Научная статья на тему '"ЗВУЧАЩИЕ РИСУНКИ" ДЕТСКОГО ЦИКЛА КОМПОЗИТОРА Т. НИКОЛАЕВОЙ'

"ЗВУЧАЩИЕ РИСУНКИ" ДЕТСКОГО ЦИКЛА КОМПОЗИТОРА Т. НИКОЛАЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Т. П. НИКОЛАЕВА / ЦИКЛ ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО "РИСУЕМ ЖИВОТНЫХ" СОЧ. 31 / МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ / ФОРТЕПИАННАЯ ТЕХНИКА / СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Линь Пиньцзюнь

Статья посвящена одному из образцов детской музыки в творчестве Т. П. Николаевой - циклу пьес для фортепиано «Рисуем животных» соч. 31 (1965). В нем нашли отражение разные грани творческого дарования автора: пианистки, прекрасно знающей возможности инструмента, педагога, понимающего тонкости и проблемы музыкального обучения юных пианистов. Каждая пьеса цикла воссоздает звуковую картинку-образ определенного домашнего животного. Содержание свидетельствует о нацеленности на самую юную детскую аудиторию, однако композиционные и исполнительские решения вступают в противоречие с ясностью и доступностью образной сферы цикла (пьесы ориентированы на подготовленных учеников 14-15 лет). Главная цель автора - создание звуковых картин - реализуется в ярких интонационных оборотах, отражающих характерные пластические движения, голоса зверей и птиц. Пьесы цикла заключают в себе авторское видение задач формирования различных сторон фортепианного исполнительства. Они расширяют представления учащихся о разнообразии ладово-гармонической стороны музыки, о роли средств выразительности (динамики, агогики, штрихов) в решении художественных задач. В статье на конкретных примерах показаны музыкально-дидактические проблемы освоения различных типов фактур, видов техники (в том числе, разнонаправленные движения рук, приемы быстрого переноса рук в отдаленные регистры, октавная техника, укрепление наиболее слабых пальцев). Делаются выводы о возможных сферах применения фортепианного цикла Т. П. Николаевой «Рисуем животных» в музыкальной педагогике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERIES OF MUSICAL PIECES FOR CHILDREN "SOUND PAINTINGS" BY T. NIKOLAEVA

The article is dedicated to a sample of music for children in the work of T. P. Nikolaeva. It is a cycle of piano pieces «We Draw Animals» op. 31 (1965). It reflcts various facets of the author's creative talent: a pianist who perfectly knows the capabilities of the instrument, a teacher who understands the subtleties and problems of musical education for young pianists. Each piece of the cycle recreates a sound image of a certain animal. The content testifis the focus on the youngest audience, however, compositional and performing solutions conflct with the clarity and accessibility of the imaginative sphere of the cycle (the musical pieces are aimed at trained students aged 14-15). The main idea of the author is to create sound pictures. It is presented and put into practice with bright intonational turns, reflcting the characteristic habits and sounds of the animals' and birds' world. The pieces of the cycle present also the author's vision of the tasks to form various aspects in piano performance. They expand students' ideas about the diversity of the musical modal-harmonic and the means of expression (dynamics, agogics, strokes) in solving artistic problems. Using specifi examples, the article shows musical and didactic problems of mastering various types of textures, solving technical problems (including multidirectional hand movements, techniques for quickly transferring hands to distant reg isters, octave technique, strengthening the weakest figers). Conclusions are made about the possible areas of application of the piano cycle by T. Nikolaeva «We Draw Animals».

Текст научной работы на тему «"ЗВУЧАЩИЕ РИСУНКИ" ДЕТСКОГО ЦИКЛА КОМПОЗИТОРА Т. НИКОЛАЕВОЙ»

DOI: 10.26086/NK.2020.58.4.007 УДК 78.02

© Линь Пиньцзюнь, 2020

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (Москва, Россия), аспирантка кафедры истории и теории исполнительского искусства E-mail: sandy4218@gmail.com

«ЗВУЧАЩИЕ РИСУНКИ» ДЕТСКОГО ЦИКЛА КОМПОЗИТОРА Т. НИКОЛАЕВОЙ

Статья посвящена одному из образцов детской музыки в творчестве Т. П. Николаевой — циклу пьес для фортепиано «Рисуем животных» соч. 31 (1965). В нем нашли отражение разные грани творческого дарования автора: пианистки, прекрасно знающей возможности инструмента, педагога, понимающего тонкости и проблемы музыкального обучения юных пианистов. Каждая пьеса цикла воссоздает звуковую картинку-образ определенного домашнего животного. Содержание свидетельствует о нацеленности на самую юную детскую аудиторию, однако композиционные и исполнительские решения вступают в противоречие с ясностью и доступностью образной сферы цикла (пьесы ориентированы на подготовленных учеников 14-15 лет).

