Научная статья на тему 'Аксиологический подход как методологическое обоснование процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры'

Аксиологический подход как методологическое обоснование процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / TRAINING OF A SPECIALIST IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AXIOLOGICAL APPROACH / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / VALUE CONSCIOUSNESS / VALUE RELATIONS / VALUE BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабаков Владислав Ермекбаевич

Статья посвящена методологическому обоснованию процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры с позиции аксиологического подхода, предполагающего формирование ценностных ориентаций в процессе обучения. Ценностные ориентации, ценностное сознание, ценностные отношения, ценностное поведение и ценностные ориентации субъектов образовательного процесса являются факторами, определяющими эффективность подготовки специалиста в области физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жабаков Владислав Ермекбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological Approach as a Methodological Explanation of Training Specialists Process in the Sphere of Physical Education

The article is devoted to the axiological approach to the specialists' training process in the sphere of physical education, which presupposes the formation of value orientations in the education process. Value orientations, value consciousness, value relations and value behaviour of the subjects of educational process are the factors which determine the effectiveness of specialists' training in the sphere of physical education.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход как методологическое обоснование процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры»

УДК 378:796.07 ББК 74.480.05:75.10

Жабаков Владислав Ермекбаевич

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Zhabakov Vladislav Ermekbaevich

Candidate of Pedagogics, Associate Professor Chelyabinsk

Аксиологический подход как методологическое обоснование процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры Axiological Approach as a Methodological Explanation of Training Specialists Process in the Sphere of Physical Education

Статья посвящена методологическому обоснованию процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры с позиции аксиологического подхода, предполагающего формирование ценностных ориентаций в процессе обучения. Ценностные ориентации, ценностное сознание, ценностные отношения, ценностное поведение и ценностные ориентации субъектов образовательного процесса являются факторами, определяющими эффективность подготовки специалиста в области физической культуры.

The article is devoted to the axiological approach to the specialists’ training process in the sphere of physical education, which presupposes the formation of value orientations in the education process. Value orientations, value consciousness, value relations and value behaviour of the subjects of educational process are the factors which determine the effectiveness of specialists’ training in the sphere of physical education.

Ключевые слова: подготовка специалиста в сфере физической культуры, аксиологический подход, ценности, ценностные ориентации, ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение.

Key words: training of a specialist in the sphere of physical education axiologi-cal approach, values, value orientations, value consciousness, value relations, value behaviour.

Изменения в социально-экономических и культурных ориентирах развития общества, трансформация системы ценностных ориентаций личности обусло-

вили появление «кризиса культуры» в системе профессионального образования, преодоление которого связано с модернизацией системы подготовки будущих специалистов. Поэтому профессионально педагогическая подготовка должна способствовать целостному развитию и саморазвитию личности студентов, овладению ими приемов смыслообразования, личностному росту, формированию устойчивой системы ценностей. С позиции аксиологического подхода эта задача решается в трудах таких ученых, как Ю.В. Громыко, И.А. Колесникова, Б.Г. Корнетов, В.М. Розин, Е.А. Ямбург и др.

Аксиологический подход к процессу подготовки специалиста в области физической культуры представляет собой такой способ научного и практического решения проблемы, при котором основное внимание уделяется трансляции ценностных ориентаций в процесс образования. Поэтому основными понятиями, определяющими эффективность подготовки специалиста в области физической культуры, являются ценности, ценностное сознание, ценностные отношения [8].

В современной философской литературе ценности, прежде всего, понимаются как индивидуальный или социальный ориентир, культурно-исторический стандарт, определяющий жизненный стиль. Х. Вернике [5] пишет, что «целью педагогического процесса является формирование личности, выработка таких мировоззренческих позиций, установок в отношении обучения и профессии, которая обеспечит способность и готовность выпускника вуза к высоким достижения для общества». Следовательно, подготовка специалиста в области физической культуры - это формирование стиля профессиональной деятельности, который определяется творческим отношением к средствам и методам своей профессиональной деятельности, появлением осознанной потребности в овладении точной технологией каждого упражнения (В.Н. Курысь) [8].

