Научная статья на тему 'Деятельность Комиссии для обследования положения продовольственного дела в Петрограде в 1917 году'

Деятельность Комиссии для обследования положения продовольственного дела в Петрограде в 1917 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕТРОГРАД / 1917 / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ВОПРОС / ПЕТРОГРАДСКАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ УПРАВА / КОМИССИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ДЕЛА / МИХАИЛ ВИЛЬЯМОВИЧ БЕРЕНШТАМ / PETROGRAD / FOOD ISSUES / SPECIAL COUNCIL ON FOOD SUPPLY IN PETROGRAD / COMMISSION FOR THE EXAMINATION OF THE FOOD SITUATION / M. BERENSHTAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Ольга Николаевна

Статья посвящена рассмотрению состояния продовольственной ситуации в Петрограде, в частности деятельности Петроградской продовольственной управы и Комиссии для обследования продовольственного дела в Петрограде в 1917 г. Целью Комиссии являлась ревизия продовольственного дела для улучшения продовольственного положения в столице. Одной из основных причин, побудивших Временное правительство создать Комиссию, была критика деятельности Петроградской Центральной продовольственной управы и ее руководителя В. Г. Громана. Так, работников управы упрекали в массовой порче продуктов, растрате средств и других злоупотреблениях. Резолюции Комиссии касались документационного обеспечения деятельности Управы, запасов продовольствия в столице и проблем распределения продуктов в Петрограде, они передавались в министерство продовольствия. Возглавлял Комиссию М. В. Беренштам, один из товарищей министра продовольствия Временного правительства. В статье проанализирован состав Комиссии, деятельность ее секций и те методы, которые были предложены для решения продовольственного вопроса в 1917 г. Особого внимания заслуживает рассмотрение реакции населения Петрограда, в частности домовых комитетов города, на решение проблем распределения продуктов и введение карточной системы. Комиссия для обследования продовольственного дела в Петрограде начала свою деятельность 3 августа и завершила ее 23 сентября 1917 г. В результате работы она пришла к выводу о безосновательности большинства слухов о неэффективной деятельности Управы и ее председателя. Вместе с тем выводы Комиссии были сходны с комментариями членов Управы, которые объясняли тяжелое продовольственное положение в столице причинами общего характера государственным кризисом и расстройством транспорта. В целом в ситуации 1917 г. ни Управа, ни Комиссия не смогли решить продовольственный вопрос в Петрограде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Commission for the Examination of the Food Situation in Petrograd in 1917

The article is devoted to examination of food situation in Petrograd, particularly of activity of the Special Council on Food Supply and Commission for the examination of the food situation in Petrograd in 1917. The aim of the Commission was the inspection and improvement of the food situation in the capital city. One of the major causes why The Russian Provisional Government established the Commission was the criticism of activities of The Special Council on Food Supply and its head W. Groman. In particular, the workers of Council were accused of mass spoilage of food, embezzlement and other abuses. The resolutions of the Commission concerned providing necessary documentation for the Council’s activity, the food supplies in the capital city and the problems of food distribution in Petrograd. Those resolutions were handed over to Ministry of Food. The Commission was led by M. Berenshtam, one of the assistants of the Minister of Food of The Provisional Government. The article analyses the composition of the Commission, activities of its sections and the means that were suggested in order to solve the food issues in 1917. Special attention should be paid to reaction of citizens of Petrograd particularly of house committees of the city to solving of food distribution problems and to rationing. The Commission for the examination of the food situation in Petrograd started its work on the 3rd of August and fi it on the 23rd of September 1917. As a result of the inspection the Commission came to the conclusion that most of the rumors about ineffective activities of the Council and its chairman were unfounded. The conclusions of the Commission were similar to the comments of the Council’s members, when the hard food situation was explained by reasons of a general character. In particular, by the crisis and disarrangement of transport. At the same time neither the Council nor the Commission could resolve the food problems in Petrograd in 1917.

