Научная статья на тему '2005. 02. 047. Саид амера. Внешняя политика Индии в период правления партии «Бхаратия джаната». Saeed amera. Indian foreign policy under the bjp// regional studies. - Islamabad, 2004. - Vol. 22, n 2. - P. 3-47'

2005. 02. 047. Саид амера. Внешняя политика Индии в период правления партии «Бхаратия джаната». Saeed amera. Indian foreign policy under the bjp// regional studies. - Islamabad, 2004. - Vol. 22, n 2. - P. 3-47 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БХАРАТИЯ ДЖАНАТА ПАРТИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ГЕОПОЛИТИКА ИНДИЯ / ИНДИЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 047. Саид амера. Внешняя политика Индии в период правления партии «Бхаратия джаната». Saeed amera. Indian foreign policy under the bjp// regional studies. - Islamabad, 2004. - Vol. 22, n 2. - P. 3-47»

государств интегрировать те или иные социальные или этнические группы; наличие харизматического лидера и его идеологии; глобализацию. К специфическим причинам роста террористической активности в Южной Азии можно отнести: усиление националистских и коммуналистских настроений в Индии, начавшееся с приходом к власти партии «Бхаратия джаната» более десяти лет назад, и неспособность правительств урегулировать проблему терроризма на региональном уровне (с. 97-102).

В большинстве стран Южной Азии до недавнего времени террористическая деятельность попадала под общие нормы уголов-ного права, не отличаясь с юридической точки зрения от обычных криминальных действий. Однако к 2001 г. особые законы, касаю-щиеся терроризма, были приняты в Пакистане (Антитерро-ристический акт 1997 г. и поправки к нему 2001 г.), в Индии (Декрет о предотвращении террористических действий 2001 г.), в Шри-Ланке (Акт о предотвращении террористических действий 1976 г.) и в Непале (Декрет

о мерах наказания за террористическую и подрывную деятельность 2001 г.). В Южной Азии борьба с терроризмом концен-трируется на уровне деятельности Организации сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). Именно благодаря этой деятельности состоялся ряд встреч между лидерами правительств стран Южной Азии и лидерами экстремистских группировок, приведших к временной стабилизации ситуации в регионе. Несмотря на то что результаты усилий СААРК не столь велики, как того хотелось бы, Б. Хафиз подчеркивает положительный опыт работы региональной организации в сфере борьбы с современным терроризмом, не имеющим национальных границ (с. 104107).

А.А.Бибикова

2005.02.047. САИД АМЕРА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАРТИИ «БХАРАТИЯ ДЖАНАТА».

SAEED AMERA. Indian foreign policy under the BJP// Regional studies. -Islamabad, 2004. - Vol. 22, N 2. - P. 3-47.

После ударов террористов по США 11 сентября 2001 г. роль Индии в глобальной политике, пишет научный сотрудник Института региональных проблем (г. Исламабад, Пакистан), заметно возросла. Это подтверждалось не только выступлениями президента США Буша, но и соглашениями, подписанными в то время США с Индией. В этот период

у руля правления в Индии стояла партия «Бхаратия Джаната» (БД), появившаяся на политической арене страны 25 лет назад. БД управляла Индией с апреля 1998 г. до начала 2004 г.1

Автор отмечает «феноменальный» рост влияния БД среди населения Индии: в 1964 г. она получила 2 места в парламенте страны, в 1996 г. - 161, в 1998 г. - 180 и в 1999 г. - 182 места (с. 8). Еще до прихода к власти и формирования своего правительства руководство БД полагало, что необходимо использовать ядерный потенциал Индии для повышения ее авторитета на мировой арене.

В мае 1998 г. было проведение пять испытаний ядерного оружия, что позволило провозгласить Индию ядерной державой. При этом правительство отказалось подписывать Договор о нераспро-странении ядерного оружия и весь пакет связанных с ним договоров, несмотря на давление Запада.