По нашему мнению, точка зрения Х. Вернике и В.Н. Курыся ориентирована на традиционный путь освоения ценностей физической культуры, направленный на выполнение унифицированных программных зачетных нормативов. Поэтому сам процесс подготовки специалиста в области физической культуры утрачивает культурный потенциал.

Специфика физкультурной деятельности, социокультурный и психологический потенциал физической культуры отражены в многочисленных классификациях ценностей физической культуры. В теории физической культуры, как правило, принято рассматривать следующие группы ценностей [1]:

• материальные (разнообразные льготы);

• физические (здоровье, телосложение, физические качества, двигательные умения и навыки, физическое состояние, физическая подготовленность и т.п.);

• психические (эмоциональные переживания, быстрота мышления, воображения, творческие задатки, черты характера, волевые качества и т.п.);

• духовные (самоутверждение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные ценности, идеалы, общение, авторитет и т.п.);

• социальные (уровень спортивных достижений (рекорд, победа и т.п.); отдых, удовольствие, формирование трудолюбия, навыки поведения в коллективе, средство воспитания и социализации, национального самосознания и т.п.; традиции, соревнования, зрелище, школы по видам спорта, система тренировок и физических упражнений и т. п.).

С одной стороны, представленная классификация дает достаточно полное представление о физкультурных ценностях, но, с другой стороны, не выделены ценности отдельных компонентов физической культуры (физкультурного образования, физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации, адаптивной физической культуры).

Оригинальная классификация ценностей в сфере физической культуры представлена В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой [1], которые выделяют:

• интеллектуальные (знания в области физической культуры, связанные с интеллектуальным потенциалом физической культуры личности);

• двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, личностный и общественный физические потенциалы, в целом физическая подготовленность, работоспособность, здоровье человека);

• педагогические (методики физического воспитания, физической тренировки, спортивной подготовки, умения и навыки организации физкультурноспортивной деятельности);

• мобилизационные (связанные с рациональной организацией свободного времени, необходимостью быстрой оценки ситуации, принятия решений, возможностью самовоспитания и в целом с самоорганизацией стиля жизни, умением противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды);

• интенционные (общественное мнение, финансово-экономическое, материально-техническое и правовое обеспечение, а также мотивы, интересы, потребности, желание заниматься физкультурно-спортивной деятельностью) [1].

Таким образом, ценности физической культуры определяют направленность личности, цель и структуру деятельности, а также нормы, идеалы и средства. Совокупность ценностей личности определяет содержание ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций, являясь одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей.

Как считает Л.И. Лубышева [1], подготовка специалиста в области физической культуры обеспечивается совокупностью трех компонентов: мотивационного (стимулирующего деятельность), познавательного (обеспечивающего усвоения ЗУН), двигательного (развивающего профессионально значимые качества личности). Все компоненты направлены на развитие ценностных ориентаций в системе физкультурного образования, что позволяет выделить три уровня функционирования ценностных ориентаций в физкультурном образовании.

На первом уровне - общекультурном - выделяются ценности, имеющие общечеловеческое значение: нравственность, гуманизм, духовность, целостность познания и др. Ценности этого уровня развиваются под влиянием культурно-исторических традиций общества.

На втором уровне - специфическом - представлены ценности, являющиеся основой профессионально-педагогического мастерства: интеллектуальные, двигательные, мобилизационные, интенционные и др. Ценности этого уровня

формируются под влиянием «значимых других», к которым, в первую очередь, относятся специалисты в области физической культуры.

На третьем уровне - личностном - определяются ценности, связанные с мотивационной, познавательной, двигательной сферой личности. Их образование и функционирование тесно связаны со структурой физической культуры. В центре этих ценностей находится человек в его соматопсихическом и социокультурном единстве.

Эффективность подготовки специалиста в области физической культуры определяется формированием ценностного сознания.

