Научная статья на тему 'К вопросу о систематизации профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза'

К вопросу о систематизации профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШАЯ ШКОЛА / SYSTEMATIZATION / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS / STUDENTS / FUTURE PROFESSIONALS / EDUCATIONAL PROCESS / UNIVERSITY / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Елена Вячеславовна

Научная статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу построения классификации, типологии и систематизации профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза. В работе автором предложено определение понятия «профессиональные ценностные ориентации», под содержанием которого он понимает систему устойчивых установок, отражающих субъективное отношение личности к социально значимым культурным ценностям, которые проявляются и реализуются в профессиональной деятельности. Представлена бинарная систематизация профессиональных ценностных ориентаций студентов, основанная на выделении отношений человека, профессии и общества к таким «осям», как «личностное профессиональное» и «духовное прагматическое». Автор считает, что представленная систематизация является достаточно универсальной и ее можно применять для подготовки будущих специалистов различных направлений подготовки в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Systematization of Professional Value Orientations of University Students

The article deals with the topical issue of construction of classification, typology and systematization of professional value orientations of students. The author offers the definition of „professional value orientation,” by which he understands a system of sustainable settings that reflect the subjective attitude of the person toward socially significant cultural values that are manifested and realized in a professional activity. The article presents binary systematization of professional value orientations of students, based on the allocation of human relationships, profession and society to these „axes” as „personal professional” and „spiritual pragmatic”. The author believes that the presented systematization is quite versatile and can be used for training of future specialists in various areas and in educational process of the University.

Текст научной работы на тему «К вопросу о систематизации профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза»

1УДК 378.1 ББК 74.58

К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Е. В. Фролова

Аннотация. Научная статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу построения классификации, типологии и систематизации профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза. В работе автором предложено определение понятия «профессиональные ценностные ориентации», под содержанием которого он понимает систему устойчивых установок, отражающих субъективное отношение личности к социально значимым культурным ценностям, которые проявляются и реализуются в профессиональной деятельности. Представлена бинарная систематизация профессиональных ценностных ориентаций студентов, основанная на выделении отношений человека, профессии и общества к таким «осям», как ««личностное - профессиональное» и «духовное - прагматическое». Автор считает, что представленная систематизация является достаточно универсальной и ее можно применять для подготовки будущих специалистов различных направлений подготовки в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: систематизация, профессиональные ценностные ориентации, будущие специалисты, образовательный процесс, высшая школа.

TO THE QUESTION OF SYSTEMATIZATION OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS

E. V. Frolova

Abstract. The article deals with the topical issue of construction of classification, typology and sys-tematization of professional value orientations of students. The author offers the definition of „professional value orientation," by which he understands a system of sustainable settings that reflect the subjective attitude of the person toward socially significant cultural values that are manifested and realized in a professional activity. The article presents binary systematization of professional value orientations of students, based on the allocation of human relationships, profession and society to these „axes" as „personal - professional" and „spiritual pragmatic". The author believes that the presented systematization is quite versatile and can be used for training of future specialists in various areas and in educational process of the University.

Keywords: systematization, professional value orientations, students, future professionals, educational process, university, higher school.

Актуальность проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза возрастает. Это обусловлено ускорением и усложнением социокультурного развития общества, что повышает требования к нравственным и деловым качествам профессионалов. Об этом свидетельствует и рост количества исследований, посвященных этой проблеме. Работы, в которых рассматривается различные стороны формирования профессиональных ценностных ориентаций представителей разных профессий (педагогов, социаль-

ных работников, сотрудников органов внутренних дел и др.), многочисленны. Можно упомянуть труды К. А. Абульхановой-Славской [1, с. 335], Н. А. Долгушиной [2, с. 24], А. В. Кучиной, А. В. Лысенко [3, с. 54-60], Т. В. Михайловой [4, с. 105-107], В. А. Сластенина [5, с. 293], Е. Л. Рудневой [6, с. 443], Г. И. Чижаковой [7], Е. Н. Ши-янова [8, с. 33-37] и ряда других. Авторы подчеркивают важность аксиологического аспекта в профессиональном образовании, уделяя особое внимание становлению профессиональных ценностных ориентаций будущих специалистов. В них так или иначе представлены различные

классификации, типологии и систематизации профессиональных ценностей, ценностных ори-ентаций. Так, например К. А. Абульханова-Слав-ская к профессиональным ценностным ориен-тациям относит следующие: материальное вознаграждение за труд, удовлетворение потребности личности через общественное признание, способы самовыражения, признание обществом индивидуальности личности. И. Ф. Исаев в своей классификации профессиональных (педагогических) ценностей, ориентированной на профессию педагога, предлагает следующие: социально-педагогические, профессионально-групповые, личностно-педагогические [9, с. 208]. Его классификация ориентирована лишь на конкретную профессию, в связи с чем сфера ее применения является ограниченной.

