Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста'

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8643
776
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ / ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пульникова Н.П., Меньшенина А.А.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания

и обучения детей дошкольного возраста

Пульникова Н.П.

Воспитатель Меньшенина А.А.

Старший воспитатель МБДОУПГО «Печеркинский детский сад» с. Печеркино, Пышминский район, Свердловская область, Россия

n.pulnikova@yandex. ru

Аннотация: Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Ключевые слова: семья, дети, взаимодействии семьи и дошкольного учреждения

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Национальная политика в области образования объявила образование сферой и ответственности государства, функционирование которого возможно благодаря социальному партнерству государства, общества, семей ( Гуров В.Н ,2003, с 52).

Каждая ступень образования обязана обеспечить историческую преемственность поколений, формирование культуры межличностных отношений, развитие творческих способностей, самореализацию, формирование трудовой мотивации, воспитание здорового образа жизни. Приоритетами государственной политики названы:

• Выполнение стандартов в области образования;

• Защита прав личности, физическая и психическая безопасность;

• Помощь семье.

Нормативные документы обязывают работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса (Закон «Об образовании», Федеральные государственные стандарты).

К сожалению, социально-экономические, политические, идеологические условия жизни населения таковы, что приоритеты семьи, детских родительских отношений, ответственность родителей за воспитание детей еще не являются доминирующими для части молодых современных родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь

ребёнку в развитии его потенциальных способностей и возможностей, с уважением и пониманием относясь, друг к другу.

В связи с этим нами были выявлены следующие противоречия:

- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия

- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Таким образом, возникла проблема: -найти такие формы и методы работы с семьей, которые помогут создать действующую модель сотрудничества ДОУ и семьи, направленную на формирование педагогической компетентности родителей и повышения качества воспитательного образовательного процесса.

Целью работы является теоретическое обоснование совместной работы ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей, повышение педагогической и психологической грамотности родителей.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 1990-е гг. Это было связано с реформой образования, которая отразилась на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В настоящее время в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые основываются на взаимосвязи детского сада и семьи. Дошкольным учреждениям и родителям предлагается объединить усилия для развития личности, как детей, так и взрослых. В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность.

По мнению О.Л. Зверевой, родители должны научиться грамотно, воспитывать детей, анализируя свою собственную воспитательную деятельность, находить причины педагогических ошибок, неэффективность используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующий его характеру и конкретной ситуации. Она считает, что от умения самокритично оценить себя как воспитателя зависят взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи. Исследователь предлагает родителям чаще пользоваться следующими методами: разбор педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной педагогической деятельности. По ее мнению, эти методы формируют активную позицию у детей, помогают увидеть свои ошибки и наметить пути их преодоления.

Этим же проблемам посвятила свои исследования Л. Ф. Островская. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников» — одна из самых интересных ее работ. Ее главная цель — помочь воспитателям детских садов в проведении семинаров-практикумов с родителями, которые позволяют им успешно овладевать педагогическими знаниями, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Островская утверждает: «Родители, обладающие педагогической культурой, стараются координировать внутрисемейные отношения так, чтобы эти отношения основывались на стремлении возвысить воспитательский авторитет каждого взрослого члена семьи».

Особенностям влияния внутрисемейных отношений на воспитание детей посвящены исследования С. И. Мусиенко. Она изучала проблему воспитания детей в неполной семье .Работа Е. П. Арнаутовой посвящена проблеме воспитания ребенка в условия повторного брака матери. Авторы рассматривают особенности эмоционального самочувствия ребенка в этой ситуации и предлагают использовать специальные методы влияния на психологический климат таких семей, делают вывод о том, что воспитание — процесс сложный и потому требующий комплексного подхода со стороны родителей и педагогов.

В связи с этим Л. А. Павлова предложила сделать детский сад открытой системой обучения для населения микрорайона по всем вопросам воспитания и развития ребенка. Т. А. Данилина изучила вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получать родители и воспитатели друг от друга. Оказалось, воспитателям требуется помощь организационного характера и активная деятельность родителей в решении проблем детского сада. Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а также в подготовке детей к школе. Большинство родителей жалуются на то, что не получают конкретных советов по поводу развития ребенка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям. Но в то же время родители значительно выше оценивают роль детского сада (по сравнению с семьей) в подготовке детей к школе и общению со сверстниками.

