Научная статья на тему 'Внедрение электронных учебников в образовательные учреждения'

Внедрение электронных учебников в образовательные учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладынина Ольга Александровна, Алексахин Сергей Васильевич, Тармин Виктор Анатольевич

Рассмотрены задачи эффективного продвижения электронных учебников в практику образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ладынина Ольга Александровна, Алексахин Сергей Васильевич, Тармин Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение электронных учебников в образовательные учреждения»

УДК: 371.68; 371.64; 004.9

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ

Ладынина О.А., Алексахин С.В., Тармин В.А., Федеральный институт развития образования. Москва. Россия. Email: olga.lado@gmail.com, aleksahin.s@firo.ru, tarmin.v@firo.ru

Аннотация Рассмотрены задачи эффективного продвижения электронных учебников в практику образовательных учреждений.

Ключевые слова: электронный учебник, внедрение электронных учебников

THE INTRODUCTION OF E-BOOKS TO EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Ladynina O.A. Aleksakhin S.V., Tarmin V.A. The Federal Institute for Educational Development, Moscow. Russia. Email: olga.lado@gmail.com, aleksahin.s@firo.ru, tarmin.v@firo.ru

Summary: We consider the problem of effective promotion of e-books in the practice of educational institutions

Keywords: electronic book, the introduction of e-books

Мероприятия по развитию информационно-образовательной среды в региональных системах общего образования, как часть комплекса мер по модернизации общего образования Российской Федерации, являются одним из важных условий реализации основной образовательной программы общего образования, прописанного в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Информационно-образовательная среда включает совокупность технологических средств: информационных и коммуникационных технологий, комплекс цифровых образовательных ресурсов, коммуникационные каналы, систему педагогических технологий, обеспечивающих современное обучение.

Федеральный институт развития образования, опираясь на опыт, полученный в ходе реализации в 2011-2012 г.г. федеральных проектов «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации» и «Разработка прототипов интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств», выступил с инициативой создания Саморегулируемой организации производителей электронных

учебников и электронных учебно-методических комплексов и пилотного проекта Федеральной системы дистрибуции электронных учебников.

Саморегулируемая организация содействия созданию и внедрению электронных учебно-методических комплексов «Производители ЭУМК»

Саморегулируемая организация «Производители ЭУМК» создана для повышения эффективности усилий всех организаций, в сферу деятельности которых входит создание, внедрение и использование электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в образовательном процессе.

Основными целями СРО являются:

• консолидация сил организаций, чья деятельность связана с созданием, внедрением и использованием ЭУМК и их компонентов в учебном процессе.

• формирование системы устойчивых деловых связей и атмосферы доверия в профессиональном сообществе, изучение, обобщение и распространение опыта в целях развития и регулирования деятельности членов СРО.

• защита и продвижение интересов членов СРО в органах государственной власти, муниципального и местного самоуправления;

• повышение авторитета и общественной значимости деятельности членов в области развития электронного обучения.

Основные формы деятельности СРО:

• совместная разработка новых стандартов и регламентов, определяющих требования к качеству продукции и услуг для организации и проведения электронного обучения, а также к организациям, разрабатывающим программное обеспечение и электронный контент образовательного назначения;

• информирование органов власти о проблемных вопросах в профессиональной деятельности СРО;

• содействие в повышении квалификации специалистов в сфере разработки решений для организации и проведения электронного обучения и в развитии системы экспертных услуг;

• организация общественных мероприятий в соответствии с уставными целями.

СРО «Производители ЭУМК» открыто для сотрудничества с организациями, в сферу

деятельности которых входит создание, внедрение и использование электронного контента.

Федеральная система дистрибуции электронных учебников и дополнительного образовательного электронного контента

Федеральная система дистрибуции электронных учебников и дополнительного образовательного электронного контента (далее Система дистрибуции) предполагает создание фонда образовательного контента в цифровой форме и системы его защищённого распространения и доставки конечным пользователям. Система позволит предоставить доступ к электронным изданиям широкому кругу учащихся и педагогов, в том числе из отдаленных районов, а так же создать организационно-технические условия легитимного оборота электронного образовательного контента.

Участниками Системы дистрибуции будут издатели электронных учебников и дополнительных образовательных материалов, региональные органы управления образованием, образовательные учреждения, педагоги и учащиеся.