Главная цель автора — создание звуковых картин — реализуется в ярких интонационных оборотах, отражающих характерные пластические движения, голоса зверей и птиц. Пьесы цикла заключают в себе авторское видение задач формирования различных сторон фортепианного исполнительства. Они расширяют представления учащихся о разнообразии ладово-гармонической стороны музыки, о роли средств выразительности (динамики, агогики, штрихов) в решении художественных задач. В статье на конкретных примерах показаны музыкально-дидактические проблемы освоения различных типов фактур, видов техники (в том числе, разнонаправленные движения рук, приемы быстрого переноса рук в отдаленные регистры, октавная техника, укрепление наиболее слабых пальцев). Делаются выводы о возможных сферах применения фортепианного цикла Т. П. Николаевой «Рисуем животных» в музыкальной педагогике.

Ключевые слова: Т. П. Николаева, цикл пьес для фортепиано «Рисуем животных» соч. 31, музыка для детей, фортепианная техника, средства выразительности

© Lin Pinchun, 2020

Moscow P. I. Tchaikovsky Conservatory (Moscow, Russia),

Postgraduate Student of the Department of History and Theory of Performing Arts

SERIES OF MUSICAL PIECES FOR CHILDREN «SOUND PAINTINGS» BY T. NIKOLAEVA

The article is dedicated to a sample of music for children in the work of T. P. Nikolaeva. It is a cycle of piano pieces «We Draw Animals» op. 31 (1965). It reflects various facets of the author's creative talent: a pianist who perfectly knows the capabilities of the instrument, a teacher who understands the subtleties and problems of musical education for young pianists. Each piece of the cycle recreates a sound image of a certain animal. The content testifies the focus on the youngest audience, however, compositional and performing solutions conflict with the clarity and accessibility of the imaginative sphere of the cycle (the musical pieces are aimed at trained students aged 14-15).

The main idea of the author is to create sound pictures. It is presented and put into practice with bright intonational turns, reflecting the characteristic habits and sounds of the animals' and birds' world. The pieces of the cycle present also the author's vision of the tasks to form various aspects in piano performance. They expand students' ideas about the diversity of the musical modal-harmonic and the means of expression (dynamics, agogics, strokes) in solving artistic problems. Using specific examples, the article shows musical and didactic problems of mastering various types of textures, solving technical problems (including multidirectional hand movements, techniques for quickly transferring hands to distant registers, octave technique, strengthening the weakest fingers). Conclusions are made about the possible areas of application of the piano cycle by T. Nikolaeva «We Draw Animals».

Key words: T. P. Nikolaeva, cycle of pieces for piano «We Draw Animals» op. 31, music for children, piano technique, means of expression

Т. П. Николаева — выдающаяся российская пианистка, педагог и композитор, наследница лучших традиций советской фортепианной

школы1. Ее исполнительские и педагогические достижения имели большой резонанс (см. работы: [1-5; 7]). Иначе обстоит дело с обширным

композиторским наследием, о котором известно очень немного. Единственной публикацией о творчестве Т. П. Николаевой является брошюра А. А. Соловцова, посвященная Фортепианному концерту2 (1950) [6]. Между тем Татьяна Петровна — автор симфонических произведений (Симфония, симфоническая картина «Бородинское поле», «Итальянские картины-эскизы» для симфонического оркестра), концертов (для фортепиано, скрипки с оркестром), музыки для камерных ансамблей (фортепианный квинтет, струнный квартет, сонаты для виолончели и фортепиано), хоровых и вокальных сочинений (кантата «Песнь о счастье» соч. 11 на слова А. Чуркина, вокальный цикл «Исландия» соч. 14 на слова А. Софронова, песни и романсы), музыки к спектаклям и фильму. И все же «родной» областью творчества для композитора всегда оставалась фортепианная музыка. Эту внушительную часть наследия представляют: два концерта для фортепиано с оркестром, две сонаты для фортепиано, сонатина, 24 концертных этюда, вариации, циклы пьес, полифонических сочинений, произведения для детей.

