Научная статья на тему 'Формирование педагогической культуры родителей дошкольников путем взаимодействия ДОУ с семьей'

Формирование педагогической культуры родителей дошкольников путем взаимодействия ДОУ с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5087
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Ю.Е.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья образовательное учреждение». Необходимость педагогического образования родителей дошкольников. Введение разнообразных форм и методов в процесс педагогического образования родителей. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в системе «ребенок-родители-педагог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of pedagogical culture of preschoolers’ parents through cooperation of preschool educational Institutions with the family

Creating a single educational and care space of “family an educational institution.“ The need for pedagogical education for preschoolers’ parents. The introduction of various forms and methods into the process of parents’ pedagogical education. Interaction of a preschool institution and the family in the “childparent-educator“ system.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической культуры родителей дошкольников путем взаимодействия ДОУ с семьей»

Орлова Ю.Е.

Педагог-психолог Детский сад «СВЕТЛЯЧОК» г.Котельники Аспирант

Академия социального управления

Москва, Россия

Формирование педагогической культуры родителей дошкольников путём взаимодействия ДОУ с семьёй

Аннотация: Создание единого воспитательно- образовательного пространства «семья - образовательное учреждение». Необходимость педагогического образования родителей дошкольников. Введение разнообразных форм и методов в процесс педагогического образования родителей. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в системе «ребенок - родители - педагог».

Ключевые слова: педагогическая культура родителей, формы работы с родителями, родительский клуб в ДОУ, педагогическая просветительская работа с родителями, совместная деятельность ДОУ и семьи.

Одной из задач модернизации отечественного образования определено создание единого воспитательно- образовательного пространства «семья -образовательное учреждение», что сопряжено с повышением требований к общей и педагогической культуре всех, кто причастен к воспитательно-образовательной деятельности подрастающего поколения, независимо от того, занимается он этой деятельностью профессионально или вне профессионально.

Педагогическая культура родителей - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. [7]

В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье [14].

Педагоги Зверева О.Л. и Кротова Т.В. определяют педагогическую культуру родителей как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам [4]. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания

и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру.

За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали педагоги Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др. Н. В. Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь». [4].

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, методистов, социальных педагогов, психологов зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. [10]

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям специалистов дошкольного образовательного учреждения, охотно будут устанавливать с ними контакт. Педагоги дошкольных учреждений должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит педагогов дошкольных учреждений перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и

представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.). [5]

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Родительский лекторий "Взаимодействие семьи и детского сада в интересах развития личности ребёнка", « Школа молодого родителя» и др. -способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.

Тематические встречи по обмену опытом воспитания детей « Отцы и дети», « Как воспитать настоящего гражданина», « Школа и семья в XXI веке». Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Организация родительского клуба «Компетентные родители» связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Заседания клуба для родителей- это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога и родителей. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Педагогу следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать такую обстановку, которая будет располагать «излить» душу.

Взаимодействие родителей и педагогов строится по 4 направлениям: Педагогический мониторинг (особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении)

Педагогическая поддержка ( знакомство родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития

Педагогическое образование родителей (развитие педагогической (психологической) компетентности)

Совместная деятельность педагогов и родителей (участие в жизни группы, детского сада) [1].

Основная цель этого взаимодействия - повышение активности родителей в подготовке детей к школе, систематизация имеющихся у них знаний, вооружение практическими приемами работы с детьми.

Очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения в этом случае выступает как воспитатель детей и партнер родителей. От правильного выбора форм работы дошкольных учреждений с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.

Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей. [9]

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми.

Педагогическая просветительская работа должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.

Педагоги дошкольного учреждения тем самым пытаются подвести родителей к осознанию своей роли как родителя, к внутреннему осмыслению своей родительской функции. То есть работа направляется на то, чтобы знания, информация, полученные от педагогов, психолога, литературных источников, стали внутренней составляющей личности родителя, приобрели

для них личностный смысл, побудили к действию, к преобразованию себя, а значит - и к совершенствованию своей родительской культуры.

Главная цель совместной работы заключается в изменении родительских установок по отношению к процессу развития и воспитания ребенка, восприятия самого ребенка, его личностно-индивидуальных особенностей. В ходе участия в совместной психокоррекционной работе дети и родители получают возможность актуализировать ранее скрытый потенциал личностного развития, достичь успеха в самоперестройке семейных отношений и практике семейного воспитания, оптимизировать способы и формы воспитания детей в семье. [12]

Кроме того, коррекционно-формирующая работа с родителями направляется на выработку более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, обусловленных данным возрастом, ликвидацию педагогической неграмотности, продуктивную реализацию арсенала средств общения с ребенком.

Педагогическая культура родителей, ее развитие и совершенствование, отражающееся в эффективном и гармоничном развитии ребенка, всецело зависит от самих родителей, от направленности их желаний, стилей и способов взаимодействия с ребенком.

В заключении хотелось бы отметить, что за последнее время, благодаря внедрению разнообразных форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей, сознательной, целенаправленной работы с родителями как с равноправными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей, происходит повышение педагогической культуры родителей, возрастает активность их участия в жизни дошкольного учреждения.

Список литературы:

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.

2. Дергачева О.М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - С. 26-30.

3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

4. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989. - 352с.

5. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Книга для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

6. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.

8. Петроченко Г. Г. «Педагогические ситуации в дошкольной педагогике», Минск, 1984.

9. Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. - 2005. - №4.-с.98-114.

10. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

11.Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319с.

12. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.