Научная статья на тему 'Детская духовная поэзия Кристофера Смарта'

Детская духовная поэзия Кристофера Смарта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИСТОФЕР СМАРТ / ДЕТСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЭЗИЯ / ГИМНЫ / АНГЛИЯ XVIII В / CHILDREN'S RELIGIOUS POETRY / CHRISTOPHER SMART / HYMNS / ENGLAND OF XVIII CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нечаева Екатерина Николаевна

В данной статье рассматриваются детские религиозные гимны выдающегося английского духовного поэта XVIII в. Кристофера Смарта. Являясь последним законченным произведением поэта, сборник детских религиозных гимнов отражает его теологические и философские взгляды и является важным для уточнения особенностей его художественного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детская духовная поэзия Кристофера Смарта»

циальным (деление общества на классы), ролевым (те роли, которые играют мужчины и женщины в жизни), личным (характер женщины, её темперамент, её психика, связанная с особенностями физиологии). Несомненно, требуется дальнейший тщательный анализ образной системы романа, чтобы конкретизировать эту богатую гендерную структуру произведения.

Примечания

1. См.: Bruce D. Radical Doctor Smollett. L., 1964; Tobias Smollett: Bicentennial Essays presented to Lewis M. Knapp / ed. by G. S. Rousseau and b. G. Bouce. N. Y., 1971; Grant D. Tobias Smollett: A Study in Style. Manchester, 1977; Rousseau G. S. Tobias Smollett: Essays of Two Decades. N. Y., 1982; Lewis J. Tobias Smollett. Cape, 2003.

2. Смоллетт Т. Приключения графа Фердинанда Фатома. М., 1967.

3. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966. С. 283.

4. См.: Карасик В., Ярмохина Е. Лингвокультур-ный тип «английский чудак». М., 2006.

5. См.: Selected Prose and Poetry of Lady Mary Wortley Montegu / ed. by Rise S. Bear. Chicago, 1996; Staves Susan. A Literary History of Women's Writing in Britain. Boston, 2006; Bluestocking Feminism Writings of the Bluestocking Circle 1738-1785. Vol. 6 / ed. by Gary Kelly. L., 1999.

УДК 821.111

E. H. Нечаева

ДЕТСКАЯ ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ КРИСТОФЕРА СМАРТА

В данной статье рассматриваются детские религиозные гимны выдающегося английского духовного поэта XVIII в. Кристофера Смарта. Являясь последним законченным произведением поэта, сборник детских религиозных гимнов отражает его теологические и философские взгляды и является важным для уточнения особенностей его художественного метода.

The given article dwells upon religious hymns for children by the outstanding English religious poet of the XVIII century Christopher Smart. Being the last complete work of the poet, the collection of children's religious hymns reflects Smart's theology and philosophy and is an important step in reconstructing his life and creativity.

Ключевые слова: Кристофер Смарт, детская религиозная поэзия, гимны, Англия XVIII в.

Keywords. Christopher Smart, children's religious poetry, hymns, England of XVIII century.

Кристофер Смарт, выдающийся духовный поэт Англии XVIII в. (1722-1771), в конце своего творческого пути обратился к жанру религиозного гимна. Последним законченным произведением

© Нечаева Е. Н., 2011

Смарта и своего рода подведением итогов его жизни как поэта и христианина является сборник Hymns for the Amusement of Children («Гимны для развлечения детей», 1771), который состоит из 39 законченных стихотворений. Смарт посвятил его второму сыну Георга III, получив на это высочайшее разрешение через королевского капеллана.

Большая часть стихотворений «Гимнов для развлечения детей» была написана, скорее всего, во время пребывания Смарта в долговой тюрьме, незадолго до его смерти. Сложно сказать, какие именно гимны были написаны поэтом до заключения или в его предсмертные дни. Определенно можно судить только о гимне Against Despair («Против отчаяния»), так как его публикация в журнале Gentleman' s Magazine сопровождалась заметкой о том, что стихотворение было написано поэтом в тюрьме King's Bench. Возможно, Смарт писал детские гимны в течение всей своей жизни, редактируя их по мере необходимости на разных этапах своего творчества.

В отличие от большинства поздних работ Смарта, его сборник гимнов для детей получил высокие оценки современников. Книга выдержала пять переизданий в Англии в течение XVIII в., была опубликована в США в 1795 г.