Настоящая работа посвящена одному из образцов детской музыки в творчестве Т. П. Николаевой — циклу пьес для фортепиано «Рисуем животных» соч. 31. Это произведение 1965 года3 является ее вторым циклом для детей. Первый цикл — «Детский альбом» для фортепиано соч. 19 — появился десятилетием ранее, в 1954 году. Детская музыка Т. П. Николаевой продолжает лучшие традиции русских композиторов, авторов «Детских альбомов» (П. Чайковский, А. Гречанинов, А. Хачатурян, С. Фейнберг, В. Агафон-ников), «Детской музыки» (С. Прокофьев), «Детских тетрадей» (Д. Шостакович), циклов детских пьес (В. Косенко «24 детские пьесы для фортепиано» и «4 детские пьесы для фортепиано»).

В цикле «Рисуем животных» воплотились разные ипостаси автора: композитора с богатой фантазией, пианистки, прекрасно знающей возможности инструмента, педагога, понимающего тонкости и проблемы обучения юных музыкан-

тов, и, наконец, мамы (на титуле выгравировано посвящение: «Моему сыну Кирусе»).

Каждая пьеса воссоздает звуковую картинку домашнего животного. В цикле их образы представлены в следующей последовательности: 1. Кошечка. 2. Овечка. 3. Козел. 4. Петух и куры. 5. Гуси. 6. Бык. 7. Лошадка. 8. Голубь. 9. Индюк. 10. Веселый ослик. 11. Корова. 12. Поросята. 13. Кролики. 14. Собака. Содержание композиции свидетельствует о нацеленности автора на юную детскую аудиторию, которая способна сопоставить «звуковые картинки» этих животных с картинками-иллюстрациями из первых книжек. Исполнительская реализация цикла вступает в противоречие с ясностью и доступностью для восприятия образов. Пьесы ставят достаточно сложные для детей инструментальные задачи, с которыми под силу справиться только хорошо подготовленным ученикам 14-15 лет (седьмо-го-восьмого классов музыкальной школы). Лишь одна пьеса цикла — «Поросята» — может быть исполнена учениками младших классов.

Более раннее знакомство с этими произведениями может быть уместно на предмете «Слушание музыки» в школах искусств для учащихся дошкольного или младшего школьного возраста; на уроках музыки в общеобразовательной школе (например, в форме музыкальной викторины) или в качестве музыкального сопровождения при проведении детских праздников. Еще одной сферой применения может стать исполнение пьес как музыкальных иллюстраций на уроках изобразительного искусства в детских художественных школах.

Последовательность расположения пьес не говорит о каком-то особом драматургическом замысле автора. Главная ее идея — создание звуковых картин, объединяющих приемы изобразительного искусства и музыки, — прочитывается в самом названии цикла: «Рисуем животных». В первую очередь, она реализуется в ярких интонационных оборотах.

В пьесе «Кошечка» нисходящий терцовый ход, звучащий поочередно в каждой руке, изображает мурлыкание кошки:

^------О,

Пример 1. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 1 «Кошечка». Т. 23-26

В пустых созвучиях пьесы «Собака» слышится ее лай (Пример 2).

В конце пьесы «Веселый ослик» раздается возглас на sf отражающий знакомое всем с детства «и-а!» (Пример 3).

Аналогичную звукоизобразительную роль играет секундовый форшлаг на sforzando в первых трех тактах пьесы «Петух и куры», вызыва-

ющий ассоциации с криками петуха, а последующее изложение темы шестнадцатыми служит изображению «кудахканья» кур, «взволнованных» появлением вожака. Форшлагами в партии правой руки автором удачно передано «гуление» птиц в восьмой пьесе «Голубь». А в пьесе «Индюк» слышится «устрашающий» крик индюка в виде четырехзвучных форшлагов (Пример 4).

Пример 2. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 14 «Собака». Т. 5

Пример 3. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 10 «Веселый ослик». Т. 22-23

Пример 4. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 9 «Индюк». Т. 1-2

Имитация голосов животных нередко совмещается с характеристиками их повадок. Так, в рассматриваемом Примере 4 в партии левой руки

тонко выявлена неторопливость походки индюка. В среднем разделе пьесы «Петух и куры» также изображена важная поступь птицы:

Пример 5. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 4 «Петух и куры». Т. 17-20

Широкие интервалы в пьесе «Козел» рисуют прыжки животного, которые неизменно вызывают улыбку публики (Пример 6).

