Научная статья на тему '2008. 04. 042. Паттнаяк С. Р. Индия как возникающая держава. Pattnayak S. R. India as an emerging power // India Quarterly. - new Delhi, 2007. - Vol. 63, n 1. - Р. 79-110'

2008. 04. 042. Паттнаяк С. Р. Индия как возникающая держава. Pattnayak S. R. India as an emerging power // India Quarterly. - new Delhi, 2007. - Vol. 63, n 1. - Р. 79-110 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИЯ / СОЦИОЛОГИЯ В КНР МЕТОДОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 04. 042. Паттнаяк С. Р. Индия как возникающая держава. Pattnayak S. R. India as an emerging power // India Quarterly. - new Delhi, 2007. - Vol. 63, n 1. - Р. 79-110»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2008.04.042. ПАТТНАЯК С Р. ИНДИЯ КАК ВОЗНИКАЮЩАЯ ДЕРЖАВА.

PATTNAYAK S.R. India as an emerging power // India quarterly. -New Delhi, 2007. - Vol. 63, N 1. - Р. 79-110.

С середины 1990-х годов много пишут о выходе Индии на мировую арену. По мнению оптимистов, Индия будет способна свести на нет влияние внешних сил в Южной Азии, быть влиятельным игроком в соседних регионах (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Центральная Азия и Африка) и заставить считаться с собой другие великие державы. Вместе с тем ряд аналитиков предупреждает о возможном крахе этих надежд из-за высокого уровня бедности, демографических и ценностных факторов. Обе позиции подробно изложены в недавней книге Э. Льюса, который в 20012005 гг. работал в Индии корреспондентом Financial Times1. Его вывод: «Индия летит к величию не на автопилоте, но разбить самолет может только неумелый летчик» (с. 79).

Автор (Университет Вилланова, США) анализирует факторы державного статуса Индии. Речь идет о способности страны, прежде всего правительства, влиять на внутренние и международные события, а в случае сопротивления сводить его на нет без ущерба для ожидаемого результата. Автор рассматривает «твердую» (hard power) и «мягкую» силу (soft power) Индии. «Твердая сила» - это ее экономический, военный и технологический потенциал; «мягкая сила» - культурное влияние.

По ряду экономических показателей Индия занимает одно из ведущих мест в мире. Согласно данным Мирового банка за 2004 г., по ВВП Индия находилась на десятом месте (700 млрд. долл. - 6% ВВП США), обгоняя Бразилию, Мексику и Южную Корею. Ожидается, что к 2025 г. индийский ВВП составит 11% от мирового, превзойдя сегодняшний показатель Германии и равняясь 60% ВВП США. Быстрый подъем ВВП Индии начался в 1980-е годы. В 19801994 гг. он рос в среднем на 5,7% в год, затем его рост превысил 6%, а в последние три - четыре года - 8% (с. 81). По прогнозам

1 Luce E. In spite of the gods: the strange rise of modern India. - N.Y.: Double Day, 2007. - Описание дано по реф. источнику.

аналитического центра американского инвестиционного банка Goldman Sachs в 2003 г., к 2032 г. индийская экономика по абсолютным размерам превзойдет японскую и будет уступать лишь американской и китайской. По данным других экономистов, по паритету покупательной способности Индия уже занимает четвертое место в мире (после США, Китая и Германии). Конечно, многие прогнозы основаны на ряде предположений о курсе валют, непрерывном росте доходов и населения, моделях мирового спроса, политической стабильности.

Среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) демографические тренды дают Индии преимущество. Благодаря большей доле молодежи страна будет поддерживать высокие темпы роста ВВП и во второй половине XXI в., и к концу столетия ее экономика по размерам может обогнать американскую и китайскую. «Какой иронией будет доказать жителям Запада решающее значение циклического развития цивилизаций в более общей схеме вещей! Следует отметить, что еще в начале XIX в. и Китай, и индийский субконтинент с точки зрения ВВП обладали двумя крупнейшими экономиками в мире; к 2080 г. они, как ожидается, восстановят эти позиции» (с. 82).

