Научная статья на тему 'Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений региональной системы образования'

Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений региональной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3774
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PRODUCT / DISSEMINATION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенич Наталия Юрьевна

В статье представлены подходы к анализу и оценке инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Исходя из пределения значимости инновационной деятельности в сфере образования, автор анализирует результаты исследования понимания руководителями образовательных учреждений терминов "инновация", "инновационная деятельность" и делает вывод о необходимости уточнения данного понимания, что можно сделать средствами оценочной деятельности инновационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of innovative activity of St. Petersburg schools

The article presents the approaches to analysis and evaluation of innovative activity in educational establishments. Basing on the importance of innovative activity in the sphere of education, the author analyses the results of the research on understanding of the terms "innovation" and "innovative activity" by school leaders and draws a conclusion about the necessity of more precise understanding, which can be done by means of evaluation of innovative processes.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений региональной системы образования»

Н. Ю. Зенич

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент Е. В. Пискунова

В статье представлены подходы к анализу и оценке инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Исходя из определения значимости инновационной деятельности в сфере образования, автор анализирует результаты исследования понимания руководителями образовательных учреждений терминов «инновация», «инновационная деятельность» и делает вывод о необходимости уточнения данного понимания, что можно сделать средствами оценочной деятельности инновационных процессов.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный продукт, мультиплицирование инноваций.

N. Zenich

ANALYSIS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ST. PETERSBURG SCHOOLS

The article presents the approaches to analysis and evaluation of innovative activity in educational establishments. Basing on the importance of innovative activity in the sphere of education, the author analyses the results of the research on understanding of the terms "innovation" and "innovative activity" by school leaders and draws a conclusion about the necessity of more precise understanding, which can be done by means of evaluation of innovative processes.

Key words: innovation, innovative activity, innovative product, dissemination of innovations.

Представить сегодня развитие школы, не занимающейся инновационной деятельностью, чрезвычайно сложно: вовлечение образовательных учреждений в рыночные отношения остро поставило проблему их конкурентоспособности, а значит, потребовало от руководителей образовательных учреждений решительных действий по повышению имиджа учреждения, созданию конкурентоспособной образовательной системы, способной к обеспечению качества образования, соответствующего требованиям современного общества.

Немаловажную роль в изменении качества образования играет система инновационной деятельности, которая выступает значимым средством обеспечения этого качества, создавая условия для развития профессионального

роста педагогов, индивидуально-личностного роста учащихся; социального партнерства семьи, общества и школы, что в целом позволяет преодолеть те проблемы образовательного процесса, которые сложно решаются традиционными способами.

На эффективное развитие инновационных процессов направлены документы о стратегическом развитии государства, в том числе и системы образования, до 2020 г. В 2008 г. вышел целый ряд документов, которые определили приоритетные направления развития образования: Предложения по формированию проекта концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011— 2015 годы, Предложения по комплексной модернизации сферы образования в рамках долгосрочной концепции социально-эконо-

мического развития Российской Федерации, Материалы по формированию современной модели образования [1], Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. [3], Выступление В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. «О стратегии развития России до 2020 года» [2]. В документах определяются проблемы, связанные с развитием образования, что в полной мере подтверждает справедливость слов Питера Друкера [7]: «Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое».

С одной стороны, постоянное обновление образовательного процесса - естественное состояние российской школы конца XX - начала XXI в. Не случайно в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимали участие те школы, которые не только стабильно функционируют, но и активно развиваются, отвечая на вызовы времени. С другой стороны, за последние годы роль инновационной деятельности в образовании существенно изменилась во многом благодаря изменениям в социально-экономической ситуации в России. Выбор в качестве стратегического приоритета для развития страны перехода к инновационному типу развития, к экономике, основанной на знаниях, требует, в свою очередь, от педагогического сообщества перехода от интенсификации инновационной деятельности последних десятилетий к повышению качества проводимой работы и осмыслению тех социальных эффектов, которые уже были получены. В этой ситуации необходимо переосмыслить и сложившееся понимание инновационной деятельности.

С целью выявления понимания инновационной деятельности в педагогическом сообществе в Санкт-Петербурге был проведен опрос, в котором приняли участие 216 руководителей образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность. Опрос показал, что существуют серьезные различия в понимании, что такое педагогическая иннова-

ция. Ответы распределились следующим образом: 45% - «использование новых технологий (новые формы проведения урока, мастерские, методы)»; 23% - «просто что-то новое»; по 16% - 1) «любые новые методы, средства, реализуемые программы, направленные на улучшение качества образования»; 2) «появление в ОУ новых технических средств»; 11% - «применение новых способов работы на ранее придуманном, старом материале»; 7% - «никогда ранее не используемое, внедряемое для удовлетворения социального заказа»; 6% - «повышение квалификации педагогов»; 5 % - «любое нововведение для отдельно взятого коллектива»; 4 % - «необходимость мотивировать коллектив, чтобы стимулировать педагогов к внедрению в образовательный процесс»; 3% - «социализация детей»; по 1% - 1) «все, что выходит за рамки стандартов образования», 2) «новые отношения в педагогическом коллективе». Анализируя ответы руководителей образовательных учреждений, можно сделать вывод о том, что термин «инновация» в основном ассоциируется с новшеством - «новые технологии», «новые методы», «новые способы» и т. д., что в свою очередь соответствует дословному переводу слова с атинского языка: «инновация» (т-в, поуш - новый) - это нововведение.

