УДК: 371.68; 371.64; 004.9
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
Ладынина О.А., Алексахин С.В., Тармин В.А., Федеральный институт развития образования. Москва. Россия. Email: olga.lado@gmail.com, aleksahin.s@firo.ru, tarmin.v@firo.ru
Аннотация Рассмотрены задачи эффективного продвижения электронных учебников в практику образовательных учреждений.
Ключевые слова: электронный учебник, внедрение электронных учебников
THE INTRODUCTION OF E-BOOKS TO EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Ladynina O.A. Aleksakhin S.V., Tarmin V.A. The Federal Institute for Educational Development, Moscow. Russia. Email: olga.lado@gmail.com, aleksahin.s@firo.ru, tarmin.v@firo.ru
Summary: We consider the problem of effective promotion of e-books in the practice of educational institutions
Keywords: electronic book, the introduction of e-books
Мероприятия по развитию информационно-образовательной среды в региональных системах общего образования, как часть комплекса мер по модернизации общего образования Российской Федерации, являются одним из важных условий реализации основной образовательной программы общего образования, прописанного в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
Информационно-образовательная среда включает совокупность технологических средств: информационных и коммуникационных технологий, комплекс цифровых образовательных ресурсов, коммуникационные каналы, систему педагогических технологий, обеспечивающих современное обучение.
Федеральный институт развития образования, опираясь на опыт, полученный в ходе реализации в 2011-2012 г.г. федеральных проектов «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации» и «Разработка прототипов интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств», выступил с инициативой создания Саморегулируемой организации производителей электронных
учебников и электронных учебно-методических комплексов и пилотного проекта Федеральной системы дистрибуции электронных учебников.
Саморегулируемая организация содействия созданию и внедрению электронных учебно-методических комплексов «Производители ЭУМК»
Саморегулируемая организация «Производители ЭУМК» создана для повышения эффективности усилий всех организаций, в сферу деятельности которых входит создание, внедрение и использование электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в образовательном процессе.
Основными целями СРО являются:
• консолидация сил организаций, чья деятельность связана с созданием, внедрением и использованием ЭУМК и их компонентов в учебном процессе.
• формирование системы устойчивых деловых связей и атмосферы доверия в профессиональном сообществе, изучение, обобщение и распространение опыта в целях развития и регулирования деятельности членов СРО.
• защита и продвижение интересов членов СРО в органах государственной власти, муниципального и местного самоуправления;
• повышение авторитета и общественной значимости деятельности членов в области развития электронного обучения.
Основные формы деятельности СРО:
• совместная разработка новых стандартов и регламентов, определяющих требования к качеству продукции и услуг для организации и проведения электронного обучения, а также к организациям, разрабатывающим программное обеспечение и электронный контент образовательного назначения;
• информирование органов власти о проблемных вопросах в профессиональной деятельности СРО;
• содействие в повышении квалификации специалистов в сфере разработки решений для организации и проведения электронного обучения и в развитии системы экспертных услуг;
• организация общественных мероприятий в соответствии с уставными целями.
СРО «Производители ЭУМК» открыто для сотрудничества с организациями, в сферу
деятельности которых входит создание, внедрение и использование электронного контента.
Федеральная система дистрибуции электронных учебников и дополнительного образовательного электронного контента
Федеральная система дистрибуции электронных учебников и дополнительного образовательного электронного контента (далее Система дистрибуции) предполагает создание фонда образовательного контента в цифровой форме и системы его защищённого распространения и доставки конечным пользователям. Система позволит предоставить доступ к электронным изданиям широкому кругу учащихся и педагогов, в том числе из отдаленных районов, а так же создать организационно-технические условия легитимного оборота электронного образовательного контента.
Участниками Системы дистрибуции будут издатели электронных учебников и дополнительных образовательных материалов, региональные органы управления образованием, образовательные учреждения, педагоги и учащиеся.
Система дистрибуции состоит из Федерального центра дистрибуции, создаваемого в настоящий момент на базе Федерального института развития образования, из ряда Региональных центров дистрибуции, которые будут созданы при непосредственном участии региональных органов управления образованием, а так же из школьных электронных информационно-библиотечных центров, подключенных к Региональному центру дистрибуции своего региона.