Смарт предназначал сборник гимнов для детской аудитории, указывая, что его цель - воспитание «добродетельных мальчиков и девочек» ("to make good boys and girls") [1]. Название сборника контрастирует с его содержанием: в гимнах раскрываются такие сложные теологические понятия и христианские символы и ценности, что вряд ли они могут «развлекать» ребенка. В то же время Смарт описывает собственные глубокие теофилософские идеи и искания во внешне простом поэтическом тексте. В «Гимнах для развлечения детей» он предвосхищает поэтическую технику «Песен невинности» У. Блейка. Действительно, гимны Смарта, как и стихотворения, вошедшие в цикл Блейка, написаны в простой стихотворной форме, по 4-5 строк в строфе. В них присутствуют приёмы параллелизма и аллитерации, что гармонично сочетается с самой формой. Здесь нет сложных фигур и тропов: Смарта, как и Блейка, больше волнуют простота языка и искренность звучания стихотворений. Мнения критиков по вопросу о доступности текста гимнов для детской аудитории неоднозначны. Однако краткость стихотворений сборника, наличие гравюр, иллюстрирующих их идейное содержание, свидетельствуют о том, что Смарт учитывал возрастные особенности потенциальной аудитории. Как подчеркнул Д. Дейви, в гимнах Смарта есть некая наивность, простодушие и открытость, которые и обеспечивают поэтическому тексту понятность и ясность [2].

Е. H. Нечаева. Детская духовная поэзия Кристофера Смарта

В глубоко личных стихотворениях сборника Смарт стремился предостеречь детей против тех ошибок, которые сам совершил в своей жизни. Теологические взгляды, выраженные в гимнах, контрастируют с замыслом сборника Исаака Уоттса Divine and Moral Songs for Children («Божественные и поучительные песни для детей», 1720), считавшегося в то время наиболее успешным в данном жанре детской литературы. Гимны Уоттса призваны предупредить детей об опасностях греха, в то время как Смарт восхищается актом сотворения Вселенной Богом и жертвой, принесенной Христом во искупление грехов человечества, и говорит о том, что всепрощающий Господь благословляет землю.

Смарт придает своему сборнику гимнов четкую структуру: темами первых трех стихотворений становятся библейские добродетели (theological virtues) - вера, надежда и милосердие. Затем последовательно описываются четыре главные добродетели (cardinal virtues) - благоразумие, храбрость, умеренность и справедливость (к ним Смарт добавляет милосердие). Следующие шесть гимнов раскрывают обязанности каждого истинного христианина, после чего следуют десять гимнов по мотивам евангелий. В завершающих гимнах рассматриваются различные христианские ценности, которые, по мнению Смарта, особенно важны для детей. Поэт, придерживавшийся на протяжении практически всей жизни евангелической позиции, также говорит о необходимости неустанной молитвы Богу как средства спасения души. В гимне XVIII Prayer («Молитва») он пишет:

Pray without ceasing (says the Saint)

Nor ever in the spirit faint;

With grace the bloom and faith the root,

The pray'r shall bring eternal fruit [3].

Молись неустанно (говорит Праведник)

И никогда не ослабевай духом;

Если добродетель - цветок, а вера - корень,

То молитва принесет вечные плоды.

В «Гимнах» воплощаются ключевые положения теофилософской концепции и художественного метода Смарта. Так, в гимне XVIII можно наблюдать элементы визионерской поэзии, что соотносится с сентименталистскими чертами в творчестве поэта.

В оригинальной версии уже упомянутого нами гимна XXXII Смарт говорит о дубах Башана, которые упоминаются в Библии (Исайя 2:13 и Иезе-кия 27:6). В контексте иудейской поэзии вечнозеленые дубы Башана символизируют силу. По сюжету стихотворения ворон забирает желудь (символ духовной энергии) с дуба и прячет его на дне

ручья (символ жизни). Смарт сопоставляет это с поступками аллегорических персонажей - Меланхолии, которая скрывает Надежду, но Провидение, тем не менее, питает и поддерживает Её. Этот гимн еще раз иллюстрирует оптимизм Смарта, его веру в Божественную помощь и смирение со всеми жизненными трудностями на пути истинного христианина, - то, что поэт декларировал в своей мистической религиозной поэме «Возрадуйтесь агнцу». Однако в публикации данного гимна от сентября 1779 г. в журнале Gentleman's Magazine Башан по неизвестным причинам заменен на Ром-ни (Romney или the Romney Marsh - малонаселенная область на границе Кента и Восточного Суссекса). В таком контексте замысел Смарта если не теряется полностью, то становится значительно менее очевидным.

Смарт также развивает мысли о необходимости доброго отношения к животным (в его ранней поэзии эти идеи находили отражение в одах и баснях) и о красоте цветов, которые он неоднократно называл «поэзией Христа». Один из типичных примеров - гимн XXV Мирт (Mirth). Мирт как растение не упоминается в тексте стихотворения: собственно, в гимне рассказывается, как необыкновенная красота цветов воспевает величие и славу Создателя. Это еще одна сквозная мысль всей духовной поэзии Смарта - идея о том, что всё сущее прославляет Бога уже самим своим существованием. Гимн XXV, по мысли А. Шербо, является ярким примером безыскусной красоты, типичной для всех детских религиозных стихотворений Смарта [4].

