Научная статья на тему 'Акцизы и винная монополия в Российской империи'

Акцизы и винная монополия в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1936
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКЦИЗЫ / УПРАВЛЯЮЩИЙ / ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА / ГУБЕРНСКОЕ АКЦИЗНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПИТЕЙНАЯ РЕФОРМА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухамедина Ш.

По заявленной теме автором предпринята попытка реконструировать институциональные основы акцизной системы и технологию ее проведения в одном из регионов Российской империи Уфимской губернии, ставшей территориальной основой современного Башкортостана. Тогда, более чем 150 лет тому назад, в Уфимской губернии был накоплен позитивный опыт по формированию и совершенствованию местного управления акцизными сборами. При этом губернское акцизное ведомство небезуспешно решало правительственные задачи защищать национальную безопасность (имеется в виду охранять здоровье народа) и интересы государственной казны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акцизы и винная монополия в Российской империи»

Страницы истории

АКЦИЗЫ И ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Ш. МУХАМЕДИНА .,

доктор исторических наук, профессор заведующая кафедрой отечественной истории Уфимская Государственная академия экономики и сервиса

По заявленной теме автором предпринята попытка реконструировать институциональные основы акцизной системы и технологию ее проведения в одном из регионов Российской империи - Уфимской губернии, ставшей территориальной основой современного Башкортостана. Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Башкортостан неукоснительно выполняет свои фискальные функции. И тогда, более чем 150 лет тому назад, в Уфимской губернии был накоплен позитивный опыт по формированию и совершенствованию местного управления акцизными сборами. При этом губернское акцизное ведомство небезуспешно решало правительственные задачи - защищать национальную безопасность (имеется в виду охранять здоровье народа) и интересы государственной казны.

Ключевые слова: акцизы, управляющий, форменная одежда, губернское акцизное управление, питейная реформа, попечительство, доходы.

На современном этапе Российская Федерация выступает как один из активных мировых финансовых центров. При этом обозначены новые приоритеты в формировании государственных доходов, особенно налоговых поступлений. Государственное управление налоговым процессом, равно как и всей финансовой системой, невозможно рассматривать в отрыве от исторического опыта Правительства Российской империи по реформированию податей, начатому Александром I. Тогда, как и ныне, в налоговую политику и практику внедрялись лучшие зарубежные образцы. В перечне косвенных налогов появляются акцизы, давно известные в налоговой практике стран Запада.

Прежде чем приступить к освещению заявленной темы, представляется целесообразным дать определение понятию «акциз». Видный ученый Иван Иванович Янжул, опираясь на высказыва-

ния западных специалистов, считал, что верным является определение акциза как производного от латинского слова assidere, означающего «налагать», и в английском произношении accidere или excise — «отсекать». По мнению ученого, в «прежние времена все податные сборы взимались натурою; от вина известная часть отливалась, от зернового хлеба отсыпалась, материи отрезывались...», а «в наше время под именем акциза понимается такой косвенный налог, который взимается с предметов внутреннего производства» [31, с. 397].

Схожее определение встречается в энциклопедических изданиях. В Энциклопедическом словаре под редакцией профессора И. Е. Андреевского под акцизом понимается «налог косвенный на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления» и «субъектом его является не определенный индивидуум, а потребитель вообще или сумма потребителей в государстве, объектом же — сумма народного дохода в его проявлении при расходовании, посредниками какового проявления и вместе с тем ближайшими объектами налога слу-жатпредметы потребления» [28, с. 326 — 327].

До введения акцизов питейные доходы в казну поступали путем откупов. В 1767г. повсеместно были введены откупа. Откупщикам было «дозволено заготовлять вино», а цены и условия откупов менялись через каждые 4г. Что же такое откуп? «Откуп, система взимания налогов и других государственных доходов не непосредственно органами правительства, а через частных лиц, которым за условленную ими вносимую сумму предоставляется право взимания налогов или получения доходов» [3, с. 554.]. Откуп не чисто русское явление, он имел широкое

распространение в странах Востока, а в средние века — в западноевропейских государствах.

