ЗООНОЗЫ
(ИНВАЗИОННЫЕ) ДИКИХ
МЛЕКОПИТАЮЩИХ
БЕЛАРУСИ
В.Ф. Литвинов, А.В. Литвинов, О.Л. Бузо
Белорусский государственный технологический университет, Минск.
E-mail: [email protected]
ZOONOSES (INVASIVE)
OF WILD MAMMALS OF BELARUS
V.F. Litvinov, A. V. Litvinov, O.L. Buzo
Byelorussian State University of Technology, Minsk, Belarus.
On the basis of many-year investigations of wild mammals the data on spreading of the main zoonoses in the territory of Belarus are given.
Паразитарные болезни диких животных, имеющие медико-санитарное значение для населения Беларуси, представлены в основном гель-минтозами и протозоозами. В этиологии паразитозов человека значение имеют более 30 видов гельминтов и 5 видов простейших. Нашими методиками полных и частичных гельминтологических вскрытий, копроско-пическими, гистологическими, компрессорным перевариванием мышечной ткани в искусственном желудочном соке реакции кольцепреципитации (РКП) и другими способами изучено 246767 объектов млекопитающих и промежуточных хозяев паразитов (моллюски, дождевые черви и т.д.).
В Беларуси учтено 563 вида гельминтов позвоночных (Меркушева, Бобкова, 1981). Дикие копытные инвазированы гельминтами на 93.2%. Так, по данным на конец 2000 г., на территории Беларуси выделено у зубра 40 видов гельминтов (7 трематод, 3 цестод и 30 нематод); у лося
- 35 (6 трематод, 4 цестод и 25 нематод); у косули - 42 (трематод 7, цестод 4, нематод 31); у благородного оленя - 35 (7 трематод, 2 цестод и 26 нематод).
Климат Беларуси умеренный, с повышенной влажностью. Причем до 39% их годовой нормы приходится на летние месяцы. В этот же период регистрируется и максимум абсолютных температур. При таком обилии влаги и тепла создаются благоприятные условия для созревания в природе яиц и личинок паразитических червей (гельминтов), которые поражают животных, в том числе и охотничье-про-мысловых. Гельминтозы особенно опасны в условиях большой плотности копытных на ограниченных территориях. Наибольший вред приносят трематоды. У диких копытных Беларуси: зубр, лось, олень, косуля, кабан зарегистрировано 7 видов трематод.
Фасциолёз - трематодозное заболевание, вызываемое сосальщиками Fasciola hepatica. Дефинитивными хозяевами являются дикие и домашние млекопитающие и человек. В прошлом заболевание людей считалось редкостью. Впервые обнаружено Е.Н. Павловским в Баку в 1923 году. Затем постмортально фасциолёз человека был установлен как распространённое заболевание в некоторых регионах, однако в целом фасциолёз человека менее изучен по сравнению с дикими и домашними животными. Промежуточными хозяевами печёночной двуустки являются пресноводные моллюски. В Беларуси ими в основном являются два вида: малый прудовик (Gastra truncatula Mull.) и прудовик болотный (G. palustris Mull.). Первый - обитатель мелких пересыхающих водоёмов (луж, мочажин, мелиоративных каналов и ям), второй - непересыхающих водоёмов (прудов, озёр, рек, болот, каналов). В незначительном количестве могут инвазировать-ся и другие моллюски. Природная очаговость фасциолёза диких жвачных в Беларуси детально изучена в Беловежской Пуще и Березинском заповеднике, где формируются смешанные природные очаги, в которых дикие копытные выполняют функцию рассеивания инвазии на значительных территориях.
Фасциола, или печёночный сосальщик, выявлена у зубра в Беловежской пуще и Березинском заповеднике, а также у оленя, косули, кабана. Все обследованные зубры в возрасте старше 2 лет оказались поражённые этой трематодой. У оленя и косули фасциолы встречаются соответственно в 31.3% и 9.9% случаях при интенсивности инвазии 10-200 экземпляров. У кабана фасциолы, как правило, отмечаются в единичных экземплярах, экстенсивность инвазии в отдельные годы достигает до 10.1%. Кроме диких копытных трематоды поражают до 90% домашних жвачных, а также других диких животных: зайцев (9.1%), бобров (10.1%), выдр (4.0%). Всего известно около 30 видов животных, у которых могут паразитировать фасциолы.
Описторхоз - заболевание человека и диких хищников, вызываемое паразитированием в желчных протоках печени, желчном пузыре, поджелудочной железе половозрелых особей кошачьей двуустки Opistorchis felincus (Rivolta). Этот паразит имеет не одного, а двух промежуточных хозяев. Первыми промежуточными хозяевами являются моллюски рода Bithynia, вторыми - различные рыбы семейства карповых. Заражение дефинитивных хозяев, диких млекопитающих и человека происходит при поедании сырой термически недостаточно обработанной рыбы.
