Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций педагогов в условиях инновационного развития общеобразовательного учреждения'

Исследование ценностных ориентаций педагогов в условиях инновационного развития общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностные ориентации / инновации / совместная профессиональная деятельность педагогов / инновационное развитие общеобразовательного учреждения / values / value orientations / innovations / professional cooperation of educators / innovative development of educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетова Анна Александровна

Статья посвящена исследованию ценностных ориентаций как регуляторов поведения и деятельности педагогов. Обоснованы методики диагностики ценностей. Показано различие в системах ценностей учителей инновационных и обычных школ. В школах, работающих в экспериментальном режиме или реализующих инновационные проекты, значительно выше ориентации на профессиональную деятельность, на духовное развитие, на ценности совместной жизнедеятельности и на ценности развития. Приведенные данные показывают более высокий уровень готовности к совместной деятельности по развитию образовательного учреждения учителей инновационных школ по сравнению с учителями обычных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations as regulators of behavior and activities of teachers are discussed. Methods of values diagnostics are described, and differences in the systems of values of teachers of innovative and ordinary schools are shown. The orientation to professional work, to spiritual development, to joint work and to development is higher in schools conducting experiments or innovative projects.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций педагогов в условиях инновационного развития общеобразовательного учреждения»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Георгиевский А. И. К истории Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения. СПб., 1902. Х с. + 202 с.

2. Педагогический сборник. 1866. Кн. 4 и 5.

3. Руководство физике для гимназий Российской Империи. СПб., 1807. 527 с.

4. Телешов С. В. От истоков до устья... СПб.: Спринт, 2000. Ч. 1. 171 с.

5. Телешов С. В. Зодчий русского среднего образования // Педагогика. 2004. № 5. С. 67-71.

6. Телешов С. В. Педагогические собрания Санкт-Петербурга // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 136. С. 97-108.

7. Телешов С. В. Верховский — ученый-химик, ученый-методист (1873-1947) // Российский Химический журнал. 2003. Т. ХЛВИИ. № 5. С. 94-99.

8. Шевелев А. Н. Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения Петербургской дореволюционной школы. СПб.: АППО, 2005. 351 с.

REFERENCES

1. Georgievskij A. I. K istorii Uchjonogo Komiteta Ministerstva Narodnogo Prosvewenija. SPb., 1902. H s. + 202 s.

2. Zhurnal «Pedagogicheskij sbornik» za 1866 g. Knizhki 4 i 5.

3. Rukovodstvo fizike dlja gimnazij Rossijskoj Imperii. SPb., 1807. 527 s.

4. TeleshovS. V. Ot istokov do ust'ja... SPb.: Sprint, 2000. CH. 1. 171 s.

5. Teleshov S. V. Zodchij russkogo srednego obrazovanija // Pedagogika. 2004. № 5. S. 67-71.

6. Teleshov S. V. Pedagogicheskie sobranija Sankt-Peterburga // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2010. № 136. S. 97-108.

7. Teleshov S. V. Verhovskij — uchjonyj-himik, uchjonyj-metodist (1873-1947) // Rossijskij Himicheskij zhurnal. 2003. T. HLVII. № 5. S. 94-99.

8. Shevelev A. N. Obrazovatel'naja urbanistika: istoriko-pedagogicheskie aspekty izuchenija Peterburgskoj dorevoljucionnoj shkoly. SPb.: APPO, 2005. 351 s.

А. А. Кочетова

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья посвящена исследованию ценностных ориентаций как регуляторов поведения и деятельности педагогов. Обоснованы методики диагностики ценностей. Показано различие в системах ценностей учителей инновационных и обычных школ. В школах, работающих в экспериментальном режиме или реализующих инновационные проекты, значительно выше ориентации на профессиональную деятельность, на духовное развитие, на ценности совместной жизнедеятельности и на ценности развития. Приведенные данные показывают более высокий уровень готовности к совместной деятельности по развитию образовательного учреждения учителей инновационных школ по сравнению с учителями обычных школ.