С момента учреждения Министерства финансов принимались правительственные меры по установлению наиболее рациональной, приближенной к западным образцам формы питейных сборов. В этом отношении министры сами изучали зарубежный и отечественный опыт, обращались к видным отечественным ученым. Дмитрий Александрович Гурьев, будучи министром финансов, в 1817 г. добился отмены откупов питейных сборов [8, с. 33]. Его преемник Егор Францевич Канкрин в 1826г. восстановил откуп, что обусловлено его стремлением поставить заслон антиобщественным явлениям, порожденным винной монополией. О непопулярности казенной продажи вина высказывались многие государственные деятели и ученые. Почетный член Петербургской академии наук, президент Вольного экономического общества Николай Семенович Мордвинов, обеспокоенный процветанием взяточничества в среде местных чиновников из-за винной монополии, предлагал разрешить вольную продажу вина и заменить кабаки лавками. Он был уверен, что «с уничтожением кабаков...и с воспрещением чарочной продажи гнусный порок пьянства в значительной степени уменьшится, без уменьшения вероятно казенного дохода, и тогда вино сделается важной для продажи потребностью и отраслью для иностранного торга, а не упоением до безчувствования и соединением пьяниц в скопища» [21, с. 230].

Историческая действительность такова, что до второй половины XIX в. откуп и казенная продажа вина как источники государственных доходов не оправдали себя. При обоих случаях пьянство и мздоимство получили широкое распространение. Здесь уместно повторить за автором: «Взяв откуп, откупщик прежде всего старался задобрить чиновников, одних угощал пирами, другим в виде жалованья в известное время высылал деньги и водку» [21,с.241].

Однако опыт по государственному управлению питейными доходами, накопленный в первой половине Х1Хв., и общественное мнение, а самое главное — готовность правительственных кругов к кардинальным переменам обусловили переход к акцизам. 10 июля 1859 г. была образована Комиссия по пересмотру системы податей и сборов, в обязанности которой входили наравне с другими задачами и задача разработки институциональных, прежде всего, основ акцизного законодательства. В этом отношении можно привести огромную орга-

низаторскую и научно-практическую деятельность Александра Максимовича Княжевича (уроженец г. Уфы). Он в 1858 — 1862гг., будучи министром финансов, стал одним из активных инициаторов разработки Проекта питейного сбора. При нем начался реальный переход от откупной к акцизной системе, что является его главной заслугой [8, с. 388,408]. Княжевич был министром в самом начале пореформенного периода, поэтому не все задуманное им было осуществлено. На смену Александру Максимовичу пришел Михаил Христофорович Рейтерн. Он занимал пост Министра финансов в 1862-1878гг., трудные, сопряженные с русско-турецкой войной годы. Дефицит государственного бюджета потребовал новых податных ресурсов, позволяющих увеличить доходы. При Рейтерне окончательно были уничтожены откупа и была разработана технология взимания акцизов. По его распоряжению был увеличен акциз с градуса спирта с4до 7коп. [29, с. 511, 512].

Акцизную реформу по праву называли питейной, так как центральное место в ней занимало обложение налогом алкогольных напитков. При этом ставились государственной важности задачи — достижение минимизации антиобщественных случаев, особенно пьянства, и предотвращение налоговых преступлений в торговле спиртом, вином и пивом. Правовые основы акцизной политики зафиксированы были в «Своде уставов об акцизных сборах». Статья 1 гласит: «Главное управление делами, относящимися до взимания в казну дохода с питей, изделий из вина и спирта, с дрожжей, табаку, сахара, осветительных нефтяных масел и зажигательных спичек, а также до казенной продажи питей, сосредотачивается в Министерстве финансов по Главному управлению неокладных сборов и казенной продажи питей». При Главном управлении неокладных сборов и казенной продажи питей состояли: канцелярия, технический комитет под председательством начальника управления, отдел неокладных сборов, совет по казенной продаже питей и отдел казенной продажи питей и особые лица для надзора за вывозом за границу обложенных акцизом продуктов и изделий.

В уставах также была прописана структура местных органов управления акцизами. К ним относились губернские и окружные акцизные управления, которые заведовали казенной продажею питей, казенными спиртоочистительными и водочными заводами. В разделе «О власти и обязанностях должностных лиц Акцизного управления» статьей 26 установлено: «Акцизное управление в губернии

или области сосредотачивается в лице Управляющего акцизными сборами, которому принадлежит общее наблюдение за исполнением, на всем пространстве губернии или области, законов и правил об акцизных сборах и о казенной продаже питей в видах охранения казенного интереса и принятие всех необходимых для этой цели законных мер. На нем же лежит ответственность за успешный ход дел Акцизного управления» [24, с. 242 — 246; 2,с. 280-281].

По акцизному законодательству на Министра финансов возлагалась обязанность приказом утверждать управляющих, штат и тариф жалованья должностных лиц губернских и окружных акцизных управлений. Местное акцизное ведомство наделялось широкими в пределах своей компетенции правами. Чиновники акцизных управлений при обнаружении нарушения Уставов о питейном и табачном сборах могли принимать собственной властью меры, вплоть до конфискации или закрытия предприятий.

