Научная статья на тему 'Демографические детерминанты развития геронтомаркетинга в России и Германии: сравнительный анализ'

Демографические детерминанты развития геронтомаркетинга в России и Германии: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
503
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОНТОМАРКЕТИНГ / ТЕМПЫ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА / ГЕРОНТОСЕГМЕНТ / СТИЛЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ / GERONTOMARKETING / SPEED OF AGING POPULATION / MARKETING CONCEPTS / GERONTOSEGMENT / TYPE OF CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асташова Юлия Владимировна, Демченко Александр Иванович

В статье проведен сравнительный анализ демографической тенденции старения населения России и Германии, сопоставлены основные индикаторы демографической ситуации двух стран. Определено влияние тенденции старения населения на перспективы и особенности развития новой маркетинговой концепции геронтомаркетинга. На основе анализа выявлена специфика демографической ситуации в России и предложены направления ее учета в формировании и развитии концепции геронтомаркетинга в российском бизнес-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC DETERMINANTS OF GERONTOMARKETING IN RUSSIA AND GERMANY: COMPARATIVE ANALYSIS

The article provides the comparative analysis of demographic trends of aging population in Russia and Germany, principle indicators of demographic situation are compared in two countries. The effect of aging on prospects and development characteristics of a new marketing concept, that is gerontomarketing, is determined. According to the analysis specific features of demographic situation in Russia are revealed; different ways to consider them in development of gerontomarketing concept in the Russian business are given.

Текст научной работы на тему «Демографические детерминанты развития геронтомаркетинга в России и Германии: сравнительный анализ»

Маркетинг

УДК 658.8:336 + 366-058 ББК С721.24

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ГЕРОНТОМАРКЕТИНГА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ю.В. Асташова, А.И. Демченко

В статье проведен сравнительный анализ демографической тенденции старения населения России и Германии, сопоставлены основные индикаторы демографической ситуации двух стран. Определено влияние тенденции старения населения на перспективы и особенности развития новой маркетинговой концепции - геронтомаркетинга. На основе анализа выявлена специфика демографической ситуации в России и предложены направления ее учета в формировании и развитии концепции геронтомаркетинга в российском бизнес-пространстве.

Ключевые слова: геронтомаркетинг, темпы старения населения, концепции маркетинга, геронтосегмент, стиль потребления.

В последние десятилетия современный мир столкнулся с проблемой старения населения. Во всех странах мира отмечается тенденция увеличения доли пожилого населения. По прогнозам ООН к 2030 году доля людей в возрасте 60 лет и старше достигнет 30 %. Эта проблема особенно актуальна для наиболее развитых стран Европы, где уже сейчас доля пожилых граждан превышает 20 %, а в 2050 году прогнозируется ее повышение до 40 %. Тенденции старения населения ставят перед обществом целый ряд проблем. Уже сейчас остро проявляются экономические проблемы, вынуждающие правительства пересматривать системы пенсионного обеспечения, увеличивать пенсионный возраст, проводить другие непопулярные реформы. Не менее значимыми являются и социальные проблемы.

Ряд экономистов находят в старении населения и положительные моменты, открывающие новые возможности для общества. Одним из активно развивающихся направлений экономической науки, учитывающим современные демографические условия, является геронтомаркетинг, который в общих чертах можно охарактеризовать как маркетинг товаров и услуг для пожилых людей. По мнению Й. Хилберта [1], геронтомаркетинг, как новая сфера экономики, способствует созданию новых рабочих мест, в том числе и для молодежи. Индустрия товаров и услуг для пожилых потребителей активно развивается в странах Европы, где наряду с высокими темпами старения населения наблюдаются также наиболее высокие показатели уровня жизни, что проявляется в относительно высокой платежеспособности пожилого населения. Наиболее активно геронтомаркетинг развивается в Германии, как в стране с наибольшей численностью пожилого населения. В настоящее время можно

говорить о немецкой школе геронтомаркетинга, где было впервые сформировано это направление, ведутся теоретические и прикладные исследования. Немаловажно, что наряду с теоретическими разработками, в Германии идет активное развитие практического геронтомаркетинга, который все больше проникает в повседневный бизнес.