Ключевые слова: Ценности, ценностные ориентации, инновации, совместная профессиональная деятельность педагогов, инновационное развитие общеобразовательного учреждения.

A. Kochetova

VALUE ORIENTATIONS OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BASIC EDUCATION INSTITUTIONS

Value orientations as regulators of behavior and activities of teachers are discussed. Methods of values diagnostics are described, and differences in the systems of values of teachers of innovative and ordinary schools are shown. The orientation to professional work, to spiritual development, to joint work and to development is higher in schools conducting experiments or innovative projects.

Keywords: values, value orientations, innovations, professional cooperation of educators, innovative development of educational institution.

Современная социально-экономическая ситуация в России диктует требование развития всех сфер жизни общества за счет инноваций. Опережающий характер образования предопределяет успешность в достижении целей опережающего развития страны.

Принцип развития в гуманитарных науках обусловил осознание необходимости перехода от «школы формирования» к «школе развития». Для реализации модели развивающего образования необходимо создание условий, средств, механизмов шага развития системы образования, перехода из одного состояния в другое, и каждый такой шаг, по мнению В. И. Слободчикова, связан с проектированием совместности реализаторов [3, с. 5].

Понятие «инновационное развитие» появилось относительно недавно и пока точно не определено в науке. Исходя из анализа современной литературы по инноватике [1; 10; 11], инновационное развитие можно охарактеризовать как процесс и результат изменений, которые несут в себе элементы новизны, т. е. изменение за счет внесения нового. Имеется в виду развитие самой системы, в которую вносятся новшества, в которой происходит инновационный процесс и соответствующие изменения, и в которой осуществляется инновационная деятельность.

Инновационное развитие общеобразовательного учреждения происходит за счет инновационной деятельности субъектов этой системы. Чтобы развитие стало более управляемым, деятельность должна стать более целенаправленной. Этого можно достичь за счет согласования целей участников деятельности и определения общих целей. В этом случае можно говорить о формировании совокупного субъекта деятельности и о возникновении совместной деятельности, поскольку наличие общих целей является их ключевым признаком, определяющим возникновение (формирование) всех остальных признаков (К. А. Абульханова-Славская и др.) [5, с. 23].

При этом цели деятельности напрямую зависят от тех ценностных ориентаций, которые есть у субъектов деятельности. Соответственно, необходимо выявление и далее согласование ценностных ориентаций субъектов, в данном случае, педагогов, учителей, работающих в данном конкретном образовательном учреждении.

Системообразующая роль ценностей в любой социальной, антропной, педагогической системе сегодня является общепризнанной. Что касается инновационного развития, то, являясь процессом, не поддающимся формализации, инновационная деятельность требует учета человеческого фактора, в частности, преодоления социально-

психологических барьеров. А преодолению барьеров, по мнению исследователей, как раз «способствуют: 1) учет установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения ее участников; 2) применение социально-психологических методов активного обучения работников с целью развития креативности, развития мотивационной готовности к восприятию и участию в инновационной деятельности» [6, с. 48].

Таким образом, мы пришли к необходимости изучения ценностных ориентаций педагогов для исследования возможностей инновационного развития общеобразовательных учреждений. Следующей задачей стала разработка методики исследования, адекватной целям. Эта проблема не так проста, если учесть достаточно большой перечень социальных идей как утверждений о ценностях, наличие разных систем ценностей, достаточно большого количества существующих методик изучения и т. д. Поэтому мы разделили два аспекта ценностей. Первый означает социальную, человеческую значимость объектов действительности. В этом смысле различают материальные и духовные ценности, ценности потребления и созидания и т. д. Второй аспект — отношение субъекта к предметам и явлениям реальности, выраженное его ценностными ориентациями, социальными установками, качествами личности. Под ценностными ориентациями понимаются важнейшие элементы внутренней структуры личности, подкрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие важное, существенное для человека, от несущественного. Первый аспект отражает ценности вне личности; второй подразумевает ценности как определенные структуры самой личности.