За период с 1969 по 1985 гг. в Беларуси зарегистрирован 81 случай заболеваний описторхозом человека. К настоящему периоду доказана циркуляция возбудителя практически на всей территории Беларуси (Са-
Международная конференция
Пищевые ресурсы дикой природы и экологическая безопасность населения
вицкий и др., 2002). В Беларуси учтены O.felincus у 8 видов рыб семейства карповых. Дефинитивными хозяевами являются 8 видов диких и 2 вида домашних (собака, кошка) хищников. Экстенсивность инвазии у волка - 3.9%, лисицы - 4.6, енотовидной собаки - 5.0, ласки - 6.7, черного хоря
- 5.0, американской норки - 4.0, выдры - 8.0 и бобра - 10.0%, зарегистрирована единично у кабана, ондатры (Шималова В.В. и Шималова, 1998). В населённых пунктах по руслам рек Припять и Смердь степень осеменён-ности почвы яйцами описторхов составляет от 0.6 до 0.8 яйца на 1 кг почвы. В центре очага, на Днепре (Стре-шин), этот показатель в особо загрязнённых человеком местах достигает 323 яйца на 1 кг почвы.
Дифилоботриоз - гельминтоз, вызываемый паразитированием в верхних отделах тонких кишок человека половозрелых особей лен-теца широкого (Diphyllobotrium latum L.). Дефинитивными хозяевами являются дикие животные: волк, лисица, енотовидная собака, бурый медведь, куница лесная, барсук, выдра, кабан. Первыми промежуточными хозяевами D.latum являются веслоногие ракообразные. Вторыми - многие виды пресноводных рыб, в тканях которых паразитируют личинки (плероцеркоиды) паразита. Человек и дикие животные заражаются при поедании сырой рыбы. Максимумы заболеваемости отмечены в 1966 и 1968 гг. (44 и 56 случаев, соответственно). В районе изученных национальных парков за период с 1960 по 2001 гг. выявлено 13 больных дифилоботри-озом.
Эхинококкоз - широко распространённое цестодозное заболевание, вызываемое цестодой Echinococcus granilosus, которая поражает многие виды животных и человека. Личинки эхинококко-за выявлены у лосей (10.3%) и кабанов (15.4%). Благородные олени оказались свободными от этой инвазии. У всех обследованных диких хищников половозрелая форма паразитов не выявлена. У 14 из 65 (24.5%) домашних собак, добытых в населенных пунктах вблизи заповедника и обследованных методом полных гельминтологических, вскрытий выявлены половозрелые эхинококки. Интенсивность инвазии составила180-6247 экз.
Высокая степень заражённости основных видов диких копытных (лось, кабан) эхинококкозом в значительной степени способствует зара-
жению охотничьих собак, так как охотники при разделке туш добытых животных часто скармливают поражённые органы собакам или выбрасывают их без соответствующей утилизации. Этим же путём иногда заражаются и бродячие собаки. В последующем собаки сами становятся источником заражения сельскохозяйственных животных и человека. Особенно опасны они для охотников и членов их семей. Проведение мероприятий среди домашних собак позволило сократить экстенсивность инвазии эхинококкоза в регионе в 3-5 раз.
Кроме дифиллоботриоза, эхинококкоза регистрируются церкари-озы, споргоноз, токсакороз и др.
Трихинеллёз - пероральный природноочаговый гельминтоз, характеризующийся многообразием клинических проявлений. Возбудители - мелкие круглые черви из рода Trichinella. Описано 4 представителя этого рода: Trichinella spiralis (Owen), T.nativa (Britov et Boev.), T.nelsoni (Britov et Boev), T.pseudospiralis (Garkavi).
В Беларуси неоднократно регистрировались эпизоотические случаи трихинеллёза не только у свиней, но и у других видов животных, а также у человека. За последние годы экстенсивность инвазии среди 23 видов млекопитающих была следующая: в природных биоценозах
- 9.8% от общего числа видов млекопитающих, а в синантропных -2.5%. Среди крупных хищников трихинеллоносительство установлено у 32.9%, у домашних плотоядных - 5.6%. Отмечено снижение экстенсивности этой инвазии в 47 раз у свиней на мясокомбинатах (с 0.06 % в 1966 г. до 0.0013 % в 1979 г.) (Богуш, 1981). Ряд исследователей считает, что в республике основным источником инвазирования свиней трихинеллёзом являлись отбросы подворного убоя свиней, пищевые отходы, тушки и трупы диких хищных животных, кошек, собак, грызунов и в некоторых случаях - пушных зверей. Последняя группа представляет определённый интерес, так как имеются данные о незначительном инвазировании этих животных (Виксне, 1963).
