Научная статья на тему 'Исследование уровня формирования профессионально ценностных ориентаций у будущих специалистов по адаптивной физической культуре'

Исследование уровня формирования профессионально ценностных ориентаций у будущих специалистов по адаптивной физической культуре Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING / PEOPLE WITH LIMITED HEALTH ABILITIES / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATION OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING EXPERT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Строгова Н. А.

В научной публикации ставится проблема диагностики профессионально ценностных ориентаций у будущих специалистов по адаптивной физической культуре в процессе профессиональной подготовки, определение склонности к работе с людьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Строгова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATION OF FUTURE ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING SPECIALISTS: LEVEL OF FORMATION RESEARCHES

The work deals with the problem of diagnostics of professional value orientations of future experts in adaptive physical training during their vocational training. It also analyses the aptitude to work with people having some physical and mental disabilities.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня формирования профессионально ценностных ориентаций у будущих специалистов по адаптивной физической культуре»

УДК 378+159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© 2012 Н.А.Строгова

Домодедовский филиал Российского нового университета

Статья поступила в редакцию 08.12.2011

В научной публикации ставится проблема диагностики профессионально ценностных ориентаций у будущих специалистов по адаптивной физической культуре в процессе профессиональной подготовки, определение склонности к работе с людьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. Ключевые слова: Адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями здоровья, профессионально ценностные ориентации специалиста по адаптивной физической культуре.

Адаптивная физическая культура ориентирована на работу с людьми, имеющими огра-

ниченные возможности здоровья, и направлена на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и спо-собностей1. Специальность «Адаптивная физическая культура» создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики, специальной психологии2.

Реабилитация человека с отклонениями в психическом и физическом развитии предполагает изменение его сферы сознания, превращение больного человека в активного, желающего восстановить свое здоровье и полноценно общаться с окружающими людьми.

Адаптивная физическая культура направлена на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей людей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому подбор средств и методов адаптивной физической культуры следует осуществлять с учетом их конечных целей индивидуального существования, определяющих всю систему жизненных установок.

Необходимо помнить, что отношение к здоровью, к собственной двигательной активности не существует изолированно от отношения к другим сторонам жизни и поэтому может быть изменено лишь в контексте изменения системы отношений личности в целом. В работе с инвалидами важно, прежде всего, выяснить ценно-

0

Строгова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail:natalyastrogova@rambler.ru

1 Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: 2001.

2 Актуальные проблемы инвалидности в Российской

Федерации / Под ред. Л.П.Гришиной. - М.: 1995.

стную концепцию жизни каждого занимающегося и попытаться «встроить» в нее ценности адаптивной физической культуры. В связи с этим встают вопросы: «Какими же профессионально ценностными ориентациями должен обладать специалист по адаптивной физической культуре и как их формировать у будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки?».

В процессе диагностики уровня формирования профессионально ценностных ориентаций у студентов, обучающихся по специальности 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Российского государственного университета физкультуры, спорта и туризма мы выявили наиболее значимые профессионально ценностные ориентации будущих специалистов по адаптивной физической культуре.

Содержательной стороной анкет, составленных с целью выявления наличия и уровня развития профессионально-ценностных ориента-ций будущего специалиста по адаптивной физической культуре, послужила модификация разработанной В.А.Сластениным и Л.Ф.Спириным карты-схемы по типу параллельных профилей, а ее структура заимствована из социологических исследований ценностных ори-ентаций студенческой молодежи3.

В число основных признаков, имеющих наибольшую гуманистическую и профессиональную ценность и поддающихся измерению по всем компонентам профессионально-гуманистической направленности личности будущего специалиста по адаптивной физической культуре, мы включили следующие ориентации: интерес к личности лиц с ограниченными

3 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для учащихся высш. пед. учеб. заведений. - М.: 2002. - С. 482 - 561.

возможностями здоровья, знание особенностей профессиональной деятельности, увлечение профессией.

Безусловно, взятая нами совокупность не является исчерпывающей. Прежде всего, мы стремились выяснить, насколько будущие специалисты по адаптивной физической культуре ориентированы на работу с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, на коррек-ционно-воспитательную работу с ними, на профессиональное сотрудничество и самосовершенствование.

Определение уровня формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих специалистов по адаптивной физической культуре, сравнение и сопоставление результатов осуществлялось по средней взвешенной арифметической формуле:

X =

I

£

где

объем выборки;

частота г-го варианта, х г- — значение г-го варианта

В целях корректировки, уточнения, дополнения полученных данных в исследовании использовались наблюдения за профессиональной подготовкой будущих специалистов по адаптивной физической культуре в различных ситуациях (лекции, семинары, массовые мероприятия, общение с другими участниками педагогического процесса и так далее), изучение документации, интервью, индивидуальные беседы.