На этом фоне Россия существенно отстает от большинства европейских стран. Исследования в области геронтомаркетинга активно проводятся Санкт-Петербургской школой маркетинга под руководством профессора Г.Л. Багиева [5], но в предпринимательской деятельности в настоящее время геронтофакторы практически не учитываются или учитываются недостаточно. Специальные предложения для пожилых потребителей пока можно встретить лишь в ограниченном круге сфер бизнеса, при этом суть таких предложений часто сводится лишь к предложению самых низких цен, не учитывая при этом других специфических требований пожилых потребителей к товарам и услугам. В настоящее время наметились тенденции развития специальных кредитных продуктов для пожилых людей в банковской сфере, но в целом все же можно говорить о существенном отставании России в развитии практики геронтомаркетинга.

На наш взгляд, основной причиной отставания в этой области можно назвать неготовность российского общества к осознанию проблем старения населения, что проявляется в стериотипиза-ции старости и образа пожилого человека с преобладанием негативных оценок [7], а также объективные причины, обусловленные социальноэкономическими проблемами.

Тем не менее, можно предположить, что российский геронтосегмент является весьма привлекательным как для российского, так и для зару-

бежного бизнеса. Целью данной статьи является сравнительный анализ характеристик геронтосегментов России и Германии. Германия выступает объектом сравнения по ряду причин. Во-первых, Германия занимает лидирующие позиции среди европейских государств по численности пожилых людей, а во-вторых, именно эта страна, как уже было указано ранее, является «колыбелью» геронтомаркетинга как в теоретическом, так и в прикладном направлении.

Доля пожилого населения

Рассмотрим показатели, характеризующие старение населения в странах Европы и других наиболее развитых государствах. Демографы отмечают, что проблема старения населения наиболее остро стоит перед развитыми странами, где на фоне снижения рождаемости наблюдается рост показателя продолжительности жизни. Данные о прогнозе роста доли пожилого населения по выборке стран представлены в табл. 1 [2].

Таблица 1

Доля населения старше 60 лет по прогнозу ООН, %

Страна 2000 2050

Япония 23,2 42,3

Италия 24,1 42,3

Австрия 20,7 41

Чехия 18,4 40,1

Германия 23,2 38,1

Швеция 22,4 37,7

Россия 18,5 37,2

Великобритания 20,6 34

Франция 20,5 32,7

Канада 16,7 30,5

Китай 10,1 29,9

США 16,1 26,9

Как показано в табл. 1, данные прогноза для России и Германии вполне сопоставимы, при этом данные за 2000 год несколько отличаются. Так, Германия уже в 2000 году являлась страной с одним из наиболее высоких показателей доли пожилого населения, уступая в Европе лишь Италии. В то время как для России характерен средний уровень показателя, свойственный для менее развитых стран, где старение населения идет «снизу», т. е. обусловлено в большей степени снижением рождаемости, чем увеличением продолжительности жизни.

Тот факт, что прогнозные показатели сравниваемых стран выравниваются к 2050 году, свидетельствует о том, что для процесса старения населения в России характерны большие темпы роста, чем в Германии, а, следовательно, у российского общества будет меньше времени, чтобы адаптироваться к грядущим изменениям.

Таким образом, данные по показателю доли населения пожилого возраста свидетельствуют о том, что проблема старения населения характерна для российского общества, также как и для стран

Европы (в том числе Германии), а, следовательно, геронтомаркетинг можно рассматривать как перспективное направление маркетинговой деятельности российского бизнеса.

Ожидаемая продолжительность жизни

Еще одним важным показателем, характеризующим геронтосегмент, является ожидаемая продолжительность жизни. Существенное влияние на значение данного показателя оказывает уровень жизни населения, а также уровень здравоохранения в стране. В последние десятилетия в наиболее развитых странах Европы данный показатель демонстрирует линейный рост. Так по данным официальной статистики ожидаемая продолжительность жизни немцев в 2010 году составила 77,7 лет для мужчин и 82,7 для женщин [3]. При этом общий прирост показателя за период с 1992 года составил 4,95 лет для мужчин и 3,43 лет для женщин.

Российские показатели во многом отличаются от европейских тенденций. По данным Росстата [8] непрерывный рост показателя ожидаемой продолжительности жизни наблюдается с 2003 года, за этот период прирост показателя составил 4,5 лет для мужчин и 3,1 года для женщин. Однако с учетом падения показателя в 90-х годах ХХ века прирост за период с 1992 года значительно отстает от показателей Германии (1,2 года для обоих полов). Таким образом, можно сделать вывод, что темпы роста показателя продолжительности жизни в России за последние десятилетие опережают аналогичные показатели в Германии, что может расцениваться как положительная тенденция. Тем не менее, несмотря на прирост, абсолютные показатели продолжительности жизни в России остаются весьма низкими (по данным 2010 года 63,1 года для мужчин и 74,9 для женщин). Так, показатель продолжительности жизни российских мужчин является самым низким не только среди стран Европы, но и в пространстве СНГ.