Система дистрибуции состоит из Федерального центра дистрибуции, создаваемого в настоящий момент на базе Федерального института развития образования, из ряда Региональных центров дистрибуции, которые будут созданы при непосредственном участии региональных органов управления образованием, а так же из школьных электронных информационно-библиотечных центров, подключенных к Региональному центру дистрибуции своего региона.

Система дистрибуции предполагает создание механизмов, и принятие отдельных мер, направленных на:

• способствование формированию организационных и правовых механизмов вовлечения инновационных учебных материалов в образовательный процесс;

• доступность информации о создаваемых электронных учебниках, учебно-методических комплексах и дополнительных электронных образовательных материалах для участников образовательного процесса;

• формирование сбалансированных подходов к ограничению злоупотребления авторскими правами, защита прав создателей (авторов) при вовлечении результатов в сферу образования;

• совершенствование деятельности Рособрнадзора в области контроля оборота электронного образовательного контента;

• создание благоприятной среды для творчества, поиска новых научно-технических и конструкторских решений в сфере информатизации образования;

• формирование среды эффективных и динамичных создателей и потребителей инновационных образовательных технологий.

Система дистрибуции позволяет производить поэкземплярный учет электронных изданий, загруженных в систему, предоставляя к ним доступ конечным пользователям (педагогам и учащимся) по различным лицензиям, как на возмездной, так и на безвозмездной основе, с возможностью ограничения срока использования.

Информация, накапливаемая в системе, позволит предоставить участникам системы разнообразную отчетность о движении и использовании электронного образовательного контента.

При реализации образовательных программ с применением Системы дистрибуции контента, организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивается перечнем требований по защите персональных данных участников образовательного процесса в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ г. Москва "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"".

Возможности и преимущества системы для участников

Образовательные учреждения

• Возможность использовать в учебном процессе электронные устройства, компьютеры и планшеты, для доступа к электронным версиям учебников и другим электронным образовательным ресурсам, в том числе при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

• Возможность эффективно распределять полученные или приобретённые учебники между своими учениками.

• Возможность организации собственного фонда электронного контента, созданного преподавателями, и его распространения через систему дистрибуции в другие учебные заведения.

Муниципальные и региональные структуры

• Возможность создавать региональные центры дистрибуции и с их помощью осуществлять массовые закупки электронного контента для распределения между школами и нижестоящими структурами.

• Возможность достичь существенной экономии ресурсов за счёт перераспределения неиспользуемых экземпляров, без необходимости физической доставки бумажной копии.

• Возможность организации в регионе образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обеспечивающим освоение программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Издательства

• Возможность продажи электронных версий образовательного контента с защитой от незаконного копирования и несанкционированного доступа.

• Возможность управления ценообразованием и лицензионными параметрами каждой единицы контента.

• Возможность автоматического получения различных отчетов по продажам контента.

Структура системы

Система дистрибуции использует распределённую инфраструктуру центров обработки и хранения контента, объединённых в единое информационное пространство. Верхним элементом инфраструктуры является Федеральный Центр Дистрибуции, являющийся оператором системы, и управляющий её функционированием, методологией использования и отношениями организаций участников системы.

В регионах представителями Системы дистрибуции, являются Региональные Центры Дистрибуции, которые взаимодействуют непосредственно со Школьными электронными Информационно-Библиотечными Центрами, созданными на базе образовательных учреждений региона.

Школьные электронные информационно-библиотечные центры, в свою очередь, взаимодействуют с конечными потребителями электронного контента (педагогами и учащимися), предоставляя им доступ к отдельным экземплярам электронного контента из имеющихся фондов.

При необходимости, в системе могут присутствовать так же и центры дистрибуции других уровней. Например, для повышения эффективности управления системой дистрибуции большого региона в нем могут быть созданы районные центры дистрибуции. В систему могут так же войти Библиотечные центры, созданные на базе действующих библиотек.

Управление контентом в Системе дистрибуции

Для всех участников Система дистрибуции предоставляет возможности управления электронным контентом, равные и превосходящие те, по которым управляются обычные книги:

• Система осуществляет поэкземплярный учёт электронного контента. Если заказчик получил или приобрёл определённое количество экземпляров, он может передавать их своим пользователям только в рамках приобретенного количества.

