Научная статья на тему 'Будут ли в российских школах электронные учебники ? Общественное обсуждение результатов апробации'

Будут ли в российских школах электронные учебники ? Общественное обсуждение результатов апробации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC BOOK / ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / THE INTRODUCTION OF E-BOOKS / АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / TESTING ELECTRONIC TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладынина О.А., Алексахин С.В.

ПРИВЕДЕН АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АПРОБАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ладынина О.А., Алексахин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WILL THE RUSSIAN SCHOOLS ONLINE TUTORIALS ? PUBLIC DISCUSSION OF THE RESULTS OF TESTING

IS SHOWED THE ANALYSIS OF THE TESTING RESULTS OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN SECONDARY SCHOOLS IN RUSSIA

Текст научной работы на тему «Будут ли в российских школах электронные учебники ? Общественное обсуждение результатов апробации»

УДК: 37.01, 371.68; 004.9

БУДУТ ЛИ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ ? ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АПРОБАЦИИ

Ладынина О.А., Алексахин С.В. Федеральный институт развития образования. Москва. Россия. Email: olga.lado@gmail.com, aleksahin.s@firo.ru

Аннотация. Приведен анализ результатов апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

Ключевые слова: электронный учебник, внедрение электронных учебников, апробация электронных учебников

WILL THE RUSSIAN SCHOOLS ONLINE TUTORIALS ? PUBLIC DISCUSSION OF THE RESULTS OF TESTING

Ladynina O.A. Aleksakhin S.V. The Federal Institute for Educational Development. Moscow. Russia, E-mail: olga.lado @ gmail.com, aleksahin.s @ firo.ru

Abstract. Is showed the analysis of the testing results of electronic textbooks in secondary schools in Russia

Keywords: electronic book, the introduction of e-books, testing electronic textbooks

Процесс активного проникновения в жизнь человека электронных устройств ни у кого не вызывает сомнений. Мобильный телефон, ридер, ноутбук, доступ в интернет стали нормой. Почему же процесс информатизации образования вызывает столько негативных эмоций. Обсуждение ввода в школах электронных учебников сосредоточено на темах вреда для глаз и облегчения портфеля ученика. Попробуем шире взглянуть на этот процесс.

В 2011-2012 учебном году в ряде субъектов Российской федерации проводилась апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников в образовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации, которая помогла увидеть многие проблемы и сформировать возможные варианты их комплексного решения. Апробация вызвала большой отклик, как в региональной, так и в федеральной прессе и в сети интернет. Мониторинг профессиональных мнений выявил основные вопросы, которые волнуют общественность.

С правовой точки зрения превалирует мнение, что требуется не государственное регулирование процесса, а только государственная поддержка, помогающая уравнять в правах бумажные и электронные учебники, чтобы нормативно обеспечить фундаментальное право ученика пользоваться электронными учебниками.

Компания "КОРУС Консалтинг" провела опрос более 200 родителей школьников из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. 88% опрошенных

согласны с тем, что «Пора заменять бумажные учебники», но есть и такое мнение « Моим детям не нужен электронный учебник».

Что по этому поводу думают сами школьники?

Опрос, проведенный в процессе реализации проекта апробации, показал, что учащиеся видят и используют новые возможности электронных учебников, а нередко и подсказывают учителям, как можно применить их на уроке.

Легче, чем обычные учебники Заметки Ничего

Затрудняюсь ответить / Нет ответа Все учебники в одном месте Рисование/Аг* гаде Закладки

Можно воспроизвести звук /книга сама читает Выделение фрагментов Книги/много книг Можно загружать доп .литературу Есть словарь Выход в Интернет Удобно работать с текстом Калькулятор Можно играть Можно быстро переходить по страницам Есть переводчик Музыка

База: все опрошенные, 886

30%

Рисунок 1. Отношение учащихся к электронному учебнику. Новые возможности

При этом попытки декларативного перехода на электронные учебники не конструктивны. Надо ли ускорять процесс или достаточно только не препятствовать его развитию?

Основным тормозом процесса являются два фактора, это недостаточный уровень информационных компетенций участников образовательного процесса и нехватка качественного образовательного контента.

Роль учителя в современной школе - помочь ученикам разобраться в информации и научить проверять источники информации. Понять какая информация действительно является ценной? Для этого самое время воспользоваться возможностями, которые дают новые технологии.

Электронный учебник - это удобно и круто. Или вредно для здоровья? Способствует ли мобильность, интерактивность и мультимедийность обучаемости?

Чем удобно индивидуальное мобильное электронное устройство? Устройство всегда с вами, учеба в любом удобном месте. Все внимание учебным материалам, а не технологии работы с устройством. Персонализированное обучение - каждый учится в своем стиле и получает опыт обучения с полным погружением в материал. Совместная работа (учащиеся, учитель, родители). Широкий набор инструментов для учащихся с особыми потребностями. Дистанционное образование для определенных категорий учащихся.