Преимущества Индии - как огромное количество дешевой рабочей силы, так и наличие компетентных программистов, инженеров, математиков и специалистов по естественным наукам. Приоритеты десятого плана экономического развития Индии (20032007) демонстрируют ее стремление увеличивать «твердую силу». В частности, для поощрения торговли самые высокие тарифы снижены до 25% (кроме продуктов сельского хозяйства). Либерализация капитала внушила иностранным инвесторам больше уверенности (повышение «потолка» максимального иностранного участия в приоритетных областях развития инфраструктуры до 74%) (с. 83).

С точки зрения военного потенциала Индия является региональной, хотя и не мировой, державой. Ее вооружённые силы насчитывают 1,1 млн. человек, и столько же - полувоенные формирования. Индийский флот показал свои способности при операциях по устранению последствий цунами 2004 г. Индия - одна из восьми ядерных держав мира. В конце 2001 г. ее ядерный потенциал оценивали в 400 боеголовок (у Пакистана 20-30) (с. 84). В последние годы страна развивает и космические технологии.

«Мягкую силу» Индии представляет ее культурное влияние. Индийская киноиндустрия (Болливуд) выкроила себе ниши на рынках Западной, Центральной и Юго-Восточной Азии, Китая, России и Карибского бассейна. Распространению индийской культуры способствует диаспора. Она насчитывает 25 млн. человек и формирует значительную часть населения в странах Южной Америки и Карибского бассейна, Юго-Восточной и Западной Азии, Северной Африки, Соединённого Королевства и Северной Америки. В частности, состоятельная индийская община США образует мощное лобби в американо-индийских отношениях. Немало иммигрантов из Индии работают в государствах Персидского залива. Денежные переводы индийцев из-за рубежа своим семьям и родственникам составляют сотни миллиардов долларов. Недавно в Дели создано Министерство по делам заморских индийцев.

Сверхоптимисты предсказывают скорое превращение Индии в стержневую державу на международной арене. Крайние пессимисты напоминают о безуспешных попытках удовлетворить экономические нужды 35% населения. Чтобы выяснить шансы обоих сценариев, автор анализирует 1) отношения Индии с непосредственными соседями в Южной Азии; 2) способность решать проблемы в Азии в целом; 3) изменения в отношениях Индии с крупнейшими державами после холодной войны; 4) ее способности решать внутренние экономические, политические и социальные проблемы.

1. С момента получения независимости в 1947 г. Индия вовлечена в конфликты с соседями - с Пакистаном из-за Кашмира, пограничная война с Китаем 1962 г., конфликты по поводу границ и водных ресурсов с Бангладеш, разногласия по проведению внешней политики с Непалом и Бутаном, несовпадение позиций по международным вопросам со Шри-Ланкой и Мьянмой. «Во многих отношениях Индия располагает меньшим влиянием на ближайших соседей, чем на государства вне региона. Это довольно трудное соседство, с перекрещивающимися этническими, религиозными и субрегиональными интересами, которые мешают разработке четкой национальной стратегии в двусторонних отношениях» (с. 88). Самые острые отношения - с Пакистаном. Благодаря своим размерам и военному потенциалу Пакистан в другом регионе мира мог бы быть средней державой, но в Южной Азии он обречен быть в тени Индии и Китая. И все же напряжённость можно сокращать.

В отношениях с Пакистаном это укрепление сотрудничества в торговле и инвестициях; в отношениях с Непалом и Бангладеш - создание совместных экономических проектов, включая ГЭС; в отношениях с Мьянмой - совместные проекты по исследованию месторождений природного газа; в отношениях со Шри-Ланкой -взаимовыгодное соглашение о свободной торговле. Чтобы решить политическую проблему тамильских повстанцев на Шри-Ланке, индийские элиты могут попытаться вести переговоры о тамильской автономии. Афганистан и Бутан - получатели индийской помощи, которую можно использовать для более активного участия индийских корпораций в разведке полезных ископаемых и создании необходимых отраслей промышленности. Индия всегда может увеличить взаимодействие с соседями в области образования и культуры, строить дипломатию с опорой на «мягкую силу». «Решение острых споров и конфликтов в непосредственном соседстве сильно повысило бы статус Индии на мировой арене. Однако пока индийское руководство (за несколькими исключениями) в основном увязло в вызванных подозрениями спорах, мелких стычках и стратегиях, которые своим бюрократизмом душат региональные инициативы. Следует отметить, что несостоявшиеся государства по соседству могут в будущем породить еще больше проблем. Совершенно необходимо великодушное лидерство Индии» (с. 90).