Однако сегодня понимание инновации тесно связано с экономическими процессами прежде всего с активно развивающейся инновационной деятельностью в сфере высокотехнологичных производств. Необходимо отметить, что такое понимание инноваций основывается на общей теории инноваций (Н. Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, Д. Бернал, Ю. В. Яковец и др.) и именно оно положено в основу нормативных документов инновационной политики Российской Федерации и ее регионов. В частности, в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» так определено понятие «инновация»: это «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного

технологического процесса, используемого в практической деятельности» [4].

Под инновационной деятельностью понимается «вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Это единый в рамках государственного и частного сектора комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков» [5].

С учетом приведенных выше определений, становится очевидным некоторое недопонимание руководителями образовательных учреждений, участвовавших в опросе, сути инновационной деятельности. Не использование новых технологий, а трудоемкий процесс их создания, апробации и внедрения следует понимать сегодня под инновационной деятельностью. На основе современного понимания инновационной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга сформулированы положения об инновационных образовательных учреждениях, где под педагогической инновацией понимается «результат деятельности образовательных учреждений, работающих в режиме экспериментальной площадки и/или лаборатории, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), эффективно используемого в практической педагогической деятельности и готового к распространению в ресурсных центрах» [6]. Сегодня в системе образования Санкт-Петербурга действуют опытно-экспериментальные площадки, основная задача которых обеспе-

чить осознание, проектирование и освоение инноваций на уровне конкретного образовательного учреждения; лаборатории, обеспечивающие разработку научно обоснованных положений, выводов и рекомендаций по использованию инноваций, представляющие полученные результаты исследования с обоснованием социальных эффектов от внедрения этих результатов в образовательную практику; ресурсные центры, главная цель деятельности которых - обеспечить мультиплицирование инноваций.

Очевидно, что для инновационного учреждения важным является вопрос оценки его деятельности. Были разработаны новые оценочные материалы для объективной оценки деятельности инновационных площадок городского уровня, которые прошли апробацию в рамках формирующего эксперимента. В современных условиях важно не просто предоставление учреждениям результатов оценки; чрезвычайно значимым являются процесс обсуждения результатов экспертной деятельности, понимание и принятие идей, процесс совместной профессионально-педагогической рефлексии. В рамках апробации оценочных материалов организуется обсуждение, в котором участвуют эксперты рабочей группы и представители инновационных площадок. На этой встрече эксперты могут задать интересующие их вопросы, а педагоги, ведущие инновационную деятельность, - получить квалифицированную помощь. Результаты экспертизы, а оценки экспертов составили от 14,6 до 48 баллов из 52 возможных, позволили откорректировать содержание деятельности инновационных площадок.

В заключение отметим, что в результате апробации подходов к оценке инновационной деятельности и новых оценочных материалов проявились незапланированные эффекты: активизация процессов взаимодействия педагогов образовательных учреждений, занимающихся инновационной деятельностью, целью которого является обмен опытом, а общение с экспертами повлияло на формирование общей стратегии развития инновационных процессов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О материалах по формированию современной модели образования. URL: www.mon.gov.ru/files/materi-als/4674/avgust08.doc

2. О стратегии развития России до 2020 года // Выступление В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. URL: http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/08/1542_type63374typ e63378type82634_159528.shtml

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. URL: http:// www.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381type82634_208749.shtml

4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 881 «Об Основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы».

5. Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

6. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24.10.2008 № 1507-р «О регулировании инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга».

7. Drucker, Peter F. Management Challenges for the 21 Century, Butterworth-Heinemann Ltd, Oxford, 1999.

SPISOK LITERATURY

1. O materialakh po formirovaniyu sovremennoy modeli obrazovaniya. URL: www.mon.gov.ru/files/materials/4674/ avgust08.doc

2. O strategii razvitiya Rossii do 2020 goda // Vystupleniye V. V. Putina na rasshirennom zasedanii Gosudarstvennogo soveta 8 fevralya 2008 g. URL: http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/08/1542_type63374type63378type82634_ 159528.shtml

3. Poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu sobraniyu Rossiyskoy Federatsii 5 noyabrya 2008 g. URL: http://www. kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381type82634_208749.shtml

4. Postanovleniye Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 20 iyulya 2007 g. N 881 «Ob Osnovakh innovatsionnoy politiki v Sankt-Peterburge na 2008-2011 gody».

5. Prilozheniye k proektu «Osnovy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti razvitiya natsional'noy innovatsionnoy sistemy na period do 2010 goda i dal'neyshuyu perspektivu».

6. Rasporyazheniye Komiteta po obrazovaniyu Sankt-Peterburga ot 24.10.2008 N 1507-r «O regulirovanii innovatsionnoy deyatel'nosti v sisteme obrazovaniya Sankt-Peterburga».

7. Drucker P. F. Management Challenges for the 21st Century, Butterworth-Heinemann Ltd, Oxford, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.