Научная статья на тему 'Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта'

Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
левостороннее пространственное игнорирование / неглект / нейропсихологическая диагностика / структура деятельности / зрительный поиск / повреждения головного мозга / диагностика неглекта / left-sided spatial neglect / neglect / neuropsychological diagnosis / activity structure / visual search / brain damage / diagnosis of neglect

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варако Наталия Александровна, Пропустина Виктория Александровна, Степанов Георгий Константинович, Юрина Дарья Дмитриевна, Ковязина Мария Станиславовна

Введение. В статье рассматривается возможности применения новых методических средств диагностики левостороннего пространственного игнорирования (неглекта), возникающего в клинике локальных поражений головного мозга. Новизна исследования заключается в проверке гипотезы о том, что успешность выполнения диагностических проб пациентами с левосторонним пространственным игнорированием зависит не столько от характера используемых стимулов (речевые или неречевые), сколько от того места, которое занимает процесс зрительного поиска в структуре деятельности по А. Н. Леонтьеву, а именно, является зрительный поиск самостоятельным действием или операцией в составе другого действия. Методы. Для проверки данной гипотезы была разработана авторская методика, направленная на диагностику неглекта, которая использовалась наряду с классическими методиками нейропсихологической диагностики, разработанными А. Р. Лурией и его последователями. Результаты. Указано, что авторская методика является валидным методом диагностики левостороннего пространственного игнорирования. Характер используемых в ней стимулов не играет существенной роли в продуктивности ее выполнения больными с неглектом. В то же время место зрительного поиска в структуре деятельности при выполнении диагностической авторской методики значимо влияет на успешность ее выполнения. Обсуждение результатов. Место зрительного поиска в структуре деятельности оказывается существенным фактором при выполнении больными с левосторонним пространственным игнорированием диагностических проб, направленных на выявление данного вида расстройств высших психических функций, возникающих в связи с повреждением головного мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Варако Наталия Александровна, Пропустина Виктория Александровна, Степанов Георгий Константинович, Юрина Дарья Дмитриевна, Ковязина Мария Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual-spatial Search in Tasks with Verbal and Non-verbal Stimuli in Patients with Negelect Syndrome

Introduction. The article deals with the possibilities of using new methodological tools for diagnosing left-sided spatial neglect (nonglect) occurring in the clinic of local brain lesions. The novelty of the study lies in testing the hypothesis that the success of diagnostic tests performed by patients with left-sided spatial neglect depends not so much on the nature of the stimuli used (speech or non-speech) as on the place occupied by the process of visual search in the structure of activity according to A. N. Leontiev, namely, whether visual search is an independent action or an operation as part of another action. Methods. To test this hypothesis, we developed an author's method aimed at diagnosing nonglect, which was used along with classical methods of neuropsychological diagnostics developed by A. R. Luria and his followers. Results. It is indicated that the author's method is a valid method for diagnosing left-sided spatial neglect. The nature of the stimuli used in it does not play a significant role in the productivity of its performance by patients with non-glect. At the same time, the place of visual search in the structure of activity when performing the author's diagnostic method significantly affects the success of its performance. Discussion of the results. The place of visual search in the structure of activity appears to be a significant factor in the performance of diagnostic tests aimed at detecting this type of disorders of higher mental functions arising in connection with brain damage in patients with left-sided spatial neglect.

Текст научной работы на тему «Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта»

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.7

Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

Наталия А. Варако1,2,3 , Виктория А. Пропустина1 ,

Георгий К. Степанов1 , Дарья Д. Юрина1 , Мария С. Ковязина1,2,3 ,

Мария Е. Баулина2 , Анатолий А. Скворцов4* ,

Светлана А. Васильева5 , Вадим Д. Даминов5

1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация

2 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация

3 Научный центр неврологии, Москва, Российская Федерация

4 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация

5 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

'Почта ответственного автора: skwortsow@mail.ru

Аннотация

Введение. В статье рассматривается возможности применения новых методических средств диагностики левостороннего пространственного игнорирования (неглекта), возникающего в клинике локальных поражений головного мозга. Новизна исследования заключается в проверке гипотезы о том, что успешность выполнения диагностических проб пациентами с левосторонним пространственным игнорированием зависит не столько от характера используемых стимулов (речевые или неречевые), сколько от того места, которое занимает процесс зрительного поиска в структуре деятельности по А. Н. Леонтьеву, а именно, является

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

зрительный поиск самостоятельным действием или операцией в составе другого действия. Методы. Для проверки данной гипотезы была разработана авторская методика, направленная на диагностику неглекта, которая использовалась наряду с классическими методиками нейропсихологической диагностики, разработанными А. Р. Лурией и его последователями. Результаты. Указано, что авторская методика является валидным методом диагностики левостороннего пространственного игнорирования. Характер используемых в ней стимулов не играет существенной роли в продуктивности ее выполнения больными с неглектом. В то же время место зрительного поиска в структуре деятельности при выполнении диагностической авторской методики значимо влияет на успешность ее выполнения. Обсуждение результатов. Место зрительного поиска в структуре деятельности оказывается существенным фактором при выполнении больными с левосторонним пространственным игнорированием диагностических проб, направленных на выявление данного вида расстройств высших психических функций, возникающих в связи с повреждением головного мозга.