Созданная в 1985 г. экономическая организация СААРК (Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества) оказалась бессильной из-за отсутствия политической воли. Однако возникшая в 2006 г. САФТА (Южноазиатская зона свободной торговли) действительно представляет собой механизм либерализации торговли и способна содействовать экономической интеграции региона. В 2004 г. совокупный ВВП Афганистана, Бангладеш, Бутана, Непала, Пакистана и Шри-Ланки составил всего 26% от индийского. Такая структурная асимметрия - дополнительный стимул для Индии способствовать экономической интеграции с соседями. По мере успехов в этой области конфликты неэкономического характера должны потерять остроту или поддаться быстрому решению.

2. С окончанием холодной войны прежний внешнеполитический курс Индии утратил смысл. Если прежде большинство стран Юго-Восточной Азии относили Индию к советскому лагерю и не были заинтересованы в тесных отношениях с ней, то с 1990-х годов

индийское руководство проявило значительный прагматизм. Со странами АСЕАН заключен ряд соглашений по борьбе с терроризмом и развитию торговли. С Индонезией, Малайзией и Сингапуром проводятся совместные военные учения. «Инициативы Индии в Юго-Восточной Азии могут дать больше плодов, если страны региона начнут чувствовать вес Китая; они захотят использовать экономическое и военное сотрудничество с Индией, чтобы уравновесить отношения с Китаем» (с. 93). То же верно в отношениях Индии с Японией и Южной Кореей, связи с которыми существенно улучшились. Индийские и южнокорейские экономические интересы во многом дополняют друг друга. От Японии Индия получает сейчас больше экономической помощи, чем Китай.

Нуждаясь в источниках энергии, Индия проявляет больше интереса и к странам Западной и Центральной Азии. При этом подъем религиозного фундаментализма и тот факт, что для мусульманских стран Западной Азии (кроме Ирана) вопрос Кашмира по-прежнему может служить источником раздражения, делают энергетическую зависимость от них Индии проблематичной. Это создает ей стимул развивать связи со странами Центральной Азии, тем более что их культурные отношения с Индией имеют долгую историю.

Индия активна и в Африке. В 2003 г. в одном Египте у индийских компаний было 43 проекта. К 2003 г. Индийская нефтегазовая корпорация вложила в трубопроводы и нефтеперерабатывающие заводы Африки 1,6 млрд. долл. Если учесть, что все иностранные инвестиции в Африке составляли 11 млрд. долл., экономическое участие Индии значительно (с. 95).

В развитии сотрудничества со странами Карибского региона (Тринидад и Тобаго, Гайана, Суринам) Индия может опереться на свою диаспору. Крупные страны Латинской Америки представляют собой потенциальный рынок для индийского программного обеспечения; на переговорах о торговле в Дохе Бразилия и Мексика поддержали Индию по вопросу о сельскохозяйственных ценах и субсидиях.

3. Отношения Индии с великими державами со времени холодной войны радикально изменились. Прежде Индию изображали сторонником СССР; теперь отношения со всеми державами у нее хорошие.

Из-за потепления отношений с США индийское руководство не поддержало инициативы России о дружбе и оборонительном союзе с Индией и Китаем. Однако Россия остается для Индии поставщиком нефти и газа, а также рынком сбыта. Есть перспективы сотрудничества в космической отрасли. Что касается нынешних экономических трудностей России, то они временные, и, по прогнозам, к 2050 г. Россия войдет в шестерку крупнейших экономик мира.

По мере развития торговли и инвестиционных связей Индии с Китаем старые пограничные споры, вероятно, угаснут. Хотя некоторые аналитики предсказывают столкновение двух азиатских мегаэкономик через несколько десятилетий за контроль над Юго-Восточной и Центральной Азией, такой сценарий не является неизбежным. Напротив, индо-китайское сотрудничество в энергетике, торговле, космических технологиях, а также стремление ограничить влияние США могут привести к образованию в Азии двойного полюса международной силы.