Для определения уровня формирования профессионально-ценностных ориентаций по средней арифметической нами выделены четыре интервала внутри размаха колебаний индексов от 1 до 4, соответствующих следующим уровням:

1. «Отсутствие уровня» - характеризуется смутными представлениями о гуманистических ценностях профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре. Мотивами выбора профессии служат утилитарно-прагматические ценности. В основе мотивации деятельности лежат ориентации, связанные с личностью лиц, имеющих нарушения в состоянии физического и психического здоровья, но основное внимание направлено на коррекцию только недостатков их физического развития.

Деятельность такого специалиста характеризуется незначительным набором стандартных методов и приемов, которыми он пользуется в своей практике. Склонность к анализу педагогических ситуаций с точки зрения развития личностных качеств лиц с нарушениями здоровья отсутствует. Творческая активность

специалиста отсутствует. Результаты деятельности неустойчивы.

2. «Низкий» - на этом уровне отмечается относительный интерес к гуманистическим ценностям профессиональной деятельности. В мотивах выбора профессии преобладают утилитарно-прагматические ценности, хотя имеют место и ориентации на гуманистические ценности - потребность в общении с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, стремление помочь им в физическом и психическом развитии. Основным мотивом профессиональной деятельности выступает коррекци-онно-развивающая работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, смысл которой специалист видит в коррекции недостатков физического развития. Интерес к личностному развитию низок.

Специалист по адаптивной физической культуре использует формально верные приемы, но не учитывает ситуацию их применения и результативность, уровень творчества в его деятельности низок. Такой специалист осознает значимость профессионального самосовершенствования, но систематически над собой не работает. Удовлетворение от деятельности испытывает, если добивается значительных успехов в коррекции недостатков физического развития. Однако внутренний мир человека, его эмоциональное состояние остаются за пределами интересов специалиста по адаптивной физической культуре.

3. «Умеренный» - характеризуется достаточной осознанностью гуманистических ценностей профессиональной деятельности. В мотивах выбора профессии отмечаются ориентации на личность лиц с ограниченными возможностями здоровья, интерес к развитию их сущностных сил, стремление им помочь. На этом уровне специалист по адаптивной физической культуре испытывает удовлетворение от осуществления педагогической деятельности. В ее мотивации значительное место занимают ориентации на общение с лицами, имеющими нарушения в состоянии физического и психического развития, и коррекционно-развивающую работу с ними. Причем, целью своей профессиональной деятельности специалист признает всестороннее развитие личности человека с ограниченными возможностями здоровья, но на поведенческом уровне стремление к творческому применению своих знаний не наблюдается.

Достаточно высоки ориентации на профессиональное сотрудничество, но они в основном связаны с решением коррекционно-воспи-тательных и учебных задач. Самосовершенствование рассматривается как необходимая за-

п

дача профессиональной деятельности, осознается значимость не только самообразования, но и самовоспитания, хотя систематически специалист этим не занимается.

4. «Высокий» - характеризуется глубокой осознанностью гуманистических целей профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре, сознанием общественной значимости профессии, целеустремленностью в овладении педагогическим мастерством.

Мотивами выбора профессии выступают гуманистические ценности профессиональной деятельности (интерес к личности человека и ее развитию, стремление помочь лицам с ограниченными возможностями здоровья, возможности самоактуализации и самосовершенствования). В основе мотивации деятельности лежит понимание самоценности личности человека с ограниченными возможностями здоровья, развитое чувство ответственности за его буду-

щее, его социализацию и реабилитацию в обществе.

Профессиональная деятельность специалиста по адаптивной физической культуре характеризуется высокой степенью творчества, умением анализировать ситуации и принимать правильные решения. Постоянный творческий поиск, присущий такому специалисту, вызывает потребность в самосовершенствовании. Такой деятельности сопутствуют высокие результаты и удовлетворение от своего труда. Специалист по адаптивной физической культуре воспринимает профессиональное сотрудничество как один из источников духовного роста и средство обмена духовными ценностями.

По данным проведенного исследования будущие специалисты по адаптивной физической культуре распределились в процентном отношении по уровням развития профессионально-ценностных ориентаций следующим образом (Рис. 1):

□ отсутствие уровня □ низкий □ умеренный □ высокий

□ 5,43

□ 67,14

Рис. 1 Распределение будущих специалистов по адаптивной физической культуре по уровням развития профессионально-ценностных ориентаций

Исследование показало, что наиболее значимыми для будущих специалистов по адаптивной физической культуре являются ориентации на изучение личности лиц, имеющих нарушения психического и физического развития, коррекция его сущностных сил. 60% респондентов оценили данную ориентацию 4 балами, что означает «очень важно» и 40% считают эту ориентацию «достаточно важной».