На вопрос о вреде для здоровья школьников существующие СанПиНы не дают ответа, и, вместе с родителями, обеспокоенными влиянием на детей электронных устройств, мы адресуем вопрос Минздраву и ожидаем публикации системных исследований и рекомендаций по этому вопросу.

Развивать процесс в нынешнем переходном периоде позволит только рациональная организация внедрения электронных учебников в школы, грамотная проработка технологии преподавания, и создание информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях.

Международное общество информатизации образования ISTE разработало стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Основные вопросы это интеграция информационных технологий в планирование учебного процесса, в программы конкретных дисциплин и для оценки новых компетенций, а также использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции.

Учитель в современной школе остаётся ключевой фигурой учебно-образовательного процесса и усиление роли информатизации в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителей с помощью сетевых педагогических сообществ, виртуальных методических объединений и повышения квалификации учителей средствами дистанционного обучения. Все это дает возможность непрерывного самообучения и обмена информацией в информационной сфере, в том числе путем создания депозитария лучших практик использования электронных учебников учителями-практиками.

А как современным детям подготовиться к будущей работе, ведь в какой бы области в дальнейшем ни трудился нынешний школьник, новые технологии в корне меняют все сферы деятельности.

С точки зрения формирования информационной культуры учащихся, такой позитивный потенциал устройства, как наличие большого количества учебного и дополнительного материала, дает возможность развивать у учащихся современные навыки, такие как критическое мышление, коллективную работу, новаторство и позволяет проводить анализ межпредметных и метапредметных связей.

Возьмем, например опрос, который мы провели среди участников апробации. Большинство учителей отметили, что электронный учебник лучше, чем бумажный, потому, что он повышает мотивацию учащихся и способствует выработке новых компетенций.

Сложен ли электронный учебник (ЭУ)?

ЭУ повышает мотивацию учащихся ЭУ выработывает новые компетенции

ЭУ повышаетучебную самостоятельность

Использование форм исследовательскоя деятельности

Лучше ли ЭУ чем бумажный?

Интенсификация учебного процесса при использовании ЭУ

Оптимизация нагрузки учащихся

База: все опрошенные, 202 Нет Да

Рисунок 2. Учителя. Отношение к электронному учебнику

При этом необходима корректировка методик оценки образовательных достижений дополнительными критериями диагностики новых компетенций учащихся.

Все участники проекта апробации были едины во мнении, что современные технологии позволяют перейти от классического бумажного учебника к современному электронному учебнику. Но есть необходимость точно определить, что мы понимаем под электронным учебником, его типовые признаки, функциональные возможности и связь с другими образовательными ресурсами. Фантазии разработчиков о гипертекстовом электронном учебнике, насыщенном мультимедийными и интерактивными компонентами должны быть пропущены через практическую рамку соотнесения с действительностью. Одним из вопросов для корректной разработки

электронных учебников является наличие технологических стандартов, разработанных на основе требований и рекомендаций по эргономике, созданных медиками специально для электронного контента.

Следует уделить внимание интеграции устройств и программного обеспечения, а также технологическим средствам создания электронных учебников, систематизируя программное обеспечение для создания интерактивных учебников и программное обеспечение для создания учебно-методических комплексов и учебных курсов. Необходимо также структурировать специализированные библиотеки бесплатных учебных материалов для более эффективного их использования. Есть и другие моменты, которые хотелось бы обсудить.

Нужны правовые нормы, определяющие права образовательных учреждений и органов управления образованием регулирующие оборот электронных учебников.

Нормативно-правовое регулирование оборота электронных учебников должно быть создано с минимальным числом правовых шагов. Система дистрибуции электронных учебников должна исходить из существующей практики дистрибуции обычных учебников. Электронные учебники должны иметь возможность получения грифа при отсутствии бумажного варианта и должна быть отменена норма предоставления электронного учебника (электронной копии учебника) на твердом носителе.

Необходима система инструментального дистанционного контроля оборота электронных учебников. Информация об использовании электронных учебников должна быть открыта и доступна. Периодические проверки наличия у образовательного учреждения необходимых лицензий на электронные и обычные учебники может выполнять организация уполномоченная министерством или созданная издательствами.

Создание сети территориально распределенных сервисных центров для технической поддержки использования электронных мобильных устройств в образовательных учреждениях и центров дистрибуции электронного контента под эгидой органов управления образованием поможет участникам процесса получить систему квалифицированной помощи и обеспечить условия для успешного внедрения электронных учебников в учебный процесс.

Предсказать состояние дел в будущем можно лишь в ограниченных отрезках, но в целом тенденции внедрения электронных учебников в образовательный процесс стали понятными и это позволит всем участникам образовательного процесса аргументированно отстаивать свою точку зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.