Научная статья на тему 'Звукообраз как важный сегмент эмоционально-чувственного мира романа М. А. Шолохова "Тихий Дон"'

Звукообраз как важный сегмент эмоционально-чувственного мира романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ЗВУКОВАЯ ДЕТАЛЬ / ЗВУКООБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТЕРЕОСКОПИЯ / РОМАН М.А. ШОЛОХОВА / ARTISTIC DETAIL / SOUND DETAIL / SOUND IMAGE / ART SYSTEM / ARTISTIC STEREOSCOPY / NOVEL BY M.A. SHOLOKHOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кукса П. В.

В настоящей статье рассмотрены значение и функции звуковой детали на страницах романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Представлены основные звукообразы, звуковые детали-символы. Феномен звучания в структуре романа исследован на примере мирных и батальных сцен, приведены сцены из романа, иллюстрирующие важное место звуковых деталей в разграничении мира и войны. Особое внимание уделено образу «тишины», «безмолвию», созданному в отдельных самых драматических и напряженных эпизодах произведения. Звукообраз в шолоховском мире рассматривается как компонент сложного синкретического образа, так и как концептуально значимая художественная деталь. На наглядных примерах продемонстрировано, что звукообразы в неделимой структуре каждого эпизода произведения передают душевное состояние персонажей. Делается вывод о символическом значении звуковых деталей «Тихого Дона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUND IMAGE AS AN IMPORTANT SEGMENT EMOTIONALLY SENSIVE WORLD IN THE NOVEL ‘THE QIET DON’ BY M.A. SHOLOKHOV

The article discusses the meaning and function of the sound part in the novel “The Quiet Don” by M.A. Sholokhov. The basic sound images, sound details, symbols are presented. The phenomenon of sounding in the structure of the novel is investigated on the example of peaceful and battle scenes; scenes from the novel are given illustration in the important place of sound details in the distinction between peace and war. Particular attention is paid to the image of “silence”, created in some of the most dramatic and intense episodes of the work. The sound image in the Sholokhov world is considered as a component of a complex syncretic image, as well as a conceptually significant artistic detail. The illustrative examples demonstrate that the sound images in the indivisible structure of each episode of the work convey the emotional state of the characters. The conclusion is made about the symbolic meaning of the sound parts of “The Quiet Don”.

Текст научной работы на тему «Звукообраз как важный сегмент эмоционально-чувственного мира романа М. А. Шолохова "Тихий Дон"»

Библиографический список

1. Анастасьев Н. Феномен В. Набокова. Москва, 1992.

2. Виктор Ерофеев. В поисках потерянного рая (Русский метароман В. Набокова). Available at: http://samlib.rU/v/victor_v_e/v_poiskax_raya.shtml

3. Михайлов О.Н. Вл. Вл. Набоков. Литература в школе. 1991; 3 (май - июль): 42 - 53.

4. Набоков В. Избранное. Книга для учителя и ученика. Москва: Олимп. 1997.

5. Набоков В. Защита Лужина. (Предисловие к американскому изданию). Available at: http://indbooks.in/mirror7.ru/?page_id=244910

6. Набоков В.В. Собрание сочинений американского периода: в 5-ти томах. Санкт-Петербург: Симпозиум. 2008; Т. 2.

7. Антология «Набоков: pro et contra». Available at: https://www.twirpx.com/file/834499/

8. Мулярчик А.С. Постигая Набокова. Набоков В. Романы. Москва: Современник, 1990: 5 - 18.