Ключевые слова

левостороннее пространственное игнорирование, неглект, нейропсихологическая диагностика, структура деятельности, зрительный поиск, повреждения головного мозга, диагностика неглекта

Для цитирования

Наталия А. Варако, Н. А., Пропустина, В. А., Степанов, Г. К., Юрина, Д. Д., Ковязина, М. С., Баулина, М. Е., Скворцов, А. А., Васильева, С. А., Даминов, В. Д. (2023). Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта. Российский психологический журнал, 20(4), 116— 134. https://doi.Org/10.21702/rpj.2023.4.7

Введение

Одностороннее пространственное игнорирование (неглект), или невнимание к одной половине пространства, чаще левой (Andrews, 2016) является одним из наиболее инвалидизирующих синдромов, возникающих у пациентов с повреждениями головного мозга. Вопрос о механизмах неглекта остается дискуссионным. Ряд исследователей связывают этот феномен с нарушением восприятия (Доброхотова, 1966; Корчажинская и Попова, 1976), так как неглект не компенсируется при привлечении к нему внимания пациента. Чаще всего такая грубая степень выраженности синдрома зависит от вовлечения в патологический процесс глубинных структур головного мозга. Большинство специалистов полагают,

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

что неглект представляет собой нарушение внимания (Heinke & Humphreys, 2003; Schmahmann & Pandya, 2006; Corbetta & Shulman, 2011; Vallar & Ronchi, 2021), т. к. после подсказки воспринимаемые объекты поддаются опознанию. При наличии этого синдрома отмечается повреждение чаще конвекситальных отделов коры головного мозга. Однако после правосторонних унилатеральных припадков независимо от того, возникает левосторонний неглект или нет, наблюдаются предпочтения правой части поля. Этот факт не укладывается в традиционное понимание игнорирования как дефицита внимания к левой части пространства (Николаенко, 1993).

Также высказывается точка зрения о вкладе в данное нарушение расстройств сознания (осознания) (Daini, 2019; Dalla Barba et al., 2018) и процессов межполушарного взаимодействия (McFie, Piercy & Zangwill, 1950; Hecaen, 1962; Николаенко, 1993; Bahrainwala et al., 2014; Baldassarre et al., 2014; 2016).

Существует ряд моделей, объясняющих феномен неглекта. Одной из наиболее ранних является модель соревнования полушарий M. Kinsbourne (1970, 1977, 1987), согласно которой произвольные сдвиги внимания обеспечиваются соответствующей работой одного полушария и останавливаются на цели благодаря негативной обратной связи от другого полушария.

С данной моделью согласуется исследование Posner, Walker, Friedrich & Rafal (1984), показавшее, что неглект может быть связан с трудностями отвлечения внимания от стимулов-мишеней в неигнорируемой части пространства.

Другая модель неглекта - гипотеза анизометрии - предполагает, что при неглекте образ пространства «сжимается» в сторону пораженного полушария мозга (Bisiach, Neppi-Modona & Ricci, 2002; Николаенко, 1993). Данная модель согласуется с моделью соревнования полушарий.

Karnath (2015) полагает, что синдром неглекта связан с диссоциацией между сетями внимания «снизу-вверх» и «сверху-вниз». У пациентов с неглектом в большей степени нарушено внимание, связанное с низкоуровневыми, непроизвольными, неосознанными процессами переработки информации. Следовательно, в большей мере страдает сеть «снизу-вверх». В то же время внимание, ориентированное на цель (сеть «сверху-вниз»), более сохранно. Поэтому высокоуровневые, осознанные и произвольные психические процессы могут выступать компенсаторным резервом в реабилитационной работе.

В отечественной психологии определяющая роль высокоуровневых, осознанных и произвольных процессов подчеркивалась неоднократно. Так, в теории Н. А. Бернштейна (1966) двигательный состав движения подчиняется его смысловой стороне. В работе П. Я. Гальперина и Т. О. Гиневской (1947) изменение двигательной задачи в структуре деятельности меняет эффективность движений; в исследованиях Ю. Б. Гиппенрейтер (1983) эффективность внимания возрастает при большей осмысленности и актуальности задачи.

Согласно теории А. Н. Леонтьева (2005), зрительный поиск как составляющую

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

зрительного внимания можно представить или в виде действия, соответствующего определенной цели, или как операцию, которая осуществляется в составе другого действия. Изменение в структуре деятельности пациентов с односторонним пространственным игнорированием того места, которое занимает зрительный поиск, может улучшить демонстрируемые ими результаты, что было показано в работе А. С. Мирончук (2019). В первой серии эксперимента пациенту нужно было перевернуть все карточки, находящиеся на столе. Здесь зрительный поиск выступал как действие, соответствующее такой цели, как непосредственное обнаружение объектов; помимо этого, от субъекта больше ничего не требовалось. Во второй серии перед пациентом ставилась цель сложить пазл-цепочку из карточек, которые находятся на столе. В данном случае поиск выступил как операция в составе действия сложения пазла. В третьей серии пациенту с синдромом неглекта необходимо было составить предложение, которое предварительно озвучивалась специалистом, из букв, написанных на карточках, расположенных на столе. В этих условиях зрительно-пространственный поиск также выступал в качестве операции в составе действия, но теперь, с точки зрения автора, действие соответствовало еще более осмысленной, по сравнению со второй серией, задаче - получению предложения.

