Научная статья на тему 'Основные теоретические положения профессионального развития будущих математиков-программистов'

Основные теоретические положения профессионального развития будущих математиков-программистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / FUNDAMENTAL DEVELOPMENT OF EDUCATION / PROFESSIONAL AND KEY COMPETENCES / PROBLEM TASKS / PROBLEM SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очиров М. Н., Бадмаева Э. С.

В статье изложена модель компетентностного подхода к профессиональной подготовке математиков-программистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic theoretical conditions of professional progress of the future mathematicians-programmers

In the article a model of competence approach to professional training of mathematicians-programmers is stated.

Текст научной работы на тему «Основные теоретические положения профессионального развития будущих математиков-программистов»

формирования адекватный самооценки степени своей готовности к разрешению проблемных ситуаций.

Таким образом, компетентностный подход в образовании представляет собой инновационную компетенцию, предполагающую новый тип результата образовательной деятельности - компетенции - как умения разрешать проблемные ситуации в учебной и внеучебной сфере. Его реализация основана на системе проблемных заданий, выполнение которых рассчитано на формирование заданной компе-

тенции и допускает управление процессом этого формирования.

Литература

1. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие / под ред. А.А. Матюшкиной. -М.: КДУ, 2009.

2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

3. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005.

Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757, e-mail: mochirov@mail.ru

Ochirov Mikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 378.016 © М.Н. Очиров, Э. С. Бадмаева

Основные теоретические положения профессионального развития будущих математиков-программистов

В статье изложена модель компетентностного подхода к профессиональной подготовке математиков-программистов.

Ключевые слова: фундаментализация образования, профессиональные и ключевые компетенции, проблемные задания, проблемные ситуации.

M.N. Ochirov, E.S. Badmaeva

The basic theoretical conditions of professional progress of the future mathematicians-programmers

In the article a model of competence approach to professional training of mathematicians-programmers is stated.

Keywords: fundamental development of education, professional and key competences, problem tasks, problem situations.

Информатизация стала атрибутом жизни как общества в целом, так и каждого члена общества. Это востребовало компетентных специалистов по информационным системам. Поскольку многие профессии в этой области не имеют корней в профессиональной культуре общества, то профессиональная подготовка математиков-программистов требует всесторонней теоретической и технологической разработки с позиций современных требований.

Важным требованием является фундамента-лизация профессионального образования специалистов в области информатизации, означающая овладение не только профессиональными, но и ключевыми компетенциями для разрешения проблемных ситуаций как в профессиональной

деятельности, так и в других сферах жизни. Решение данной проблемы требует, во-первых, тщательного отбора содержания образования в соответствии с подходом, когда привлекаются только те знания, которые нужны для формирования востребованных компетенций. Во-вторых, важное значение имеет способ представления этого содержания. Одним из эффективных способов представления содержания образования служит его интеграция, когда профессиональные и непрофессиональные знания образуют единый модуль, усвоение которого предполагает проблемный подход, реализуемый в процессе выполнения проблемных заданий, рассчитанных на возникновение проблемных ситуаций. Разрешение этих проблемных ситуаций приводит к фор-

М.Н. Очиров, Э.С. Бадмаева. Основные теоретические положения профессионального развития будущих математиков-

программистов_

мированию желаемых профессиональных и таких ключевых компетенций как ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, конкурентоспособность, предприимчивость и др.

Успех представления содержания образования для достижения цели во многом зависит от характера взаимодействия между преподавателем и студентом. В личностно-развивающем обучении это взаимодействие должно быть диалогическим, предполагающим совместное обсуждение проблемной ситуации, умение слушать и слышать друг друга. В контексте диалогического общения возможно глубинное педагогическое понимание друг друга, подлинное партнерство. В режиме диалогического общения в системе «преподаватель-студент» реализуется технология педагогической поддержки, в процессе которой актуализируется внутренний потенциал личности студента для преодоления трудностей.

Обязательным элементом современной системы образования является компетентностный подход, при котором результатом образовательной деятельности служат компетенции, а не знания, как прежде. Такой подход делает цель образования более конкретной, практически-ориентированной, однако достижение этой цели требует больших усилий, поскольку содержанием образования становятся способы деятельности, приводящие к овладению компетенциями. Овладение каждой компетенцией, профессиональной или ключевой, требует своего способа деятельности в обучении.

Исходя из изложенных положений, нами разработана система профессионального развития будущих математиков-программистов.

Одним из основных элементов этой системы является содержание обучения, включающее актуальные знания из таких учебных дисциплин, как математика, философия, психология и компьютерные науки. Содержание обучения сосредоточено в учебных модулях, которые усваиваются в процессе выполнения проблемных заданий, требующих тех или иных способов умственной или практической деятельности.