Текст научной работы на тему «Деятельность Комиссии для обследования положения продовольственного дела в Петрограде в 1917 году»

РОССИЯ в ВОЙНАХ И РЕВОЛЮЦИЯХ XX ВЕКА

О. Н. Кузнецова

Деятельность Комиссии для обследования положения продовольственного дела в Петрограде в 1917 году

Кузнецова Ольга Николаевна

кандидат

исторических наук, доцент,

Санкт-Петербургский

государственный

университет

(Санкт-Петербург,

Россия)

Столетие событий Февральской и Октябрьской революций 1917 г. заставляет вновь обратиться к изучению исторического наследия данного периода, открыть новые подходы и ввести в научный оборот ранее не использовавшиеся исторические источники.

Сложное продовольственное положение, сложившееся в Петрограде в 1917 г., а также критика деятельности Продовольственной управы города вынудили Временное правительство создать структуру для обследования деятельности Управы, а также для улучшения продовольственного положения в столице в целом. Приказом министра продовольствия Временного правительства А. В. Пешехонова 3 августа 1917 г. была образована Комиссия для обследования положения продовольственного дела в Петрограде1. Целью Комиссии была ревизия продовольственного дела и деятельности Петроградской Центральной продовольственной управы (далее — ЦПУ). На Комиссию возлагались: 1) исследование проблем снабжения Петрограда продовольствием и его распределения; 2) обследование деятельности Петроградской ЦПУ; 3) поиск мер для улучшения продовольственного положения в столице.

Комиссия имела право требовать документы Управы для ознакомления, осматривать и проверять запасы продовольствия, а также приглашать экспертов для специальных

©О. Н.Кузнецова, 2017

https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2017.402

заключений. Свои резолюции она должна была передавать в письменной форме министру продовольствия. За весь период работы Комиссия провела 12 заседаний, работала с 3 августа по 23 сентября 1917 г. и была закрыта приказом С. Н. Проко-повича с приходом его на пост министра продовольствия.

Одной из причин создания Комиссии была неэффективная деятельность Петроградской продовольственной управы, которая вызвала резкую критику со стороны населения. В частности, работников Управы упрекали в массовой порче продуктов, растрате средств и других злоупотреблениях2. Авторы книги «Петроград на переломе эпох» приводят следующую характеристику Продовольственной управы: «Демократическая Управа была представлена столичной прессой как собрание невежественных своекорыстных и во всех отношениях зловредных людей»3. В журнале «Продовольствие и снабжение» вышла оправдательная статья, где отмечалось: «Под рукой беспристрастного органа (Комиссии. — О. К.) пали все обвинения, выдвинутые невежественными людьми, против тех, кто, начиная с первых дней революции, при невероятных трудностях кормили 2,5 млн город»4.

Работы советских историков также содержат ценный фактический материал, касающийся решения продовольственного вопроса в Петрограде в 1917 г. Прежде всего следует выделить монографию П. В. Волобуева, посвященную экономической политике Временного правительства. Он рассматривал деятельность министерства продовольствия через призму хлебной монополии, обращая внимание на деятельность Общегосударственного продовольственного комитета (далее — ОПК) и продовольственного аппарата на местах5. Характеризуя историографию социально-экономической политики Временного правительства в 1960-1980-х гг., С. Ю. Малышева отмечает, что продовольственная проблема в этот период рассматривалась опосредованно — «через борьбу крестьянства против продовольственной политики»6. Вместе с тем задача формирования государственного аппарата Временного правительства анализировалась в ряде работ. Первые публикации выпустили современники событий, в частности Я. М. Букшпан, который являлся разработчиком проекта закона о хлебной монополии7. Автором серьезного исследования экономического положения России был советский историк А. Л. Сидоров; в его монографии гл. 3 посвящена сельскому хозяйству во время войны и продовольственному кризису периода Временного правительства8. В. М Кручковская также затрагивала проблему снабжения Петрограда продовольствием, упоминая о создании Общегородской продовольственной комиссии, которую возглавил меньшевик Громан, и об организации центрального продовольственного комитета (далее — ЦПК)9. В книге Т. М. Китаниной дан анализ продовольственного положения Временного правительства и упоминаются работа Продовольственной комиссии и деятельность ЦПУ в связи с постановкой учета продовольственных карточек10. Очерк современного петербургского историка А. Б. Николаева «Государственная Дума и Февральская революция: 27 февраля — 3 марта 1917 г.» среди прочих затрагивает и продовольственный вопрос периода 1917 г.11 Вместе с тем для изучения структуры продовольственных органов Временного правительства были привлечены «Журналы заседаний Временного правительства»12, которые дают сведения о текущих делах министерства продовольствия, а также сборник протоколов Петроградского Центрального продовольственного комитета13.

