желанию, а по требованию преподавателя, т.е. не видит смысла своего участия в исследовании. Следуя алгоритму, предложенному преподавателем, такой студент, как правило, допускает большое количество ошибок, которые влияют на общее качество работы. Студент с низким уровнем исследовательской компетентности предпочитает действия репродуктивного характера по заданному образцу, он не умеет работать с информацией, при оформлении результатов исследования у студентов наблюдаются такие ошибки, как несоответствие темы работы ее содержанию, нарушение логики в изложении материала и т.п. Студент не видит пользы от исследовательской деятельности как в вузе, так и в дальнейшем.

Результаты диагностики исходного уровня развития исследовательской компетентности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития исследовательской компетентности у студентов колледжа до эксперимента

Уровень развития исследовательской компетентности Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %

Низкий 65 53

Средний 31 40

Высокий 4 7

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что уровень развития исследовательской компетентности у студентов колледжа экспериментальной и контрольной групп в основном представлен низким и средним уровнем. Анализ приведенных данных показывает, что в колледже нет целенаправленной подготовки студентов к проведению самостоятельных исследований, студенты не владеют необходимым уровнем развития исследовательской компетентности.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что исходный уровень развития исследовательской компетентности у студентов колледжа не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к современному специалисту. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в целом данные экспериментальной и контрольной групп не имеют существенных отличий (и в экспериментальной, и в контрольной группах - средний и низкий уровень развития исследовательской компетентности).

В нашем исследовании развитие исследовательской компетентности реализовалось в рамках курса «Математика», разработанного для студентов 1-2 курсов и рассчитанного на 68 ч.

Основными дидактическими принципами, положенными в основу разработки методики проведения занятий по математике, являются принципы преемственности и последовательности, системности, индивидуализации и дифференциации, интеграции учебных планов и программ [2, с. 63].

В соответствии с перечисленными выше принципами нами были выделены педагогические условия, оказывающие значительное влияние на развитие исследовательской компетентности студентов: учет условия сформированности исследовательской компетентности студентов колледжа, их возрастных и индивидуальных

особенностей, деятельностный и личностноориентированный подходы.

Формирование готовности к исследовательской деятельности студентов на занятиях по математике проходит следующие этапы: мотивационный (применение и демонстрация практической значимости математических знаний, выполнение математических заданий с анализом и особенностями творческих подходов к их решению, построение системы взаимосвязанных заданий, низкая регламентация поведения в исследовательской деятельности), подготовительный (постановка и поиск решения заданной задачи, сбор и анализ данных, выдвижение гипотез, проверка решения), исследовательский (актуализация множественности решений на основе однозначности данных, прогноз результатов, поиск решения поставленной задачи, проверка гипотез, оформление результатов) и оценочный (представление выводов в соответствии с полученными результатами, применение выводов к новым данным, анализ обобщений, корректировка результатов).

Формирующий этап педагогического эксперимента заключался в преподавании математического курса в экспериментальной группе с учетом всех особенностей построенной модели развития исследовательской компетентности, в контрольной группе аналогичный по содержанию курс проводился без использования модели. Поскольку условия обучения в экспериментальной и контрольной группах были одинаковыми, то было сделано предположение, что если появятся существенные различия в когнитивной и процессуальной сферах студентов, то их можно будет считать результатом экспериментального исследования.

За период формирующего эксперимента произошли значительные изменения в уровне развития исследовательской компетентности студентов, что показывают результаты, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение контрольной и экспериментальной групп на формирующем этапе эксперимента

Группы Качество знаний по математике Домашние задания поисковой направленности Решение исследовательских задач Олимпиадное движение по математике

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

ЭГ 32 65 10 31,25 4 12,5 2 6,25

КГ 35 63 5 14,28 0 Q Q Q

У учащихся экспериментальной группы отмечен значительный рост в участии в олимпиадах, в уровне учебной мотивации, качестве знаний по математике. В контрольной группе поло-

жительные изменения произошли в силу повысившейся учебной мотивации (более тщательном выполнении домашних заданий, в т.ч. поисковой направленности).

Таблица 3

Уровень развития исследовательской компетентности у студентов колледжа после эксперимента

Уровень развития исследовательской компетентности Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %

Низкий 45 49

Средний 44 42

Высокий 11 9

Дальнейшая работа по развитию исследовательской компетентности студентов колледжа проводится согласно описанной модели с применением информационно-коммуникационных технологий.

Литература

1. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004.

2. Павлова Е.Б. О формировании исследовательских компетенций в системе «колледж-вуз» // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - Вып. 15.

3. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук. -Улан-Удэ, 2010.

Павлова Елена Бадмаевна, старший преподаватель кафедры высшей математики ВСГУТУ. 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в, тел. 214774. E-mail: pavlova2607@mail.ru

Pavlova Elena Badmaevna, senior lecturer, department of higher mathematics, East Siberian State University of Technologies and Management. 670013, Ulan-Ude, Kluycvhevskaya str., 40v.

УДК 37.015.3

© Л.Х. Цыбикова

Идентичность личности как многомерная компетенция

В статье с примордиалистских позиций вводится понятие «многомерная идентичность личности», которая включает экологическую, этническую и гражданскую идентичности, и доказывается, что именно мультикуль-турализм в образовании является единственным эффективным способом формирования идентичности.

Ключевые слова: многомерная идентичность, экологическая, этническая, региональная, гражданская идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.