Акцизное ведомство выполняло и силовые функции; его чиновникам, равно и как другим государственным служащим, полагалось при себе иметь табельное оружие. Законом предусматривалось, что «чины Главного Управления, неокладных сборов и казенной продажи питей, а также местного акцизного надзора и корчемной стражи носят форменную одежду, шпагу, головные уборы и прочие принадлежности обмундирования — одинаковые с другими чинами ведомства. Но при разъездах по делам службы чинам местного акцизного надзора и корчемной стражи полагается револьвер, который носится с левой стороны в кожаной кобуре на ременной поясной портупее» [16, с. 20]. Помимо того, для чиновников акцизного управления, как и для всех по линии Министерства финансов, полагались формы: будничная, дорожная, парадная, праздничная, обыкновенная, особая.

Чиновники и канцелярские служители акцизной администрации имели и другие преимущества. Они получали дополнительную зарплату независимо от их основного жалованья. Им предоставлялись благоприятные условия для отдыха, обеспечивались они при необходимости казенным жильем. Не случайно акцизное ведомство пользовалось привилегиями, так как от их благополучия в немалой степени зависели законом установленные акцизные поступления и патентные сборы, атакже здоровье и материальное состояние нации (многонационального населения России). Надо сказать, что в государственном бюджете значительная часть

его расходных статей предназначалась для акцизного ведомства.

Преобразовательные начинания коснулись всех регионов Российской империи. В соответствии с правовыми нормативами в Уфимской губернии создавалась местная акцизная администрация. Ее становление совпало с образованием самостоятельной Уфимской губернии. Сама Уфимская губерния была территориально оформлена в соответствии с именным Высочайшим Указом (5 мая 1865 г.) и Указом Правительствующего Сената (3 мая 1865 г.) о разделении «по хребту Уральских гор» Оренбургской губернии «на две особые губернии, из коих одну, лежащую на западной стороне Уральских гор, наименовать Уфимскою, а другую, на восточном склонехребта, — Оренбургскою» [5, с. 10].

Уфимская губерния принадлежала к числу губерний Приуральского края; граничила с Пермской, Казанской, Самарской, Оренбургской, Вятской губерниями. Административно губерния включала в себя шесть уездов: Белебеевский, Бирский, Златоустовский, Мензелинский, Стерлитамакский и Уфимский. Насчитывалось более 180 волостей. Численность населения росла интенсивно, чему в немалой степени способствовала переселенческая политика правительства. К 1917 г. в губернии проживали 3 291 554 чел. против 1 498 182 чел. в 1874г. [27, с. 1,2; 11, с. 1; 1,с. 4, 5].

Согласно акцизного законодательства в губернии создавались губернское и окружные акцизные управления. В начале 1880-хгг. управляющим акцизами Уфимской и Оренбургской губерний был коллежский советник Николай Михайлович Васильев, его помощником — статский советник Петр Николаевич Рузский. Старшими ревизорами были: коллежский советник Василий Яковлевич Орехов, коллежский советник Михаил Иванович Кадлу-бовский. В канцелярии управляющего сотрудничали: секретарь — коллежский асессор Мартирий Михайлович Агишев, бухгалтер — коллежский асессор Александр Андреевич Гопиус, помощник бухгалтера — титулярный советник Василий Анти-пович Гредасов, и почетный гражданин Венедикт Пахомович Зайцев. В Управлении, как и в других казенных учреждениях, находились сверхштатные чиновники, которые как бы числились стажерами. Ими были канцелярские служители Семен Адамович Жирков, Лев Мефодиевич Скворцов [26, с. 23,24]. Все должностные лица были православными, что в обязательном порядке указывалось в их «формулярных списках о службе». Надо заметить, что в некоторое время действовало объединенное

акцизное управление Уфимской и Оренбургской губерний. Затем произошло размежевание, в результате чего окончательно оформилось Уфимское губернское акцизное управление.

Все чиновники имели присвоенные Правительствующим сенатом титулы согласно «Табели о рангах». Должность управляющего была введена «по Положению о питейном сборе» от 4 июля 1861г. и приравнивалась к чину «статский советник». Фактически эта правовая норма действовала с 1 июля 1862г. Управляющий обязан был осуществлять надзор «за исполнением правил о производстве и продаже спиртных напитков, за действиями чиновников акцизного управления, за поступлениями акцизасо спиртныхнапитков...» [4, с. 408].