Система дистрибуции предполагает создание механизмов, и принятие отдельных мер, направленных на:
• способствование формированию организационных и правовых механизмов вовлечения инновационных учебных материалов в образовательный процесс;
• доступность информации о создаваемых электронных учебниках, учебно-методических комплексах и дополнительных электронных образовательных материалах для участников образовательного процесса;
• формирование сбалансированных подходов к ограничению злоупотребления авторскими правами, защита прав создателей (авторов) при вовлечении результатов в сферу образования;
• совершенствование деятельности Рособрнадзора в области контроля оборота электронного образовательного контента;
• создание благоприятной среды для творчества, поиска новых научно-технических и конструкторских решений в сфере информатизации образования;
• формирование среды эффективных и динамичных создателей и потребителей инновационных образовательных технологий.
Система дистрибуции позволяет производить поэкземплярный учет электронных изданий, загруженных в систему, предоставляя к ним доступ конечным пользователям (педагогам и учащимся) по различным лицензиям, как на возмездной, так и на безвозмездной основе, с возможностью ограничения срока использования.
Информация, накапливаемая в системе, позволит предоставить участникам системы разнообразную отчетность о движении и использовании электронного образовательного контента.
При реализации образовательных программ с применением Системы дистрибуции контента, организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивается перечнем требований по защите персональных данных участников образовательного процесса в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ г. Москва "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"".
Возможности и преимущества системы для участников
Образовательные учреждения
• Возможность использовать в учебном процессе электронные устройства, компьютеры и планшеты, для доступа к электронным версиям учебников и другим электронным образовательным ресурсам, в том числе при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
• Возможность эффективно распределять полученные или приобретённые учебники между своими учениками.
• Возможность организации собственного фонда электронного контента, созданного преподавателями, и его распространения через систему дистрибуции в другие учебные заведения.
Муниципальные и региональные структуры
• Возможность создавать региональные центры дистрибуции и с их помощью осуществлять массовые закупки электронного контента для распределения между школами и нижестоящими структурами.
• Возможность достичь существенной экономии ресурсов за счёт перераспределения неиспользуемых экземпляров, без необходимости физической доставки бумажной копии.
• Возможность организации в регионе образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обеспечивающим освоение программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Издательства
• Возможность продажи электронных версий образовательного контента с защитой от незаконного копирования и несанкционированного доступа.
• Возможность управления ценообразованием и лицензионными параметрами каждой единицы контента.
• Возможность автоматического получения различных отчетов по продажам контента.
Структура системы
Система дистрибуции использует распределённую инфраструктуру центров обработки и хранения контента, объединённых в единое информационное пространство. Верхним элементом инфраструктуры является Федеральный Центр Дистрибуции, являющийся оператором системы, и управляющий её функционированием, методологией использования и отношениями организаций участников системы.
В регионах представителями Системы дистрибуции, являются Региональные Центры Дистрибуции, которые взаимодействуют непосредственно со Школьными электронными Информационно-Библиотечными Центрами, созданными на базе образовательных учреждений региона.
Школьные электронные информационно-библиотечные центры, в свою очередь, взаимодействуют с конечными потребителями электронного контента (педагогами и учащимися), предоставляя им доступ к отдельным экземплярам электронного контента из имеющихся фондов.
При необходимости, в системе могут присутствовать так же и центры дистрибуции других уровней. Например, для повышения эффективности управления системой дистрибуции большого региона в нем могут быть созданы районные центры дистрибуции. В систему могут так же войти Библиотечные центры, созданные на базе действующих библиотек.
Управление контентом в Системе дистрибуции
Для всех участников Система дистрибуции предоставляет возможности управления электронным контентом, равные и превосходящие те, по которым управляются обычные книги:
• Система осуществляет поэкземплярный учёт электронного контента. Если заказчик получил или приобрёл определённое количество экземпляров, он может передавать их своим пользователям только в рамках приобретенного количества.
