Научная статья на тему 'Детский сад и семья - территория партнерства'

Детский сад и семья - территория партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2461
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА / РОДИТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Т.З.

Идея о том, что детский сад и семья должны быть территорией партнерства, предполагает укрепление связи между родителями и ДОУ, нацелена на решение общей задачи воспитание гражданина и конкурентоспособной личности. В рамках ДОУ предполагается проведение различных мероприятий с использованием нетрадиционных форм организации родительского коллектива, расширение педагогических знаний детей и расширение сфер взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kindergarten and the family - territory of partnership

The idea that a kindergarten and a family should be a territory of partnership presupposes strengthened ties between the parents and the preschool institution; it is aimed at solving the general problem, that is to develop a citizen and competitive personality. Preschool education is expected to undertake various activities using nonconventional forms of organization of its parent group, the extension of the children’s educational knowledge and extension of cooperation areas.

Текст научной работы на тему «Детский сад и семья - территория партнерства»

Фадеева Т.З.

заведующий Детский сад №8 « Теремок» Нурлат, Россия

Детский сад и семья - территория партнерства

Аннотация

Идея «Детский сад и семья - территория партнерства» предполагает укрепление связи между родителями и ДОУ, нацелена на решение общей задачи - воспитание гражданина и конкурентоспособной личности. В рамках ДОУ предполагается проведение различных мероприятий с использованием нетрадиционных форм организации родительского коллектива, расширение педагогических знаний детей и расширение сфер взаимодействия.

Ключевые слова: детский сад, семья, партнерство, личность, детство, воспитание, проект.

Семья - ведущий фактор развития ребенка как личности, располагающая благоприятными условиями развития для эстетического воспитания, интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, формирования нравственных и эстетических, духовных и нравственных качеств, эмоциональной культурой и физического здоровья и она является традиционно главным институтом педагогики детства.

По мнению Леонтьева А.Н., первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности1. Семейная среда являет собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический - структура семьи; социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический -имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни2. Следует отметить, что в последние десятилетия современная семья переживала не лучшие времена. Происходящие в России социальный и экономические кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. На государственном уровне для помощи семье создаются различные программы, например, национальный проект «Российская семья» по поддержке семьи, материнства и детства. Однако помимо внешних факторов значимое влияние могут оказывать на семью как систему внутренние факторы. В частности, характеристики членов семьи такие, как, например, социально-психологические особенности родителей. Предполагается, что многие проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В

1 Леонтьев Д. А. Источник: http://WWW.psycology-online.net/articles/dos-961.html

2 Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000. С. 50

частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя. Наряду с семьей важную роль имеют общественные и государственные учреждения. Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых родителей и педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы возникающие в этом возрасте приводят к тяжелым последствиям. Задачи педагогов в условиях дошкольного учреждения помочь семье стать полноценным участником педагогического процесса в дошкольном учреждении и одновременно повысить педагогическую культуру родителей. Основные цели и задачи педагогического всеобуча для родителей: повышение педагогической культуры родителей путем проведения родительских собраний, бесед, консультаций, конференцией, посещение семей; - воспитание в родителях умения любить своих детей при постоянном совершенствовании личности самого родителя; активизация родителей; решение одной из актуальнейших проблем педагогики нравственного воспитания подрастающего поколения.

Однако, выявляются недостатки традиционных форм работы с семьей:

1. Недостаточная возможность индивидуального, дифференцированного подхода к семьям разного типа (благополучным и неблагополучным; полным и неполным; учёт местных и национальных компонентов).

2. Недоучёт интересов и потребностей родителей в знаниях дошкольной педагогики и психологии.

3. Чрезмерное подчинение господствующей догмам педагогики и психологии.

4. Отсутствие гибкости в проведении различных форм работы с семьёй.

5. Работа с родителями строится лишь на основе активных семей, а в стороне остается самая большая часть внешне пассивных, но наиболее нуждающихся в пропаганде педагогических знаний.

6. Родители не являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса в группе, а являются наблюдателями жизни детского сада и группы.

Исходя из выше сказанного следует отметить, что на современном этапе традиционные формы с семьёй необходимо совершенствовать и разнообразить. Одним из способов повышения эффективности взаимодействия с родителями можно представить авторский инновационный проект «Детский сад и семья-территория сотрудничества».