Сразу после февральских событий, весной 1917 г. в Петрограде был создан Центральный продовольственный комитет, вокруг которого сгруппировались все организации, занимавшиеся продовольственными вопросами в Петрограде. Исполнительным органом Центрального продовольственного комитета стала Центральная продовольственная управа. Председателем Управы был В. Г. Громан, которого даже называли «продовольственным диктатором Петрограда»14. Еще одной причиной создания Комиссии стали поступающие в адрес министерства продовольствия письма и жалобы на деятельность В. Г. Громана и Управы в целом. Ремесленницы Петрограда в августе 1917 г. писали: «Мы возмущаемся порядком выдачи продуктов по карточкам г-на Громана, которому не приходило на ум постоять в очереди 6 часов и получить 1/2 фунта крупы на неделю»15. Домовые комитеты Петрограда отмечали: «Нормы потребления продуктов, установленные управой, похожи на издевательство»16. Такая реакция на введение нормированного распределения продуктов лишь подчеркивает остроту продовольственной проблемы в столице. В Петрограде появились сплетни о «воровстве Громана», о порче по вине Управы огромных партий продовольствия. Дело дошло до ограбления квартиры председателя Продовольственной управы; кроме того, эти обвинения заставили правительство назначить ревизию Управы17.

В результате ревизии Комиссия пришла к выводу, что слухи не имеют оснований и порочат имя В. Г. Громана. Единственный упрек, который прозвучал в адрес Управы со стороны Комиссии, — это отсутствие бережливости в расходовании средств. Так, в отчете Комиссии указывалось, что содержание продовольственной организации в Петрограде, включая агентуру, районные организации и оплату труда, превышало 2 млн руб. в месяц, что составляло внушительную сумму18. Вместе с тем «нехозяйственность» Управы выражалась в том, что она понесла 4 млн руб. убытков; члены Управы объясняли это «утечкой, утруской и распыловкой продуктов», а также колебанием цен.

Для ревизии Управы в состав Комиссии для обследования продовольственного дела были приглашены представители различных структур, а также общественности, что было характерно для периода лета 1917 г. Так, в число членов Комиссии вошли: уполномоченные от центральной Городской думы — Е. А. Завадский, А. Н. Будников и Н. П. Федоров; представители штаба Петроградского военного округа — С. Н. Осипов, М. Т. Герасимов; делегаты от бирж — Л. Т. Шлюпиков, А. И. Штейман, А. М. Максутов и В. П. Кузьмичев; от Всероссийского центрального исполнительного комитета совета рабочих и солдатских депутатов — П. А. Ковалев, Б. А. Шаров, Г. В. Шуб; от Петроградского союза потребительских обществ — А. А. Шнеерсон; от центрального бюро петроградских профсоюзов — И. С. Розовский; от министерства продовольствия — Н. П. Надеждинский, Я. А. Рейнфольд, Н. Ф. Макаров и А. И. Самойлов.

Среди целого ряда общественных деятелей особого внимания заслуживает личность председателя Комиссии для обследования продовольственного дела в Петрограде. Михаил Вильямович Беренштам (1872-1932) происходил из дворян Киевской губернии, окончил курс наук в Петроградском университете19. Его брат Владимир Вильямович Беренштам (1871-1931) был известным адвокатом, защитником эсера И. П. Каляева. В 1895 г. М. В. Беренштам был принят на службу

канониром в 6-ю батарею 9-й артиллерийской роты, в 1896 г. уволен в запас. Работал присяжным поверенным, в частности, известна его речь в Житомирском окружном суде от 18 июня 1907 г. по делу еврейского погрома в апреле 1905 г.20 В 1914 г. М. В. Беренштам был одним из составителей «Устава уголовного судопроизводства»21, в 1915 г. прикомандирован в юридическую часть Главного артиллерийского управления. В 1917 г. указом Временного правительства стал Директором второго департамента министерства юстиции, откуда уволен согласно прошению. Указом Временного правительства от 27 июля 1917 г. М. В. Беренштам был назначен товарищем министра продовольствия22. Указ о его увольнении был подписан 22 сентября 1917 г.23

