Научная статья на тему 'Теоретический Анализ понятия «Инновационное развитие» в университетском образовании'

Теоретический Анализ понятия «Инновационное развитие» в университетском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гбоко Кобена Северэн

В статье обосновывается необходимость развертывания инновационной деятельности как существенного компонента совершенствования образовательного процесса для создания конкурентоспособности учебного учреждения. Предпринята попытка теоретического анализа понятия «инновационное развитие» применительно к высшему образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF “INNOVATION DEVELOPMENT” IN UNIVERSITY EDUCATION

The researcher substantiates the necessity of beginning innovative activity as an essential component of improvement of an educational process with the purpose of forming competitability for a university. In the article an attempt of the theoretical analysis of the concept of “innovation development” in the education of a university is made.

Текст научной работы на тему «Теоретический Анализ понятия «Инновационное развитие» в университетском образовании»

УДК 378

Gboko Kobena Severin. THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "INNOVATION DEVELOPMENT" IN UNIVERSITY EDUCATION. The researcher substantiates the necessity of beginning innovative activity as an essential component of improvement of an educational process with the purpose of forming competitability for a university. In the article an attempt of the theoretical analysis of the concept of "innovation development" in the education of a university is made.

Key words: innovations, innovative development, University education.

Гбоко Кобена Северэн, аспирант Российского гос. педагогического университета

им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: kobena.severin@gmail.com

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ» В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье обосновывается необходимость развертывания инновационной деятельности как существенного компонента совершенствования образовательного процесса для создания конкурентоспособности учебного учреждения. Предпринята попытка теоретического анализа понятия «инновационное развитие» применительно к высшему образованию.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, университетское образование.

Инновационная деятельность, по определению, призвана раскрыть значимость новых ценностных ориентиров в университетском образовании, дать концептуальное обоснование идей, направленных на решение возникающих социальных проблем, осуществить преобразования методического и организационно-управленческого обеспечения образовательного процесса в соответствии с новыми социальными запросами личности, общества и государства. С развертыванием инновационной деятельности как существенного компонента совершенствования образовательного процесса связано создание конкурентоспособности учебного учреждения. Именно инновационная деятельность определяет направления творческого поиска преподавателей университета, который обусловливает развитие личностного потенциала студентов.

Инновационный процесс определяется двойственной природой инновации: как непосредственного опыта, формирующегося в рамках конкретного вида деятельности в условиях социокультурного развития университета (научно-исследовательской, образовательной и др.), с одной стороны и как нового опыта, получившего общесоциальное и общекультурное значение в качестве устойчиво воспроизводимого элемента общественной практики явления. Инновационный процесс представляет собой механизм перевода нововведений из сферы непосредственного опыта в сферу опыта общественно-исторического, влияющего на социокультурное развитие.

Способность к нововведениям является одним из индикаторов культуры общества. Нововведения - один из важнейших факторов развития современного мира. Степень успешности развития как отдельных людей и организаций, так и общества в целом связана со способностью к продуцированию и восприятию ими разного рода нововведений. Нововведение есть процесс, сущность которого составляет инновационная деятельность, т.е. можно определить, что нововведение есть форма инновационной деятельности.

В самом общем смысле инновация - это результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным или образовательным услугам, считают Макареня А.А., Суртаева Н.Н. и Кривых С.В. [1, с. 28]. Педагогическая инноватика имеет задачи не только внутренние, но и общепедагогического характера. Называют такие задачи инноватики: обоснование и систематизация новых направлений педагогических исследований, среди них:

- педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности; как стратегическое направление развития педагогической науки;

- педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;

- педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и экстремальных ситуаций;

- педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;

- теория воспитательных систем, систематизирующая интег-ративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания.

На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:

- целевой и концептуальный блок образования;

- организационная структура системы образования, образовательных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации;

- педагогические технологии (формы, методы и технологические средства);

- структура и содержание образования;

- учебные программы, учебники, электронные средства обучения;

- научно-методическое обеспечение учебного процесса;

- принципы управления образованием, качеством образования;

- система мониторинга, диагностики, контроля и оценки результатов образования;

- экономика образования, государственная и межгосударственная политика в образовании.

Педагогическая инноватика имеет средства для решения общепедагогических задач, хотя они и не являются только ее внутренним делом. В данном случае теоретико-методологический аппарат педагогической инноватики используется для решения задач, находящихся в сфере других педагогических наук и дисциплин.

Процесс расширения направлений инноватики продолжается, также как и увеличивается интерес к ним. Для нас особый интерес представляют процессы, описываемые и изучаемые педагогической инноватикой, особенно изучение такого феномена как инновационное развитие. Рассмотрим несколько ключевых понятий инновационного развития:

- инновация - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;

- инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений;

- инфраструктура инновационной деятельности - организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности [1, с. 24].