Однако, несмотря на обширный теоретический материал и глубокий анализ рассматриваемой проблемы в научных исследованиях, систематизация профессиональных ценностных ориентаций не проведена с достаточной глубиной: они перечисляются часто в случайном порядке, объем и содержание конкретных ориентаций пересекаются. Между тем обоснованная систематизация профессиональных ценностных ориентаций позволила бы не только упорядочить теоретические подходы к их изучению, но и совершенствовать практическую деятельность по их формированию.

Цель данной статьи - изложение и обоснование систематизации профессиональных ценностных ориентаций, которые, на наш взгляд, важно формировать у студентов в процессе обучения в высшей школе.

Под профессиональными ценностными ориентациями мы в настоящей работе понимаем систему устойчивых установок, отражающих субъективное отношение личности к социально значимым культурным ценностям, которые проявляются и реализуются в профессиональной деятельности. Следует отметить, что формируются профессиональные ценностные ориентации на основе их присвоения (субъектива-ции) по уровню значимости. При этом важной составляющей субъективации выступает трансформация социально и профессионально обусловленных ценностных ориентаций в личностную систему профессиональных ценностных ориентаций.

На наш взгляд, представленные профессиональные ценностные ориентации в большинстве работ исследователей отражают содержательную сторону любой профессии, но в то же время представляют в основном внешние аспекты профессии (например, престижность профессии, социально-профессиональный статус и т. д.) и основываются только на «вписанность» профессиональной деятельности в структуру социума и социальных отношений. Между тем следует учитывать и другие стороны ценностных ориентаций будущего профессионала, охватывающие и качества личности, и ее отношение к своей профессии: насколько сама личность относится к общечеловеческим нравственным нормам, насколько высоки помыслы будущего профессионала.

Поэтому мы считаем, что одной из сторон систематизации ценностных ориентаций может стать их духовная или прагматическая «наполненность». Наша идея заключается в том, что основанием систематизации профессиональных ценностных ориентаций может стать их измерение их по двум «осям»: «личностное - профессиональное» и «духовное - прагматическое». Это дает возможность выделить «горизонтальную» (личностно-профессиональные и социально-профессиональные) и «вертикальную» (духовно-нравственные и профессионально-прагматические) оси, что позволяет создать бинарную систематизацию профессиональных ценностных ориентаций (таблица). Конечно, такое разделение достаточно условно, так как только в процессе целостного присвоения осуществляется становление профессиональных ценностных ориентаций как системного личностного образования. Кроме того, при такой систематизации не все конкретные ценностные ориентации могут быть однозначно отнесены к той или иной группе, однако, на наш взгляд, в силу сложности любых нравственных качеств их совершенную классификацию составить невозможно. Однако, по нашему мнению, предлагаемая нами систематизация позволяет определенным образом упорядочить, как минимум, практику их формирования.

Рассмотрим более подробно каждые из них.

1. Духовно-нравственные ценностные ориентации отражают личностное отношение к профессиональной деятельности, а также ее вы-

Таблица

Систематизация профессиональных ценностных ориентаций студентов

№ - Личностно-профессиональные Социально-профессиональные

1 ух............. Честность, ответственность, справедливость, толерантность Патриотизм, гражданская позиция, сотрудничество, гордость за миссию профессии

2 р . на . . ра матические Личностное развитие, профессиональный рост, творческий аспект деятельности, независимость, интересная работа Социально-профессиональный статус, образование, материальное вознаграждение за труд, престижность профессии

полнению. Они формируются еще на более ранних возрастных этапах. В процессе профессиональной подготовки происходит их закрепление и ориентация на будущую профессию. Их, в свою очередь, мы подразделяем на:

а) личностно-профессиональные ценностные ориентации (честность, ответственность, справедливость, толерантность), направленные на взаимоотношения с самим собой (например, старательное выполнение трудовых обязанностей; терпимость к взглядам и мнениям других (коллегам); правдивость и искренность в суждениях и поступках и т. д.);

б) социально-профессиональные ценностные ориентации (патриотизм, гражданская позиция, сотрудничество, миссия профессии), направленные на взаимоотношения окружающими людьми (коллегами по работе). Они могут проявляться в умении выстраивать командную работу, партнерские отношения, в гражданском поведении по отношению к обществу и государству и т. д.

2. Профессионально-прагматические ценностные ориентации отражают как личностное, так и общественное отношение к внешним аспектам профессии (например, к заработной плате, условиям труда и т. д.). Труд в данном случае рассматривается как средство удовлетворения потребностей, лежащих за пределами самой профессиональной деятельности. Здесь также можно выделить две группы:

а) личностно-профессиональные ценностные ориентации (личностное развитие, профессиональный рост, творческий аспект деятельности, независимость, интересная работа) отражают личностное отношение к выбранной профессии и могут проявляться через способность нетрадиционно подходить к решению вопросов, раскрытие личностью своего потенциала, способность действовать самостоятельно и другие;

б) социально-профессиональные ценностные ориентации (социально-профессиональный статус, образование, материальное вознаграждение за труд, престижность профессии) раскрываются через общественное отношение, оценку к различным категориям профессий, то есть ее внешнему статусу, отражающие внешние аспекты профессиональной деятельности (например, условия труда, оплата труда и т. д.)