Наиболее известна деятельность М. В. Беренштама на посту руководителя Комиссии для обследования продовольственного дела в Петрограде. Деятельность Комиссии была отражена в «Бюллетене министерства продовольствия». Так, 21 августа 1917 г. в № 37 при освещении работы пятой сессии Общегосударственного продовольственного комитета, прозвучали доклады С. Л. Тейтеля и А. А. Титова и телеграммы А. С. Лукомского, А. И. Деникина о недостаточных поставках продовольствия на фронт24. Вместе с тем 21-22 августа 1917 г. в ОПК были заслушаны доклады представителей министерства о снабжении Петрограда25. После доклада товарища министра продовольствия А. А. Титова о регулировании цен на сельскохозяйственные орудия и машины произошло повышение цен, несмотря на сопротивление представителей Советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Вдвое были повышены твердые цены на хлеб урожая 1917 г. (от размера цен, указанных в ст. 9 о хлебной монополии). Соответствующее постановление подписано А. Ф. Керенским и В. Н. Зельгеймом 27 августа 1917 г.26

Свою деятельность Комиссия для обследования продовольственного дела начала с того, что 2 сентября 1917 г. предложила Центральной продовольственной управе, представителям министерства и Подготовительной продовольственной комиссии при Петроградской городской думе сделать соответствующие доклады27. Были представлены: доклад В. Г. Громана, доклады членов Управы А. М. Алейникова, В. Е. Ландсберга и др.; не отрицая сложностей с продовольствием в Петрограде, докладчики указывали, что ответственность за такое положение не может быть возложена только на Управу, так как ею использованы все возможные средства по ослаблению продовольственного кризиса. Представители Управы объясняли тяжелое продовольственное положение прежде всего причинами общего характера, главные из которых — государственный кризис, расстройство транспорта, а также несогласованность действий местных органов. По заявлениям представителей Управы, они могли привлечь в столицу больше продуктов, если бы закупали их по ценам, превышающим твердые, однако идти по такому пути не представлялось возможным, так как означало бы разрушение общегосударственного продовольственного плана и привело бы к исчезновению продуктов. 18 августа состоялось третье заседание Комиссии при министерстве продовольствия, где прозвучали доклады членов Петроградской продовольственной управы о снабжении Петрограда мясом, рыбой, сахаром, маслом и другими продуктами, а также об организации распределения продуктов среди населения28.

Для оптимизации деятельности Комиссии по обследованию продовольственного дела в Петрограде ее работа была разделена по секциям: 1) организационной, 2) по распределению и 3) по снабжению. Как отмечалось, эти подкомиссии создавались «для подробного и непосредственного ознакомления комиссии с продовольственным делом». На практике члены Комиссии опрашивали руководителей Управы и знакомились с документами. Одной из непосредственных целей работы являлась разработка мер для ликвидации «хвостов очередей», неудовлетворительного распределения продуктов, а также оценка тех мер, которые были приняты Управой для привлечения продуктов в Петроград в течение 1917 г. Выводы Комиссии были сходны с объяснениями членов Управы: сложная ситуация с продовольствием в Петрограде сопряжена с общим кризисом, а недостаток продуктов объясняется слабым выполнением на местах нарядов министерства продовольствия.

Еще на первом заседании Комиссия для обследования продовольственного дела приняла решение обратиться к гражданам Петрограда с просьбой предоставить свои соображения о целесообразной постановке продовольственного дела, а также сообщить о замеченных упущениях в деятельности Петроградской Центральной продовольственной управы. Призыв был опубликован в 12 столичных газетах. В ответ поступило 215 заявлений различного характера от жителей города; например, 20 августа 1917 г. на имя А. Ф. Керенского и М. В. Беренштама поступила «Записка Е. А. Черняка» — издателя газеты «Хлебное дело»29. В ней предлагалось устранить изъяны в продовольственном деле, причем первым недостатком была названа хлебная монополия. Автор, считая себя специалистом-практиком, выступал за возврат торговцев в продовольственные органы, а также предлагал снять запрет на вывоз продуктов и твердые цены, что привело бы к ликвидации проблем с продовольствием.