Уфимское губернское акцизное управление руководило подведомственными окружными управлениями. Окружные акцизные управления возглавляли надзиратели, их должность, как и управляющего, была введена «по Положению о питейном сборе». Надзиратели непосредственно соприкасались с предпринимательским сообществом; в их служебные обязанности входили: проверка ресурсного потенциала заводов, производящих спиртные напитки, измерение используемой на них посуды и выдача разрешений на производство и продажу спиртных напитков. Должность надзирателя относилась к VIII классу «Табели о рангах» (коллежский асессор), а по штатному расписанию 1885 г. — к VII классу (надворный советник) [4, с. 43]. Однако при отсутствии по рангу кадров допускались отклонения от вышеизложенных требований.

В каждом окружном управлении находились акцизные участки, руководимые участковыми помощниками надзирателей. Акцизное ведомство и казенная палата совместно составляли «Расписание округов и участков Уфимского акцизного управления». Территориальная структура округов не совпадала с административно-территориальными параметрами уездов. Например, волости одного и того же уезда распределялись между двумя, а то и тремя окружными управлениями. В основу распределения на округа и участки были заложены принципы равномерного распределения акцизных объектов и их однотипность. Было учреждено 4 окружных акцизных управления: в первом округе с центром в г. Уфе находились 5 акцизных участков, во втором округе с центром в г. Белебей — 3 участка, в третьем округе с центром в г. Бирске — 3 участка и в четвертом округе с центром в г. Мензелинске — 3 участка [25, с. 87 — 92]. На каждом участке акцизном размещались казенные склады с винными

лавками, по 2 или 3 винокуренных и пивоваренных завода. По мере демографических и экономических перемен в губернии вносились структурные изменения в окружные акцизные управления. Надзор за акцизами также по мере необходимости осуществляли и полицейские чины.

Кроме того, в системе акцизного управления сотрудничали заведующие винными складами, конторщики, контролеры, надсмотрщики, техники, ревизоры, продавцы и сборщики денег по лавкам. Чиновники акцизного ведомства со всей строгостью относились к исполнению своих обязанностей. Они проводили плановые, внезапные ревизии и свидетельствование выручки и других материальных ценностей, осуществляли надзор за чистотой заводских помещений и наличием торговых документов у продавцов. Надзиратели в своих рапортах на имя управляющих казенной палатой и губернского акцизного управления сообщали о беспорядках, встречающихся в питейных заведениях. В некоторых из них якобы отсутствовали торговые документы, в частности приказчичьи свидетельства или надлежащий порядок в помещениях для торговли напитками [30, л. 525, 525 об.].

За порядком в торговле винно-водочной продукцией также следили общественные институты. Функционировали уездные по питейным делам присутствия, возглавляемые уездными предводителями дворянства. Только Златоустовское уездное присутствие возглавлял горный начальник. В составе уездных присутствий были: уездные исправники, мировые судьи, представители земства и по крестьянским делам присутствия, акцизные надзиратели [17, с. 42,43]. Присутствия имели огромное значение в утверждении трезвого образа жизни; они занимались просветительской работой.

Уфимская губерния располагала достаточно большим выбором акцизных товаров, особенно винно-водочных, для производства чего имелось и сырье. Вино курили из ржи (по выращиванию этой зерновой культуры губерния лидировала) и картофеля. Было также медоварение. Если в 1865 г. выкуривалось до 150 480 ведер, то в 1899г. — до 24 3575 ведер безводного спирта. В 1882г. в губернии функционировало 14 винокуренных заводов, 6 водочных и 6 пивоваренных, 32 оптовых винных склада, 1 108 питейных заведения. Питейные доходы от этих объектов поступали в виде акцизных и патентных сборов. В 1882 г. поступило акцизных сборов с вина и спирта — 1 686950 руб., дополнительного акциза за водочные изделия — 9405 руб., с пивоварения — 12317 руб., с медоварения —

25 руб. Патентные сборы составили с заводов для производства питей — 3 339 руб., с заведений для продажи питей — 20 1872 руб., незапланированных доходов — 1 769 руб. В общей сложности в казну поступило около 2 млн руб. В Уфимской губернии ведро вина стоило от 7 до 10 руб., а акциз составлял 0,9 от стоимости винно-водочной продукции [26, с. 109-110, 144; 23, с. 16, 141 - 145].