Очень выразительно запечатлено композитором «потряхивание» мордочек кроликов в волнообразном триольном движении в тишайшей динамике (Пример 7).

Т. Николаева стремится не к обобщенной характеристике образа, а к «живой». Именно

поэтому многие звуковые зарисовки отражают животных в движении. Кинематографической зримостью насыщены интонации пьесы «Бык»: сначала слышатся звуки приближающейся телеги с запряженным быком, а затем она постепенно удаляется, в конце оставляя за собой лишь скрип старой повозки. Так же решен образ лошадки в одноименной пьесе: многочисленные паузы в коде служат изобразительной задаче — показать

удаляющуюся фигуру, напоминанием о которой Впечатляюще композитором представлен

становится лишь облачко пыли из-под копыт образ убегающей собаки: в виде стремительного (Пример 8). нисходящего гаммообразного хода (Пример 9).

Пример 6. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 3 «Козел». Т. 1-4

Пример 7. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 13 «Кролики». Т. 12-13

Пример 8. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 7 «Лошадка». Т. 37-50

Пример 9. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 14 «Собака». Т. 27-31

Цикл Т. П. Николаевой «Рисуем живот- кретных задач: формирование различных сторон ных» можно рассматривать не только как про- фортепианного мастерства. Т. П. Николаева изведение, имеющее музыкально-просветитель- здесь раскрывается как педагог, о чем свидетельское значение, он заключает в себе решение кон- ствуют подробные специфически фортепианные

указания аппликатуры, педали, штрихов. В выразительных средствах можно усмотреть установки автора, хорошо знающего проблемы школьного этапа фортепианного обучения.

Во-первых, пьесы цикла ставят задачу расширения ладовых и гармонических представлений

учащихся. В первой пьесе «Кошечка» с первых же тактов появляется VI низкая и IV высокая ступени (см. терцовый ход в левой руке, Пример 10).

Между вторым и третьим разделами пьесы освежает восприятие появление целотонной гаммы (Пример 11).

Пример 10. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 1 «Кошечка». Т. 1-4

morendo с poco гИ.

Пример 11. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 1 «Кошечка». Т. 18-19

Мажорный лад пьесы «Козел» наполняется многочисленными альтерированными звуками (в первых тактах появляются IV и V повышенные ступени). Частая смена тональностей характеризует исполнительские трудности (они влекут особое внимание к знакам альтерации) в пьесе «Корова», которые, в свою очередь, способствует «оживлению» образа.

Во-вторых, изучение произведений влечет осмысление роли средств выразительности (динамики, агогики, штрихов) в решении художественных задач.

В пьесах ощущается особое отношение автора к тихим нюансам, которые очень часто игнорируются начинающими пианистами (по разным

причинам). Поэтому многие из них ориентированы на воспитание культуры тихой игры (своего рода попытка преодоления «гигантомании», свойственной игре многих пианистов). Пьеса «Овечка» полностью решена в динамикеp, pp иppp (следует учесть и авторскую ремарку dolce). Кроме того, особую изобразительную роль здесь играют паузы, «звучащие» иногда по целому такту. Тонкая нюансировка (ремарка dolcissimo) характеризует звуковой фон в пьесе «Кролики». Серьезной исполнительской задачей становится выдерживание тихих нюансов (без crescendo и diminuendo) в пьесе «Лошадка» в фактуре, провоцирующей динамические нагнетания (Пример 12).

Пример 12. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 7 «Лошадка». Т. 1-4

Характер Allegro leggiero обязывает добиваться идеальной ровности и легкости в обеих руках.

Пьеса «Голубь» включает в себя комплекс выразительных средств: тихие нюансы (р, рр, ррр,

diminuendo) и гибкая агогика, которая подробно предписана авторскими указаниями — poco accel., poco allarg., meno mosso, poco allarg., меняющимися буквально через каждые четыре такта (Пример 13).

Освоение этой пьесы дает хорошую школу в воспитании приема rubato и элементов импровизационного исполнения, которые наиболее соответствуют спонтанному характеру образа птицы.

Необычную для пианиста задачу предъявляет пьеса «Овечка»: исполнение протяженной мелодической линии на legato, но без педали. Напротив, пьеса «Индюк» богата разнообразными

штрихами, динамическими оттенками и акцентами, поддерживаемыми педальной техникой, требующей буквально потактовой работы с учеником.

В-третьих, цикл предусматривает освоение различных типов фактурных решений.