Гражданский комитет и домовые комитеты Петроградской стороны предложили установить норму хлебного пайка, которым можно было обеспечить все население фактически, а не номинально30. Гражданские комитеты предлагали производить отпуск муки, а также выпечку и раздачу хлеба только через них, а при распределении по карточкам не делать никаких изъятий для отдельных лиц, учреждений и кооперативов. Отметим, что ежедневная порция хлеба за период с марта по июль в среднем не превышала 1 фунта на человека31. Однако в целом в заявлениях, поступивших от населения, несмотря на нападки в адрес В. Г. Громана, не содержалось конкретных указаний на какие-либо преступления со стороны Центральной продовольственной управы.

Еще одной из причин проверки Управы со стороны министерства продовольствия были многочисленные слухи о том, что Управа «сгноила продукты». Комиссии удалось проверить, что массовой порчи на складах не было, а слухи об этом объяснялись наличием просроченных продуктов, полученных от прежней продовольственной организации. Вместе с тем Комиссия отмечала, что из-за расстройства транспорта срок доставки скоропортящихся продуктов удлинился и они поступали в Петроград уже в испорченном виде. Также безосновательными оказались появившиеся в органах печати указания на самочинный характер Продовольственного комитета и Управы. Комиссия отмечала, что существующий

продовольственный Комитет вел свое происхождение от возникшей в первые дни революции и действительно нерегламентированной организации. Однако фактическое заведывание продовольственным делом в Петрограде было принято Комитетом и Управой от Исполнительной комиссии Городской думы лишь после утверждения министром земледелия Положения о продовольственной организации в Петрограде32.

Комиссия подчеркивала, что председатель Управы В. Г. Громан и другие члены Управы были избраны продовольственным комитетом на законных основаниях. Кроме того, в отчете Комиссии отмечалось, что жалование В. Г. Громана, составляющее 12 тыс. руб. в год, не является преувеличенным.

При решении продовольственной проблемы одним из наиболее острых был вопрос распределения продуктов. По мнению проверяющих, Управа избрала правильный путь введения карточной системы. Карточки должны были обеспечить справедливое распределение продуктов при условии прикрепления жителей к районам. Однако, по мнению Комиссии, действия Управы являлись недостаточно последовательными: она ввела карточки, установила формальные требования для их получения и предотвратила возможность одному лицу пользоваться разными карточками, но не ввела достаточного контроля за продавцами для учета купонов, что привело к злоупотреблениям со стороны органов распределения. Другим недостатком стало отсутствие гарантии получения продуктов по объявленной на карточке норме. Как отмечали члены Комиссии, нужно было уменьшить норму потребления по карточкам либо заменить один продукт другим, но так, чтобы потребитель знал, что причитающийся ему продукт будет получен в срок. В заключение Комиссия указывала на главную ошибку Продовольственной управы, которая основные усилия направляла не на то, чтобы потребитель получил все причитающееся ему количество продуктов, а на то чтобы он не получил лишнего. Такое понимание привело к появлению ненужных и раздражающих население мер, в частности обысков и реквизиций33. Вместе с тем Комиссия настаивала на создании сети домовых кооперативов для наведения порядка в деле распределения и уничтожения очередей, признавая при этом развитие сети закупочного аппарата, что являлось положительным аспектом деятельности Управы.

Проблема распределения продуктов была связана и с необходимостью ведения учета населения. Как отмечает петербургский историк А. И. Рупасов, дело учета населения в Петрограде было поставлено плохо. Только в августе 1917 г. Центральный продовольственный комитет пришел к убеждению в необходимости наведения в этом деле порядка и обязал домовладельцев, управляющих домами, и старших дворников в Петрограде и пригородах вести точную запись всех лиц, прибывающих в дома и выбывающих из дома34. Однако еще 7 июня 1917 г. Петроградская управа выпустила Постановление «Об учете населения и раздаче хлебных карточек», о чем свидетельствуют направленные председателю Комиссии М. В. Беренштаму резолюции собрания выборных домовых уполномоченных Рождественского района35. В них отмечалось, что недопустимо по отношению к лицам, работающим ради общественного блага, вводить подобные постановления36. Домовые комитеты не могли и не хотели брать на себя функции, которые им предписывал Продовольственный комитет и Продовольственная управа. Например,