• Ограничение времени лицензии. При передаче или продаже электронного контента правообладателем или посредником заказчику, определяется максимальный срок его использования, который учитывается для каждого экземпляра. Заказчик, в свою очередь, может передавать своим пользователям контент на сроки, не превышающие предельный срок лицензии. Таким образом решается, например, проблема возврата материалов в библиотеки по окончанию учебного года, эта процедура происходит автоматически.

• Система дистрибуции позволяет строить древовидные структуры любой глубины, повторяющие или расширяющие организационную структуру заказчика, в рамках одной или нескольких организаций. Это позволяет консолидировать управление на любом уровне: от каждой школы до региона.

Покупка и получение контента

Система дистрибуции позволяет распределять образовательный и другой электронный контент как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

В случае продажи контента правообладатель или посредник может установить цену на каждый экземпляр контента с учётом объёма покупки, географии продаж и сроков лицензирования.

Для передачи контента, закупленного региональным центром дистрибуции контента, либо другим исполнителем этой роли, в системе можно задать критерии определения заказчиков, которые могут запросить такой контент бесплатно.

Как платно, так и бесплатно, контент передаётся на основании заявки от заказчика, которая удовлетворятся в зависимости от наличия необходимого количества экземпляров в фондах поставщика и оплаты, в случае необходимости. В случае если у поставщика нет необходимого количества в момент поступления заявки, он имеет возможность сформировать заявку к другому поставщику, при удовлетворении которой исходная заявка будет выполнена автоматически.

При исполнении заявок Система дистрибуции контролирует их связность, факт оплаты и наличия необходимых договоров между поставщиком и заказчиком контента.

Система поддерживает самостоятельную покупку контента физическими лицами, для реализации потребностей обучающихся и преподавателей в альтернативных и дополнительных образовательных ресурсах. На рис.1 представлена схема Федерального Центра Дистрибуции.

Рисунок 1. Схема Федерального Центра Дистрибуции.

Техническая реализация системы

В Федеральном и региональных центрах дистрибуции должно быть размещено серверное оборудование с мощностями, зависящими от роли этого участника и объёма контента, которым участник оперирует.

В школьных электронных информационно-библиотечных центрах будут установлены серверы, принимающие и хранящие в защищённом виде контент, используемый данным образовательным учреждением. Конечные пользователи смогут синхронизировать свои устройства с сервером школьного электронного информационно-библиотечного центра, используя только локальную WiFi сеть школы. В этом случае требования к каналу подключения школы к сети Интернет существенно снижаются, и их постоянное наличие

не является ключевой необходимостью. При отсутствии на территории школы промежуточного сервера, конечные пользователи могут синхронизировать устройства через Интернет, подключившись к любому вышестоящему центру дистрибуции.

На каждый компьютер или планшет конечного пользователя устанавливается специальное программное обеспечение, позволяющее получать из сети переданный этому пользователю контент и безопасно хранить его на его устройстве.

Клиентское программное обеспечение работает на широком диапазоне платформ (Windows, Linux, Android) и обладает всеми функциями, необходимыми для продуктивной работы с контентом: оглавление, переходы по ссылкам, создание заметок и комментариев, работа с мультимедийными данным.

Контент, циркулирующий в Системе дистрибуции, доступен для просмотра только с помощью указанного программного обеспечения, при наличии защитного ключа -специального устройства, выполненного в формате USB-брелока минимального размера.

Система дистрибуции устроена таким образом, что контент доступен только тогда, когда защитный ключ подключен к устройству пользователя. В случае его извлечения, дальнейшее использование контента невозможно. Защитные ключи выдаются пользователям при подключении к системе, они являются персональными для каждого пользователя, и не подлежат передаче.

Отчётность

Система дистрибуции реализует ряд отчётов, с помощью которых государственные органы, правообладатели, заказчики могут контролировать движение образовательного контента, его остатки, наполненность фондов, фактическую его передачу и параметры закупок.

Можно с уверенность сказать, что в сфере внедрения электронных учебников в образовательный процесс больше вопросов, чем ответов, но на наш взгляд, изучение, обобщение и распространение полученного опыта принесет пользу профессиональному сообществу, и может способствовать созданию условий для развития и функционирования электронной информационно-образовательной среды региональных систем общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.