Однако, на вопрос: «Насколько развит у вас интерес к личности лиц, имеющих нарушения психического и физического развития?» только 26% опрошенных ответили «хорошо развиты», 73% - «скорее хорошо, чем плохо» и 1% - «скорее плохо, чем хорошо».

Следовательно, будущим специалистам по адаптивной физической культуре в первую

очередь следует обратить внимание на внутренний мир людей с ограниченными возможностями здоровья, их духовные, идеальные силы и потребности. Знать, что ценит человек, а что осуждает, какие цели перед собой ставит, как относится к другим и себе, какими ценностями в поведении руководствуется - это значит увидеть его нравственный потенциал и на основе этих знаний определить программу коррекции его личностных качеств и ценностных ориентаций.

Коррекция поведения человека с ограниченными возможностями здоровья невозможна без специальных знаний в области формирования регулятивных функций личности с особыми познавательными потребностями. Как показали результаты нашего исследования, на 2

место по важности ориентаций будущие специалисты по адаптивной физической культуре ставят потребность в самовоспитании и самообразовании.

Особое значение для успешной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре имеют ориентации на профессиональное совершенствование. В самом деле, в современных условиях роста научно-технической информации ни одно учебное заведение не в состоянии дать человеку такой объем знаний, которых хватило бы ему на всю жизнь или на более или менее длительный ее период, так как знания очень быстро устаревают морально. К тому же знания представляют собой динамическую систему, постоянно изменяющуюся как в количественном, так и в содержательном аспекте. Поэтому систематическое целенаправленное совершенствование этой системы знаний является одной из наиболее существенных характеристик личности специалиста по адаптивной физической культуре.

К этому следует добавить и то, что систематическое обновление, расширение и углубление профессиональных знаний - эффективнейшее средство самовоспитания и саморазвития. Однако только 48% опрошенных студентов считают ориентацию на самосовершенствование очень важной, 52% ограничиваются понятием «достаточно важно». А на вопрос « Насколько развита у вас потребность в самовоспитании и самообразовании?» только 28% респондентов ответили «хорошо развита «, 70% - «скорее хорошо, чем плохо», 2% - «скорее плохо, чем хорошо».

В ходе исследования одним из важнейших для понимания особенностей профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре и направлений ее совершенствования представляется вопрос о соотношении знаний специалиста и его способности к творчеству.

Творческие способности основываются на знаниях, умениях, навыках и развиваются в процессе овладения ими. В то же время во всех основных направлениях профессионального творчества специалиста по адаптивной физической культуре независимо от его конкретного содержания и уровня сложности непременно осуществляется поиск знаний и овладение ими, критический их анализ и применение в практической деятельности, самостоятельные исследования. Поэтому творческое отношение к своей работе специалисты по адаптивной физической культуре по степени важности ставят на одно место со знанием своей профессиональной деятельности. 64% оце-

нили данную ориентацию 4 баллами, 36% - 3 баллами.

Однако только 37% опрошенных студентов высоко оценило свою способность к творчеству, 59% оценили эту способность 3 баллами и 4% - 2 баллами.

Педагогическое творчество неразрывно связано с педагогическим воображением, которое выражается в способности специалиста по адаптивной физической культуре проектировать результаты своего труда, предвидеть возможные трудности в работе и находить наиболее совершенные методы и приемы взаимодействия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Но результаты опроса показали, что этому ориентиру студенты придают недостаточно внимания. Только 36% будущих специалистов по адаптивной физической культуре считают, что обладать развитым воображением очень важно, 59% - достаточно важно и 5% - не очень важно. Из них только 17% оценили свою способность в 4 балла, 74% - в 3 балла и 9% - в 2 балла.

Успех в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии психического и физического здоровья, невозможен без веры специалиста по адаптивной физической культуре в положительный результат своей деятельности. Педагогический оптимизм помогает специалисту преодолевать трудности, предполагает умение пробуждать и развивать в каждом ученике веру в свои возможности. 60% студента считают эту ориентацию очень важной, 40% - достаточно важной, но только 22% считают, что педагогический оптимизм у них хорошо развит, 72% - скорее хорошо, чем плохо и 6% - скорее плохо, чем хорошо.