представители домовых комитетов указывали, что домовые комитеты не являются «продовольственными комиссарами», а Постановление от 7 июня подрывает доверие населения к комитетам, противоречит принципам демократии и делает работу комитетов невозможной37. Так, в Комиссию по обследованию продовольственного дела было направлено обращение комитета Офицерской улицы от 20 августа 1917 г., где говорилось: «Практика показала несостоятельность работы ЦПУ. Система продажи продуктов по установленным ЦПУ таксам — это себе в убыток, из-за ЦПУ торговцы ликвидируют свои дела. Либо они должны начать торговать тайно, по завышенным ценам, но уже без карточек. Население видит в такой торговле возможность достать необходимые продукты, исчезнувшие из продажи»38. Эти факты подчеркивают сложности, с которыми столкнулись продовольственные органы при распределении продуктов и практике учета населения в столице. Ряд действий мог быть проведен только в момент выдачи карточек в июне 1917 г., но в целом Управа не обладала реальными возможностями контроля над ситуацией с продовольствием, хотя стремилась к принятию мер для ее разрешения.

Завершение деятельности Комиссии в сентябре 1917 г. было связано с уходом В. Г. Громана и М. В. Беренштама с занимаемых постов. 21 сентября 1917 г. М. В. Беренштам подписал постановление о прекращении деятельности Комиссии. Вместе с тем на смену Продовольственной управе 21 сентября 1917 г. пришло Петроградское особое продовольственное присутствие как исполнительный орган Городской думы39. Изменения произошли и в руководстве министерством продовольствия; несмотря на то что С. Н. Прокопович предлагал новый вектор развития, продовольственная проблема не была решена.

Во многом урегулирование проблем снабжения города и распределения продуктов было связано с особенностями революционной ситуации, а также с созданием многочисленных структур, большим количеством заседаний, проверок и т. п. Для решения продовольственной проблемы в столице предпринимались определенные меры, но попытки Продовольственной управы Петрограда найти новые методы решения продовольственных проблем были малоэффективны. Деятельность Комиссии для обследования продовольственного дела, имевшая целью провести ревизию Управы, не могла изменить ситуацию. Однако в ее работе были и положительные стороны: осуществлен контроль деятельности Управы, проведена оценка реализации карточной системы, установлен порядок распределения продуктов, а также проанализирована реакция населения города на попытки разрешить продовольственный кризис. Как уже упоминалось, Управу можно было упрекнуть в отсутствии бережливости в расходовании средств и значительных финансовых убытках, но в целом Комиссия констатировала, что злоупотреблений со стороны председателя и членов Управы не было, а нападки ничем не подтверждались.

Оценивая результаты деятельности продовольственной организации в Петрограде в 1917 г., следует отметить прежде всего обострение продовольственного кризиса и введение системы нормирования для обеспечения населения продуктами питания. Расстройство хозяйственной жизни имело негативные последствия для страны в целом. После событий февраля 1917 г. для улучшения продовольственного положения в столице были созданы ЦПК, ЦПУ и Комиссия

для обследования деятельности Управы, призванные выработать комплекс мер по снабжению столицы, поэтому в период 1917 г. вновь созданное продовольственное ведомство стремилось реализовать конкретный план мероприятий для выхода из сложившейся ситуации.

1 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 1783. Оп. 1. Д. 21.

Л. 99.

2 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее — ЦГИА СПб). Ф. 2214. Оп. 1. Д. 68. Л. 116.

3 Петроград на переломе эпох: город и его жители в годы революции и Гражданской войны: сб. очерков / С. Яров, Е. Балашов, В. Мусаев и др. М.; СПб., 2013. С. 211.

4 Ревизия Петроградской центральной продовольственной управы // Продовольствие и снабжение. 1917. № 6. С. 26-28.

5 Волобуев П. В. Экономическая политика Временного правительства. М., 1962.

6 Малышева С. Ю. Временное правительство России. Современная отечественная историография. Казань, 2000. С. 26.

7 Букшпан Я. М. Военно-хозяйственная политика: формы и органы регулирования народного хозяйства за время мировой войны 1914-1918 гг. М.; Л., 1929. С. 509.

8 Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М., 1973. С. 479.

9 Кручковская В. М. Центральная городская дума Петрограда в 1917 г. Л., 1986. С. 22.

10 Китанина Т. М. Война, хлеб и революция (продовольственный вопрос в России. 1914 — октябрь 1917 г.). Л., 1985. С. 302, 343.