Однако питейный доход не ограничивался акцизами. За право производства крепких напитков и торговли ими винно-водочные заводы, склады, питейные заведения, трактиры, постоялые дворы, ренсковые погреба облагались патентным сбором. В Уфимской губернии, равно как и в других губерниях, действовало законодательно утвержденное «Расписание местностей на разряды по взиманию патентного сбора с раздробительных питейных заведений», которое утверждалось на три года и по истечении срока пересматривалось. В соответствии с этим расписанием Уфимская казенная палата и акцизное управление распределяли местности и акцизные предприятия по разрядам. Разряды присваивались и питейным заведениям. Было установлено 6 разрядов для трактиров и 4 разряда для винных лавок, при этом в каждом разряде и для каждой категории заведения определялась соответствующая особая плата. В зависимости от количественной и качественной динамики акцизных и патентных сборов и от конъюнктуры рынка алкогольных напитков менялись тарифные ставки патентов. Например, по законам 1891г. патент на трактирные заведения второго разряда составил 800 руб., а третьего разряда — 500 руб., четвертого разряда — 300 руб., пятого разряда — 150 руб. [17, с. 82, 83]. Приведенные цифровые данные относятся к уездам, и там патенты были дороже, чем в городах. В Уфимской губернии почти все винно-водочные предприятия и рынок сбыта их продукции находились в руках частников, их прибыли были высокие.

Значительную часть акцизных сборов составляли доходы от табака. В 1888 г. в Уфимской губернии имелось 27 табачных плантаций, а именно в Мен-зелинском и Стерлитамакском уездах. Доходы от продажи табака облагались патентным сбором, со-ставившимв 1888г. 15 325руб., на700руб. больше, чем в 1887г. В последующие годы не было засева табака. Исключение составила табачная плантация, принадлежавшая Стерлитамакскому землевладельцу Аверьянову. В 1897 г. в его табачном складе для продажи хранилось 977 пудов табаку. Из этого сырья было приготовлено махорки на 700 пудов. Каждый

пуд махорки продавался в торговых заведениях по 5 руб. Производство другого акцизного товара — зажигательных спичек — носило примитивный характер. Выделка спичек производилась на трех фабриках, однако и она из-за высоких налогов сокращалась. Акцизы на спички в 1890-е гг. выросли вдвое [23, с. 146; 9, с. 21 - 23; 10, с. 29; 12, с. 25].

Введение акцизного налога с 1863 г. вместо откупной было нововведением, и одновременно правительство предполагало приучить население к умеренному потреблению спиртного. Однако вновь «возрождались старые порядки, царившие при откупе: продажа в долг, под заклад имущества, укрывательство преступников, скупка краденого, т.е. все, что вело к спаиванию населения» [6, с. 120]. По инициативе министра финансов С. Ю. Витте проводилась питейная реформа под названием «винная монополия». Сначала казенная продажа вина была введена Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской губерниями, поскольку в них огромное влияние на рынок имели частные виноторговцы со всеми их «вредными для населения последствиями». За период с 1895 по 1902гг. винная монополия вводилась на всей территории страны, за исключением регионов Закавказья, Амурской, Приморской, Сахалинской, Закаспийской и Семиреченской областей и Туркестана. Вводя казенную продажу вина, правительство преследовало решение трех блоков вопросов:

— фискальные: увеличить доходы казны за счет поступлений от акцизов, патентных сборов и торговой прибыли;

— морально-гигиенические: ликвидировать подпольное самогоноварение, сделав его ненужным и невыгодным; поднять качественный стандарт водки за счет внедрения новейших научных и технических достижений;

— социально-экономические: повышение культуры потребления водки и других алкогольных напитков, введение новых прогрессивных технологий в производство и создание благоприятных условий для поместного землевладения за счет широкого развития сельскохозяйственного винокурения и гарантированного сбыта спирта в казну по выгодным ценам [6, с. 121].

Винная монополия зарубежными и российскими оппонентами С. Ю. Витте воспринималась как непопулярная реформа. Министр финансов во время пребывания в Уфимской губернии 25 августа 1896 г., выступая на заседании Губернского комитета Попечительства, уточнил: «С самого начала учреждения в Империи акцизной системы,

т. е. в продолжение более чем 30 лет, в иностранных сочинениях, сначала ученых, а затем и беллетристических, по адресу Русского Правительства в лице Министерства финансов раздавался упрек в том, что наше правительство лишь из народного пьянства может извлекать свои главные доходы. Для опровержения подобных упреков, по воле покойного Государя и было составлено положение о казенной продаже питей, основная цель которого — уменьшение народного пьянства и поднятие нравственности и благосостояния народа...» [7, с. 127, 128].

