Научная статья на тему 'Зооморфные метафоры как элемент художественного пространства англо-американского академического романа 1950-х гг. На материале "наставников" Ч. П. Сноу и "картинок из заведения" Рэндалла Джаррелла'

Зооморфные метафоры как элемент художественного пространства англо-американского академического романа 1950-х гг. На материале "наставников" Ч. П. Сноу и "картинок из заведения" Рэндалла Джаррелла Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACADEMIC NOVEL OF 1960S / ZOOMORPHIC METAPHORS / SPACE IN FICTION / C.P. SNOW / R. JARRELL / D. LODGE / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РОМАН 1960-Х ГГ / ЗООМОРФНЫЕ МЕТАФОРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / Р. ДЖАРРЕЛЛ / Ч.П. СНОУ / Д. ЛОДЖ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ким Ю.В.

Статья посвящена вопросам поэтики пространства англо-американского академического романа 1950-х гг. на материале ранних образцов жанра: «Наставники» Ч.П. Сноу и «Картинки из заведения» Р. Джаррелла. Рассмотрев специфику репрезентации академического пространства через зооморфные метафоры «улей» и «змеиное гнездо», автор выделяет ключевые топические черты, которые можно назвать жанрообразующие. Художественные особенности пространства академического романа, наблюдаемые в романах 1950-х гг., таким образом, становятся жанровыми константами, которые присутствуют на всем протяжении развития жанра. Автор делает вывод о том, что зооморфные метафоры являются удобным способом транслировать топические свойства университета. Скученность, синхронность, теснота, инаковость и отграниченность от внешнего мира парадоксальным образом сочетаются с исключительной экспансивностью и способностью преобразовывать окружающую реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZOOMORPHIC METAPHORS AS AN ELEMENT OF SPATIAL POETICS IN ANGLO-AMERICAN ACADEMIC NOVEL OF THE 1950S: C.P. SNOW'S THE MASTERS AND RANDALL JARRELL'S PICTURES FROM AN INSTITUTION: A COMEDY

In the paper the researcher considers zoomorphic metaphors as an essential tool of representing fictional properties of university in early Anglo-American academic novel. Both The Masters by C.P. Snow and Pictures of an Institution: A Comedy by Randall Jarrell employ concepts of animal community hive and snake nest respectively to transmit essential features of spatial poetics of both narratives. These features are tracked down as the genre emerges and therefore can be determined as constitutive. The author concludes that the zoomorphic metaphors are a convenient way to translate topical property of the university. Overcrowding, synchronicity, cramped, alterity and bordering oneself from the outside world paradoxically combined with exclusive expansion and ability to transform reality.

Текст научной работы на тему «Зооморфные метафоры как элемент художественного пространства англо-американского академического романа 1950-х гг. На материале "наставников" Ч. П. Сноу и "картинок из заведения" Рэндалла Джаррелла»

References

1. Sepir U. Izbrannye raboty po yazykoznaniyu i kul'turologii. Moskva, 1993.

2. Kubachinsko-russkj slovar'. Moskva, 2018.

3. Musaev M-S.M. Leksika darginskogo yazyka. Mahachkala, 1978.

4. Chikobava A.S. Issledovanie gorskih kavkazskih yazykov i nashizadachi. Iz lYalMK, t. XII. Tbilisi, 1942.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

УДК 82

Kim Yu.V., postgraduate, Dept. of Contemporary European and American Literature, Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences

(Moscow, Russia), E-mail: yulia2808@gmail.com

ZOOMORPHIC METAPHORS AS AN ELEMENT OF SPATIAL POETICS IN ANGLO-AMERICAN ACADEMIC NOVEL OF THE 1960S: C.P. SNOW'S THE MASTERS AND RANDALL JARRELL'S PICTURES FROM AN INSTITUTION: A COMEDY. In the paper the researcher considers zoomorphic metaphors as an essential tool of representing fictional properties of university in early Anglo-American academic novel. Both The Masters by C.P. Snow and Pictures of an Institution: A Comedy by Randall Jarrell employ concepts of animal community - hive and snake nest respectively - to transmit essential features of spatial poetics of both narratives. These features are tracked down as the genre emerges and therefore can be determined as constitutive. The author concludes that the zoomorphic metaphors are a convenient way to translate topical property of the university. Overcrowding, synchronicity, cramped, alterity and bordering oneself from the outside world paradoxically combined with exclusive expansion and ability to transform reality.