Исследователи инновационной педагогической деятельности выделяют следующие три этапа этой деятельности [2, с. 73-74].

I этап - зарождение инновации. Этот этап обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях - гимназий, лицеев, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем.

II этап - освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция усиления потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.

Первая схема

1. Формирование педагогической проблемы.

2. Анализ педагогической проблемы.

3. Анализ путей решения проблемы.

4. Выбор пути решения посредством введения инновации.

5. Прогнозирование последствий решения.

6. Апробация (возможен отказ от нововведения).

Вторая схема

1. Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).

2. Появление интереса (поиск дополнительной информации).

3. Оценка инновации и решение освоить ее.

4. Апробация (возможен отказ от нововведения).

III этап - «рутинизация», превращение инноваций в традицию, привычный способ деятельности. На данном этапе применение инновации начинает носить массовый характер. Этот этап обусловливается двумя законами: законом финальной реализации инновационной деятельности и законом стереотипизации педагогической инновации. Рассмотренная структура инновационной педагогической деятельности не единственная.

Инновационное развитие, создание новых концепций, в теории и практике имеют определенное своеобразие. В первом случае инновационные процессы проходят в разных вариантах такие этапы:

1. Возникновение новой концепции с прицелом на использование в определенных рамках, при определенных ситуациях.

2. Расширение концепции и в ряде случаев притязания на всеобщность и исключительность.

Библиографический список

3. Постепенное «принятие» концепции практикой, а затем «увлечение» ею и ожидание «чуда», незамедлительного эффекта.

4. Вошедшая в практику концепция начинает работать. Однако «чудо» естественно, не происходит, начинается охлаждение разочарование.

5. Теория совершенствуется, приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, возникает потребность в ее преобразовании, интеграции с другими теориями.

Второй вариант - подходы и концепции, рожденные в практике, - проходят в своем развитии несколько иной характерный цикл:

- Рождение идей и их постепенная реализация в методических средствах.

- Борьба за утверждение и признание разработок.

- Выраженные притязания на универсальность. Что характерно, правда, не для каждой новаторской системы, а только для некоторых. В решающей степени это зависит от общей культуры создателя системы, организационной структуры управления.

- Осознание научных идей, лежащих в основе опыта, своего места, в строю научных исканий, вклада в теорию.

- Интеграция с другими подходами и поисками, осознание найденных идей и подходов в системе теории и практики.

Общественная потребность в обновлении образования, в системной модели управления образованием взрослых, учитывающей инновационные процессы требует особого внимания к инновационным процессам, к тому, что мешает и что способствует возникновению и распространению педагогических нововведений, к тому, какую роль играет и должна играть педагогическая наука. Новое в педагогике - это не только идеи. Подходы, методы, технологии, которые в представленном виде, в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно (по крайней мере, эффективнее, чем раньше) решать задачи воспитания и образования). Новое, таким образом, заключает в себе прогрессивное. Тем не менее, понятие «новое» не всегда полностью коррелирует с понятием «передовое», «прогрессивное» и даже более широким понятием современное. Передовое всегда сохраняет многое из традиционного. В педагогике это особенно наглядно видно на примере изменения направления в сторону веры в человека, умение общаться и сотрудничать. Сообщающие и репродуктивные методики обучения, диалог, опора на воспитательные возможности коллектива - эти и многие другие далеко не новые положения сохраняются. Получают «второе дыхание» в самых новейших педагогических системах и построениях, управленческих процессах, структурах организации.

1. Макареня, А.А. Методология инновационных процессов в педагогическом образовании (для научно-педагогических работников): концепция / А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб., 2008.

2. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика. - М., 2008.

Bibliography

1. Makarenya, A.A. Metodologiya innovacionnihkh processov v pedagogicheskom obrazovanii (dlya nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov): koncepciya / A.A. Makarenya, N.N. Surtaeva, S.V. Krivihkh. - SPb., 2008.

2. Khutorskoyj, A.V. Pedagogicheskaya innovatika. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

УДК 371

Filatova O.V. THE INFLUENCE OF A DYSFUNCTIONAL FAMILY ON A CHILD. In the article the main types of dysfunctional families are considered. Deviant behavior of children, who are brought up in such families, is described. The work analyses some specific problems of family relationships and studies reasons that lead to some difficult relations. The author offers a few ways of solving family relationship problems. Some examples of deviant behavior typical of both parents, and children are given.

Key words: child, education, dysfunctional families, family relationships, deviation, addiction.

О.В. Филатова, аспирант очной формы обучения, Российского гос. педагогического университета

им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: ksyyy55@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.