Результаты показали, что у пациентов повышалась эффективность выполнения заданий при представлении зрительно-пространственного поиска, выступавшего в качестве операции (Мирончук, 2019). При этом эффективность зрительного поиска при выполнении вербальной задачи была выше, чем при выполнении невербальной. С нашей точки зрения, различие между использованным в данном эксперименте вербальным и невербальным заданием, помимо материала самих стимулов, обусловлено двумя характеристиками. Во-первых, различие состояло в степени наглядности цели задания. В случае невербального задания содержание цели ограничивалось более простыми, наглядными свойствами стимулов, а именно формой элементов пазла. В случае же вербального задания содержание цели относилось уже к более сложной, умозрительной сфере словесных значений. Это различие в содержательной глубине цели соотносится с известной теорией уровней переработки информации (Craik & Lockhart, 1972; Craik & Tulving, 1975; Rogers, Kuiper & Kirker, 1977; Bransford, Franks, Morris & Stein, 1979). Во-вторых, задания различались степенью определенности цели. Если в невербальном задании второй серии эксперимента испытуемому не сообщалось, каким должен быть его конечный результат (малая степень определенности цели), то в вербальном задании, напротив, требуемая фраза была исходно сформулирована (высокая степень определенности цели).

Альтернативным объяснением указанных особенностей также может быть различие самих используемых стимулов, вербальных или невербальных. Настоящая работа посвящена проверке того, какой же из указанных параметров оказал влияние на результаты, полученные в описанном исследовании.

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Методы

Работа включала апробацию авторской методики оценки зрительно-пространственного поиска у пациентов с неглектом и проверку гипотезы о различиях в эффективности зрительно-пространственного поиска вербальных и невербальных стимулов при высокой степени определенности образа результата.

Выборка

Исследование проводилось на базе отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы ФБГУ «Национальный медико-хирургический центр имени Н. И. Пирогова» Минздрава России. Участвовали 66 праворуких пациентов с локализацией очага поражения в области правого полушария головного мозга. Экспериментальную группу составили пациенты с левосторонним неглектом (33 чел.), контрольную - без неглекта (33 чел.).

Методики

Пациенты из обеих групп проходили нейропсихологическое обследование по А. Р. Лурии (2020) для оценки состояния высших психических функций; Trail making test (ТМТ), часть А, и тест колокольчиков (The Bells Test).

Оценивалось время выполнения, выполнение/невыполнение пробы (1/0), в некоторых пробах отдельно оценивались ошибки. Использовалась шкала 0-2, где 0 - отсутствие нарушения, 1 - негрубая степень выраженности ошибки, 2 - грубая степень выраженности.

Также всем участникам предъявлялась авторская методика оценки зрительно-пространственного поиска (вербальный/невербальный варианты): 18 картонных карточек (6 х 6 см) с напечатанными на одной стороне буквами. На 9 из них с обратной стороны наклеены части изображения предмета, из которых можно сложить пазл.

Серии исследования

В первой серии перед испытуемым выкладывались 18 карточек буквой вверх (3 кучки по 6 карточек: в центре, слева и справа).

Во второй серии карточки раскладывались аналогично: 9 карточек (3 кучки по 3 карточки) и предъявлялся образец изображения предмета. Экспериментатор фиксировал время выполнения, количество проигнорированных карточек и их местоположение, а также общую поисковую активность (количество поворотов головы/туловища для поиска карточки).

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Статистический анализ

Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Манна-Уитни для сравнения двух несвязанных групп и критерий Уилкоксона для сравнения показателей зрительно-пространственного поиска внутри группы (программа IBM SPSS Statistics 26).

Результаты

Зрительно-пространственный анализ и синтез, зрительный гнозис

Копирование фигуры Тейлора

При копировании фигуры Тейлора отмечаются значимые различия между экспериментальной и контрольной группой в количестве скопированных элементов (р <0,001), выраженности структурно-топологических ошибок (р <0,001), координатных ошибок (р = 0,01), выраженности неглекта (р < 0,001) и использовании фрагментарной (р < 0,001) или хаотической (р < 0,01) стратегии копирования (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение контрольной и экспериментальной групп по баллам и степени выраженности ошибок при копировании фигуры Тейлора. Жирным шрифтом выделены значения, по которым наблюдаются статистически значимые различия

Число_ Структ_ Мет- негл ф агм Хао- Ко- Вер- Микро- Макроэлем топ рич р тич орд бал гр гр

U

Манна-

Уитни

W

Вилкок-сона

Z

Асимп. знач. (двухсторонняя)

96,0 316,0 486,5 99,0 248,5 415,5 410,5 525,0 461,0 528,5

657,0 877,0 1047,5 660,0 809,5 976,5 971,5 1086,0 1022,0 1089,5

-5,824 -3,19 -,817 -6,507 -6,507 -2,655 -2,565 -,327 -1,799 -,384

,000 ,001 ,414 ,000 ,000 , 008 ,010 ,744 ,072 ,701

Воспроизведение фигуры Тейлора

При воспроизведении фигуры Тейлора отмечаются значимые различия между экспериментальной и контрольной группой в количестве скопированных элементов

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

(р < 0,001), выраженности координатных ошибок (р < 0,05), выраженности неглекта (р <0,001) и использовании фрагментарной (р < 0,001) или хаотической (р < 0,05) стратегии копирования (табл.2).