Key words: Academic novel of 1960s, zoomorphic metaphors, space in fiction, C.P. Snow, R. Jarrell, D. Lodge.

Ю.В. Ким, аспирант, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, отдел литератур Европы и Америки Новейшего времени, г. Москва,

E-mail: yulia2808@gmail.com

ЗООМОРФНЫЕ МЕТАФОРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА АНГЛО-АМЕРИКАНСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РОМАНА 1950-Х ГГ. НА МАТЕРИАЛЕ «НАСТАВНИКОВ» Ч.П. СНОУ И «КАРТИНОК ИЗ ЗАВЕДЕНИЯ» РЭНДАЛЛА ДЖАРРЕЛЛА

Статья посвящена вопросам поэтики пространства англо-американского академического романа 1950-х гг. на материале ранних образцов жанра: «Наставники» Ч.П. Сноу и «Картинки из заведения» Р Джаррелла. Рассмотрев специфику репрезентации академического пространства через зооморфные метафоры - «улей» и «змеиное гнездо», автор выделяет ключевые топические черты, которые можно назвать жанрообразующие. Художественные особенности пространства академического романа, наблюдаемые в романах 1950-х гг., таким образом, становятся жанровыми константами, которые присутствуют на всем протяжении развития жанра. Автор делает вывод о том, что зооморфные метафоры являются удобным способом транслировать топические свойства университета. Скученность, синхронность, теснота, инаковость и отграниченность от внешнего мира парадоксальным образом сочетаются с исключительной экспансивностью и способностью преобразовывать окружающую реальность.

Ключевые слова: Академический роман 1960-х гг., зооморфные метафоры, художественное пространство, Р. Джаррелл, Ч.П. Сноу, Д. Лодж.

Академический роман как поджанр современной метафикциональной прозы возник в англо-американской литературе в середине прошлого века. Являясь своеобразной модификацией производственного романа, поджанр освещает коллективную трудовую жизнь ученых или преподавателей. Как и в производственных романах, главный герой академического романа - профессионал, выполняющий определенную рабочую функцию и производственную задачу в коллективе. Н.Л. Лейдерман, например, определяет жанр производственного романа как «жанр, в котором человек рассматривается, прежде всего, в свете его рабочих функций» [1, c. 30]. Действительно, невозможно представить себе академический роман без таких «функциональных» персонажей, как ректор, декан, доцент, преподаватель и т. д. Исследователи Андерсон и Телин предположили, что «романы о колледже могут быть использованы как инструмент для понимания того, как изображать определенную профессию или дисциплину» [2, c. 110]. Несомненно, именно закрытая корпоративная культура Кембриджа с четко выверенной иерархией позволила Ч.П. Сноу поместить своего герои Льюиса Элиота в элитарную университетскую среду в первом академическом романе «Наставники». Очевидно, что британский писатель следовал методу производственного романа, выбирая те или иные декорации для цикла «Чужие и братья» (Strangers and Brothers, 1947-1970). Помимо профессорской среды, Сноу исследовал мир финансистов («Совесть богачей» (1958)) и политиков («Коридоры власти» (1964)). Профессиональное научное сообщество «Наставников» напоминает коллектив завода или больницы тем, что и здесь, и там перед нами - большая группа людей, собранных в одном месте и занимающихся общим делом. Коллективная работа и совместная жизнь в тесном сплоченном коллективе напоминает слаженную работу пчел в улье, где каждый выполняет строго отведенную ему функцию. «Колледж превращается в улей (hive)» [3, p. 20], как говорит об университете персонаж романа профессор Винслоу накануне второго семестра. Слово «улей» в данной цитате - контекстный синоним слова «сообщество» - представляет собой зооморфную метафору академии как тесного, закрытого и даже враждебного внешнему миру пространства, в котором обитают полезные человечеству существа (пчелы). Английские идиомы, связанные со словом «пчела», большей частью отсылают к занятости и трудолюбию (to be busy as a bee); улей коннотирует сплоченность и синхронность. Слово «улей» в данной цитате - контекстный синоним слова «сообщество» - представляет собой зооморфную метафору академии как тесного, закрытого и даже враждебного внешнему миру про-

странства, в котором обитают полезные человечеству существа (пчелы). Английские идиомы, связанные со словом «пчела», большей частью отсылают к занятости и трудолюбию (to be busy as a bee); улей коннотирует сплоченность и синхронность.