References

1. Anastas'ev N. Fenomen V. Nabokova. Moskva, 1992.

2. Viktor Erofeev. Vpoiskah poteryannogoraya (Russkijmetaroman V. Nabokova). Available at: http://samlib.rU/v/victor_v_e/v_poiskax_raya.shtml

3. Mihajlov O.N. Vl. Vl. Nabokov. Literatura v shkole. 1991; 3 (maj - iyul'): 42 - 53.

4. Nabokov V. Izbrannoe. Kniga dlya uchitelya i uchenika. Moskva: Olimp. 1997.

5. Nabokov V. Zaschita Luzhina. (Predislovie k amerikanskomu izdaniyu). Available at: http://indbooks.in/mirror7.ru/?page_id=244910

6. Nabokov V.V. Sobranie sochinenij amerikanskogo perioda: v 5-ti tomah. Sankt-Peterburg: Simpozium. 2008; T. 2.

7. Antologiya «Nabokov: pro et contra». Available at: https://www.twirpx.com/file/834499/

8. Mulyarchik A.S. Postigaya Nabokova. Nabokov V. Romany. Moskva: Sovremennik, 1990: 5 - 18.

Статья поступила в редакцию 29.04.19

УДК 821.161.1

Kuksa P.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Russian Languages, Ryazan Guards Higher Airborne Command School

(Ryazan, Russia), E-mail: [email protected]

SOUND IMAGE AS AN IMPORTANT SEGMENT EMOTIONALLY SENSIVE WORLD IN THE NOVEL "THE QIET DON" BY M.A. SHOLOKHOV. The article discusses the meaning and function of the sound part in the novel "The Quiet Don" by M.A. Sholokhov. The basic sound images, sound details, symbols are presented. The phenomenon of sounding in the structure of the novel is investigated on the example of peaceful and battle scenes; scenes from the novel are given illustration in the important place of sound details in the distinction between peace and war. Particular attention is paid to the image of "silence", created in some of the most dramatic and intense episodes of the work. The sound image in the Sholokhov world is considered as a component of a complex syncretic image, as well as a conceptually significant artistic detail. The illustrative examples demonstrate that the sound images in the indivisible structure of each episode of the work convey the emotional state of the characters. The conclusion is made about the symbolic meaning of the sound parts of "The Quiet Don".

Key words: artistic detail, sound detail, sound image, art system, artistic stereoscopy, novel by M.A. Sholokhov.

П.В. Кукса, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных и русского языков, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище,

г. Рязань, Е-mail: [email protected]

ЗВУКООБРАЗ КАК ВАЖНЫЙ СЕГМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО МИРА РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

В настоящей статье рассмотрены значение и функции звуковой детали на страницах романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Представлены основные звукообразы, звуковые детали-символы. Феномен звучания в структуре романа исследован на примере мирных и батальных сцен, приведены сцены из романа, иллюстрирующие важное место звуковых деталей в разграничении мира и войны. Особое внимание уделено образу «тишины», «безмолвию», созданному в отдельных самых драматических и напряженных эпизодах произведения. Звукообраз в шолоховском мире рассматривается как компонент сложного синкретического образа, так и как концептуально значимая художественная деталь. На наглядных примерах продемонстрировано, что звукообразы в неделимой структуре каждого эпизода произведения передают душевное состояние персонажей. Делается вывод о символическом значении звуковых деталей «Тихого Дона».

Ключевые слова: художественная деталь, звуковая деталь, звукообраз, художественная система, художественная стереоскопия, роман М.А. Шолохова.

Значение звуковых образов в структуре повествования художественного произведения, на наш взгляд, в современном литературоведении оценено недостаточно, в то время как «звучащие» детали на страницах отдельных произведений художественной литературы приобретают поистине колоссальное значение. Подобные образы в ткани произведения могут играть как роль одной из многочисленных подробностей глубокого синтетического образа, так и выполнять функцию психологической детали.

В современной филологии звук как феномен окружающей действительности рассматривается в различных аспектах. Специальным объектом исследования лингвистики становятся целые классы слов с семантикой звучания. Научный труд Н.М. Мишанкиной посвящён истории, прочтению и трактовке метафорической терминологии, репрезентирующей звучание «как единую когнитивную модель феномена звучания русской языковой картине мира» [1, с. 5].

Исследователи литературы также в некоторой степени изучают феномен звучания, называя его звукообразом. Мастера художественного слова используют звукопись, звуковую образность в своих произведениях в качестве средства художественной изобразительности.

Звукообразы как значимые звенья художественной системы литературного произведения могут содержать в себе философское, мифологическое, психологическое и эстетическое наполнение.