Таблица 2

Межгрупповое сравнениепо баллам и степени выраженности ошибок при воспроизведении фигуры Тейлора. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Число_ Структ_ Мет- негл Ф агМ Хао- Ко- Вер- Микро- Макроэлем топ рич тич орд бал гр гр

Манна- 159,5 Уитни W

Вилкок- 720,5 сона

I -4,744

Асимп. знач.

(двух- ,000 ,075 ,49 ,000 ,022 ,017 ,044 ,742 ,667 ,340 сторонняя)

Самостоятельный рисунок куба, стола, дома

В пробе на самостоятельный рисунок стола, куба и дома значимые различия между группами отмечаются как в количестве правильно нарисованных предметов (р <0,001) - больше в контрольной группе; так и в выраженности инертности (р <0,001), проекционных ошибок (р <0,001), что может быть связано с большей степенью выраженности нарушений у пациентов с неглектом (табл. 3).

Таблица 3

Межгрупповое сравнение по баллам и степени выраженности ошибок в пробе на самостоятельный рисунок стола, куба и дома. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Число_ нарис Инертн Проекц Микрогр Макрогр

и Манна-Уитни 211,000 254,500 259,000 479,000 526,500

W Вилкок-сона 772,000 782,500 787,000 1007,000 1087,500

I -4,317 -4,510 -3,756 -1,196 -,039

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Асимп.

знач. (двух- ,000 ,000 ,000 ,232 ,969

сторонн)

389,5 464,5 76,5 358, 379,5 373,5 493,0 490,5 465,0

885,5 960,5 572,5 854,5 875,5 869,5 989,0 1051,5 961,0

-1,782 -,69 -6,282 -2,296 -2,395 -2,011 -,329 -,431 -,953

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Узнавание реалистических и наложенных изображений

При узнавании реалистических и наложенных изображений отмечаются значимые различия по количеству названных предметов (р < 0,01) (что связано с игнорированием части предметов респондентами с неглектом), и по называнию (р = 0,001), что, вероятно, связано с ошибками по типу фрагментарности (р < 0,05), а также по количеству импульсивных ответов по изолированному признаку (р < 0,05), что проявлялось в экспериментальной группе в пробе Поппельрейтера, а также по выраженности левостороннего зрительного игнорирования (р < 0,001) (табл. 4).

Таблица 4

Межгрупповое сравнение по баллам и степени выраженности ошибок в пробах на предметный гнозис. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Балл_ Балл_ Балл_ Узна- Номи- „_ Им- Псевдо-

Фрагм Негл

реалист налож1 налож2 вание нация пульс агн

369,50 220,0 478,5 396,0 421,0 462,0 363,0 544,5

930,5 781,0 1039,5 957,0 982,0 1023,0 924,0 105,5 ■2,790 -4,575 -1,14 -3,204 -2,168 -2,308 -3,594 ,000

,005 ,000 ,254 ,001 ,030 ,021 ,000 1,00

Праксис

Кинетический праксис

В пробе на кинетический (динамический) праксис выявлено значимое различие между группами по количеству воспроизведенных элементов двигательной программы (р < 0,001), выраженности трудностей формирования (р < 0,01) и удержания (р < 0,001) программы, увеличению числа элементов программы (р < 0,001), выраженности поэлементного выполнения программы (р < 0,05), слабости речевой регуляции (р < 0,05) (табл. 5).

и Манна-Уитни

W

Вилкок-сона

г

Асимп. знач. (двух-сторонн)

350,500

911,500

-3,121

,002

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Таблица 5

Межгрупповое сравнение по баллам и степени выраженности ошибок в пробе на кинетический (динамический) праксис. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Увел_

Балл Форм_ Удерж_ числа_ Дез- Пер- Слаб_реч_

прогр прогр эл автом север рег

и Манна-Уитни

W

Вилкоксона

225,5 312,000 207,000 320,500 299,500 412,000 429,000

786,5 840,000 735,000 848,500 827,500 940,000 957,000

I -4,150 -3,075 -4,535 -3,731 -3,415 -2,074 -2,072 Асимп.

знач. (двух- ,000 ,002 ,000 ,000 ,001 ,038 ,038

сторонн)

Письмо

В пробе на письмо выявлены значимые различия между группами по написанию элементов в правой стороне листа (р <0,001), а также по выраженности микро- или макрографий (р <0,05) (табл. 6).

Таблица 6

Межгрупповое сравнение по баллам и степени выраженности ошибок в пробе на письмо. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Балл Негл Вербализ Микрогр Макрогр Граммат_стр

и Манна-Уитни

511,50 306,000

W Вилкоксона 1072,5 I -,681

Асимп. знач. (двухсторонн)

,496

867,000 -3,795

,000

511,500

445,500

1072,500 1006,500 -1,425 -2,548

,154

,011

462,000

1023,000 -2,308

,021

511,500

1072,500 -,681

,496

Память

Запоминание 6 слов

При запоминании 6 слов отмечается большее количество ошибок в экспериментальной группе по типу инертности (р <0,01), более низкая эффективность заучивания (р <0,01), меньший объем отсроченного воспроизведения (р < 0,05) (табл. 7).