Когда Индия закончила серию ядерных испытаний, премьер-министр Ваджпаи от БД направил письмо президенту США Клинтону, в котором обосновывал свою позицию тем, что на границе с Индией находятся две ядерные державы, одна из которых (Китай) совершила в 1962 г. вооруженную агрессию против Индии, а другая (Пакистан) нападала на Индию трижды за последние 50 лет.

Кроме того, за последние 10 лет Индия превратилась в постоянную жертву терроризма и вооруженных нападений с территории Пакистана (с. 33).

Влияние Индии значительно выросло после серии ядерных испытаний в 1998 г. Этому способствовали и высокие темпы экономического роста, а также смелая, решительная и порой «дерзкая» внешняя политика БД. Действия БД поддерживали многие чиновники государственного аппарата, богатые и влиятельные семьи Индии и деловые круги, которые неодобрительно относились к экономической политике Неру и его «политике неприсоединения».

Для удобства осуществления внешней политики Индии (ВПИ) Министерство иностранных дело разделило все государства мира на несколько групп.

1 На выборах в парламент в 2004 г. победу снова одержала партия Индийский национальный конгресс (ИНК). В апреле 2004 г. было сформировано коалиционное правительство. Премьер-министром стал Манмохан Сингх. - Прим. реф.

1. Соседи Индии и ее «дальнее зарубежье» (пояс стран,

простирающийся от Аденского залива через Западную Азию, Южную Азию, Юго-Восточную Азию до Японии)

2. Китай и Пакистан, представляющую основную угрозу Индии. Именно для защиты от них Индия закупает оружие в других странах и формирует свою систему безопасности.

3. Основные центры политического влияния и военной мощи на планете: США, Россия, Европейский союз (в качестве блока), Япония и Китай, а также другие ведущие страны в ООН, где Индия добивается для себя места постоянного члена Совета Безопасности.

4. Торговые партнеры, к которым относятся некоторые индустриальные страны и «поднимающиеся экономики», например, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, страны Латинской Америки и ЮгоВосточной Азии, а также Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и Португалия. Израиль занимает особое место в этой группе.

5. Мусульманский мир, при взаимоотношениях с которым Индия выступает как страна с многочисленным мусульманским населением (более 200 млн. человек), особенно с целью уменьшения давления со стороны Пакистана, а также для формирования своей, более выгодной позиции среди мусульманских государств.

6. Другие развивающиеся страны, где экономическое влияние Индии может быть увеличено посредством расширения торговли или через индийскую диаспору, даже в странах мусульманского мира (с. 5).

БД организовала за сравнительно короткое время решительный переход от многолетней «политики неприсоединения» к политике страны со статусом ядерной державы. Новым важным направлением внешней политики Индии стала активизация отношений с США, Россией и Израилем. Рост авторитета БД в Индии в 90-е годы был связан не только с падением престижа Индийского национального конгресса, но и с огромными изменениями на международной арене, т.е. с распадом СССР в 1991 г.

МИД Индии был серьезно реорганизован, и объем его операций был значительно увеличен. Подверглись реорганизации и 157 посольств и представительств Индии в других странах ввиду возросшего объема задач дипломатической службы (с. 8). В апреле 2000 г. в МИД был организован специальный отдел по связям с зарубежными индийскими ощинами. БД планировала шире привле-кать индийскую диаспору к выполнению планов экономического развития страны.

Посольствам и представительствам Индии были поставлены дополнительные задачи: способствовать расширению коммерческих и торговых связей с правительствами стран их пребывания, а также принимать все меры к упрочению статуса Индии в качестве великой державы. В 1999 г. был создан Консультативный совет по национальной безопасности Индии, который подготовил Проект ядерной доктрины страны. Новым во внешней политике БД также была постановка задачи всем зарубежным представительствам Индии добиваться политического равенства в своей оперативной работе с основными центрами влияния и власти на планете (с. 9). Основная задача заключалась в усилении влияния Индии в трех ближайших к ней регионах: Южной Азии, Центральной Азии и регионе Индийского океана, так как это были «первые ступеньки» на долгом пути создания имиджа Индии как мировой державы. В 2002 г. вооруженные силы Индии впервые проводили совместные маневры с США.