В результате многолетних исследований на заповедной территории у волков, лисиц и енотовидных собак трихинеллёзная инвазия в некоторые годы достигла 50%, у кошек - 23%. В течение 1981-1997 гг. в Беларуси зарегистрировано 97 вспышек трихинеллёза, во время которых заболело 1119 человек. Практически ежегодно выявляются заражённые трихинеллёзом дикие кабаны (в 2000 г. - 7 случаев, в 2001 г. - 5) и групповые вспышки заражения людей от них. Звероводство как отрасль общего животноводства начало развиваться около 60 лет назад, и вопрос трансформации трихинелл пушным зверям и наоборот имеет свою особенность. В республике в 1978 г. Белорусским научно-исследовательским институтом экспериментальной ветеринарии и Лабораторией зоологии и паразитологии Березинского заповедника были проведены выборочные исследования на трихинеллёз (320 проб) клеточных пушных зверей. Личинок трихинелл у них не было обнаружено, лишь в двух случаях у норок выделяли метацеркарии трематоды Alaria alata.
Более широкие исследования пушных зверей на трихинеллёз начались после того, как в январе 1981г. на мясокомбинате при убое 708 свиней, доставленных из одного из колхозов, в мышечной ткани 566 тушах были обнаружены личинки трихинелл. Все туши были уничтожены, после чего начались поиски этого источника трихинеллёза. Специалисты пришли к выводу, что источниками распространения трихинеллёза явились тушки пушных зверей, поскольку ими в колхозе кормили свиней. Главное управление ветеринарии страны указало на серьёзные нарушения ветеринарно-санитарных правил при заготовке, реализации и скармливании кормов животного происхождения и запретило продажу тушек пушных зверей хозяйствам. а также обязало перерабатывать их на мясокостную муку. Установившиеся традиции и производственная необходимость в районе вызвали нарушение некоторых положений. Пищевые отходы и тушки зверей завозили в сыром виде без ветеринарных документов, их помещали в металлический не закрывающийся ящик, расположенный около свинарника-откормочника. Тушки и отходы в ящике до варки иногда находились 2 и более суток. Тушки измельчались, фарш поступал в котлы, которые нередко выходили из строя. В рацион кормления откормочной группы свиней входило 2 кг концентратов и 5 кг пищевых отходов, а с ноября 1980 г. - по 0.2 кг мяса тушек пушных зверей. Заболевание трихинеллёзом возникло только в сарае, где находились
ЛИТЕРАТУРА
Горегляд X. С., Литвинов В. Ф.. Карасёв Н.Ф. 1976. Дикие животные - резервуар трихинеллёза инвазии // Биол. основы освоения и реконструкции и охраны животного мира Беларуси (4 зоол. конф. БССР). - Минск. С.223-224.
Литвинов В.Ф. 1982. Эхинококкоз диких млекопитающих // Тез. докл. на-учно-произв. респ. конф. «Современные проблемы профилактики и лечения зоонозных заболеваний». - Гродно. С.11-12.
Литвинов В.Ф. 1984. Некоторые вопросы эпизоотологии эхинококкоза животных в условиях заповедников // Па-разитоценозы диких и домашних млекопитающих Белоруссии (матер. докл. респ. конф. по паразитоценозам диких и домашних млекопитающих, 27-28 мая 1982 г.). - Минск: Ураджай. С.60-62.
Литвинов В.Ф. 2001. Паразитоцено-зы млекопитающих и управление ими в естественных и антропогенных условиях // Труды БГТУ. Сер. лесн. хоз-ва, Вып. 9. С.59-64.
Литвинов В.Ф., Бузо О.Л. 2004. Гельминтологическая оценка лесоохотничьих угодий Белорусского Поозерья // Современные проблемы медицинской ветеринарной паразитологии. Труды 9 Межд. науч. конференции, посвящ. 125-летию со дня рожд. акад. К.И. Скрябина и 70-летию кафедры мед. биологии и генетики Витебского гос. университета. - Витебск. С.50-55.
Литвинов В.Ф., Гайдученок Ф.М. 1989. Болезни диких копытных, опасные для человека и животных // Экология, морфология, использование и охрана диких животных. Тез. докл. 3 Всес. совещания. Часть 2. М. С.299-300.
Литвинов В.Ф., Горегляд Х.С. 1976. Трихинеллёз млекопитающих Белоруссии // Матер. докл. к 2-й Всес. конф. по проблемам трихинеллёза человека и животных. - Вильнюс. С.38-43.
