Научная статья на тему 'Актуальные задачи эффективного использования электронных учебников в общеобразовательных учреждениях России'

Актуальные задачи эффективного использования электронных учебников в общеобразовательных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC BOOK / ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / THE INTRODUCTION OF E-BOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексахин С.В., Тармин В.А.

Рассмотрены задачи эффективного продвижения электронных учебников в практику образовательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL TASKS OF EFFECTIVE USE OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN SECONDARY SCHOOLS OF RUSSIA

Is considered the problem of effective promotion of e-books in the practice of educational institutions

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи эффективного использования электронных учебников в общеобразовательных учреждениях России»

УДК: 371.68; 371.64; 004.9

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

Алексахин С.В., Тармин В.А. Федеральный институт развития образования. Москва. Россия. Email: aleksahin.s@firo.ru, tarmin.v@firo.ru

Аннотация. Рассмотрены задачи эффективного продвижения электронных учебников в практику образовательных учреждений Ключевые слова:электронный учебник, внедрение электронных учебников

ACTUAL TASKS OF EFFECTIVE USE OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN SECONDARY SCHOOLS OF RUSSIA

Aleksakhin S.V., Tarmin V.A The Federal Institute for Educational Development. Moscow. Russia, E-mail: aleksahin.s@firo.ru, tarmin.v@firo.ru

Abstract. Is considered the problem of effective promotion of e-books in the practice of educational institutions

Keywords: electronic book, the introduction of e-books

Бурное развитие и широкое распространение в бытовой практике средств ИКТ настоятельно ставит вопрос о необходимости рассмотрения в качестве инструментария учащегося различных вариантов мобильных электронных устройств, таких как интернет-планшеты, нетбуки, устройства для чтения электронных книг и т.д. и перехода от классического бумажного учебника к современному интерактивному мультимедийному электронному учебнику.

Использование ЭУ в качестве повседневного инструментария учащегося и преподавателя позволяет:

• приблизить содержание комплекта учебников к ученику, как в школе на всех уроках, так и дома при самостоятельной работе ученика;

• создать условия для активной познавательной и творческой деятельности учащегося с элементами предметной среды и средствами коммуникации;

• обогатить достоинства классического печатного учебника за счёт динамических мультимедийных компонентов, интерактивных контрольно-измерительных материалов, средств полнотекстового поиска;

• создать комфортные условия для управления учебным процессом и содержанием учебной работы учащихся и преподавателей. [1]

Актуальные задачи продвижения ЭУ в практику образовательных учреждений

Для решения проблем использования электронных учебников (ЭУ) в образовательных учреждениях РФ, выявленных при апробации электронных учебников в реальном учебном процессе образовательных учреждений ряда регионов РФ, и активизации продвижения в деле разработки и широкого внедрения электронных учебников в практику общеобразовательных, а также начальных и средних профессиональных учреждений целесообразно провести следующие мероприятия:

1. выделить в Федеральном перечне учебников рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях отдельный раздел для перечня электронных учебников (Федеральный перечень электронных учебников);

2. инициировать разработку отраслевых технических стандартов (ОСТ) и СанПиН, определяющих требования к современным мобильным устройствам - носителям электронных учебников при использовании их детьми школьного и дошкольного возраста, и к электронному контенту, аналогичные требованиям, предъявляемым к печатной продукции для детей и школьников СанПиН 2.4.7.702-98;

3. инициировать разработку отраслевого стандарта унифицирующего подходы к разработке электронных учебников и электронных учебных пособий;

4. разработать и апробировать организационные, методические и технологические подходы к экспертизе электронных учебников и компонентов электронных учебно-методических комплексов;

5. внести коррективы в программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в части использования ЭУ в учебном процессе;

6. оказать государственную поддержку (софинансирование отдельных этапов) разработки и внедрения первичной партии электронных учебников для общего, а также начального и среднего профессионального образования (в качестве меры переходного периода);

7. апробировать модели регионального (муниципального) центра дистрибуции электронных учебников и регионального центра технического обслуживания образовательных учреждений;

8. инициировать создание системы мониторинга и аналитической обработки результатов внедрения и использования электронных учебников;

9. провести обсуждение с профессиональным сообществом разработанной системы мер и рекомендаций для региональных, муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, обеспечивающей использование электронного контента для всех участников образовательного процесса;

10. инициировать формирование наборов типовых «коробочных» решений для учреждений общего и профессионального образования, обеспечивающих создание целостной и комфортной ИКТ-среды, благоприятной для широкого использования электронного контента и современных мобильных электронных устройств; при этом целесообразно по возможности использовать имеющиеся апробированные программные продукты и заделы, а при их отсутствии инициировать новые разработки;

11. инициировать создание Саморегулируемой организации разработчиков электронного контента (электронных учебников).