Совокупный ВВП Европейского союза равняется американскому, что делает его вторым крупнейшим рынком для индийских товаров. Значительную диаспору в Великобритании Индия может использовать для проникновения в другие страны Европы. Особенно прочная интеллектуальная база поддержки связей с Индией существует в Германии (здесь сознают исторические языковые и расовые связи Индии с Европой).

С США с 1990-х годов у Индии схожие позиции по многим важным вопросам (антитерроризм, борьба с пиратством и распространением оружия массового поражения). К сближению с Индией американцев подталкивает и подъем Китая как мировой державы. Активное вмешательство США в урегулирование индо-пакистанского конфликта в Каргиле в 1999-2000 гг. было воспринято в Индии положительно. После 11 сентября 2001 г. Индия стала потенциальным партнером США в сфере безопасности, что должно способствовать ее закупкам американского оружия и получению военных технологий, а также военному сотрудничеству в Индийском океане. Выработанный в ходе визита президента Дж. Буша в 2005 г. план сотрудничества в сфере гражданской атомной промышленности позволяет Индии получать обогащенное топливо для атомных реакторов. Это соглашение говорит о готовности США общаться с Индией на ее условиях.

В начале XXI в. место Индии в стратегии США было переосмыслено. В документе «Стратегия национальной безопасности США» (март 2006 г.) говорится: «Южная и Центральная Азия -регион большой стратегической важности, где американские интересы и ценности вовлечены как никогда прежде. Индия - великая демократическая страна, и наши общие ценности - основа наших добрых отношений... Теперь Индия в состоянии взять на себя глобальные обязательства в сотрудничестве с США, как подобает великой державе» (с. 100).

С одной стороны, такая позиция - признание подъема Индии. С другой стороны, индийцам надо подходить к ней с осторожностью. Экономические интересы США меняются, и предрекаемая во многих отчетах нехватка образованных инженеров в Индии может отрицательно повлиять на приток иностранного капитала в глубь страны. Кроме того, хотя Индия в последние годы часто становилась жертвой терроризма, в Вашингтоне об этом не вспоминают. «Считать Индию членом политической системы Запада против мирового союза авторитарных и коррумпированных режимов может быть соблазнительным, но Индии выгоднее не дать увлечь себя в эту сторону. Вхождение в политическую систему Запада вполне может оказаться пустым признанием, чреватым всевозможными ловушками. Такое признание Индии со стороны западных правительств навредило бы ее возможной экономической экспансии на рынках Африки, Латинской Америки, Западной и Центральной Азии» (с. 101-102).

4. Острыми внутренними проблемами Индии являются развитие инфраструктуры, образования, водоснабжения и санитарии в бедных районах, а также растущие потребности в энергии. По международным меркам качество жизни большинства индийцев крайне низкое. В ооновском индексе развития человеческого потенциала страна занимает 124-е место из 173, уступая самым отсталым странам Латинской Америки, Намибии, Габону, Индонезии, Шри-Ланке. Самая насущная проблема - повышение уровня грамотности взрослых. Показатель Индии здесь - 57%, намного ниже, чем у всех держав, с которыми она стремится соревноваться (Китай -84%, Бразилия - 85, Мексика - 91%) (с. 103). По данным ООН, 47% индийских детей моложе пяти лет не имеют достаточной массы. Только 31% населения располагает достаточными санитарными

удобствами. На 100 тыс. жителей приходятся всего 48 врачей (в Бразилии 127, в Мексике 186) (там же). Все эти показатели низки для страны, которую вот-вот станут считать одной из великих держав.

Вместе с тем Индия весьма привлекает иностранных инвесторов. По прогнозам, они будут вкладывать в ее экономику 1012 млрд. долл. в год, что оставляет Индию позади лишь Китая, Бразилии и Мексики (там же).

На международной арене Индии придется вести тонкую политическую игру, не нарушая в целом своей традиции невмешательства и неприсоединения. Вопрос в том, готово ли к этому ее руководство.

К.А. Фурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.