Внедрение данного проекта с нетрадиционными формами работы с семьей, убедительно доказывает, что они более эффективны и пользуются большой популярностью, как у педагогов, так и родителей. Все мероприятия построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка - поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В нашем ДОУ практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, они достаточно изучены и обобщены. Это даёт возможность педагогам из множества форм сотрудничества с семьёй выбрать целесообразные и актуальные для каждого возрастного этапа развития ребёнка и опыта конкретной семьи. Формы работы: организация семейных клубов (по содержанию - педагогическая гостиная, вечера за чашкой чая, встреча с замечательными людьми), проведение круглых столов (диспуты,

игры-тренинги, педагогические брифинги), изучение диагностирования (анкеты, тесты, и др.), а так же проведение консультаций (индивидуально по мере необходимости) обобщение передового опыта семейного воспитания (устный журнал «Расти здоровым, малыш», фотовыставка «Моя семья»), презентация наглядной информации (видео, аудио материалы по группе, библиотека семейного чтения), проведение заочной консультации (памятки, визитки и т.п.), организации лекторий (конференций, семинаров), Дней открытых дверей для родителей, проведение тематических и групповых досуговых дней.

Цель работы воспитателя в рамках инновационного подхода к взаимодействию с семьей в воспитании и развитии детей: помочь родителям пополнить знания педагогической и психологической культуры, во влечение родителей в учебно -воспитательный процесс. Основу проектной работы составляет раскрытие значимости различных форм работы с семьей: единство воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенности ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.

Как показывает практика, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании и обучении детей, испытывают определенные трудности. Задачи педагога помочь родителям в воспитании и обучении детей. Эффективно и целесообразно ввести перспективные планирование работы на 3 - 4 года основных лет пребывания ребенка в ДОУ. В результате внедрения инновационных форм отношении родителей к работе воспитателя ведет к тенденции роста доверия родителей к работе педагогов от 77% до 90% и выше. Очень перспективным кажется не только формообразующая часть, но и символизм работы с семьёй. С 1 младшей группы мы определились, и родители с нами согласились, что интересно было бы взять морскую символику в этом направлении: если по всему ДОУ - это «Семейная гавань», куда входят все группы детей и родителей, то для групп мы взяли названия «Катерок», как часть единого.

В результате повышается педагогическая культура и психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития, обучения и воспитания. Родители получают спокойствие и уверенность в успешном благополучном будущем своего ребенка; повышается интерес и участие взрослых в жизни детей дома и в детском саду; устанавливается контакт во взаимопонимании между взрослыми и детьми. В результате планомерной систематической работы ДОУ за последние три года имеет реальные результаты. Так в 2011 году работы детей и родителей были признаны как лучшими (I и II место) за лучший рисунок в конкурсе детских творческих работ «Пусть всегда будет солнце» по Нурлатского ЧЭС. В том же году наше ДОУ получило сертификат участника в рамках Республиканского конкурса «ЦМ-Чадо», где семьи воспитанников, в командах вели активную пропагандистскую деятельность по популяризации спорта и здорового образа жизни г. Казань. В 2012г. ДОУ стало победителем Всероссийского конкурса «Лучшее совместное мероприятие с родителями» проведенное в дошкольном учреждении в России» в номинации «За лучшее костюмирование» (II место). Также в 2012г., 5 наших воспитанников были награждены похвальными листами за участие в третьем международном конкурсе детских рисунков «Я люблю свою Родину», г.София, Болгария. Таким образом название проекта «Детский сад и семья - территория партнерства» из амбициозного проекта перерос в ежедневный и благодарный процесс в деле воспитания подрастающего поколения, где родители и педагоги рука об руку ведут детей в интереснейший мир познания, здоровья и социальной культуры в мир, где должны царить любовь, успех и понимание. Список литературы:

- Ссылка на статью в книге: Короткина И.И. Семья как фактор воспитания личности//Современное образование/ Под ред. Гринева Е.А. Москва, 2011г. С 143

- Ссылка на статью в журнале: Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении// Журнал Управление ДОУ. 2004г. №5. С.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.