Сопоставляя абсолютные показатели продолжительности жизни в России и Германии, можно констатировать существенный разрыв (рис. 1).

0 -I-------1--------1--------1-------1--------

1992 1995 2000 2005 2007 2010

□ Мужчины □ Женщины

Рис. 1. Величина разрыва между показателями ожидаемой продолжительности жизни в России и Германии

И хотя разрыв, начиная с 2005 года, демонстрирует тенденцию к сокращению, в 2010 году

мужчина в Германии ожидает прожить дольше россиянина на 14,6 лет дольше, а величина разрыва показателя для женщин составляет 7,8 лет.

С точки зрения оценки привлекательности геронтосегмента низкие показатели продолжительности жизни могут быть расценены как негативный фактор. Демографическая ситуация снижает привлекательность сегмента пожилых потребителей в виду того, что в российских условиях жизненный цикл пожилого клиента существенно короче, что повышает риски маркетинговых инвестиций в данный сегмент. Таким образом, в российских демографических условиях для повышения эффективности привлечения пожилых потребителей необходимо использовать низкозатратные инструменты вовлечения, а также ориентироваться на группу «молодых пожилых» и людей предпенсионного возраста.

Численность пожилого населения: анализ и прогноз

Еще одним существенным фактором развития геронтомаркетинга является численность пожилого населения, которая может быть использована для определения емкости рынка. Данные о численности пожилых людей в странах Европы представлены в табл. 2 [4].

Как показано в табл. 2, российский геронтосегмент является самым многочисленным в Европе и превышает немецкий сегмент на 4,7 млн че-

ловек. Таким образом, по общей численности геронтосегменты России и Германии вполне сопоставимы, но они существенно отличаются по половой структуре. Более 65 % российского геронтосегмента составляют женщины, тогда как для Германии, как и для других Европейских стран, характерно примерно равное распределение по полу с незначительным преобладанием женщин. Схожая с российской структура геронтосегмента отмечается для Украины и других стран постсоветского пространства.

Преобладание женщин среди российских пожилых людей характерно именно для этой возрастной группы, что наглядно иллюстрируют данные рис. 2.

Такая ситуация, в частности, объясняется низким значением показателя ожидаемой продолжительности жизни российских мужчин, рассмотренным ранее. Тем не менее, для понимания структуры геронтосегмента детальный анализ численности населения в различных возрастных группах может оказаться весьма полезным.

На рис. 3 представлено распределение граждан России по половому признаку в предпенсионном и пожилом возрасте. Как видно из рис. 3 в допенсионных возрастах соотношение полов в российском обществе несущественно отличается от европейских данных. Однако в более старших группах доля женщин стремительно возрастает и к 85 годам составляет уже более 80 %.

Таблица 2

Численность населения в возрасте 60 лет и старше (2010 г.)

Страны Всего, чел В том числе

мужчины женщины

Россия 26 036 631 8 951 767 17 084 864

Германия 21 302 649 9 428 326 11 874 323

Италия 16 126 650 7 037 539 9 089 111

Франция 14 999 186 6 512 515 8 486 671

Великобритания 14 149 872 6 426 135 7 723 737

Испания 10 311 296 4 527313 5 783 983

Украина 9 530 432 3 362 950 6 167 482

Турция 7 746 740 3 503 648 4 243 092

16% 15%

20%

□ дети в возрасте до 16 лет

□ молодежь в возрасте 16 - 30 лет

□ мужчины в возрасте 31 - 59 лет

□ женщины в возрасте 31 - 54 года

□ мужчины в возрасте 60 лет и более

□ женщины в возрасте 55 лет и более

Рис. 2. Половозрастная структура населения РФ (по данным переписи 2010 г.)

100%

80%

60%

40%

20%

0%

■ 54 ■ 59 64 69 ■ 74 97 84 89 94

50 ■ 5 5 60 65 70 ■ 5 7 80 5 8 0 9

□ Мужчины

Возрастные группы

□ Женщины

Рис. 3. Соотношение женщин и мужчин в возрастных группах населения России

Рис. 4. Структура населения в возрасте 50 лет и старше России и Германии

(по данным 2010 г.)