• Ограничение времени лицензии. При передаче или продаже электронного контента правообладателем или посредником заказчику, определяется максимальный срок его использования, который учитывается для каждого экземпляра. Заказчик, в свою очередь, может передавать своим пользователям контент на сроки, не превышающие предельный срок лицензии. Таким образом решается, например, проблема возврата материалов в библиотеки по окончанию учебного года, эта процедура происходит автоматически.
• Система дистрибуции позволяет строить древовидные структуры любой глубины, повторяющие или расширяющие организационную структуру заказчика, в рамках одной или нескольких организаций. Это позволяет консолидировать управление на любом уровне: от каждой школы до региона.
Покупка и получение контента
Система дистрибуции позволяет распределять образовательный и другой электронный контент как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
В случае продажи контента правообладатель или посредник может установить цену на каждый экземпляр контента с учётом объёма покупки, географии продаж и сроков лицензирования.
Для передачи контента, закупленного региональным центром дистрибуции контента, либо другим исполнителем этой роли, в системе можно задать критерии определения заказчиков, которые могут запросить такой контент бесплатно.
Как платно, так и бесплатно, контент передаётся на основании заявки от заказчика, которая удовлетворятся в зависимости от наличия необходимого количества экземпляров в фондах поставщика и оплаты, в случае необходимости. В случае если у поставщика нет необходимого количества в момент поступления заявки, он имеет возможность сформировать заявку к другому поставщику, при удовлетворении которой исходная заявка будет выполнена автоматически.
При исполнении заявок Система дистрибуции контролирует их связность, факт оплаты и наличия необходимых договоров между поставщиком и заказчиком контента.
Система поддерживает самостоятельную покупку контента физическими лицами, для реализации потребностей обучающихся и преподавателей в альтернативных и дополнительных образовательных ресурсах. На рис.1 представлена схема Федерального Центра Дистрибуции.
Рисунок 1. Схема Федерального Центра Дистрибуции.
Техническая реализация системы
В Федеральном и региональных центрах дистрибуции должно быть размещено серверное оборудование с мощностями, зависящими от роли этого участника и объёма контента, которым участник оперирует.
В школьных электронных информационно-библиотечных центрах будут установлены серверы, принимающие и хранящие в защищённом виде контент, используемый данным образовательным учреждением. Конечные пользователи смогут синхронизировать свои устройства с сервером школьного электронного информационно-библиотечного центра, используя только локальную WiFi сеть школы. В этом случае требования к каналу подключения школы к сети Интернет существенно снижаются, и их постоянное наличие
не является ключевой необходимостью. При отсутствии на территории школы промежуточного сервера, конечные пользователи могут синхронизировать устройства через Интернет, подключившись к любому вышестоящему центру дистрибуции.
На каждый компьютер или планшет конечного пользователя устанавливается специальное программное обеспечение, позволяющее получать из сети переданный этому пользователю контент и безопасно хранить его на его устройстве.
Клиентское программное обеспечение работает на широком диапазоне платформ (Windows, Linux, Android) и обладает всеми функциями, необходимыми для продуктивной работы с контентом: оглавление, переходы по ссылкам, создание заметок и комментариев, работа с мультимедийными данным.
Контент, циркулирующий в Системе дистрибуции, доступен для просмотра только с помощью указанного программного обеспечения, при наличии защитного ключа -специального устройства, выполненного в формате USB-брелока минимального размера.
Система дистрибуции устроена таким образом, что контент доступен только тогда, когда защитный ключ подключен к устройству пользователя. В случае его извлечения, дальнейшее использование контента невозможно. Защитные ключи выдаются пользователям при подключении к системе, они являются персональными для каждого пользователя, и не подлежат передаче.
Отчётность
Система дистрибуции реализует ряд отчётов, с помощью которых государственные органы, правообладатели, заказчики могут контролировать движение образовательного контента, его остатки, наполненность фондов, фактическую его передачу и параметры закупок.
Можно с уверенность сказать, что в сфере внедрения электронных учебников в образовательный процесс больше вопросов, чем ответов, но на наш взгляд, изучение, обобщение и распространение полученного опыта принесет пользу профессиональному сообществу, и может способствовать созданию условий для развития и функционирования электронной информационно-образовательной среды региональных систем общего образования.