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Таблица 7

Межгрупповое сравнение по баллам и степени выраженности ошибок в пробе на запоминание шести слов. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Непо-средств

Отсро

Общ_ Низк_ Дин_ балл эф_зауч зауч

Избир Инертн

и

Манна- 459,500 354,500 378,000 369,000 504,000 512,500 383,00 Уитни

W

Вилкок- 1020,500 915,500 939,000 897,000 1032,000 1040,500 911,000 сона

г -,946 -2,347 -2,015 -2,612 -,440 -,249 -2,919

Асимп. знач. (двух-сторон)

,344

,019

,044

,009

,660

,804

,004

Мышление

Рассказ «Крючок»

В пробе на понимание и запоминание рассказа не выявлено значимых различий между двумя группами (табл. 8).

Таблица 8

Межгрупповое сравнение по баллам и степени выраженности ошибок в пробе на пересказ рассказа

Балл_смысл_ части Потеря_ деталей Утрата_ смысла Побочн_ ассоц Избир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и Манна-Уитни 423,500 447,000 460,000 502,000 525,000

W Вилкок-сона 951,500 1008,000 988,000 1063,000 1086,000

г 1,422 -1,270 -1,423 -,436 -,059

Асимп.

знач. (двух- ,155 ,204 ,155 ,663 ,953

сторонняя)

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Арифметическая задача и серийный счет 100-7

В пробе на решение арифметической задачи отмечаются различия в трудностях формирования программы (р <0,01), снижении контроля (р = 0,001), трудностях переключения при смене алгоритма решения (р = 0,001). В пробе на серийный счет отмечается большее количество ошибок в экспериментальной группе по типу потери программы (р <0,05), ошибок при переходе через десяток (р <0,01) (табл. 9).

Таблица 9

Межгрупповое сравнение по баллам и степени выраженности ошибок в арифметических задачах и серийном счете. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Арифм_з_ Поним_ Форм- Конт- Пе Счет_ По Контр_ Перех_ Внутр_

, Регул рекл_ тер_

балл усл прогр роль_з балл сч дес дес

алг прог

и

Манна-Уитни

247,5 482,0 339,5 322,5 425,5 379,5 334,0 391,5 468,5 334,5 486,0

W

Вил-кок-сона

1

Асимп. знач. (двух-сторон-няя)

,5 1043,0 900,5 883,5 986,5 940,50 895,0 952,50 1029,5 895,5 1047,0

-4,449 -,934 -2,820 -3,413 -1,679 -3,407 -2,805 -2,226 -1,089 -2,905 -1,025

,000 ,350 ,005 ,001 ,093 ,001 ,005 ,026 ,276 ,004 ,305

Анализ серийных изображений

В пробе на анализ серийных изображений было обнаружено значимое различие в выраженности таких ошибок, как формальное описание элементов сюжета (р <0,01) и неспособность к самостоятельному описанию сюжета (р <0,01) (табл. 10).

Таблица 10

Межгрупповое сравнение по баллам и степени выраженности ошибок в пробах на анализ серийных картинок. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Балл_сер_ Фрагм_ Сниж_ур_ Побочн_ Формал_ Резо- Невозм_

карт ан обобщ ассоц опис нерство опис

и Манна-Уитни 521,000 444,000 539,500 491,000 350,500 465,500 390,000

W Вил- 1082,000 1005,000 1100,500 1052,000 911,500 1026,500 951,000

коксона

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Балл_сер_ Фрагм_ Сниж_ур_ Побочн_ Формал_ Резо- Невозм_

карт ан обобщ ассоц опис нерство опис

Z -,333 -1,410 -,080 -,897 -2,854 -1,702 -2,712

Асимп. знач.

,739 ,158 ,936 ,370 ,004 ,089 ,007

(двухсто-ронн)

Тест слежения (TMT), часть А и тест колокольчиков (The Bells Test)

Были выявлены значимые различия между группами по времени выполнения теста слежения (TMT) части A (p <0,001), по времени выполнения теста колокольчиков до подсказки (p<0,05), по количеству обнаруженных до подсказки колокольчиков (p<0,001) и по общему времени выполнения теста (p<0,001), а также по разности между пропусками колокольчиков справа и слева (p<0,001) - все показатели лучше в контрольной группе (табл. 11).

Таким образом, между двумя группами, помимо проявлений левостороннего неглекта, отмечались различия в нейродинамических параметрах психической активности, в регуляторной и зрительно-пространственной сферах. Выявленные нарушения могут быть связаны с тем, что пациенты с неглектом нередко имеют больший когнитивный дефицит.

Таблица 11

Межгрупповое сравнение по баллам и степени выраженности ошибок в TMT и в The Bells Test. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

TMT BELLS1t BELLS1 BELLS2t BELLS 2 BELLST BELLS_R-L

U Манна-Уитни

W Вил-коксона

Z

Асимп. знач. (двухсторонняя)

80,000 301,500 99,000 354,500 415,000 192,000 120,000

576,000 766,500 477,000 819,500 911,000 657,000 498,000 -5,777 -2,196 -4,991 -1,509 -,060 -3,814 -4,712

,000

,028

,000

,131

,952

,000

,000

В методиках на составление фразы и пазла между группами были выявлены значимые различия по количеству пропусков карточек слева как в вербальной задаче, так и в невербальной (р <0,001). Также отмечаются значимые различия по времени выполнения данных заданий (р <0,001) - пациенты с неглектом выполняли их дольше (табл. 12).