Наибольшим разнообразием взаимодействий между голосами фактуры отличается пьеса «Овечка»: в первом разделе мелодия излагается в верхнем голосе; второе проведение темы звучит в партии левой руки, а в правой — аккордовое сопровождение; в среднем разделе звучат оба голоса в параллельном движении секстами и квинтами (Пример 14).

Пример 13. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 8 «Голубь». Т. 1-4

Пример 14. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 2 «Овечка». Т. 17-18

В третьем разделе пьесы мелодия изложена в среднем голосе в партии левой руки, а в нижнем — раскидистые аккорды, исполняемые также левой рукой (Пример 15).

Образец лаконизма — самая короткая в цикле пьеса «Гуси» (состоит из четырех тактов) — также требует параллельного движения двумя руками в унисон (Пример 16).

Пример 15. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 2 «Овечка». Т. 38-41

Пример 16. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 5 «Гуси». Т. 1-4

Интересный фактурный вариант «запаздывающего» изложения одной темы в разных голосах представлен в пьесе «Кролики» (в первом разделе, Пример 17).

В-четвертых, каждая из пьес цикла содержит в себе решение определенных узкопианистических задач. Рассмотрим некоторые из них на конкретных примерах.

Разнонаправленное движение обеих рук в пьесе «Овечка» (Пример 18).

Быстрый перенос правой руки через три октавы содержится во втором разделе Meno mosso пьесы «Козел», он повторяется и в коде (Пример 19).

Техника октавного ведения мелодии воспитывается в пьесе «Бык», требующей от исполнителя хорошей растяжки рук (Пример 20).

Пример 17. Т. Николаева. Цикл для фортепиано Пример 18. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 13 «Кролики». Т. 1-2 «Рисуем животных». № 2 «Овечка». Т. 30-31

т. S.

Пример 19. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 3 «Козел». Т. 26-33

Пример 20. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 6 «Бык». Т. 12-16

Средний раздел пьесы «Собака» Poco meno отработки техники исполнения терций в легком и mosso (quasi valse) — это прекрасный материал для непринужденном характере Leggiero (Пример 21).

Пример 21. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 14 «Собака». Т. 9-11

Унисонная мелодия, перемежающаяся с ок-тавным изложением поочередно в правой и в левой руке, составляет сложность пьесы «Корова» (Пример 22).

Надо отметить, что унисонное изложение темы обеими руками — один из излюбленных приемов композитора. Во фрагменте пьесы «Индюк» его исполнение усложняется необходимостью синхронизировать звучание форшлагов в обеих руках (Пример 23).

За авторскими аппликатурными обозначениями проглядывается стремление укрепить

наиболее слабые пальцы в игровом аппарате пианиста, в некоторых случаях за счет не вполне традиционных аппликатурных решений.

В пьесе «Овечка» Т. П. Николаева указывает аппликатуру, где в основном задействованы четвертый и пятый пальцы (Пример 24).

Движение шестнадцатых нот на протяжении пьесы «Веселый ослик» реализуется в аппликатуре 5-2-1-2. Обратим внимание, что именно 5-й палец должен выделить акцентом геппгв наиболее значимый басовый голос (Пример 25).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moderato ma non troppo

Пример 22. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 11 «Корова». Т. 1-3

la *

Пример 23. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 9 «Индюк». Т. 13-14

Пример 24. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных».

№ 2 «Овечка». Т. 1-4

Пример 25. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 10 «Веселый ослик». Т. 1

Эффект «кудахканья» в пьесе «Петух и куры» достигается путем чередования в партии левой руки аккорда с альтерированным звуком cis указанной аппликатурой 4-2-1 и 5-й палец на

cis. Не меньшая сложность содержится и в правой руке, где 5-й палец на звуке dis переходит в d 4-м пальцем. Думается, автором намеренно использована эта аппликатурная сложность (Пример 26).

Пример 26. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 4 «Петух и куры». Т. 1-8

В 10-м такте пьесы для исполнения репетиционного форшлага как имитации петушиного

крика автор указывает аппликатуру без подмены пальца (Пример 27):

Пример 27. Т. Николаева. Цикл для фортепиано «Рисуем животных». № 4 «Петух и куры». Т. 10-11

Подведем итоги статьи. В цикле пьес Т. П. Николаевой «Рисуем животных» широко представлены звукоизобразительные возможности фортепиано. Его изучение ставит перед юным исполнителем художественные задачи: развития воображения, навыка «рисовать» образ с помощью звуков-красок, передачи определенного состояния изображаемого. С другой стороны, освоение цикла очень полезно для развития целого комплекса пианистических навыков, что делает его незаменимым материалом для школьного этапа обучения пианиста.