В совокупности оба этих аспекта выражают социальный и психологический параметры ценностей и могут влиять на выбор целей и содержания деятельности, определение принципов профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. В совре-

менной психологии уже достаточно хорошо изучена связь ценностных ориентаций, направленности личности, целей жизнедеятельности, мотивов поведения (Б. Г. Ананьев,

А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и др.). Большинство исследователей склоняются к мнению о том, что ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением [4, с. 8-9].

Поэтому на первом этапе мы решили использовать методику «Золотая рыбка»: респондентам предлагалось написать три самых своих заветных желания. Несмотря на кажущуюся простоту, методика позволяет выявить ценностные ориентации опрашиваемых на уровне их актуальных желаний, т. е. в косвенной форме, что увеличивает правдивость и искренность высказываний и позволяет судить об истинных ценностях человека, во многом снимая эффект «желания хорошо выглядеть» или «желания правильно ответить». Опрос был полностью анонимным, поскольку проводился на базе конкретных школ, так как даже просьба указать возраст, стаж и пол в этих условиях рассматривается учителями как нарушение анонимности.

Обработка результатов методики также представляла определенную трудность, так как необходимо было каким-то образом формализовать ответы респондентов. С этой целью было выделено несколько смысловых групп ценностей, которые стояли за высказанными желаниями.

1. Личные ценности: здоровье, семья, дети (свои), любовь, дружба, счастье.

2. Материальные ценности: деньги (зарплата), квартира, машина, другие предметы материальной культуры.

3. Духовные ценности: самореализация, познание, общение, справедливость, свобода, общественное признание.

4. Профессиональные ценности: творчество, профессионализм (компетентность), дети (ученики), сотрудничество, образование, школа, учитель, успехи учеников, труд (работа).

5. Досуговые ценности: путешествия, занятия спортом, отдых, природа, культурные мероприятия (экскурсии, музеи, театры, выставки), увлечения.

Несомненно, что такое разделение достаточно условно, и некоторые ценности могут быть отнесены в разные группы. Поэтому при обработке ответов мы старались разобраться, насколько это возможно, в том, что имел в виду респондент.

Опрос проводился на базе школ Центрального района г. Сочи. Всего было опрошено 456 педагогов обычных школ и 395 педагогов инновационных школ (данный статус определялся по наличию на базе ОУ экспериментальной площадки, ресурсного центра, реализации инновационных проектов, победивших в конкурсах городского, краевого уровня и в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»).

Результаты показали общие тенденции для всех учителей современных школ и определенные различия в ценностных ориентациях педагогов рядовых школ и школ, находящихся в режиме инновационного развития.

Приведем общие результаты по выделенным группам ценностей в сравнении данных двух категорий учителей в табл. 1.

Рассмотрим вначале общие тенденции для всей выборки. Как мы видим, на первом месте по значимости у всех учителей стоят личные ценности: здоровье, семья, собственные дети, любовь, дружба, счастье. Практически все опрошенные (95%) назва-

ли желания, связанные со здоровьем и счастьем близких, благополучием семьи, детей, друзей. 24% опрошенных назвали даже по 2 желания, которые можно отнести к этой группе. Сравнивая с данными исследований, проводившихся в 1990-х гг. [см.: 8; 9], можно констатировать, что ценности этой группы стали еще более значимыми для учителей. По данным опроса, проведенного в 1994 г. СПбГУПМ (Е. Э. Смирнова, В. Ф. Курлов, В. В. Тумалев и др.) [9, с. 146-147], около 80% учителей называли в числе наиболее значимых ценности здоровья, семьи, друзей. Исследователями было отмечено, что по сравнению с данными 1989 г. личные ценности стали более значимыми, вышли на первое место. Сегодня можно констатировать, что наконец-то наше общество перестало стыдиться приверженности личным, индивидуальным интересам. Это не свидетельствует об эгоизме или эгоцентризме людей, в частности учителей, скорее о возвращении человека к собственной самости. Это можно рассматривать как отражение все-таки постепенно, но неуклонно происходящей гуманизации школы и общества. Учитель, ценящий превыше всего индивидуальные ценности, сможет и в ребенке увидеть личность и индивидуальность.