Ближайшие соседи Индии в Южной Азии рассматривались в Дели как «трамплин» на пути к приобретению страной статуса великой державы. В этом районе отношения с Бангладеш осложнялись спорами о распределении воды пограничных рек и границах на море. Со временем появилась новая проблема - проникновение бангладешских мигрантов в северо-восточные штаты Индии. В отношении терроризма Индия предъявляла Бангладеш два вида претензий: 1) использование

бангладешской территории антиндийскими силами, включая даже боевиков Пакистана; 2) нелегальное проникновение мигрантов из Бангладеш в штаты Северо-Восточной Индии, что угрожает безопасности Индии. Переговоры по этим вопросам продолжались в течение всего периода пребывания БД у власти, но окончательное решение найдено не было. Несмотря на пограничные проблемы, между обеими странами продолжалось плодотворное сотрудничество в области образования и технического обучения. Несколько тысяч бангладешских граждан проходят обучение в Индии (с. 14).

За последние годы отношения с Непалом осложнялись маоистским восстанием в этой стране, которое, по мнению непаль-ских властей, было организовано с помощью Индии. Переговоры между обеими странами продолжаются.

1 марта 2000 г. между Индией и Шри-Ланкой было подписано соглашение о свободной торговле. Полагают, что оно будет способствовать росту торговли и инвестиций.

Индия поддерживает «конструктивные взаимоотношения» с военным режимом в Мьянме. 13-15 февраля 2001 г. было открыто движение по шоссе Тамму - Калеме - Калева, которое будет способствовать росту торговли и туризма.

На 11-м заседании Индо-Иранской комиссии 20-23 мая 2000 г. обсуждался вопрос и транспортировке иранского газа в Индию.

Находясь в Анкаре с официальным визитом в 2003 г., премьер-министр Ваджпаи заявил, что Индия и Турция имеют общие интересы в шести областях: «... борьба с терроризмом, стремление к справедливому и равноправному международному порядку, более открытый и недискриминационный режим мировой торговли, экономическое развитие, наука и технология, как важные ката-лизаторы процесса развития, и поддержание регионального мира и стабильности» (с. 19).

Правительство БД неоднократно обращало внимание на то, что после 11 сентября не Индия присоединилась к США в борьбе с международным терроризмом, а США присоединились к Индии, которая борется с терроризмом уже более 20 лет.

С основными центрами влияния и власти на планете (США, Россия, Европейский союз, Китай и Япония) правительство БД строило свои взаимоотношения с учетом политической обстановки и расстановки сил в каждом из регионов. Помимо этого, в каждой из перечисленных стран Индия имела специфические интересы. Например, зависимость ее от России определялась поставками российского вооружения. Даже после распада СССР в 90-е годы Индия получала из России 75% необходимой ей военной техники. В настоящее время по поставкам вооружения Россия переместилась на второе место после Китая, поставляя Индии военной техники ежегодно на 2 млрд. долл. (с. 35).

Наряду с этим в Дели разделяли мнение Москвы о пользе единой противоракетной обороны (ПРО) и были недовольны решением руководства США о развертывании ими своей нацио-нальной ПРО (с. 36). После испытания Индией своего ядерного оружия в 1998 г. Москва не присоединилась к системе между-народных санкций против Дели.

Между тем Индия расширяет свое военное присутствие в странах Центральной Азии. Это делается в форме оказания военной помощи и обучения военного персонала некоторых из этих стран.

Торговля остается важным показателем уровня отношений между Индией и Россией. Однако географические трудности мешают

увеличению торгового оборота, который пока составляет около 1,7 млрд. долл. Для решения этой проблемы было решено осуще-ствлять транспортировку грузов через иранский порт Бендер-Аббас, что по расчетам даст возможность увеличить годовой товарооборот до 10 млрд. долл. (с. 38).

В отношениях Индии с мусульманскими государствами важную роль играет индийская диаспора, помогающая налаживать торговые связи и добиваться поставок в Индию энергетического сырья.