Если в «Наставниках» академический мир понимается как коллектив деятельных и трудолюбивых преподавателей-пчел, в единственном романе «Картинки из заведения» (Pictures from an Institution: A Comedy, 1954) американского поэта и критика Рэндалла Джаррелла изображение педагогического состава женского колледжа Бентон реализуется через принципиально иную зооморфную метафору - змеиное гнездо. Змеи, как и пчелы, ядовиты и живут скученно (в гнезде), не подпуская к себе чужаков. При этом змея символизирует мудрость, философию и науку. Однако в отличие от пчелиного улья, змеиное гнездо - это ироничное и даже презрительное название общества, члены которого враждебны друг к другу. Метафора коллектива колледжа как змеиного гнезда в романе вводится опосредованно. Змеиные гнезда рисует, лепит и вырезает маленький мальчик Дерек, ребенок из академической среды, сын ректора женского колледжа Бентон.

«В детском саду дети рисовали, лепили и вырезали; и Дерек отличался от других с самого начала только одним - он рисовал, лепил и вырезал змеиные гнезда. К концу года он значительно преуспел (had improved a great deal): змеи на его рисунках уменьшились в размерах и переместились на левый край изображения, к ногам крупно изображенного мальчика; он лепил коров и медведей, пусть их ногами и были змеи; а еще он склеивал вырезанных змей и мастерил из них картонные цепочки» [4, pp. 20 - 21].

По замечанию рассказчика, мальчик отличается от других детей. Асоциаль-ность ребенка из академической среды подчеркивается, например, тем, что он не говорит, а рычит: «Дерек действительно рычал на вас - у него был великолепный рык, удивительно глубокий рык для такого маленького ребенка - и если у вас было сердце, а не камень, вы рычали в ответ» [4, p. 19]. Язык, который мальчик унаследовал от преподавателей колледжа, как будто чужд обычной человеческой речи. Рычание вместо человеческой речи метафорически выражает инаковость ребенка как представителя академической среды. Знаком его постепенной социализации становится смещение змей из центра изображения на поля рисунка к концу учебного года, что подчеркивается одобрительным замечанием рассказчика: «значительно преуспел». Женский колледж, который метафорически представляет собой змеиный клубок, постепенно уменьшается, смещается

на периферию, что, парадоксальным образом, только подчеркивает его тесноту и инаковость.

Дерек не единственный ребенок из романа Джаррелла, рисующий змей. Джон Уиттэкер, чьи родители преподают в Бентоне, по замечанию рассказчика, «создавал не больше проблем, чем "Полевая книга северо-американских змей"» [4, p. 55]. Дерек и Джон не связаны родственными узами, однако схожи друг с другом. Джон, как и Дерек, отличается от других детей. Как и в случае с рисунками Джона, змеи соседствуют на изображениях с фигурой мальчика. Дети как бы рисуют самих себя окруженными змеями. Эпитет «переживший» насмешливо указывает на непосильные обычному человеку испытания, которые накладывает жизнь в академическом мире. Соседство этого глагола со словосочетанием «ранние матриархальные культуры» - ироничная отсылка к Бентону как женскому колледжу. Казалось бы, боковой сюжет детских рисунков получает повышенную символическую значимость. Мальчики Дерек и Джон подсознательно чувствуют инаковость, тесноту, гендерные противоречия и враждебность академического мира. На первый взгляд, зооморфная метафора змеиного гнезда имеет лишь опосредованное отношение к университету; змеиные гнезда рисует в детском саду ребенок, который сам связан с академией исключительно через принадлежность к семье ученых. В действительности же она становится своеобразной макрометафорой романа. С одной стороны, змеиное гнездо - причудливое выражение детского бессознательного, автоматическое письмо, с другой - своего рода mise en abime, метафорическое удвоение университета. Змеи не только являются предметом

Библиографический список

изображения, они обладают свойством видоизменять другие объекты: у коров и медведей неожиданно вырастают змеи вместо ног Мы наблюдаем экспансию академического пространства, его метафорическое замещение, перенос и проекцию на иные, казалось бы, далекие от него сферы: университет / детский сад, мудрость / невинность.