В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» звукообразы представлены достаточно широко. Многочисленные звуки живой и неживой природы управляют душевным состоянием персонажей.

Вместе с тем следует отметить, что звукообраз в художественном мире произведения М.А. Шолохова может являться как компонентом сложного синкре-

тического образа, так и выступать и являть собой концептуально ценную психологическую деталь.

Ничего не происходит в мире персонажей «Тихого Дона» вне звуков. Даже тишина, безмолвие у Шолохова - сегмент сферы звучания, но своеобразного, включающего в себя целую полифонию акустических явлений окружающей действительности. Разнообразие звуков в мире персонажей «Тихого Дона» поистине потрясает.

Исследуя функционирование звукообраза на страницах произведения М.А. Шолохова, мы вслед за современными учёными понимаем его в качестве художественного образа, фиксирующего всевозможные звуковые явления - важные компоненты художественного целого романа. Термины «звукообраз» и «звуковая деталь» в настоящей статье используются как полноправные синонимы.

Шумовое оформление в романе является органичной составляющей структуры многочисленных батальных сцен. Визг пуль и казачьих шашек, грохот взрывов, стоны и крики раненых, булькающие хрипы и громкое дрожание земли достоверно передают драматическую симфонию войны.

В структуру батальных эпизодов «Тихого Дона» причудливо и очень точно проникают другие, абсолютно мирные звукообразы. Сцены, содержащие описание природы, щедро наполнены писателем пением птиц, жужжанием и стрекотом насекомых, шелестом ветра, плесканием донских волн, грохотом гроз, шумом дождей. Природа в мире «Тихого Дона» - полноправное, если не заглавное действующее лицо, живущее своей загадочной жизнью, на фоне которой особенно живо и глубоко видны человеческие трагедии.

Писатель достаточно часто включает звуковые детали в самые напряжённые сцены своего произведения. Наиболее показателен в этом смысле, на наш

взгляд, эпизод, повествующий об убийстве жены-турчанки Прокофия Мелехова хуторянами:

«Полчанин Прокофия, намотав на руку волосы турчанки, другой рукой зажимая рот её, распяленный в крике, бегом протащил её через сени и кинул под ноги толпе. Тонкий вскрик просверлил ревущие голоса.

Прокофий раскидал шестерых казаков и, вломившись в горницу, сорвал со стены шашку Давя друг друга, казаки шарахнулись из сенцев, кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий сбежал с крыльца. Толпа дрогнула и рассыпалась по двору» [2, с. 11 - 12].

«Тонкий вскрик» невинной жертвы казачьих предрассудков «просверлил ревущие голоса» потерявшей разум и человеческий облик толпы. Жертва «тонко вскрикивает», в то время как её мучители «ревут», становясь озверевшей массой. Этот поистине трагический эпизод сопровождает образная деталь-параллель «взвизгивание» шашки Прокофия, которой он пытается защитить любимую от вчерашних товарищей. Представленные в этом отрывке звукообразы крайне точно передают трагизм происходящего и авторское отношение к нему.

Значимую роль в изображении внутреннего действия «Тихого Дона», в раскрытии душевного состояния персонажей романа играет образ тишины. В произведении М.А. Шолохова «образ тишины многофункционален, проявляет авторскую философскую концепцию» [3, с. 53].

Звукообраз безмолвия приобретает огромное значение в сцене свидания Григория Мелехова с Аксиньей, на котором казак сообщает возлюбленной о женитьбе на Наталье Коршуновой.

«Прислушалась: тишина до звона в ушах. Где-то вверху одиноко гудит шмель. Полые, в щетинистом пушке будылья подсолнечников молча сосут землю.

С полчаса сидела, мучаясь сомнением - придёт или нет, хотела уж идти, привстала, поправляя под платком волосы, - в это время тягуче заскрипели дверцы. Шаги.

- Аксютка!

- Сюда иди...

- Ага, пришла.

Шелестя листьями, подошел Григорий, сел рядом. Помолчали.» [2, с. 78] .