Территориальная организация казенной продажи вина осуществлялась под контролем Уфимского губернского акцизного управления и ему подведомственных акцизных округов и участков. На местах открывались казенные винные склады и лавки. В 1901г. в Уфимской губернии насчитывалось 392 винных лавки. Средний доход от одной лавки составлял 14 934 руб. По разрешению акцизного надзирателя подбирались продавцы, их число в 1901 г. составило 392 чел., т. е. по одному продавцу на каждую лавку. Оклад в зависимости от суммы вырученных денег и надлежащего порядка в лавке составлял от 285 до 600 руб. Утечка кадров была высокая; за рассматриваемый год были уволены 85 продавцов. Мотивы увольнения: профессиональная негодность, растрата, нетрезвое состояние на рабочем месте и др. [13, с. 24, 25].

В сельской местности продавцы заключали договоры с нанимателями, они за определенную плату доставляли из склада вино в лавку и обратно — порожнюю посуду. Городским лавкам поставка осуществлялась подрядным способом, за ведро — 4 копейки по г. Белебею, 5, 5 коп. — по Уфе. Такая же такса с небольшим плюсом или минусом вводилась и по другим городам. Вырученные в лавках деньги собирали специальные сборщики. В указанный год сбор денег от продажи казенных напитков в лавках был возложен на 27 сборщиков, из которых двум сборщикам исключительно поручены 19 лавок, находящихся в г. Уфе. Остальные лавки были распределены между 25 сборщиками, и в среднем на каждого сборщика приходилось по 13 — 15 лавок. Быть сборщиком было ответственно и почетно, так как ему поручалось выполнение задачи государственной важности — собирать казенные доходы. На должность сборщика принимались люди состоятельные и авторитетные. При поступлении на службу вновь принятые вносили залог в 5 000 руб. и представляли поручительство от влиятельных лиц [13, с. 20,24].

Как известно, вводя казенную продажу вина, правительство стремилось к решению целевых задач: увеличение государственных доходов; искоренение пьянства, улучшение сортов винно-водочной продукции, запрещение незаконных оборотов с алкогольными напитками. По инициативе высших органов власти за винной монополией устанавливался также и общественный контроль. В Уфимской губернии, как и на территории всей Российской империи, в 1895 г. было организовано Попечительство о народной трезвости. Губернский комитет Попечительства возглавлял губернатор. На местах учреждались уездные комитеты Попечительства во главе с предводителями дворянства. Комитеты Попечительства наделялись правом надзора за порядком в питейных заведениях и принимали меры по пресечению случаев незаконного производства алкогольных напитков и торговли ими. В комитетах также сотрудничали 110 участ-ковыхпопечителей [7, с. 125,126; 20, с. 187].

Губернский и уездные комитеты Попечительства проводили многостороннюю организационно-массовую и культурно-просветительную работу. Регулярно проходили заседания комитетов. Любопытно постановление Уфимского губернского комитета Попечительства от 9 марта 1899г., в котором отражена программа участия Попечительства «в торжествах по случаю предстоящего столетия великого русского поэта А. С. Пушкина». В этой связи предусматривалось провести следующие мероприятия:

— «предоставить все аудитории Попечительства для бесплатного пользования ими, как для устройства самого чествования поэта, так равно и для предварительного пользования ими с целью устройства в них спектаклей и иных вечеров с платой за вход, если сбор с таковых вечеров имеет поступить на устройство пушкинских празднеств;

— напечатать за счет книжного склада Попечительства при губернском комитете 10 000 «Пушкинских листков» для продажи и бесплатной раздачи ихнароду» [20, с. 11].

Благодаря инициативе губернского и уездных комитетов Попечительства была организована бесплатная медицинская помощь тем, кто не мог избавиться от болезни — пьянства. Был учрежден приют «с бесплатной амбулаторией для алкоголиков в Уфе... на основании Высочайше утвержденного устава 20 декабря 1894 г., ставивший цель—давать бесплатное помещение, уход и специальную медицинскую помощь пациентам» [19, с. 45].

В 1911 г. благодаря усилиям попечителей в уездах и городах были организованы 24 чайных, 4 столовых,

123 библиотеки с читальными залами, 138 пунктов народных чтений, 4 воскресные школы. Устраивались также массово-культурные мероприятия. Это народные спектакли, вечера, концерты, народные гулянья, народные хоры, народные оркестры. В парках проводились массовые народные чтения. Уфимский «губернский комитет устраивал в г. Уфе религиозно-нравственные чтения и развлечения, а также распространял среди населения губернии императорские портреты, брошюры, картины и печатные листки, разъясняющие точный смысл и значение действий Попечительства...» [14, с. 82, 83]. Деятельность Попечительства о народной трезвости сопровождалась хорошими результатами.