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Таблица 12

Межгрупповое сравнение по времени выполнения и числу пропусков слева в экспериментальных методиках. Жирным отмечены статистически значимые различия

Фразаt Фраза_проп Картинка t Картинка_проп

и Манна-Уитни 139,500 117,000 34,500 104,000

W Вилкоксона 667,500 468,000 385,500 455,000

1 -5,002 -5,108 -5,774 -5,297

Асимп. знач. (двухсторонняя)

,000 ,000 ,000 ,000

Кроме того, был проведен анализ связей авторской экспериментальной методики со стандартизированными методиками оценки неглекта, а также ошибками, связанными с наличием игнорирования (по критерию Спирмена).

Были обнаружены значимые положительные корреляции (р <0,001) между, с одной стороны, временем выполнения и количеством пропусков слева в вербальной задаче и, с другой стороны, игнорированием при копировании и воспроизведении фигуры Тейлора, временем выполнения ТМТ; между количеством пропусков слева в вербальной задаче и количеством пропусков в задании на зрительный гнозис (р <0,001); между временем выполнения вербальной задачи и количеством пропусков в задании на зрительный гнозис (р <0,05); между временем выполнения вербальной задачи и временем выполнения теста с колокольчиками (р <0,05); отрицательные корреляции (р <0,001) между, с одной стороны, временем выполнения и количеством пропусков в вербальной и невербальной задачах и, с другой, - числом найденных колокольчиков во время первой серии и разностью пропусков колокольчиков справа и слева (для пациентов с неглектом характерно наличие меньших показателей).

Приведенные результаты могут указывать на наличие конструктной валидности используемых экспериментальных методик.

Для проверки того, имелись ли различия в успешности выполнения вербальной и невербальной задачи в экспериментальной группе, использовался непараметрический критерий Уилкоксона (выборка - 33 человека с синдромом неглекта).

Результаты анализа показали наличие значимых различий между условиями (вербальной и невербальной задачей) во времени выполнения задач (р <0,001), поиск букв и складывание фразы происходило быстрее, чем поиск частей изображения и его сборка. Значимых различий между условиями в количестве пропусков и собственной активности не было отмечено (табл. 13).

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Таблица 13

Внутригрупповое сравнение данных в невербальной и вербальной задачах. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Картинка^ Картинка_проп- Картинка_акт-Фраза_

Фразаt Фраза_проп акт

Z -3,579a -,750a ,000b

Асимп. знач. (двухсторонняя) ,000 ,453 1,000

Примечание. a - на основе отрицательных рангов, b - сумма отрицательных рангов равна сумме положительных рангов.

Обсуждение результатов

В результате исследования были отмечены внутригрупповые различия в успешности выполнения диагностических методик. Пациенты без неглекта в среднем оказались более сохранными, а именно, у них наблюдалось меньшая выраженность нарушений зрительно-пространственного анализа и синтеза, регуляторных трудностей, дефицита нейродинамических параметров психической активности и др., что согласуется с данными о том, что наличие левостороннего пространственного игнорирования часто коррелирует с другими нарушениями функционирования (Van Kessel, Geurts, Brouwer & Fasotti, 2013).

В авторской методике различия между группами касались количества пропусков и времени выполнения заданий (Propustina et al., 2022). Вероятно, значимым параметром является число пропусков, а время выполнения связано с общим темпом деятельности.

По М. В. Фаликман (2016) зрительно-пространственный поиск и в заданиях на сборку пазлов, и в классических заданиях по типу теста колокольчиков будет отвечать задачам обнаружения и опознания. Тем не менее, на основе проведенного исследования можно предполагать, что место, которое занимает зрительный поиск в структуре деятельности в рамках этих заданий, будет неодинаковым. Также неодинаковым этот поиск будет и по такому важному параметру, как наличие или отсутствие дистракторов в зрительном поле (последнее характерно для теста колокольчиков, например). Следовательно, процесс выполнения и результаты могут носить различный характер, несмотря на то что обе методики направлены на исследование поиска и диагностику неглекта.

В условиях уравнивания содержательной глубины и определенности целей заданий значимых различий в количестве пропусков нет. Можно считать, что оба задания равноценны.

Значимых различий в поисковой активности при выполнении вербальной и невербальной задач также нет. Следовательно, особенность стимулов

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

несущественна, в отличие от места поиска в структуре деятельности (Мирончук, 2019).

Различие во времени выполнения заданий может объясняться стратегией деятельности, а не особенностями стимулов. Цель может достигаться по-разному: сначала собираются все элементы и потом пазл/предложение; или последовательно подбирать необходимый элемент и сразу присоединять его в пазл/предложение.

Таким образом, в нейропсихологической оценке положения А. Н. Леонтьева (2005) о структуре деятельности позволяют раскрыть собственно психологическое содержание диагностических заданий, которое часто не учитывается при их формальном описании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Бернштейн, Н. А. (1966). Очерки по физиологии движений и физиологии активности. Медицина.

Гальперин, П. Я., Гиневская, Т. О. (1947). Зависимость объема движения от психологического характера задач. Ученые записки МГУ, 2(111).

Гиппенрейтер, Ю. Б. (1983). Деятельность и внимание. В А. В. Запорожец и др. (ред.). А.Н. Леонтьев и современная психология. Москва: МГУ.