Внешняя политика Индии большое внимание уделяет израильско-палестинскому конфликту. Еще со времени правления Неру Индия представляла интересы Палестины в ООН, но предпочитая не связывать себе рук в отношениях с Израилем.

В отношениях со странами Персидского залива Индия концентрировала свои усилия на использовании влияния стран мусульманского мира для давления на Пакистан, чтобы снизить его активность в кашмирском конфликте. При этом Индия всячески подчеркивает, что она выражает мнение 200 млн. проживающих в ней мусульман (последние всегда поддерживают позицию Дели). Индия стремилась использовать мусульманские страны региона для «сдерживания» сил экстремизма и терроризма, действующих из Пакистана и Афганистана (с. 41). Обозреватели отмечали, что новое сближение между Саудовской Аравией и Ираном, выступающими за укрепление региональной стабильности, тоже было выгодно Индии. Руководство Саудовской Аравии обозначило три принципа, следуя которым Индия могла бы успешно сотрудничать с мусульманским миром: 1) безоговорочный отказ от всех форм экстремизма и терроризма; 2) терпимость к другим религиям и отказ от разжигания внутренних конфликтов в самом исламе; 3) уважение прав нему-сульманских меньшинств в мусульманских странах и требование лояльности мусульманского меньшинства в немусульманских странах к их собственным государствам (с. 41-42).

В годы правления БД большое внимание стало уделяться политике в отношении индийской диаспоры. Одним из ее проявлений была популяризация Ганди как борца за мир во многих странах планеты.

Первая Общеиндийская конференция, организованная для укрепления связей с диаспорой, состоялась в Дели 8-10 апреля 2000 г. После этой Конференции с одобрения правительства БД в Индии был создан постоянный Комитет по изучению проблем индийской диаспоры.

Общая численность индийской диаспоры была определена в 20 млн. человек, проживающих в 75 странах. В 48 странах проживает более чем по 500 тыс. Полагают, что влияние диаспоры будет быстро возрастать в странах ее пребывания ввиду особой роли индийской культуры. Индия играет важную роль в осуществлении глобальной технологической революции.

Автор обращает внимание на то, что во многих странах своего пребывания индийская диаспора стала существенно влиять на общественное мнение этих стран. Выходцы из Индии играют важную роль обеспечения политической поддержки в странах пребывания тех решений, в которых заинтересована Индия. Примеры такой поддержки имели место в США, Канаде и Великобритании. Благодаря своей возросшей экономической мощи члены индийской диаспоры имеют большие возможности для решения на выгодных для Индии условиях вопросов двусторонней торговли, инвестиций, передачи технологии и туризма. Диаспора также помогает прави-тельству Индии решать вопросы покупки фармацевтических товаров, информационной технологии, биотехнологии, финансового обслу-живания, науки и туризма (с. 44).

Г.М. Кожевников

2005.02.048. ГАРВЕР Дж. У. АСИММЕТРИЯ В ВОСПРИЯТИИ ИНДИИ И КИТАЯ УГРОЗ СО СТОРОНЫ ДРУГ ДРУГА.

GARVER J. W. Asymmetrical Indian and Chinese threat perceptions // J. of stratégie studies. - L., 2002. - Vol. 25, N 4. - P. 109-134.

Автор обращает внимание на парадоксальную ситуацию: Индия видит в политике КНР угрозу для своей безопасности, в то время как КНР вроде бы не замечает никаких угроз, исходящих от Индии, и отказывается понимать, почему противная сторона считает ее действия угрожающими национальной безопасности Индии.

В качестве источников автором привлекались ежегодные отчеты Министерства обороны Индии в 1990-е годы, в которых отражены официальная политика и позиция руководства Индии по отношению к действиям стран-соседей и анализ складывающейся в регионе ситуации, а также подобные отчеты китайской стороны. Кроме того, использовались ведущие внешнеполитические журналы за 1997-2000 гг., отражающие не только правительственные, но и общественные взгляды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.