Исходя из трудностей по взаимодействию педагогов и родителей, Л. М. Кларина предложила открыть дискуссионные клубы и клубы по интересам для педагогов и родителей, спортивные секции для детей и родителей, библиотеки детской литературы и др.. Т. А. Данилина, в свою очередь, разработала рекомендации для работников дошкольных учреждений по проведению родительских собраний, психологического консультирования родителей и выступлению специалистов-педагогов на родительских семинарах. Она также считает, что целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Идею Т. А. Данилиной о создании программ, которые стали бы ориентиром, как для педагогов, так и для родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, поддерживают многие ученые.

В настоящее время создано большое количество отечественных и зарубежных программ, которые используются в работе современных образовательных дошкольных учреждений и обеспечивают разнообразные подходы к организации педагогического процесса в детском саду и взаимодействию с родителями воспитанников.

Однако их структурный анализ показывает, что в одних программах нечетко указаны задачи сотрудничества с родителями, в других — недостаточно конкретно методы и формы. Некоторые программы описывают преимущественно направления работы педагогического коллектива с детьми и в лучшем случае указывают на необходимость сотрудничества с их семьями. Например, программа «Радуга» не ориентирует на постоянное сотрудничество с родителями по всем разделам. А методы и формы взаимодействия-с родителями лучше всего описаны в разделах «Формирование привычки к здоровому образу жизни» и «Физическая культура». В то же время программа «Истоки» предлагает педагогу использовать разнообразные формы и методы сотрудничества ( Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А., 2005,44 с.).

Следует отметить, что в последнее время появилось несколько новых программ, адресованных одновременно и родителям, и педагогам. Например, программа «Из детства — в отрочество» (научный руководитель — Т. Н. Доронова). Она основана на глубоком контакте родителей и педагогов. В ее содержании четко и обстоятельно выявляется установка и взаимодействие с родителями, выделяются методы и форм сотрудничества. Однако не все современные программы, в том числе и вышеназванная,

снабжены полными комплекта» методических материалов. В связи с этим, самими педагогами проводится серьезная работа по выбору средств и методов, выстраиванию технологии взаимодействия с родителями (Доронова Т.Н.., ЖичкинаА.Е., 2006, 58 с .).

В качестве условий выбора эффективных методов и приёмов работы с родителями, формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада в настоящее время выделяются:

• формирование у родителей воспитанников установки! сотрудничество через знакомство их с результатами диагностики потенциалов развития их детей;

• согласование представлений родителей и педагогов о я задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье в процессе проведения проблемных семинаров;

• постановка специфических проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций

• обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;

• развитие интеллектуальной и творческой инициативы; детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих процессов.

Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником.

Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между детским садом, педагогами и родителями. ДОУ становится открытой системой для координации воспитывающих условий. Скоординировать усилия педагогов и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей совместной работы.

На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - в силу разного рода причин или социальных дефицитов, то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения.

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления воспитания и развития личности ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом. Проанализировав современное состояние проблемы - найти такие формы и методы работы с семьей, которые помогут создать действующую модель сотрудничества ДОУ и семьи, направленную на формирование педагогической компетентности родителей и повышения качества воспитательного образовательного процесса, можно констатировать, что организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно - образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых будет создаваться не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Библиография

1. Гуров В.Н. 2003. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М. 160 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. 1995. Общаться с ребенком. Как? М.

3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. 2005. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М. 144 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4. Доронова Т.Н. 2005. Вместе с семьёй. М.

5. Доронова Т.Н.., Жичкина А.Е. 2006. Координация усилий семьи и детского сада. М.

6. ЕвдокимоваЕ.С. 2008. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. 96 с.

7. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. Ростов-н/Д, 2002. 119 с.

8. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у. М. 1983. 76с.

9. Семейный кодекс Российской Федерации (краткий комментарий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.