На втором месте по результатам нашего опроса оказались материальные ценности, в том числе деньги (58% опрошенных).

Таблица 1

Выбор ценностей учителями школ по первой методике (в % от общего числа опрошенных каждой категории)

№ Ценности Количество учителей, выбравших ценности данной группы

обычных школ инновационных школ

1 Личные 97 89

2 Материальные 64 46

3 Духовные 18 35

4 Профессиональные 23 39

5 Досуговые 34 21

Здесь можно отметить следующую тенденцию: значимость материальных благ остается примерно на том же уровне, что и 16 лет назад (в данных упомянутого выше опроса позиция «Материальное благополучие» была отмечена 59% ответивших), однако продолжает расти понимание роли денег в материальном благополучии (41% по сравнению с 12% в 1994 г.). Это отражает изменения в сознании учительства в соответствии с объективно изменившейся реальностью в нашей стране: сегодня можно за деньги купить любые материальные блага, чего не было до перестройки, когда многое было в дефиците и не покупалось за деньги, а распределялось. По-видимому, наконец-то произошел отказ российской интеллигенции от идей уравнения и распределения, которые превалировали в течение практически всего XX в., на что в свое время указывал еще Н. А. Бердяев. Поэтому можно отметить так же как положительную тенденцию, что современные учителя уже не стесняются того, что хотят жить достойно и комфортно, получать достойную зарплату за свой нелегкий труд.

Интересным представляется факт, что профессиональные ценности (около 30%) превалируют у большинства учителей над духовными (25%). Это объясняется тем, что по-прежнему наш учитель в большей степени поглощен своей работой, чем духовным саморазвитием. В данных, приведенных Е. Э. Смирновой, В. Ф. Курловым и В.

В. Тумалевым, 58% учителей отмечали ценность «интересная работа» и только 36% — «интеллектуальное и духовное развитие» [9, с. 157]. Сегодня эти показатели снизились, хотя возможно это связано с различием методик исследования. Зато более пронзительно звучат желания, связанные с сохранением собственного достоинства, с предоставлением свободы творчества в профессии, с потребностью в общественном признании своих заслуг и педагогических достижений (11%). И это не такая уж маленькая цифра, поскольку речь идет

обо всех самых важных желаниях человека! Этот парадокс педагогической профессии в нашей стране отметил еще С. Г. Вершлов-ский в 1994 г.: «В условиях низкого общественного престижа педагогической профессии социальная мотивация, казалось бы, должна была снизиться. На самом же деле наоборот: она не только придает смысл избранному виду деятельности, но и становится для учителя важным средством повышения собственной значимости в глазах общества и в собственных глазах» [8, с. 62]. И сегодня по-прежнему, несмотря на внимание общества к проблемам образования, учитель зачастую остается «стойким оловянным солдатиком», который скромно, не требуя наград, выполняет свой тяжелый долг до конца.

Еще одной интересной тенденцией становится повышение интереса учителей к проведению досуга. Есть, конечно, учителя, которые очень устали и просто хотят отдохнуть (3%). Однако большинство, назвавших желания, которые можно отнести к этой группе, имеют в виду поездки за границу, на отдых в другие регионы, занятия в фитнес-клубах, хотят чаще бывать в театрах, на выставках. Это отражает имеющееся противоречие между расширившимися возможностями в этой сфере, порождающими желания, и повысившейся платой за подобные услуги, несоизмеримой с низкими учительскими зарплатами. Косвенно это может свидетельствовать также о некоторой неудовлетворенности значительной части учителей (24%) своим образом жизни, о желании отвлечься от повседневных проблем, получить «глоток» красивой жизни, запастись положительными впечатлениями, которые помогут найти силы продолжить свой путь.