Значительное место в системе ценностных ориентаций будущего специалиста по адаптивной физической культуре занимают ориентации на общение с лицами, имеющими отклонения в состоянии физического и психического здоровья. 60% опрошенных оценили важность этой потребности в общении в 4 балла, 38% -3 балла, 2% - 2 баллами. Из них 41% считают у себя эту потребность хорошо развитой, 59% - скорее хорошо, чем плохо.

Будущие специалисты по адаптивной физической культуре высоко оценили такие ценностные ориентации, как культура общения с коллегами и учащимися, способность эмоционально воспринимать, и аргументировано оценивать поведение человека и взаимоотношения людей, способность сопереживать, отзывчивость, чуткость, способность понимать и принимать лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, самообладание, сдержанность, педагогический такт, самокритич-

ность. Однако опрос показал, что ориентации на эти качества и уровень их развития не совпадают.

Соотношение мотивационно-ценностных ориентаций у будущих специалистов по адаптивной физической культуре по степени важности и уровню их развития анализировали при помощи коэффициента корреляции Браве-Пирсона (г) - который является параметрическим показателем и при вычислении которого сравнивают средние и стандартные отклонения результатов двух измерений. При этом использовали формулу:

г =

(^ХУ)-иХУ (п-\)<тх<т.

, где: 2 ХУ

X у

сумма произведений данных из каждой пары; п - число пар; X — средняя для данных переменной X; У — средняя для данных переменной У <УХ — стандартное отклонение для распределения х; (у — стандартное отклонение для распределения у.

Получили: ^ ХУ= 72985; п= 57; Х= 25;

7=25,7; сгх =26,97; сгу= 25,34

Имеем:

72985 - 57 • 25 •25,7

г=-— = 0,831

(57 -1) 26,97 • 25,34

Полученные результаты означают, что, существует связь между двумя рассматриваемыми показателями в данной выборке и эта связь положительная, так как коэффициент корреляции У 0, его абсолютная величина большая (напомним, что в гуманитарных науках корреляция считается сильной, если её коэффициент выше 0,60, а если же он превышает 0,80, то корреляция считается очень сильной). Таким образом, можно считать установленным, что увеличение величин в последовательности X будет сопровождаться увеличением показателя Y и наоборот.

Кроме того, полученные результаты позволили выявить такие тенденции как: ограниченность гуманистических ценностных представлений у будущих специалистов по адаптивной физической культуре, невысокая значимость самосовершенствования и самообразования в процессе профессиональной подготовки, недостаточная значимость творчества в процессе овладения педагогическим мастерством.

Исследования показали, что в процессе профессиональной подготовки, ориентированной на гуманистическую основу адаптивной

физической культуры, у студентов происходит процесс перестройки мотивационной сферы: одни побуждения приобретают большую значимость, другие теряют ее, превращаясь из идеала в повседневную действительность или уходя совсем из жизни и личностной сферы человека. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалиста по адаптивной физической культуре соблюдается мера соотношения значимого и незначимого.

Таким образом, анализ соотношения моти-вационно ценностных ориентаций по степени важности и уровню их развития, позволил нам прийти к следующему выводу, а именно, будущие специалисты по адаптивной физической культуре осознают значимость гуманистических ценностей в своей профессиональной деятельности, но уровень их развития недостаточно высок для реализации гуманистических целей в адаптивной физической культуре.

Ориентация специалиста по адаптивной физической культуре на усвоение гуманистических ценностей и руководство ими в профессиональной деятельности являются необходимым условием организации взаимоотношений с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Закрепленные в сознании будущего специалиста по адаптивной физической культуре ценности профессиональной деятельности образуют систему его профессионально-ценностных ориентаций на признание ценности человеческой личности, на гармоничное развитие личности лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на профессиональное сотрудничество, творчество и самосовершенствование.

Своевременное выявление уровня формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов по адаптивной физической культуре способствует развитию у студентов профессиональной идентичности и мотивации к самосовершенствованию и личностному росту, что повысит эффективность учебно-воспитательного процесса в ВУЗе и качество профессиональной подготовки.

PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATION OF FUTURE ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING SPECIALISTS: LEVEL OF FORMATION RESEARCHES

© 2012 N.A.Strogova Domodedovo Branch of Russian New University

The work deals with the problem of diagnostics of professional value orientations of future experts in adaptive physical training during their vocational training. It also analyses the aptitude to work with people having some physical and mental disabilities.

Keywords: adaptive physical training, people with limited health abilities, professional value orientation of adaptive physical training expert.

Natalia Aleksandrovna Strogova, Cand. Sc. in Pedagogics, Senior Lecturer of the Pedagogy and Psychology department. E-mail:natalyastrogova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.