Ценностное сознание, по мнению В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой [3], -форма отражения объективной действительности, позволяющая субъекту определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное. Ценностное сознание, как отмечается В.А. Сластениным, предполагает единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего бытия на основе отражения действительности как мира духовных ценностей [3].

Ценностное сознание как форма отражения и проектирования реальной жизни людей, их представлений о будущем с учетом родового опыта является основой мировоззрения. Следовательно, подготовка специалиста в области физической культуры предполагает формирование мировоззрения, потребности в социально-значимой деятельности. Мировоззрение - это не только система взглядов на объективный мир и место в нем человека, но и обусловленные этическими взглядами принципы познания профессиональной деятельности. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает и идеалы как решающие жизненные и профессиональные цели. Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к профессии, его направленность личности, поэтому подготовка специалиста, предполагает формирование готовности к труду. Так, в трудах А. А. Смирнова [5] подготовка специалиста рассматривается как формирование определенной иерархии допрофес-сиональной и профессиональной готовности к трудовой деятельности. В трудах

Н.Д. Левитова, К.М. Гуревича, К.К. Платонова [7] процесс подготовки специалиста рассматривается как формирование или достижение профессиональной пригодности, ведущими критериями которой являются профуспешность и удовлетворенность трудом. Следовательно, подготовка специалиста в области физической культуры - это формирование способности и готовности полноценно реализовывать свои функции при решении практических задач.

Ценностное сознание отражает общие профессиональные ценности для определенной группы людей, следовательно, важной составляющей подготовки специалиста является адаптация к вхождению в особую социокультурную среду - профессиональный коллектив [6].

Ценностное сознание определяет и характер ценностных отношений.

Ценностное отношение, по мнению В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой [3], - внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Ценностное отношение - это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение в философии трактуется как значимость того или иного предмета, явления, которая определяется его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде какого-либо интереса или цели [1].

Ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которое связывает индивидуальное сознание с общественным, субъективную реальность с объективной.

Целостность отношений последовательно исследовал В.Н. Мясищев [3], который рассматривал его как единицу психологического анализа личности. Рассматривая отношения как субъективную внутреннюю сторону взаимодействия человека с окружающей действительностью, он определял их как интегральную позицию личности в целом и выделил три основных типа отношений: к миру вещей, явлениям природы; к людям, явлениям социума, к самому себе.

Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта. Оно обозначает как объективные связи, в которые вступает человек с окружающими его

людьми и предметами, так и то, как он сам относится к действительности. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов. Ценностные отношения являются основой управленческого взаимодействия, которое существует только в том случае, если субъект и объект управления находятся в диалектическом единстве, обусловливая характер ценностных ориентаций. Ценностные отношения и установки являются внутренними регуляторами поведения человека. Формирование ценностного отношения должно быть реализовано через освоение интеллектуальных, двигательных, технологических, мобилизационных, интенционных и ва-леологических ценностей физической культуры [6].

Процесс усвоения интеллектуальных ценностей физической культуры происходит через овладение операционными знаниями, связан с выполнением двигательных действий, с овладением методами и средствами развития физических способностей и способов организации различных форм занятий физическими упражнениями.

Овладение двигательными ценностями физической культуры потребует знаний и умений оценить лучшие образцы двигательной деятельности (технику выполнения упражнений, двигательные умения и навыки и т.д.) и проявить личный физический потенциал и достижения в двигательной подготовленности

[7].

Технологические ценности предполагают освоение при помощи различных учебно-методических комплексов методиками физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Низший и итоговый контроль должен включать умение планировать и проводить серию физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий. Эффективность освоения интенционных ценностей во многом обуславливается запросами общества и каждого человека к физической культуре. Через освоение интенционных ценностей обнаруживается желание и готовность студента к развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры.