Тяжелые минуты ожидания возлюбленного сопровождаются тяжелой тишиной, «тишиной до звона в ушах. Исследователи неоднократно упоминают о неслучайном в эпизоде образе подсолнухов, которые «молча сосут землю». Соседство Аксиньи во время тягостного ожидания Григория именно с подсолнечником достаточно символично.

Данное растение традиционно является символом рабского поклонения, неотступного следования за солнцем. На поверхности лежит предположение о том, что данное свойство подсолнечника распространяется на образ Аксиньи, соседствующей с ним. Героиня слепо служит своему солнцу - Мелехову, рабски готова следовать за ним повсюду, не думая о себе. В то же время положение героини также эфемерно, ненадежно и действительно меняется в один миг. Ввиду вышесказанного становится совершенно логично «молчание» героини вслед за «молчанием» подсолнечников.

Однако в рассматриваемый эпизод все же вплетаются и другие звуковые детали. Мучительную для героини тишину прекращают слабые звуки-символы. «Одинокое» гудение шмеля перекликается с состоянием одиночества Аксиньи. Другие звукообразы этой сцены («тягучий скрип» калитки, звуки долгожданных шагов, шелест травы) дополняют картину происходящего, участвуя в создании целостной картины внутреннего сюжета произведения Шолохова. Каждая звуковая деталь (от «тишины до звона в ушах» до «шелеста листьев») символична, каждая занимает свою нишу в органичной структуре эпизода, полного психологического напряжения. Звукообразы решают задачу передачи душевного состояния Аксиньи в мучительные минуты ожидания Григория.

На противостоянии звучания и безмолвия усиливается напряжение романного действия. В качестве иллюстрации контрастности звука и тишины в «Тихом Доне» традиционно приводится сцена убийства Ивана Алексеевича Котлярова кумой Дарьей. На протяжении всего эпизода четко прослеживается динамика звукообразов.

«Полную, туго натянутую тишину», «недоброе затишное молчание» сменяют «истерические бабьи всхлипы, крик и голошенье по мертвому «дурным голосом».

« - Расскажи-ка, родненький куманек, как ты кума своего... моего мужа... -Дарья задохнулась, схватилась руками за грудь. Ей не хватало голоса.

Стояла полная, туго натянутая тишина, и в этом недобром затишном молчании даже в самых дальних рядах услышали, как Дарья чуть внятно докончила вопрос:

- ..как ты мужа моего, Петра Пантелеевича, убивал-казнил?

- Нет, кума, не казнил я его!

- Как же не казнил? - еще выше поднялся Дарьин стенящий голос. - Ить вы же с Мишкой Кошевым казаков убивали? Вы?» [4, с. 354].

Завершается сцена трагически: «звук выстрела оглушил» толпу - Дарья лишает жизни кума.

И дальше: «И снова, накаляя и без того накаленную атмосферу, раздались истерические бабьи всхлипы, крик и голошенье по мертвому «дурным голосом»... [4, с. 354].

Звук ружья героини стал своего рода сигналом к действию, если не призывом к убийству. До выстрела Аксиньи никто как будто не решался поразить своего «врага».

«После выстрела, послужившего как бы сигналом, казаки, допрашивавшие пленных, начали их избивать. Те кинулись врассыпную. Винтовочные выстрелы, перемежаясь с криками, прощелкали сухо и коротко...» [4, с. 357].

Отголосок выстрела героини Шолохова становится своего рода сигналом к массовому убийству пленных. Продолжительный период времени никто из будущих убийц не решался первым ударить по «врагу». Поддавшись всеобщему безумию, Дарья, не до конца осознавая совершаемое, произвела фатальный выстрел.

Вместе с выстрелом героини случилось то, чего так боялась и в то же время жаждала потерявшая разум толпа. Ужасный, пугающий и долгожданный звук сделал своё дело.

Следом за первым - роковым - бесчисленные выстрелы «прощелкали сухо и коротко». Именно «сухо и коротко»: в отличие от первого (страшного неожиданного и ожидаемого одновременно) выстрела героини, остальные прозвучали как что-то обыкновенное, не вызывающее ни удивления, ни страха.