Доброхотова, Т. А. (1996). Односторонняя пространственная агнозия. Книга.

Корчажинская, В. И., Попова, Л. Т. (1976). Мозг и пространственное восприятие (односторонняя пространственная агнозия). Издательство Московского университета.

Леонтьев, А. Н. (2005). Деятельность, сознание, личность. Смысл, Издательский центр «Академия».

Лурия, А. Р. (2020). Высшие корковые функции человека. Питер.

Мирончук, А. С. (2019). Эффективность зрительно-пространственного поиска у больных с левосторонним пространственным игнорированием. МГУ им. М.В. Ломоносова.

Николаенко, Н. Н. (1993). Зрительно-пространственные функции правого и левого полушарий мозга (докторская диссертация). Российская академия медицинских наук. Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины, Санкт-Петербург

Фаликман, М. В. (2016). Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход (докторская диссертация). МГУ им. М. В. Ломоносова.

Andrews, D. (2016). Neuropsychology. From Theory to Practice. Routledge.

Bahrainwala, Z. S., Hillis, A. E., Dearborn, J., & Gottesman, R.F. (2014). Neglect performance in acute stroke is related to severity of white matter hyperintensities. Cerebrovascular Diseases, 37, 223-230. https://doi.org/10.1159/000357661

Baldassarre, A., Ramsey, L., Hacker, C. L., Callejas, A., Astafiev, S. V., Metcalf, N. V., Zinn, K., Rengachary, J., Snyder, A. Z., Carter, A. R., Shulman, G. L., & Corbetta, M. (2014). Large-scale changes in network interactions as a physiological signature of spatial neglect. Brain, 137, 3267-3283. https://doi.org/10.1093/brain/awu297

Baldassarre, A., Ramsey, L. E., Rengachary, J., Zinn, K., Siegel, J. S., Metcalf, N. V., Strube, M. J., Snyder, A. Z., & Corbetta, M. (2016). Dissociated functional connectivity profiles for motor and attention deficits in acute right-hemisphere stroke. Brain, 139, 2024-2038. https://doi. org/10.1093/brain/aww107

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Bisiach, E., & Neppi-Modona, M., Ricci, R. (2002). Space anisometry in unilateral neglect. Oxford

University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198508335.003.0010 Bransford, J. D., Franks, J. J., Morris, C. D., & Stein, B. S. (1979). Some general constrains ot learning in memory research. In: L. S. Cermak, A. I. M. Craik (Eds.). Levels of Processing in Human Memory. Lawrence Erlbaum Associates. Corbetta, M., & Shulman, G. L. (2011). Spatial neglect and attention networks. Annual Review of

Neuroscience, 34, 569-599. https://doi.org/10.1146/annurev-neuro-061010-113731 Craik, F. I. M., & Lockhart, R. S. (1972). Level of processing. A framework for memory research.

Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior, 11, 671-684. Craik, F. I. M., & Tulving, E. (1975). Depth of processing and the retention of words in episodic

memory. Journal of Experimental Psychology: General, 104(3), 268-294. Daini, R. (2019). The Lack of Self-Consciousness in Right Brain-Damaged Patients Can Be due to a Disconnection from the Left Interpreter: The DiLeI Theory. Frontiers in Psychology, 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00349 Dalla Barba, G., Brazzarola, M., Barbera, C., Marangoni, S., Causin, F., Bartolomeo, P., & Thiebaut de Schotten, M. (2018). Different patterns of confabulation in left visuo-spatial neglect. Experimental brain research, 236(7), 2037-2046. https://doi.org/10.1007/s00221-018-5281-8

Hecaen, H. (1962). Clinical symptomatology in right and left hemispheric lesions. In: V.B. Mountcastle (Ed.). Interhemispheric Relations and Cerebral Dominance. John Hopkins Press.

Heinke, D., & Humphreys, G. W. (2003). Attention, spatial representation, and visual neglect: simulating emergent attention and spatial memory in the selective attention for identification model (SAIM). Psychological Review, 110(1), 29-87. https://doi. org/10.1037/0033-295x.110.1.29 Karnath, H. O. (2015). Spatial attention systems in spatial neglect Neuropsychologia, 75, 61-73.

https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2015.05.019 Kinsbourne, M. (1977). Hemi-neglect and hemisphere rivalry. Advances in Neurology. 18, 41-49. Kinsbourne, M. (1987). Mechanisms of unilateral neglect. Advances in psychology, 45, 69-86. Kinsbourne, M. et al. (1970). A model for the mechanism of unilateral neglect of space.

Transactions of the American Neurological Association, 95, 143-146. McFie, J., Piercy, M. F., & Zangwill, O. L. (1950). Visual-spatial agnosia associated with lesions of the right cerebral hemisphere. Brain, 73(2), 167-190. https://doi.org/10.1093/brain/73.2.167 Posner, M. I., Walker, J. A., Friedrich, F. J., & Rafal, R. D. (1984). Effects of parietal injury on covert orienting of attention. Journal of Neuroscience, 4(7). https://doi.org/10.1523/ JNEUR0SCI.04-07-01863 Propustina, V., Stepanov, G., Yurina, D., Varako, N., Kovyazina, M., Vasilyeva, S., & Daminov, V. (2022). The puzzles test and the red shapes test as new diagnostic tools for neglect syndrome. European Psychiatry, 65(1). Rogers, T. B., Kuiper, N. A., & Kirker, W. S. (1977). Self-reference and the encoding of personal

information. Journal of Personality and Social Psychology. 35, 677-688. Schmahmann, J. D., & Pandya, D. N. (2006). Fiber pathways of the brain. Oxford University Press.