Далее рассмотрим различия в ценностных ориентациях учителей обычных и инновационных школ. Как видно из данных табл. 2, различия эти касаются как ранга обозначенных групп ценностей, так и количества выбравших ценности одной и той же

группы. На первое место учителя обеих категорий поставили личные ценности, однако процент выбравших их учителей обычных школ выше на 8%. На втором месте стоят материальные ценности, но количество выбравших их учителей инновационных школ ниже на 18%, что значительно. Отчасти это можно объяснить объективно более высокими зарплатами учителей школ, находящихся в режиме эксперимента, за счет различного рода доплат, премий, грантов. А возможно, это свидетельствует о том, что интересы этой категории учителей качественно различны и перераспределяются в сторону духовных и профессиональных ценностей, которые более значимы для них, чем для учителей рядовых школ. Также менее озабочены учителя инновационных школ проблемами досуга (21% против 34%), что косвенно свидетельствует о более высокой степени удовлетворенности своим трудом, а также о более сильной вовлеченности в профессиональную деятельность. Более высокий процент в инновационных школах, выбравших ценности духовные (35% против 18%) и профессиональные (39% против 23%) — практически в 2 раза больше, чем в обычных школах, — также может указывать на то, что эти две категории ценностей взаимосвязаны, что в условиях инновационной и экспериментальной деятельности повышаются возможности (и растут потребности) духовного саморазвития, профессионального самосовершенст-

вования, успешности деятельности, общественного признания; создаются более благоприятные условия для общения, самовыражения, сотрудничества и развиваются соответствующие потребности.

На втором этапе исследования мы решили предоставить педагогам возможность выбора готовых формулировок различных ценностей. Это было необходимо для подтверждения и/или уточнения первоначальных выборов, поскольку нельзя судить о чем-либо на основании одной единственной методики. Для решения этой задачи необходимо было отобрать ценности, которые можно предложить педагогам для выбора. Поскольку существуют различные системы ценностей, мы предложили педагогам три набора ценностей, построенных на различных основаниях, в виде карточек с их названиями. Для первого мы использовали достаточно хорошо известную методику [2, с. 149-151], в которой представлены два ряда по 18 ценностей в каждом: терминальные ценности (или ценности-цели) и инструментальные ценности (или ценности-средства). Второй ряд ценностей мы позаимствовали у американского автора Марлен Уокс, из ее книги — пособия к тренингу «Возрожденные ценности» [7, а 10-12]. Этот ряд был представлен 40 ценностями, к названиям которых были добавлены синонимы и антиценности.

Таблица 2

Выбор ценностей учителями школ в сравнении по первой /по второй методике (в % от общего числа опрошенных каждой категории)

№ Ценности Количество учителей, выбравших ценности данной группы

обычных школ инновационных школ

1 Личные 97/86 89/81

2 Материальные 64/52 46/40

3 Духовные 18/ 31 35/37

4 Профессиональные 23/ 34 39/43

5 Досуговые 34/20 21/19

Третий ряд ценностей мы взяли из книги Н. И. Непомнящей, включающий три типа ценностности: деятельности, отношений,

сознания и познания [4, с. 58-70]. Педагоги могли свободно варьировать тремя наборами карточек, выбирая для себя наиболее значимые. Число выборов ограничивалось тремя, чтобы легче было сопоставить результаты первой и второй методик. Исследование также проводилось анонимно, однако мы попросили указать пол, возраст и стаж педагогической деятельности.

Первое, что бросается в глаза — это гораздо более значимые различия в выборах учителей обычных школ в сравнении с первой методикой, чем у учителей школ инновационных. Это свидетельствует о том, что выбор последних существенно более устойчив, осознан и откровенен.