Значение питейной реформы заключалось как в охране здоровья нации, повышении ее материального благосостояния, так и в увеличении государственных доходов. Из «Всеподданнейшего доклада Министра финансов о государственной росписи доходов и расходов на 1899 год» следует, что по результатам винной монополии «подтверждается увеличением поступления в казну государственных доходов и приливом народных средств в сберегательные кассы, замечаемыми в четырех восточных губерниях (Пермской, Уфимской, Самарской и Оренбургской)...». Конкретно в Уфимской губернии в 1900 г. доходы от казенной продажи вина составили 5 845 594 руб., в том числе акцизы за проданный спирт и вино — 3 130 605 руб. Такая позитивная тенденция наблюдалась в финансовой жизни всей империи. По данным Государственного контроля, высшего органа финансового контроля, «питейный доход, составлявший в 1866 году 121 519 000 р., достиг в 1895 г. суммы 298 219 000 руб., что составляет увеличение на 176 700 000 руб.» [20, с. 215-217; 13, с. 20; 22, с. 27].

Вся масштабная деятельность Министерства финансов сопровождалась также успехами социального характера. Что касается Уфимской губернии, то здесь по данным фабричных инспекторов на производстве повысилась трудовая дисциплина, резко уменьшились прогулы и случаи пьянства. Заметим, фабрично-заводская промышленность, в том числе предприятия акцизные, перешли в ведение Министерства торговли и промышленности, учрежденного в 1905 г. Однако акцизное ведомство оставалось в составе Министерства финансов.

Значительным фактором питейной политики было Попечительство, которое олицетворяло партнерство государства и общественности. Попечительные комитеты о трезвости в Уфимской губернии были одними из лучших в Российской

империи. Они внесли немалый вклад в нравственное оздоровление той части населения, которая была подвержена злоупотреблениям алкогольными напитками. За большую и содержательную работу Уфимский губернский комитет Попечительства о трезвости получил международное признание, и на выставке в 1911г. в Турине он был награжден золотой медалью [14, с. 82, 83]. Именно отчеты, ведомости и диаграммы губернского комитета Попечительства о народной трезвости, отражающие его многостороннюю работу, были высоко оценены международным жюри.

В предвоенные годы акцизные сборы представляли собой важнейшие доходные статьи в государственной росписи. Акцизы взимались с вина и спирта, дрожжей, сахара, нефтяных масел, зажигательных спичек, папиросных гильз и курительной бумаги. Заметим, что в структуре государственных доходов Российской империи преобладали поступления от казенной винной монополии, составившие в 1913 г. 899,3 млн руб. [18, с. 152; 15, с. 64].

С началом Первой мировой войны правительство запретило продажу водки и других алкогольных напитков, за исключением «Высочайше дозволенных объектов», до окончания военных действий, что неукоснительно соблюдалось в Уфимской губернии.

Из изложенного следуют выводы:

— вторая половина XIXв. была наполнена реформаторскими идеями и действиями в проведении косвенных налогов, реализуемых Министерством финансов. В современных условиях степень востребованности изучения и использования опыта дореволюционных министров финансов возрастает, а ведь все они были в первую очередь не только практиками, но и великолепными учеными;

— Российское правительство, сопоставляя зарубежный и отечественный опыт, при этом апробируя как откупную, так и казенную систему налогообложения в сфере товаров внутреннего производства, конкретно — винно-водочной продукции, выбрало акцизную систему;

— в регионах неукоснительно осуществлялись нормативно-правовые основы питейной реформы, в целом всей акцизно-патентной политики, что подтверждается уфимским опытом;

— акцизные и патентные сборы с товаров внутреннего производства составляли значительную часть государственного бюджета, что имело важнейшее значение в канун и начальные годы Первой мировой войны.

Список литературы

1. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1917год. Уфа, издание Уфимского статистического комитета, 1917. 268 с.

2. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Под ред. С. Н. Южакова. Первый том. Печатано со стереотипа. Издание в С.-Петербурге. СПб., Типолитография Книгоиздательского Товарищества «Просвещение», 1896. 800 с.

3. Большая энциклопедия. Под ред. С. Н. Южакова. Четырнадцатый том. Печатано со стереотипа. Издание в С.-Петербурге. СПб., Типолитография Книгоиздательского Товарищества «Просвещение», 1896. 794 с.

4. Государственность России: Словарь-справочник. Книга 5. Часть вторая. М., Наука, 2005. 508 с.