Vallar, G., & Ronchi, R. (2021) Unilateral Spatial Neglect. In: Della Sala, S. (Ed.). Encyclopedia of Behavioral Neuroscience. Elsevier. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-819641-0.00144-4 Van Kessel, M. E., Geurts, A. C. H., Brouwer, W. H., & Fasotti, L. (2013). Visual scanning training for neglect after stroke with and without a computerized lane tracking dual task. Frontiers in Human Neuroscience, 7, 358.

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Поступила в редакцию: 05.07.2023 Поступила после рецензирования: 09.10.2023 Принята к публикации: 27.11.2023

Заявленный вклад авторов

Варако Наталия Александровна - 11% авторского вклада: концептуализация, планирование и проведение исследования, подготовка обзорной части статьи, обобщение результатов и подготовка заключения.

Пропустина Виктория Александровна - 11% авторского вклада: концептуализация, планирование и проведение исследования, подготовка обзорной части статьи, обобщение результатов и подготовка заключения.

Степанов Георгий Константинович - 11% авторского вклада: концептуализация, планирование и проведение исследования, подготовка обзорной части статьи, обобщение результатов и подготовка заключения.

Юрина Дарья Дмитриевна - 11% авторского вклада: концептуализация, планирование и проведение исследования, подготовка обзорной части статьи, обобщение результатов и подготовка заключения.

Ковязина Мария Станиславовна - 11% авторского вклада: концептуализация, планирование и проведение исследования, подготовка обзорной части статьи, обобщение результатов и подготовка заключения.

Баулина Мария Евгеньевна - 11% авторского вклада: концептуализация, планирование исследования, подготовка обзорной части статьи, обобщение результатов и подготовка заключения.

Скворцов Анатолий Анатольевич - 11% авторского вклада: планирование исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация результатов и подготовка заключения.

Васильева Светлана Алексеевна - 11% авторского вклада: концептуализация, планирование и проведение исследования, подготовка обзорной части статьи, обобщение результатов и подготовка заключения.

Даминов Вадим Дамирович - 11% авторского вклада: планирование исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация результатов и подготовка заключения.

Информация об авторах

Варако Наталия Александровна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; старший

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с синдромом неглекта

российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

научный сотрудник, Научный центр неврологии; старший научный сотрудник лабораторией консультативной психологии и психотерапии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация; WoS ResearcherlD: G-8207-2015; Scopus Author ID: 7801575542; SPIN-код РИНЦ: 4073-2560; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8310-8169; e-mail: nvarako@mail.ru

Пропустина Виктория Александровна - выпускник факультета психологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация; WoS ResearcherID: IUQ-2549-2023; SPIN-код РИНЦ: 18966286; ORCID ID: https://orcid.org/0009-0009-0133-3142; e-mail: vp4399@gmail.com Степанов Георгий Константинович - выпускник факультета психологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация; WoS ResearcherID: AFI-4915-2022; SPIN-код РИНЦ: 2225-050; ORCID ID: https://orcid.org/0009-0009-6950-1333; e-mail: stepanov.georgiy99@gmail.com Юрина Дарья Дмитриевна - выпускник факультета психологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация; WoS ResearcherID: IUQ-2665-2023; SPIN-код РИНЦ: 1964-3310; ORCID ID: https://orcid.org/0009-0002-9186-9993; e-mail: da.yurina@yandex.ru Ковязина Мария Станиславовна - доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО, профессор кафедры неиро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; старший научный сотрудник, Научный центр неврологии; заведующий лабораторией консультативной психологии и психотерапии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация; WoS ResearcherID: J-9671-2012; Scopus Author ID: 7801544920; SPIN-код РИНЦ: 1570-8446; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1795-6645; e-mail: kms130766@mail.ru

Баулина Мария Евгеньевна - кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация; WoS ResearcherID: V-6741-2018; Scopus Author ID: 57205224427; SPIN-код РИНЦ: 3460-0228; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4024-6489; e-mail: psycho-sovet@mail.ru

Скворцов Анатолий Анатольевич - кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация; WoS ResearcherID: H-4823-2015; Scopus Author ID: 21735514900; SPIN-код РИНЦ: 6368-2850; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0471-4217; e-mail: skwortsow@mail.ru

Наталия А. Варако, Виктория А. Пропустина, Георгий К. Степанов... Вадим Д. Даминов Зрительно-пространственный поиск в задачах с вербальными и невербальными стимулами у пациентов с

синдромом неглекта российский психологический журнал, 20(4), 2023 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Васильева Светлана Алексеевна - медицинский психолог, клиника медицинской реабилитации Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Российская Федерация; ORCID ID: https://orcid.orq/0009-0000-4921-1552; e-mail: elgranjefe@yandex.ru Даминов Вадим Дамирович - доктор медицинских наук, профессор, руководитель клиники медицинской реабилитации, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и восстановительного лечения Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 849301; SPIN-код РИНЦ: 3678-5175; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7141-60152; e-mail: daminov07@mail.ru

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.