С точки зрения развития геронтомаркетинга, преобладание женщин среди пожилых потребителей должно быть учтено при разработке ассортиментной политики, инструментов и методов взаимодействия с потребителями и других направлениях маркетинговой политики.

Также, на наш взгляд, с точки зрения привлекательности геронтосегмента интерес представляет распределение потребителей по возрастным группам, сравнение которого для России и Германии представлено на рис. 4.

По данным рис. 4, российский геронтосегмент представляется более молодым, так группа потребителей допенсионного возраста 50-60 лет составляет почти половину всей возрастной группы 50+. Можно предположить, что группа 50-60 лет существенно отличается по набору потребностей и покупательскому поведению от более старших групп. Потребности незначительно изменяются в направлении повышения требований к комфорту,

но при этом сохраняется высокая активность в потребительском поведении. К тому же, до выхода на пенсию еще остается неизменным уровень доходов, а, следовательно, сохраняется привычный стиль жизни и потребления.

В раннем пенсионном возрасте у потребителя появляется больше свободного времени, которое он может посвятить путешествиям, образованию, хобби, семье. При этом существенное влияние на досуг пожилого потребителя оказывает его платежеспособность и уровень сбережений, так как с выходом на пенсию доходы существенно снижаются.

Специфические потребности в большей степени характерны для более старших групп потребителей, и связаны с необходимостью преодоления проблем старости (болезней, немощности, одиночества и т. п.), при этом много здесь определяется уровнем здоровья конкретного человека, его физической и социальной активностью. В свя-

зи со структурой населения старших возрастов можно сделать вывод, что такие потребности в российском геронтосегменте будут представлены в меньшей степени, чем в Германии в связи с тем, что возрастная группа 70+ составляет не более 30 % от общей численности.

В этой связи интерес представляет сравнительный анализ численности населения по возрастным группам по состоянию на 2010 год, представленный на рис. 5.

По данным рис. 5, численность населения России в первых трех группах значительно (почти в 2 раза) превышает население в Германии. В возрастной группе 65-69 лет россиян меньше на 878 тысяч человек. Причиной этого является то, что поколение 65-69 лет было рождено в период 19411945 годов ХХ века в годы Великой отечественной войны, что естественно повлияло на уровень рождаемости. В возрастных группах после 75 лет преобладание россиян является уже несущественным,

а в возрасте старше 85 лет и вовсе утрачивается.

В рамках данного исследования представляет интерес прогноз численности геронтосегмента, представленный на рис. 6.

По данным Федеральной службы государственной статистики в ближайшие десятилетия сохранится тенденция снижения общей численности россиян. К 2030 году страна недосчитается практически 12 млн граждан трудоспособного возраста. При этом группа пожилого населения будет расти и к 2030 году прирост составит 8,6 млн человек.

Аналогичная ситуация характерна и для структурных изменений немецкого общества, иллюстрация которых представлена на рис. 7. По прогнозам Федерального статистического управления Германии (Das Statistische Bundesamt) численность населения Германии к 2030 году снизится на 4,2 млн человек, в группе населения трудоспособного возраста снижение численности соста-

12GGGGGG 1GGGGGGG * 8GGGGGG

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф

о 6GGGGGG §

т 4GGGGGG 2GGGGGG G

т

s

о

□ Россия

□ Германия

Рис. 5. Сравнительная численность населения России и Германии по возрастным группам (2010 год)

16GGGG п 140000 12GGGG 100000 80000 60000 4GGGG 2GGGG G

2010

2015

2020

2025

2030

□ Старше трудоспособного возраста

□ Трудоспособного возраста

□ Моложе трудоспособного возраста

Рис. 6. Численность населения России по трем возрастным группам (средний вариант прогноза)

100000 -|

ф 80000 -----------------------------------------------------------------;=

ш

| 60000 -------------------------------------------------------------------------

т 40000 --------------------------------------- ----------------

3 20000 -------------------------------------------------------------------------

0 -I--------------------------1-------------------------1---------------

2010 2020 2030

□ Старше трудоспособного возраста

□ Трудоспособного возраста

□ Моложе трудоспособного возраста

Рис. 7. Численность населения Германии по трем возрастным группам

вит более 7,5 млн человек. Группа пожилого населения, аналогично российским тенденциям, будет расти и к 2030 году увеличится на 5,4 млн человек.