5. Дегтярев А. Н. Кустарное производство и товарно-денежное обращение в Уфимской губернии. 18651917гг. // РАН Институт Российской истории. М., 2000. 154 с.

6. История Министерства финансов России. В четырех томах. Том I. 1903-1917 гг. Главный редактор А. Л. Кудрин. М., ИНФРА-М, 2002. - 443 с.

7. Календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1897год. Под ред. и. о. секретаря губернского статистического комитета H.A. Озерова. Изд. губернского статистического комитета, Уфа, Типография губернского правления, 1896. 243 с.

8. Министерство финансов. 1802-1902гг. Часть I. Печатано с разрешения Министра финансов. СПб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. 640 с.

9. Обзор Уфимской губернии за 1888 год. Уфа, 1888. 104 с.

10. Обзор Уфимской губернии за 1898 год. Уфа, 1900. 200 с.

11. Обзор Уфимской губернии за 1899год. Уфа, 1900.

12. Обзор Уфимской губернии за 1900 год. Уфа, 1902. 212 с.

13. Обзор Уфимской губернии за 1901год. Уфа, 1903. 180 с.

14. Обзор Уфимской губернии за 1911 год. Уфа, 1914. 171 с.

15. Обзор Уфимской губернии за 1914год. Уфа, Губернская электрическая типография, 1916. 204 с.

16. Описание и правила ношения форменной одежды для гражданских чинов ведомства Министерства финансов. Дозволено цензурой. Высочайше утверждены в Царском селе 13 октября 1904г. СПб., Издание Департамента Таможенных сборов, 1905 г.

17. Памятная книжка Уфимской губернии на 1891год. Состоит из 4-х отделов. Составлена членами Постоянной комиссии при Статистическом комитете. Уфа, Губернскаятипография, 1891. 263 с.

18. Петров Ю.А. Финансы. Кредит. Денежное обращение. // Россия 1913 год. Статистико-докумен-тальный справочник. РАН. Институт Российской истории. СПб., БЛИЦ, 1995. 416 с.

19. По вопросу о борьбе с алкоголизмом. Доклад ординатора Уфимской психиатрической больницы доктора И. И. Рождественского. Уфа, Электрическая типография Товарищества «Печать», 1911.

20. Попечительство о народной трезвости 1899 год. Сборник статей первого года издания. Уфа, губерн-скаятипография, 1900.

21. Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. Изд. 2-е. Издательство «Молодые силы». Казань, б. г. 284 с.

22. Сабуров П. Материалы для истории русских финансов 1866-1897. СПб., Типография Главного управленияуделов, 1899. 278 с.

23. Сборник статистических сведений Уфимской губернии. Том VII. Свод экономических данных по губернии. Часть III. Историко-статистические таблицы. Составил П. А. Голубев. Издание Уфимской губернской земскойуправы, 1900.

24. Свод законов Российской империи. Полный текст всех 16 томов, согласованный с последними продолжениями, постановлениями. В пяти книгах. Под редакцией И. Д. Мордухай-Болтовского, юрисконсульта Министра юстиции и преподавателя гражданского судопроизводства в Императорском Училище Правоведения. Составили Н. П. Балканов, С. С. Войт и В. Э. Герценберг. Книга вторая. Тома rV-VIII. Ч. I. СПб., Русское книжное товарищество «Деятель». Издание неофициальное. Том пятый. Издание 1903 г.

25. Справочная книжка и Адрес-календарь Уфимской губернии на 1896 г. Уфа, Типография губернского правления, 1895. 278 с.

26. Справочная книжка Уфимской губернии. Сведения числовые и описательные. По поручению Уфимского губернского статистического комитета H.A. Гурвич. Уфа, Печатня Блохина, 1883.574 с.

27. Уфимский календарь на 1876год. Выпуск 2-й. Уфа, Губернская типография, б. г.

28. Энциклопедический словарь под ред. профессора И. Г. Андреевского. Том I. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Гфрон. СПб., Семеновская Типолитография И. А. Гфрона, 1890.480 с.

29. Энциклопедический словарь. Том 26а. Начатый проф. И.Г. Андреевским, продолжается под ред. К. К. Арсеньева. Издатели Ф.А. Брокгауз, И. А. Гфрон. СПб., Типография Акционерного общества. Издательское дело, бывшее Брокгауз — Гфрон, 1899. 960 с.

30. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. И-139. Оп. 1. Д. 5.

31. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. Четвертое издание, дополненное и измененное. СПб., 1904. 500 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.