Гимн XXIX Долготерпение Бога (Long-Suffering of God) является одним из самых патетических в сборнике. По мнению М. Дирнли, он отражает уверенность поэта в том, что «долготерпение рано или поздно будет вознаграждено тем, что Бог обратит свое внимание на измученную человеческую душу» [5]:

Thus man goes on from year to year,

And bears no fruit at all;

But gracious God, still unsevere,

Bids show'rs of blessing fall.

The beams of mercy, dews of grace,

Our Saviour still supplies -

Ha! ha! the soul regains her place,

And sweetens all the skies [6].

Так, человек год за годом Совершает свой бесплодный путь; Но милостивый Бог, в своей благости, Обращает свое благословение на него. Лучи милосердия, росу добродетели Дает ему наш Спаситель -И вновь душа вновь обретает своё место, Делая небеса еще прекраснее.

Стихотворение, по мнению М. Дирнли, заканчивается «маниакальной экзальтацией» и свидетельствует о том, что «для Смарта величие и благость Бога были неотделимы от сумасшествия» [7]. Ранее в религиозных поэмах Смарт высказывал мысль о том, что его заключение в психиатрическую лечебницу лишь подтверждает его единение с Господом, так как обвинение в сумасшествии предъявлялось людьми и Христу.

Таким образом, в «Гимнах» поэт остался верен своей духовно-дидактической миссии, выразив христианские идеи в присущей ему проповеднической и одновременно медитативной манере, с использованием приемов аллегории, сложной символики. Детские религиозные гимны Смарта свидетельствуют о единстве его духовной поэзии, обусловленном единством его творческой личности, неизменностью теофилософ-ской концепции поэта и постоянством основных тем и идей его произведений.

Примечания

1. Smart Ch. The Poetical Works of Christopher Smart, II: Religious Poetry 1763-1771 / ed. M. Walsh and K.Williamson. Oxford: Clarendon, 1983. P. 311-314.

2. Davie D. Christopher Smart: Some Neglected Poems // Eighteenth-Century Studies III. 1969-1970. P. 250.

3. URL: http://en.wikisource.org/wiki/Hymns_for_ the_Amusement_of_Children

4. Sherbo A. Christopher Smart: Scholar of the University. Michigan State University Press, 1967. P. 260.

5. Dearnley M. The poetry of Christopher Smart. N. Y., 1969. P. 269.

6. URL: http://en.wikisource.org/wiki/Hymns_for_the _Amusement_of_Children

7. Dearnley M. Op. cit. P. 269.

УДК 830(09)

Л. А. Цегловска

ЦВЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ В РОМАНЕ Э. Т. А. ГОФМАНА «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА»

Предметом исследования является функционирование основных цветов в романе Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Выделение доминирующей цветовой гаммы, рассмотрение оппозиции черного и белого, двойственности в использовании голубого и золотого и т. д. дают возможность уточнить картину мира позднего немецкого романтика.

The subject of research is the functioning of the main colors in the E. T. A. Hoffmann's novel "The Life and Opinions of Tomcat Murr". The dominant color scale marking, black-and-white opposition study, examination of the blue and gold colors duality and other, allow to define more exactly the world view of the German romanticist in the late period of writing.

Ключевые слова: цвет, цветовая гамма, функция цвета, ахроматические цвета, голубой цвет, золотой цвет, красный цвет, пёстрые оттенки.

Keywords: reminiscence, historical and cultural reminiscences, autobiographical reminiscences, musical reminiscences.

Своеобразие художественного мира Э. Т. А. Гофмана (E. T. A. Hoffmann, 1776-1822) всегда являлось предметом пристального внимания. Значительное место уделено Гофману в исследованиях Н. Я. Бер-ковского, В. И. Грешных, В. М. Жирмунского, С. В. Тураева, Ф. П. Федорова и др. [1] На русском и немецком языках существует множество работ, посвященных полному художественному анализу произведений немецкого романтика и отдельным аспектам их поэтики. Исследования Р. Сафрански, М. Шнейдера, А. Б. Ботниковой, Н. М. Бернов-ской, Д. Л. Чавчанидзе рассматривают феномен писательской индивидуальности Гофмана [2]. В последнее время предметом особого внимания становится изучение философии жизненного и творческого континуума немецкого романтика, поэтики поздней прозы писателя, непосредственный анализ последнего крупного произведения Гофмана в плане изучения языковых особенностей его разновременных переводов [3]. Однако палитра романа Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (E. T. A. Hoffman "Lebensansichten des Katers Murr", 1818-1821 гг.) практически не изучена. Цель данной статьи - выделить основную цветовую гамму последнего гофмановского романа и определить функциональность главных цветов, используемых автором.

Цвет в романе Гофмана отвечает за разграничение категорий положительного и отрицатель-

© Цегловска Л. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.