Сопоставив темпы роста/сокращения прогнозных показателей численности возрастных групп в России и Германии, можно сделать вывод о схожести общих тенденций развития демографической ситуации относительно двух старших возрастных групп населения (табл. 3).

Таблица 3

Возрастная группа Прирост численности возрастных групп в 2030 году относительно 2010 года, %

Россия Германия

Моложе трудоспособного возраста 3,7 -14,0

Трудоспособного возраста -13,5 -15,3

Старше трудоспособного возраста 28,0 32,5

При этом важно отметить, что в группе россиян моложе трудоспособного возраста в отличие от немецких показателей прогнозируется прирост населения.

Перспективы и особенности развития геронтомаркетинга в России

В ходе исследования были проанализированы основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию в России, а также проведено их сопоставление с показателями Германии как страны-первопроходца в сфере геронтомаркетинга.

Можно сделать вывод о том, что российский геронтосегмент является самым многочисленным в Европе, при этом в период до 2030 года прогнозируется прирост сегмента на 28 %. Динамика развития геронтосегмента соответствует общеевропейским тенденциям, однако можно выделить ряд существенных структурных особенностей сегмента.

Во-первых, в отличие от геронтосегмента Германии и других развитых европейских госу-

дарств, среди российских пожилых людей явно выражено преобладание женщин, которое усиливается в старших возрастных группах. Данное явление, получившее название «феминизация старости», анализируется европейскими экономистами и маркетологами. Наиболее значимым с позиции данного исследования представляются экономические и социальные последствия феминизации старости, что, безусловно, найдет отражение в потребительском поведении женщин в пожилом возрасте. В этой связи интерес представляет исследование гендерных различий влияния уровня эмоций пожилых потребителей на степень вовлеченности в потребление [6].

Второй существенной особенностью российского геронтосегмента является то, что в его в возрастной структуре преобладают «младшие» возрастные группы. В этой связи особенно актуальным представляется вопрос о возрастных границах сегмента. В демографии наиболее часто в качестве нижней границы пожилого возраста используется показатели 60 или 65 лет, что обусловлено различиями в международных классификациях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Организации объединенных наций (ООН).

В немецкой литературе по вопросам старения распространение получил термин «поколение 50+», характеризующий особый класс потребителей, обладающий особыми потребностями и возможностями, для их реализации, а также характеризующийся высокими показателями социальной и экономической активности.

В российской практике маркетинга можно обозначить тенденцию концентрации усилий компаний на среднем возрастном сегменте «25-50», характеризующемся, как правило, как наиболее активная группа населения. В этом случае выбор верхней границы целевого сегмента представляется необоснованным, так как отсутствуют факторы, обуславливающие снижение активности по достижению возраста 50 лет. С этой точки зрения возрастная группа «50-60» представляется весьма

привлекательной и может рассматриваться геронтомаркетингом как сегмент потенциальных потребителей, среди которых целесообразно проводить работу по продвижению технологий активного старения, а также профилактике проблем, сопутствующих пожилому возрасту.

Очевидно, что выявленная демографическая специфика российского геронтосегмента оказывает влияние и на развитие геронтомаркетинга в России, определяя его особенности и темпы развития.

В целом можно выделить три составляющие, определяющие развитие геронтомаркетинга:

- численность геронтосегмента;

- наличие специфики в потребностях и поведении;

- платежеспособность пожилых потребителей.

В ходе данного исследования было установлено, что в части первой составляющей - численности пожилого населения и прогнозов ее изменения - перспективность развития геронтомаркетинга в России очевидна.

Традиционный для российских компаний целевой сегмент средней возрастной группы будет сокращаться, что приведет к обострению конкурентной борьбы. Компании, так или иначе, будут вынуждены искать новые рынки или сегменты для обеспечения роста, и в этом плане растущий сегмент пожилых потребителей представляется весьма привлекательным.

Вторая и третья составляющая, несмотря на наличие объективных данных, подвержена субъективному восприятии со стороны общества и бизнеса, что снижает темпы развития геронтомаркетинга и препятствует его широкому распространению.

Относительно специфики потребностей и поведения можно констатировать распространение заблуждений, что пожилому человеку «многого не нужно». Товары и услуги, ориентированные на пожилого потребителя, как правило, сводятся к лекарственным препаратам, товарам для дачи, услугам домов престарелых и т. п. В представлении общества укоренился стиль жизни пожилого человека с обязательными атрибутами старости, так называемый «архетип пенсионера», который уже давно не соответствуют уровню потребностей современного пожилого человека. В настоящее время многие люди в солидном возрасте не ассоциируют себя с пожилыми людьми, придерживаются образа жизни более молодых поколений, не желая трансформироваться в «классических пенсионеров».