Федеральный перечень электронных учебников

Федеральный перечень электронных учебников является частью общего Федерального перечня учебников рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Вместе с тем, Федеральный перечень электронных учебников имеет ряд специфических особенностей.

Поскольку оборот электронных учебников более динамичен, чем оборот традиционных бумажных учебников, Федеральный перечень электронных учебников должен иметь техническую поддержку в виде специализированного Интернет-ресурса Министерства образования и науки. Основной задачей данного Интернет-ресурса является предоставление в автоматизированном режиме машинно-читаемой информации об электронном издании, а так же данных, позволяющих провести проверку конкретного экземпляра электронного учебника на соответствие содержанию электронного учебника, включенного в Федеральный перечень электронных учебников (электронная подпись, контрольная сумма и т.п.). Легитимность, описанного выше Интернет-ресурса, должна быть закреплена соответствующими нормативными документами Министерства образования и науки, а так же, должен быть разработан регламент его функционирования, пополнения и обновления информации.

Экспертиза электронных учебников

Одна из особенностей экспертизы электронных учебников связана с тем, что электронный учебник является, в том числе, и программным продуктом. Экспертиза электронного учебника как программного продукта относится, несомненно, к технологической экспертизе.

Содержательная экспертиза ЭУ

Содержательная экспертиза электронных учебников, в целом, должна проводиться аналогично содержательной экспертизе традиционных бумажных учебников. Вместе с тем, наличие в электронных учебниках динамического контента (видеоролики, интерактивные модели и т.п.) может потребовать от экспертных организаций доработки существующих регламентов проведения экспертизы с целью

учета особенностей интерфейса конкретного электронного учебника и возрастных особенностей учащихся.

Динамические диалоговые особенности электронного учебника определяют повышенный уровень требований к ИКТ компетенциям экспертов, проводящих содержательную экспертизу, а так же определяют необходимость разработки методических рекомендаций для авторов и экспертов электронных учебников.

Функционально-технологическая экспертиза ЭУ

Функционально-технологическая экспертиза электронных учебников должна проводиться на соответствие объекта экспертизы техническому стандарту на электронные учебники, для проверки устойчивости функционирования электронного учебника, а так же для проверки на наличие вирусов.

Данный вид экспертизы может проводиться саморегулируемой организацией (СРО) объединяющей издателей электронных учебников, а наличие документов подтверждающих прохождение данного вида экспертизы - служить необходимым условием при включении электронного учебника в Федеральный перечень.

Санитарно-гигиеническая экспертиза ЭУ

Санитарно-гигиеническая экспертиза электронных учебников должна проводиться на соответствие объекта экспертизы техническим стандартам (ГОСТ) и СанПиН регулирующим требования к данному виду продукции, в частности, при использовании электронных учебников детьми школьного и дошкольного возраста.

Помимо экспертизы электронных учебников, как электронных изданий, необходима экспертиза технических средств, в частности мобильных устройств-носителей электронных учебников, на соответствие техническим стандартам (ГОСТ), регламентам и СанПиН регулирующим требования к данному виду продукции для тех же возрастных категорий пользователей.

Санитарно-гигиеническая экспертиза находится в компетенции Министерства здравоохранения РФ. Тем не менее, Министерство образования и науки РФ может инициировать организацию и проведение данного вида экспертизы, а так же разработку необходимых нормативных документов.

Нормативные акты региональных органов управления образованием

Представляется целесообразным Министерству образования и науки РФ утвердить типовые нормативные документы определяющие порядок использования в образовательных учреждениях электронных учебников, а так же рекомендовать региональным органам управления образованием доработать, а, при необходимости, принять новые нормативные документы на основе утвержденных типовых нормативных документов. К таким нормативным документам необходимо отнести:

• проект договора передачи мобильных устройств и электронного контента родителям учащихся;

• регламент образовательного учреждения по использованию электронных учебников;

• должностные инструкции сотрудников образовательных учреждений.

Финансирование образовательных учреждений

Для реализации комплекса мероприятий, связанных с информатизацией образования, в частности, с внедрением и использованием в учебном процессе электронных учебников, в бюджетных средствах, направляемых в образовательные учреждения необходимо предусмотреть отдельную статью расходов на информатизацию образовательного учреждения, включая расходы на закупку оборудования, программного обеспечения, образовательного контента и расходных материалов.