Литвинов В.Ф., Карасёв Н.Ф. 1977. Эхинококкоз животных Березинского заповедника // Заповедники Беларуси. Вып. 1. - Минск: Ураджай. С. 134-136.
ЛитвиновВ.Ф., Н.Ф. Карасёв, Пень-кевич В.А. 2002. Болезни диких животных. Учебное пособие. - Минск: БГТУ. 310 с.
Савицкий Б.П., Цвирко Л.С., Мишае-ва Н.П. 2002. Природные очаги болезней человека в национальных парках Беларуси. - Минск: Бел изд. товарищество «Хата». 328 с.
свиньи, поставленные на откорм и получавшие животные корма. В отношении источника инвазии возникли дискуссии, поскольку в рацион свиньям входили пищевые отходы от населения города, общественных пунктов питания с одной стороны и с другой - тушки норок, песцов и лисиц.
В осенне-зимний период 1981 г. в этом зверосовхозе было забито 90 тыс. норок, часть из них была реализована населению (которое использовало тушки в корм свиньям) и еще двум хозяйствам, но ни в частном секторе, ни в этих двух хозяйствах трихинеллёз не был выявлен. Проводилась прижизненная диагностика трихинеллёза у песцов (200 голов) методом реакции кольцеприципитации. Положительно реагирующих также не выявлено. В течение 1981-1983 г. исследовано: 60892 норки (инвазированных - 0), 1184 лисицы (1), 4505 песцов (1), 466 свиней (0) и 78 кошек (11). Настораживает значительное распространение трихинеллёза среди кошек - в среднем у 14% особей. Более реальный, на наш взгляд, уровень инвазированности был выявлен в 1983 г. (27.7%), поскольку в 1981 г. исследовалась лишь диафрагма, а, как известно, у кошачьих личинки трихинелл наиболее склонны к концентрации в языке. Кошки на территории звероферм постоянно уничтожаются. В.А. Бритов (1982) считает, что основным звеном в эпизоотической цепи трихинеллёза в синантропных очагах являются свиньи. Продукты их убоя - основные источники заражения свиней, собак, кошек, грызунов и человека.
Протозоонозы - заболевания, вызываемые простейшими. Среди патогенных для человека представителей животного мира очень важное место занимают одноклеточные простейшие. В Беларуси имеется несколько протозойных заболеваний, опасных для человека. Возбудитель токсоплазмоза - Toxoplasma gondii (Nicolle et Manceaux,1909). Жизненный цикл был расшифрован в 1970 г. Эти паразиты - внутриклеточные, для них характерно чередование двух способов размножения (полового и бесполого), с соответствующей сменой хозяев. Дефинитивными хозяевами являются все кошачьи. Промежуточными хозяевами могут быть практически все млекопитающие, включая и человека, и птиц. От 60 до 90% людей в различных регионах имеют антитела к этому заболеванию. Патогенез этой инфекции очень разнообразен. Люди заражаются ооцистами, либо брадизоитами при употреблении термически недостаточно обработанного мяса или при контакте. Токсоплазмы обнаружены у 323 видов млекопитающих.
Криптоспоридиоз - заболевание, вызываемое внутриклеточным паразитом Cryptosporidium parwum; для кокцидиобразных типа споровиков описано порядка 20 видов паразитических простейших (Levine, 1984), паразитирующих у позвоночных различных классов. Вспышки заболеваний человека, как правило, связаны либо с заражением от животных и продуктов их жизнедеятельности, либо с содержанием ооцист криптоспоридий в питьевой воде. В Беларуси распространение криптоспоридиоза среди людей начали изучать в 19931995 гг. казывает, что криптоспоридии являются этиологическим агентом диареи у людей, особенно в детском возрасте. В Беларуси нет сведений о носительстве криптоспоридий дикими животными, однако в Европейской части России в качестве носителей Ю.А. Дубровский с соавторами (1999) указали 26 видов млекопитающих, почти все из которых также обитают на территории Беларуси. По их мнению, криптоспоридиоз можно включить в число природноочаговых зоонозов с некоторыми особенностями (высокая заражённость среди видов диких млекопитающих - 25% и выше, космополитное распространение возбудителя в естественных экосистемах и высокая заражённость населения, домашних и диких животных, а также гумидных природных зон). Заражённость диких млекопитающих такова: лось -37.8%, косуля - 14.7%, кабан - 58.3%, медведь - 93.7%, заяц-беляк -51.2%, полевая мышь - 72.7%, домовая мышь - 50.0%, полевка-экономка - 35.1%. Таким образом, носители этой инвазии - животные. Загрязненная ими вода и почва - источники массовых заболеваний диарейного характера у людей.
Международная конференция