11 Николаев А. Б. Государственная Дума и Февральская революция: 27 февраля — 3 марта 1917 г. // Первая мировая война и конец Российской империи: в 3 т. Т. 3. Февральская революция. СПб., 2014. С. 186-338.

12 Журналы заседаний Временного правительства. Март — октябрь 1917 г.: в 4 т. М.,

2001.

13 Сборник протоколов Петроградского Центрального продовольственного комитета с 2 марта по 20 сентября 1917 г. Пг., 1917.

14 Громан Владимир Густавович (1874-1940) — экономист, статистик. С 1898 по 1922 г. член РСДРП. В 1930 г. был арестован по делу о «Союзном бюро ЦК РСДРП(м)». Умер в Суздальском ИТЛ в 1940 г. По воспоминаниям А. Б. Мариенгофа, при А. Ф. Керенском в 1917 г. В. Г. Громан был «продовольственным диктатором Петрограда» (Мариенгоф А. Б. Бессмертная трилогия. М., 1999. С. 159).

15 ГАРФ. Ф. 1783. Оп. 1. Д. 60. Л. 2.

16 Там же. Л. 58.

17 Ревизия Петроградской центральной продовольственной управы // Продовольствие и снабжение. 1917. № 6. С. 26-28.

18 ЦГИА СПб. Ф. 2214. Оп. 1. Д. 68. Л. 117.

19 ГАРФ. Ф. 1783. Оп. 1. Д. 60. Л. 51 (копия формулярного списка).

20 Речи по погромным делам с предисловием проф. И. В. Лучицкого. Вып. 1. Киев, 1909.

С. 101.

21 Устав уголовного судопроизводства. СПб., 1914.

22 ГАРФ. Ф. 1783. Оп. 1. Д. 6. Л. 38.

23 Там же. Л. 55.

24 ЦГИА СПб. Ф. 2214. Оп. 1. Д. 68. Л. 25 (Бюллетень министерства продовольствия от 22 августа 1917 г. № 38).

25 Там же. Л. 34.

26 Там же. Л. 36.

27 Там же. Л. 112.

28 Там же. Л. 23.

29 ГАРФ. Ф. 1783. Оп. 1. Д. 60. Л. 7.

30 Там же. Л. 14.

31 Продовольствие и снабжение. 1917. № 4. С. 22.

32 ЦГИА СПб. Ф. 2214. Оп. 1. Д. 68. Л. 117.

33 Там же. Л. 119.

34 Петроград на переломе эпох... С. 215.

35 ГАРФ. Ф. 1783. Оп. 1. Д. 60. Л. 38.

36 Там же. Л. 41.

37 Там же. Л. 44.

38 Там же. Л. 58.

39 Петроград на переломе эпох. С. 212.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Кузнецова О. Н. Деятельность Комиссии для обследования положения продовольственного дела в Петрограде в 1917 году // Новейшая история России. 2017. № 4 (21). С. 22-31. УДК 93/94

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению состояния продовольственной ситуации в Петрограде, в частности деятельности Петроградской продовольственной управы и Комиссии для обследования продовольственного дела в Петрограде в 1917 г. Целью Комиссии являлась ревизия продовольственного дела для улучшения продовольственного положения в столице. Одной из основных причин, побудивших Временное правительство создать Комиссию, была критика деятельности Петроградской Центральной продовольственной управы и ее руководителя В. Г. Громана. Так, работников управы упрекали в массовой порче продуктов, растрате средств и других злоупотреблениях. Резолюции Комиссии касались документационного обеспечения деятельности Управы, запасов продовольствия в столице и проблем распределения продуктов в Петрограде, они передавались в министерство продовольствия. Возглавлял Комиссию М. В. Беренштам, один из товарищей министра продовольствия Временного правительства. В статье проанализирован состав Комиссии, деятельность ее секций и те методы, которые были предложены для решения продовольственного вопроса в 1917 г. Особого внимания заслуживает рассмотрение реакции населения Петрограда, в частности домовых комитетов города, на решение проблем распределения продуктов и введение карточной системы. Комиссия для обследования продовольственного дела в Петрограде начала свою деятельность 3 августа и завершила ее 23 сентября 1917 г. В результате работы она пришла к выводу о безосновательности большинства слухов о неэффективной деятельности Управы и ее председателя. Вместе с тем выводы Комиссии были сходны с комментариями членов Управы, которые объясняли тяжелое продовольственное положение в столице причинами общего характера — государственным кризисом и расстройством транспорта. В целом в ситуации 1917 г. ни Управа, ни Комиссия не смогли решить продовольственный вопрос в Петрограде.