Предложения по внедрению электронных учебников. Система дистрибуции.

Система дистрибуции электронных учебников и дополнительных электронных учебных материалов должна обеспечивать защиту интересов как потребителей электронного контента, так и его правообладателей. Консультации и рабочие встречи с руководителями ведущих издательств показали, что издательства хотели бы сохранить существующую модель распространения бумажных учебников «один учебник - один ученик» и при распространении электронных учебников.

Главным препятствием в деле распространения электронного образовательного контента являются сложности с его монетизацией. Бумажные версии пока остаются более доходными, чем электронные.

Таким образом, система дистрибуции электронного контента, опирающаяся исключительно на юридические нормы, будет создавать высокие коммерческие риски для правообладателей. Техническая составляющая системы дистрибуции должна обеспечить легитимную доставку электронного контента пользователям, гарантировать его дальнейшее распространение только в рамках режима использования, предусмотренного соответствующим лицензионным соглашением, а так же оперативный мониторинг за использованием отдельных копий электронного контента.

Основными движущими факторами рынка электронного образовательного контента являются:

• растущее количество интернет-пользователей;

• увеличение количества мобильных устройств с доступом в Сеть;

• удешевление трафика (в том числе мобильного);

• увеличение контента, доступного для загрузки;

• переход основных издательских домов на цифровую форму предоставления контента.

В этих условиях представляется целесообразным создание региональных центров дистрибуции, которые будут взаимодействовать с издательствами и образовательными учреждениями по двум основным моделям.

1. Центр дистрибуции заключает лицензионный договор с издателями (правообладателями) электронного контента, и лицензионные договора с образовательными учреждениями или органами управления образования, которые являются получателями электронного контента.

2. Центр дистрибуции не имеет лицензионного договора с издателями (правообладателями) электронного контента и обеспечивает только техническое решение задачи по передаче электронного контента в образовательные учреждения.

Региональный центр дистрибуции электронного контента, имеющий договорные взаимоотношения с несколькими издательствами, будет выполнять так же роль регионального агрегатора контента. Создание центров дистрибуции на региональном уровне позволит в полной мере учесть особенности работы в каждом конкретном регионе.

Бизнес-модель распространения ЭУ

В основу создания, распространения и сбыта электронных учебников и другого электронного образовательного контента может быть положена модель Коммерческого сообщества, единая инфраструктура которого объединит участников рынка образовательного электронного контента с взаимодополняющими интересами (контент и услуги). Доверенный посредник - организация, обеспечивающая атмосферу доверия между покупателем и продавцом, создает и поддерживает общую ИТ- инфраструктуру, в рамках которой поставщики электронного образовательного контента смогут совершать сделки надежно и безопасно.

Для формального определения круга организаций, которые могут быть доверенными посредниками целесообразно предусмотреть добровольную сертификацию организаций кандидатов, в рамках саморегулируемой организации, описанной выше.

В специализированной дистрибьюторской модели заложена возможность исследования аудитории, координации действий участников, сбора и анализа информации о потребителях и их предпочтениях, которая может быть использована как

производителями электронного образовательного контента, так и руководящими и контролирующими организациями в сфере образования.

Система технического обслуживания образовательного учреждения

Существующая тенденция повышения уровня информатизации образовательных учреждений, все усложняющиеся технические средства, используемые для организации и проведения учебного процесса, повышают уровень требований к техническому сопровождению и поддержке образовательных учреждений. В связи с чем, представляется необходимым рекомендовать региональным органам управления образования рассмотреть вопрос о создании в регионе системы региональных служб технической поддержки, обслуживающих образовательные учреждения, а в каких-то случаях создать такие службы непосредственно в образовательных учреждениях и предусмотреть соответствующие должности технического персонала (системных администраторов) в штатном расписании учреждения.

Система рейтингов электронных учебников

В части дополнительных мер по популяризации электронных учебников, а так же для создания мотивации издателей электронных учебников в повышении качества своей продукции, представляется эффективным создать специализированный раздел на портале распространения электронного контента, позволяющий посетителям отразить свое мнение о каждом электронном учебнике. В частности, оставить свой отзыв о конкретном электронном учебнике или оценить электронный учебник в баллах.

Такая система позволит собрать дополнительную информацию о потребительских качествах различных электронных учебников и их популярности.

Литература

1. Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012 - 56 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.