Таким образом, духовно-нравственные ценностные ориентации в системе профессиональных ценностных ориентаций позволяют выстроить в сознании специалиста идеальную модель своей деятельности, которая становится ориентиром в профессиональном самосовершенствовании. Идеалы, являясь внутренними, субъективными критериями оценок, регулируют поведение человека, его практическое взаимодействие с объективным миром.

В свою очередь, профессионально-прагматические ценностные ориентации раскрывают отношение как личности, так и общества к профессии, определяющее цель и личностный смысл данной деятельности. Система профессиональных ценностных ориентаций стимулирует принятие субъектом функционально-ролевых предписаний, требований, предъявляемых профессией к его личности; обеспечивает включенность специалиста в профессиональное сообщество.

Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что представленная систематизация профессиональных ценностных ориентаций студентов является, по нашему мнению, достаточно универсальной, в связи с этим ее можно применить для подготовки будущих специалистов различных направлений подготовки в образовательном процессе вуза. Но важно учитывать, что профессиональные ценностные ориентации и качества личности могут отличаться в зависимости от области профессиональной

деятельности. Помимо наличия индивидуальных различий в выборе тех или иных профессиональных ценностных ориентаций, существуют объективные закономерности, отражающие доминирование тех или других, связанные с социально-экономическими условиями и обусловленным ими статусом профессии на разных этапах общественного развития. Наличие у личности профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству и самосовершенствованию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. -335 с.

2. Долгушина Н. А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Красноярск, 2012. - 24 с.

3. Лысенко А. В. Структурные компоненты профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 3 (123). - С. 54-60.

4. Михайлова Т. В. Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия // Казанская наука. - 2012. -№ 8. - С. 105-107.

5. Сластенин В. А. Педагогическая аксиология: моногр. / отв. ред. В. А. Сластенин, Г. И. Чижа-кова. - Красноярск: СибГТУ. - 2008. - 293 с.

6. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Кемерово, 2002. - 443 с.

7. Чижакова Г. И., Коваль С. А. Проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы // Вестн. Красноярского гос. пед.

ун-та им. В. П. Астафьева. - 2011. - № 4. -С. 90-95.

8. Шиянов Е. Н. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 33-37.

9. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 208 с.

REFERENCES

1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Deyatelnost i psik-hologiya lichnosti. Moscow: Nauka, 1980. 335 p.

2. Dolgushina N. A. Formirovanie professionalno-tsennostnykh orientatsiy budushchikh bakalav-rov professionalnogo obucheniya. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Krasnoyarsk, 2012.24 p.

3. Lysenko A. V. Strukturnye komponenty profes-sionalno-tsennostnykh orientatsiy budushchego uchitelya muzyki. Vestn. Adygeyskogo gos. unta. Ser. 3: Pedagogika ipsikhologiya. 2013, No. 3 (123), pp. 54-60.

4. Mikhaylova T. V. Professionalnye tsennostnye orientatsii: k voprosu o soderzhanii ponyatiya. Kazanskaya nauka. 2012, No. 8, pp. 105-107.

5. Slastenin V. A. Pedagogicheskaya aksiologiya: monogr. Krasnoyarsk: SibGTU, 2008. 293 p.

6. Rudneva E. L. Formirovanie zhiznennykh i pro-fessionalnykh tsennostnykh orientatsiy stu-dencheskoy molodezhi. ScD dissertation (Education). Kemerovo, 2002. 443 p.

7. Chizhakova G. I., Koval S. A. Problema formirovaniya professionalno-tsennostnykh ori-entatsiy budushchego spetsialista sotsialnoy raboty. Vestn. Krasnoyarskogo gos. ped. un-ta im. V. P. Astafyeva. 2011, No. 4, pp. 90-95.

8. Shiyanov E. N. Aksiologicheskie osnovaniya protsessa vospitaniya. Pedagogika. 2007, No. 10, pp. 33-37.

9. Isaev I. F. Professionalno-pedagogicheskaya kultura prepodavatelya. Moscow: ITs "Aka-demiya", 2002. 208 p.

Фролова Елена Вячеславовна, аспирант кафедры педагогики и психологии Гуманитарного института Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск e-mail: ieliena_frolova_2013@mail.ru

Frolova Elena V., Post-graduate student, Pedagogy and psychology Department, Humanitarian Institute, Yugra State University, Khanty-Mansiysk e-mail: ieliena_frolova_2013@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.