Особое значение для подготовки будущего специалиста имеют мобилизационные ценности физической культуры. Усвоение этих ценностей дает возможность человеку ориентироваться в экстремальных ситуациях. Оценка мобилизационных ценностей проводится путем опроса и проверки практических навыков, двигательных качеств, необходимых для выхода из внештатной ситуации.

К валеологическим ценностям принято относить знания студентов об использовании физических упражнений для формирования телосложения, закаливания, психологической устойчивости, а также формирование потребности в здоровом образе жизни будущего специалиста. Контроль освоения валеологи-ческих ценностей физической культуры осуществляется через проверку валео-логических знаний. Следовательно, процесс подготовки специалиста в области физической культуры представляет собой результат установления взаимосвязей: ценности - ценностное сознание - ценностное отношение.

Таким образом, аксиологический подход представляет собой такой способ научного или практического решения проблемы, при котором подготовка специалиста в области физической культуры ориентируется на иерархию ценностей, отражающую цель, задачи, содержание и результат подготовки специалиста в области физической культуры. При этом основное внимание уделяется трансляции ценностных ориентаций в процессе обучения, что позволяет трактовать ценности как ориентир деятельности и поведения в процессе подготовки специалиста. При аксиологическом подходе в процесс подготовки специалиста в области физической культуры включаются такие понятия, как ценностное сознание, ценностные отношения, ценностное поведение и ценностные ориентации субъектов образовательного процесса в области физической культуры.

Библиографический список

1. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный и результативный аспекты: учебное посо-

бие/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. / Ю.М. Николаев. - СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2000. - 80 с.

2. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев.- СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1996. - 280 с.

3. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведение/ В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-192с.

4. Собкин, В.С. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы / В.С. Собкин, О.В. Ткаченко, А.В. Федюшина // Вопросы образования. - 2005. - № 1. - С. 304-319

5. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения/ М.И. Станкин. - М.: Флинта, 1998. - 368с.

6. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.- 230с.

7. Фазлеев, Н.Ш. Компетентно ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту / Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2005.- № 12.- С. 9-12.

8. Шабалина, О.Л. Совершенствование общепедагогической подготовки студентов факультета физической культуры / О.Л. Шабалина, А.Н. Шалгин // Теория и практика физической культуры .- 2000. - № 12 - С. 15 - 17.

Bibliography

1. Nikolaev Yu.M. Theory of Physical Education: Functional, Value, Activity and Resultativity Aspects: Study Guide / SPbSAPE after P.F. Lesgaft./ Yu.M. Nikolaev. - SPb.: SPbSAPE Publishing House, 2000. - 80 p.

2. Ponomarev N.I. Physical Education as the Element of the Society Culture and a Man/ N.I. Ponomarev.- SPb.: SPbSAPE Publishing House, 1996.- 280 p.

3. Slastyonin V.A. Introduction into the Pedagogical Axiology: Study Guide for Students of Higher Pedagogical Educational Institution / V.A. Slastyonin, G.I. Chuz-hakova.- M.: “Academia” Publishing Center, 2003. - 192 p.

4. Sobkin V.S. A Student of the Higher Pedagogical Institution: Attitude to Education and Professional Plans / V.S. Sobkin, O.V. Tkachenko, A.V. Fedyushina// Education Questions. - 2005. - №1. - P. 304-319.

5. Stankin M.I. Professional Abilities of a Teacher: Acmeology of Training and Education/ M.I. Stankin. - M.: Flinta, 1998. - 368 p.

6. Tugarinov V.P. About the Values of Life and Culture / V.P. Tugarinov. - L.; Saint-Petersburg State University Publishing House, 1960. -230 p.

7. Fazleev N.Sh. Competence-Oriented Approach to the Professional Training of a Teacher of Physical Education and Sports / N.Sh. Fazleev// The Theory and Practice of Physical Education. - 2005.- №12. - P. 9-12.

8. Shabalina O.L. Mastering General Pedagogical Training of Physical Education Faculty Students / O.L. Shabalina, A.N. Shalgin // Theory and Practice of Physical Education. - 2000 - №12 - P Faculty. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.