Примечания 1 Николаева Татьяна Петровна (1924-1993) — пианистка, педагог, композитор, общественный деятель. В 1947 году окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано А. Б. Гольденвейзера, в 1950 году — по классу композиции, обучаясь в классе В. Я. Шебалина, Е. К. Голубева, и

аспирантуру. Лауреат Международного конкурса им. И. С. Баха. Солистка Московской филармонии. С 1959 года преподавала в Московской консерватории на кафедре специального фортепиано (с 1965 — профессор, с 1985 — заведующая кафедрой). Член Союза композиторов СССР.

2 За создание Концерта для фортепиано с оркестром № 1 соч. 10 (1950) Т. П. Николаевой была присуждена Сталинская премия первой степени за 1950 год.

3 Лишь в 1984 году, через 19 лет, цикл был опубликован издательством «Советский композитор».

Литература

1. Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Современные пианисты: сб. кратких биографий. М.: Советский композитор, 1990. 463 с.

2. Карпинский И. В. Николаева Т. П. // Московская консерватория от истоков до наших дней,

1866-2006: биографический энциклопедический словарь. М.: Московская гос. консерватория, 2007. 382 с.

3. Лозбенева Е. Татьяна Николаева: жизнь во имя музыки // Музыкант-Классик. 2009. № 6. С.26-28.

4. Макаренко А. В. Педагогические принципы Т. П. Николаевой // Искусство, наука, образование: траектории творчества современной России: сб. научных статей и материалов заседаний круглых столов / сост. А. С. Макурина. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, 2019. С. 230-231.

5. Петухов М. Татьяна Петровна Николаева в воспоминаниях своих учеников // Музыкант-Классик. 2007. № 9-10. С. 9-12.

6. Соловцов А. А. Фортепианный концерт Т. Николаевой: Пояснение. М.; Л.: Музгиз, 1951. 23 с.

7. Тихонов С. Т. П. Николаева // Беседы о педагогике и исполнительстве (к обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории) / ред.-сост. В. Г. Цыпин. Вып. 1. М.: Московская консерватория, 1992. С. 47-58.

References

1. Grigoryev, L. G., Platek, Y. A. (1990), Sovremennyye pianisty: sbornik kratkikh biografiy [Modern pianists: a collection of short biographies], Sovetskiy kompozitor, Moscow, USSR.

2. Karpinsky, I. V. (2007), "Nikolaeva T. P.",

Moskovskaya konservatoriya ot istokov do

nashikh dney, 1866-2006: biograficheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Moscow Conservatory from its origins to the present day, 1866-2006: biographical encyclopedic dictionary], Moscow State Conservatory named after P. I. Tchaikovsky, Moscow, Russia, p. 382.

3. Lozbeneva, Ye. (2009), "Tatiana Nikolaeva: life for the sake of music", Muzykant-Klassik [Musician-Classic], no. 6, pp. 26-28.

4. Makarenko, A. V. (2019), "Pedagogical principles of T. P. Nikolaeva", Iskusstvo, nauka, obrazovaniye: trayektorii tvorchestva sovremennoy Rossii [Art, science, education: the trajectories of creativity in modern Russia], compiled by A. S. Makurina, Yuzhno-Ural'skiy gosudarstvennyy institut iskusstv im. P. I. Chaykovskogo, Chelyabinsk, Russia, pp.230-231.

5. Petukhov, M. (2007), "Tatyana Petrovna Nikolaeva in the memoirs of her students", Muzykant-Klassik [Musician-Classic], no. 9-10, pp.9-12.

6. Solovtsov, A. A. (1951), Fortepiannyy kontsert T. Nikolayevoy [Piano concert by T. Nikolaeva: Explanation], Muzgiz, Moscow, Leningrad, USSR.

7. Tikhonov, S. T. (1992), "P. Nikolaeva", Besedy o pedagogike i ispolnitel'stve (k obobshcheniyu tvorcheskogo opyta fortepiannogo fakul'teta Moskovskoy konservatorii) [Conversations about pedagogy and performance (to summarize the creative experience of the piano faculty of the Moscow Conservatory), editorcompiler V. G. Tsypin, Issue 1, Moskovskaya konservatoriya, Moscow, Russia, pp. 47-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.