В целом ранг ценностей остался прежним, за исключением досуговых ценностей у учителей обычных школ, которые переместились на последнее место за счет большего числа выборов духовных и профессиональных ценностей. Однако эффекты частичного разрушения анонимности и желания «выглядеть лучше» сказались на обеих категориях обследуемых. У обеих категорий учителей вторая методика показала более высокие результаты по группам духовных и профессиональных ценностей и более низкие результаты по личным, материальным и досуговым ценностям. Наблюдается сдвиг в сторону более социально одобряемых ценностей, что возможно свидетельствует о том, что в нашем обществе еще не до конца преодолены последствия советской эпохи, когда личные ценности людей стремились подчинить общественным.

Обращает на себя внимание и такой факт, что учителя инновационных школ гораздо чаще, чем учителя обычных школ, выбирают ценности совместной жизнедеятельности. Так, в сравнении: дружба — 35% у педагогов инновационных ОУ и 24% у педагогов обычных школ, сотрудничество

— соответственно 32 и 18%, взаимопомощь

— 24 и 7 %, общение — 31 и 25%, ответственность — 19 и 5%, коллектив — 24 и 9%, доверие — 11 и 4%, понимание — 8 и 1%. Эти ценности относятся к различным группам, но общее число педагогов, указавших на перечисленные ценности в инновационных школах, составляют 64%, в то время как в обычных школах — 29%. Также значительно чаще в этой категории опрашиваемых указания на ценности развития: достижение, успех, прогресс, творчество, созидание, энтузиазм, качество, свершение, продвижение (31 против 12% в обычных школах).

Дополнительный опрос в форме закрытой анкеты по проблемам совместной профессионально-педагогической деятельности также показал различие данных двух категорий респондентов. Так по позиции «Каким является труд педагога?» (актуальное состояние) 62% учителей инновационных школ указали, что скорее совместным, чем индивидуальным (в обычных школах 32%). А по позиции «Какой в идеале должна быть деятельность педагогов в современной школе?» (должное состояние) «Совместной больше, чем индивидуальной» выбрали 71% в инновационных школах и только 29% — в обычных. Это показывает разнонаправленные тенденции в развитии двух указанных категорий образовательных учреждений. Также на вопрос об использовании совместной профессиональной деятельности 20% учителей инновационных школ назвали «Часто» и 60% — «Достаточно часто». В обычных школах преобладали другие варианты ответов: «Достаточно часто» — 15%, «Иногда» — 72%. Наиболее показательны результаты ответов на вопрос «В какой степени совместная деятельность способствует развитию школы?»: 24% учителей экспериментальных школ выбрали вариант «Имеет первостепенное значение» и 61% — «В значительной степени». В обычных школах картина другая: «Имеет первостепенное значение» — 4%, «В зна-

чительной степени» — 42%, «Слабо» — 47%. Также значительно выше оценивается в инновационных школах успешность совместной деятельности и, что особенно ценно, использование в школе личного творческого потенциала учителя: 12% — полностью, 54% — в значительной степени (в обычных школах: 32% — в значительной степени, 45% — слабо). Эти цифры косвенно указывают на более высокий уровень удовлетворенности от профессиональной деятельности в условиях повышения степени ее совместности.

Таким образом, помимо указанных выше тенденций, проведенный анализ результатов диагностики ценностных ориентаций и

суждений педагогов показал более высокий уровень готовности к совместной деятельности по инновационному развитию образовательного учреждения учителей инновационных школ по сравнению с учителями обычных школ. В школах, работающих в экспериментальном режиме или реализующих инновационные проекты, значительно выше ориентации на профессиональную деятельность, на духовное развитие, на ценности совместной жизнедеятельности и на ценности развития. Также значительно выше понимание значимости совместной деятельности педагогов для развития своего образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. М.: Дело, 2007. 584 с.

2. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. 208 с.

3. Крылова Н. Б., Слободчиков В. И. Терминологический словарь / Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Сб. науч. тр. М., 1994. 186 с.

4. Непомнящая Н. И. Ценностность как личностное основание: типы, диагностика, формирование. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 176 с.

5. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. 232 с.

6. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барыше-вой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 296 с.

7. УоксМ. Возрожденные ценности / Пер. с англ. М.: ИД «Гелиос», 2001. 192с.