Особый интерес в плане функционирования использования психологических звукообразов в романе Шолохова вызывает эпизод, в которой отражена реакция Пантелея Прокофьевича на известие о связи Григория с замужней Аксиньей.

«Старик разошелся не на шутку: поднес раз жене, опрокинул столик со швейной машиной и, навоевавшись, вылетел на баз. Не успел Григорий скинуть рубаху с разорванным в драке рукавом, как дверь крепко хлястнула и на пороге вновь тучей буревой укрепился Пантелей Прокофьевич...

- Женю! На дурочке женю!.. - Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли» [2, с. 55].

Хотя отец Григория пришел к соседке с намерением пристыдить соседку и отвадить её от сына, однако именно ему пришлось почувствовать себя пристыженным и «отступать к выходу».

Героиня, смущаясь только в начале явления к ней Мелехова-старшего, в течение сцены переходит в наступление. Аксинья, «задыхаясь, выкрикивала, бесновалась». Спасаясь от уверенного натиска и откровенных и непристойных выражений женщины, Пантелею Прокофьевичу пришлось «чикилять к дому», «булькая себе в бороду».

Чувства Аксиньи до такой степени велики, что даже отец её возлюбленного, глубоко убежденный в своей правоте и её вине, не осмеливается ей противоречить.

Звуковое сопровождение гневного монолога разошедшейся не на шутку героини в рассматриваемом эпизоде максимально экспрессивно. Отец Григория, отступая перед мощным напором соседки, способен только «чикилять» и «булькать». Неслучайно использование писателем именно в данной сцене диалектно-просторечных звуконаименований: к происходящему они придает оттенок своего рода комизма.

Похожая ситуация складывается и у Мелеховых дома. Григорий, в отличие от его возлюбленной, гораздо менее эмоционально воспринимает атаку отца, обвиняющего сына в связи с Аксиньей.

В то же время писатель демонстрирует, что, несмотря на агрессивное поведение Мелехова-старшего по отношению к сыну и обещание женить «на дурочке», Григорий при наружном согласии не повинуется.

Пантелей Прокофьевич понимает, что ему не достигнуть своей цели. Достаточно красочно говорят об этом отдельные звуковые детали: «дверь крепко хлястнула»; «протарахтели шаги и стихли». Именно «протарахтели», как какой-то бесполезный, навязчивый звук. Важно и окончание фразы «.и стихли». По аналогии с «бесполезностью» шагов, которые «тарахтят и стихают», очевидна бесполезность решения Мелехова-старшего о женитьбе сына на Наталье Коршуновой с целью избавления возлюбленных от взаимного чувства. Первоначальный интерес, который позже на смотринах возникнет у жениха к невесте, «стихнет» так же быстро, как шаги разбушевавшегося отца.

Вызывают интерес также следующие звуковый подробности: «глухо сап-нул», вырвал костыль «и - хряп». Упомянутые звукообразы указывают на тщетность вторжения Пантелея Прокофьевича в отношения сына и Аксиньи.

В заключение подчеркнём значимость «звучащих» деталей в воссоздании Шолоховым батальных и мирных сцен «Тихого Дона» для поэтики произведения.

Произведение Шолохова изобилует символическими звукообразами, полифонией. В действие романа вливается многозвучие. Даже абсолютное безмолвие у писателя - это тоже особый значимый звукообраз.

Мелодичные, резкие звуки, едва уловимые звуки и даже безмолвие в романе М.А. Шолохова влияют на состояние человека и создают определенную атмосферу произведения.

Звучащая область мирной жизни и войны крайне важна для поэтики «Тихого Дона». Звуковой сегмент наряду с другими сегментами (визуальным, одо-ративным, осязательными вкусовым) предметно-чувственной сферы романного действия способствует созданию эффекта «художественной стереоскопии» «Тихого Дона».

Звуковая составляющая предметно-чувственного мира романа Шолохова играет важную роль в эмоционально-ценностной системе писателя. Многобразие звуковых образов-ощущений наполняет сознание героев произведения пониманием целостности земного существования, несет в себе значимую психологическую и философскую нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.