Относительно платежеспособности пожилого потребителя также сформировались определенные стереотипы. Совершенно объективно можно отметить, что в пожилом возрасте, особенно с выходом на пенсию, происходит снижение доходов. Эта тенденция проявляется в развитых странах Европы, в том числе Германии, о чем свидетельствуют многочисленные проекты и публикации по вопросам бедности и экономических проблем пожилого

населения. Наряду со снижением доходов, как правило, одновременно рассматривается наличие накоплений, что позволяет говорить о привлекательности геронтосегмента с точки зрения платежеспособности. Тем не менее, в российском массовом сознании пожилой человек или пенсионер ассоциируется с бедностью.

Относительно указанных стереотипов и заблуждений важно отметить, что геронтосегмент является дифференцированным по своему составу, также как и другие возрастные группы. Пожилые потребители отличаются по уровню образования, платежеспособности, составу семьи, существенными представляются и различия среди возрастных групп пожилых потребителей. Наличие стереотипов ограничивает привлекательность геронтосегмента, что сказывается на темпах развития геронтомаркетинга в России. Учитывая динамику демографических показателей и темпы старения населения России, задача преодоления указанных стереотипов становится все более актуальной.

Литература

1. Hilbert Josef. (2000): Seniorenwirtschaft: neue Jobs fur junge Leute. In: Wissenschaftszentrum Nordrhein-Westfalen: DasMagazin 11, H. 3, S. 38-39.

2. Population Ageing and Development 2012: Wallchart. http://www.un.org/esa/population/publica-tions/2012PopAgeingDev_Chart/2012PopAgeingand Dev_WallChart.pdf

3. Statistisches Bundesamt. Durchschnittliche

weitere Lebenserwartung nach Altersstufen // https: //www .destatis. de/DE/ZahlenFakten/ Gesell-

schaftStaat/Bevoelkerung/Sterbefaelle/Tabellen/Leben serwartung.pdf

4. World Population Prospects, the 2010 Revision. UN Department of Economic and Social Affairs. Population Division, Population Estimates and Projections Section. - http://esa.un.org/wpp/Excel-Data/population.htm

5. Багиев, Г.Л. Теория и методология маркетинга в потоке времен / Г.Л. Багиев, О.Ю. Юлда-шева, М.А. Юняева // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. -№ 3. - С. 82-97.

6. Окольнишникова, И.Ю. Влияние уровня эмоций и знаний клиентов на вовлеченность в потребление на предприятиях сферы услуг: опыт исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент», 2012. - Вып. 23. -№ 30(289). - С. 147-152.

7. Смолькин, А.А. Парадоксы отношения к пожилым людям в современной России / А.А. Смолькин // Социологический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 106-121.

8. Федеральная служба государственной статистики. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. - http://www.gks.ru/free_doc /2008/demo/osn/05-08.htm

Асташова Юлия Владимировна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов -маркетинг взаимодействия и управление лояльностью. Контактный телефон: 8-9128913436.

Демченко Александр Иванович. Кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - управление цепями поставок, управление взаимодействием с потребителями и партнерами. Контактный телефон: 8-9191155520.

DEMOGRAPHIC DETERMINANTS OF GERONTOMARKETING IN RUSSIA AND GERMANY: COMPARATIVE ANALYSIS

J.V. Astashova, A.I. Demchenko

The article provides the comparative analysis of demographic trends of aging population in Russia and Germany, principle indicators of demographic situation are compared in two countries. The effect of aging on prospects and development characteristics of a new marketing concept, that is gerontomarketing, is determined. According to the analysis specific features of demographic situation in Russia are revealed; different ways to consider them in development of gerontomarketing concept in the Russian business are given.

Keywords: gerontomarketing, speed of aging population, marketing concepts,

gerontosegment, type of consumption.

Julia Vladimirovna Astashova, Candidate of Science (Economics), Associate Professor of Marketing and Management Department of South Ural State University. Research interests: interaction marketing and loyalty management. Contact phone: 8-9128913436.

Alexander Ivanovich Demchenko, Candidate of Science (Engineering), Associate Professor of Marketing and Management Department of South Ural State University. Research interests: supply chain management, customer and partner relationship management. Contact phone: 8-9191155520.

Поступила в редакцию 17 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.