8. Учитель: крупным планом: социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. В. Г. Вершловского. СПб.: СПбГУПМ, 1994. 133 с.

9. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х / Курлов В. Ф., Тумалев В. В. и др. / Под ред. Смирновой Е.Э. СПб.: СПбГУПМ, 1995. 224 с.

10. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994. 64 с.

11. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2010. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Innovacionnyj menedzhment: Koncepcii, mnogourovnevye strategii i mehanizmy innovacionnogo raz-vitija: Ucheb. posobie / Pod red. V.M.An'shina, A. A. Dagaeva. M.: Delo, 2007. 584 s.

2. Kovalev S. V Psihologija sovremennoj sem'i. M.: Prosvewenie, 1988. 208 s.

3. Krylova N. B., Slobodchikov V I. Terminologicheskij slovar' / Proektirovanie v obrazovanii: problemy, poiski, reshenija: Sb. nauch. tr. M., 1994. 186 s.

4. Nepomnjawaja N. I. Cennostnost' kak lichnostnoe osnovanie: tipy, diagnostika, Formirovanie. M.; Voronezh: NPO «MODJEK», 2000. 176 s.

5. Sovmestnaja dejatel'nost': Metodologija, teorija, praktika. M.: Nauka, 1988. 232 s.

6. Tvorchestvo: teorija, diagnostika, tehnologii: Slovar'-spravochnik / Pod obw. red. T. A. Baryshevoj. SPb.: OOO «Knizhnyj Dom», 2008. 296 s.

Музей как фактор социализации детей-сирот.

7. Uoks M. Vozrozhdennye cennosti / Per. s angl. M.: ID «Gelios», 2001. 192s.

8. Uchitel': krupnym planom: social'no-pedagogicheskie problemy uchitel'skoj dejatel'nosti / Pod red. V. G Vershlovskogo. SPb.: SPbGUPM, 1994 g. 133 s.

9. Uchitel'. SHkola. Obwestvo. Sociologicheskij ocherk 90-h / Kurlov V. F., Tumalev V. V. i dr. / Pod red. Smirnovoj E. JE. SPb.: SPbGUPM, 1995. 224 s.

10. Homeriki O. G.., PotashnikM. M., Lorensov A. V. Razvitie shkoly kak innovacionnyj process. M.: No-vaja shkola, 1994. 64 s.

11. Hutorskoj A. V Pedagogicheskaja innovatika: ucheb.posobie dlja stud. vysshih ucheb. zavedenij. M.: IC «Akademija», 2010. 256 s.

И. А. Макеева

МУЗЕЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

В статье описаны трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики, охарактеризованы задачи, принципы, особенности деятельности музея детского дома и его возможности в социализации детей-сирот.

Ключевые слова: музейная педагогика, дети-сироты, социализация, музейная деятельность.

I. Makeeva

MUSEUM AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF THE ORPHAN CHILDREN: THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS

The article describes the issues of the orphan children S socialization and examines general aspects of museum pedagogy characterizing the objectives, principles, peculiarities of activities of the museum of a boarding school and its opportunities for socializing the orphan children.

Keywords: museum pedagogy, orphans, socialization, museum activities.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, поскольку всегда были дети, которые в силу разных причин оставались без попечения родителей. В настоящее время, начиная с 90-х гг. ХХ в., проблема сиротства становится еще более острой. Растущие масштабы асоциального поведения взрослых стимулируют развитие аналогичных деструктивных процессов и в детской среде. Изменения ценностных ориентаций, падение нравственного и культурного уровня, психологическая дезадаптация части взрослого населения негативно влияют на процесс социализации детей и подростков. Де-

формации и разлад детско-родительских отношений, неразвитость чувства ответственности за судьбу своего ребенка, комплекс ряда других значимых социальноэкономических факторов привели к беспрецедентному росту социального сиротства в настоящее время [8].

Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества, в ходе которого происходит усвоение индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Значимым итогом этого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.