Особенность компетентностного подхода состоит в том, что основные усилия требуются для разработки содержания обучения, представленного в учебных модулях. Такие элементы системы, как проблемный подход, индивидуализация и самостоятельность обучения, контроль и управление педагогическим процессом, рефлексия, мотивация учебной деятельности, осуществляются без видимых усилий со стороны преподавателя. Роль преподавателя состоит в обеспе-

чении адекватного взаимодействия в системе «студент-компьютер-преподаватель». При этом преподаватель всегда открыт для общения и педагогической поддержки.

Многие модули представляют собой проблемные задания, требующие реализации метода математического моделирования, включая построение математической модели, разработку алгоритма решения задачи, составление программы по разработанному алгоритму, отладку и тестирование программы, оценку точности полученного результата. В методе математического моделирования находят реализацию все элементы компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов по различным направлениям, освоение как профессиональных, так и ключевых компетенций в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования.

Особое значение мы придаем формированию у студентов потребности в непрерывном образовании в течение всей жизни, поскольку именно информационные системы претерпевают постоянное и бурное развитие.

В нашей модели мы предполагаем формирование мотивационного, творческого, рефлексивного, информационного и коммуникативного компонентов профессиональной компетентности специалистов по информационным системам.

Мотивационный компонент означает формирование устойчивых мотивов профессионального самосовершенствования. Творческий компонент рассчитан на развитие творческих способностей для разрешения проблемных профессиональных ситуаций. Рефлексивный компонент подразумевает постоянное самопознание, самооценку и формирование «Я-професси-онального». Информационный компонент означает развитие умений работы с информацией. Коммуникативный компонент включает умения излагать собственную точку зрения на ситуацию, слушать доводы своих коллег и принимать правильные решения проблемы.

Таким образом, нами разработана инновационная модель профессионального развития будущих математиков-программистов, в которой устранены недостатки традиционных способов педагогической деятельности в данной сфере профессионального образования и реализация которой по результатам диагностики приводит к существенному повышению качества профессиональной подготовки специалистов.

Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757, e-mail: mochirov@mail.ru

Ochirov Mikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

Бадмаева Энгельсина Сергеевна, старший преподаватель кафедры информационных технологий, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Badmaeva Engelsina Sergeevna, senior lecturer, department of informational technologies, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 378.016 © Е.Б. Павлова

Диагностика уровня развития исследовательской компетентности студентов колледжа

В статье описан педагогический эксперимент по формированию исследовательской компетентности у студентов технологического колледжа. Приведен анализ результатов эксперимента, показаны этапы формирования готовности студентов к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, студенты колледжа, педагогические условия, эксперимент, критерии, показатели.

E.B. Pavlova

Diagnostics of a level of research competence development of college students

In the article a pedagogical experiment on formation of research competence at students of technological college has been described. The analysis of results of experiment is provided, the stages of formation of students readiness to research activity are shown.

Keywords: research competence, students of college, pedagogical conditions, experiment, criteria, indicators.

В условиях развития информационного общества, постоянного роста использования информационных технологий, существенного изменения характера и видов профессиональной деятельности все большее значение приобретает развитие способности специалиста к использованию исследовательского подхода при решении производственных задач.

Согласно новой «Образовательной модели 2020», в системе профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования (СПО) меняются представления об образовательных результатах, профессиональная подготовка студентов системы СПО по математике в большей степени ориентируется на потребности работодателей в специалистах, способных самостоятельно и эффективно работать с большими объемами информации, имеющих необходимые профессиональные компетентности и владеющих навыками сетевого взаимодействия, исследовательской деятельности в области современных технологий на основе принципа сотрудничества.

В связи с этим в процессе обучения СПО по математике актуальной становится задача подготовки такого студента, у которого среди профессионально значимых качеств и умений работать в сотрудничестве при реализации межсетевого

взаимодействия имеет место исследовательская компетентность.

Как организовать такое обучение? Практика работы в школе, колледже и вузе привела нас к убеждению, что методу нельзя научить, рассказывая о нем или приводя примеры его применения другими людьми, он может быть освоен только в действии.

Нами проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами технологического колледжа Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, целью которой явилась апробация технологии развития исследовательской компетентности обучающихся. В контрольную группу входили студенты группы 19-2 (всего 35 чел.), в экспериментальную группу вошли студенты группы 19-1 (всего 32 чел .).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа (констатирующий и формирующий) [1, с. 18]. Целью констатирующего эксперимента было определение у студентов колледжа исходного уровня исследовательской компетентности. Общее число студентов, принявших участие в констатирующем эксперименте в течение 2007-2008 гг., составляет 67 чел.

Следуя Н.А. Федотовой [3, с. 89], рассматриваются следующие критерии оценки уровня ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.