Ключевые слова: Петроград, 1917, продовольственный вопрос, Петроградская продовольственная управа, Комиссия для обследования продовольственного дела, Михаил Вильямович Беренштам.

Сведения об авторе: Кузнецова О. Н. — кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия); o.kuznetsova@spbu.ru

FOR CITATION

Kuznetsova O. N. Activities of the Commission for the Examination of the Food Situation in Petrograd in 1917, Modern History of Russia, no. 4, 2017, pp. 22-31.

Abstract: The article is devoted to examination of food situation in Petrograd, particularly of activity of the Special Council on Food Supply and Commission for the examination of the food situation

in Petrograd in 1917. The aim of the Commission was the inspection and improvement of the food situation in the capital city. One of the major causes why The Russian Provisional Government established the Commission was the criticism of activities of The Special Council on Food Supply and its head W. Groman. In particular, the workers of Council were accused of mass spoilage of food, embezzlement and other abuses. The resolutions of the Commission concerned providing necessary documentation for the Council's activity, the food supplies in the capital city and the problems of food distribution in Petrograd. Those resolutions were handed over to Ministry of Food. The Commission was led by M. Berenshtam, one of the assistants of the Minister of Food of The Provisional Government. The article analyses the composition of the Commission, activities of its sections and the means that were suggested in order to solve the food issues in 1917. Special attention should be paid to reaction of citizens of Petrograd — particularly of house committees of the city — to solving of food distribution problems and to rationing. The Commission for the examination of the food situation in Petrograd started its work on the 3rd of August and finished it on the 23rd of September 1917. As a result of the inspection the Commission came to the conclusion that most of the rumors about ineffective activities of the Council and its chairman were unfounded. The conclusions of the Commission were similar to the comments of the Council's members, when the hard food situation was explained by reasons of a general character. In particular, by the crisis and disarrangement of transport. At the same time neither the Council nor the Commission could resolve the food problems in Petrograd in 1917.

Keywords: Petrograd, 1917, food issues, Special Council on Food Supply in Petrograd, Commission for the examination of the food situation, M. Berenshtam.

Author: Kuznetsova O. N. — Candidate of History, Associate Professor, St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia); o.kuznetsova@spbu.ru

References:

Bukshpan Ya. M. Voenno-khozjajstvennaja politika: formy i organy regulirovanija narodnogo khozjajstva za vremja mirovoj vojny 1914-1918 gg. (Moscow — Leningrad, 1929).

Kruchkovskaya V. M. Centralnaya gorodskaja duma Petrograda v 1917g. (Leningrad, 1986).

Kitanina T. M. Voyna, khleb i revoljucija (prodovolstvennyj vopros v Rossii. 1914 — oktjabr 1917 g.) (Leningrad,

1985).

Malysheva S. Yu. Vremennoe pravitelstvo Rossii. Sovremennaja otechestvennaja istoriografija (Kazan, 2000). Mariyengof A. B. Bessmertnaya trilogiya (Moscow, 1999).

Nikolaev A. B. 'Gosudarstvennaja Duma i Fevralskaja revoljucija: 27 fevralya — 3 marta 1917 g.', Pervajamirova-ja vojna i konec Rossijskoj imperii, Vol. 3: Fevralskaja revoljucija (St. Petersburg, 2014).

Petrograd na perelome epokh: gorod i ego zhiteli v gody revolyutsii i Grazhdanskoy voyny: sb. ocherkov.

S. Yarov. E. Balashov. V. Musayev et al. (Moscow — St. Petersburg, 2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sidorov A. L. Ekonomicheskoe polozhenie Rossii v gody Pervojmirovoj vojny (Moscow, 1973).

Volobuyev P. V. Ekonomicheskaya politika Vremennogo pravitelstva (Moscow, 1962).

Zhurnalyzasedaniy Vremennogo pravitelstva. Mart — oktyabr 1917 g., 4 vols. (Moscow, 2001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.