Таким образом, зооморфные метафоры являются удобным способом транслировать топические свойства университета. Скученность, синхронность, теснота, инаковость и отграниченность от внешнего мира парадоксальным образом сочетаются с исключительной экспансивностью и способностью преобразовывать окружающую реальность. Уже в первых академических романах реализуется принципиально новая роль университета в литературе как микромодели мира. Эта тенденция прослеживается и в 1960-х гг в романе Джона Барта «Козло-юноша Джайлс» (Giles Goat-Boy, 1966). Как видно уже из названия, зооморфные метафоры, заявленные в первых образцах жанра как пространственные образы, останутся по-прежнему актуальными для более зрелого академического романа, в котором университет изображен своего рода мультикультуральной всемирной корпорацией. Впоследствии этот тренд найдет свое воплощение, например, в романах Ричарда Фарины «Если очень долго падать, можно вырваться вверх» (Been Down So Long It Looks Like Up to Me, 1966) и в романах Дэвида Лоджа «Мир Тесен» (Small World, 1984) и «Хорошая работа» (Nice Work, 1988). Замкнутость университета сохранит культурно-этическое измерение и одновременно станет своего рода обратной стороной предельной экспансии, распространяясь на весь земной шар.

1. Лейдерман Н.Л. Русская литература XX века: 1917 - 1920-e годы. Т. Кн. 1. Москва: Академия, 2012.

2. Anderson Ch.K., Thelin J.R. Campus Life Revealed: Tracking Down the Rich Resources of American Collegiate Fiction. The Journal of Higher Education. 2009. Vol. 80; № 1.

3. Snow C.P. The Masters. House of Stratus, 2000.

4. Jarrell Randall. Pictures from an Institution: A Comedy. Chicago: The University of Chicago Press, 2010. References

1. Lejderman N.L. Russkaya literatura XX veka: 1917 - 1920-e gody. T. Kn. 1. Moskva: Akademiya, 2012.

2. Anderson Sh.K., Thelin J.R. Campus Life Revealed: Tracking Down the Rich Resources of American Collegiate Fiction. The Journal of Higher Education. 2009. Vol. 80; № 1.

3. Snow C.P. The Masters. House of Stratus, 2000.

4. Jarrell Randall. Pictures from an Institution: A Comedy. Chicago: The University of Chicago Press, 2010.

Статья поступила в редакцию 19.12.18

УДК 82.091

Kosheleva A.L., Doctor of Sciences (Philology), Professor of Russian language and Literature Faculty, Khakass State University n.a. N.F. Katanov,

Head of Literature Department, Khakass Research Institute of Language, Literature and History (Abakan, Russia), E-mail: khaknaukal@mail.ru

HISTORIOSOPHY AND ETHNIC WORLD IN EPIC ROMANTIC POEMS OF KHAKASS WRITERS M. KILCHICHAKOV AND M. BAINOV. The article examines the content and aesthetic originality of interpretation of art historicism, representation of the ethnic world in epic romantic poems of the Khakass writers M. Kilchichakov and M. Bainov. Famous national writers are seeking to write the personality into the coordinate system of historical and eventful, household and spiritual life of a person. The study area of art historicism, historiosophy of literature is different in the historiography. The subject of interests of art historicism is subjectively individualized, emotional understanding of history in its moral-epic, spiritual and aesthetic aspects. The conceptual triad: people, history, personality became central in poems of the classics of Khakass literature - «Alyp Pil Taraan» and «Revived stones» of M. Kilchichakov, «Thinking about the steppe», «Journey through time» of M. Bainov. The phenomenon of the Khakass national culture began works on the history of Khakassia by L.R. Kyzlasov, Ya.I. Sunchugashev, K.M. Potachakov, who had predetermined content historiosophy, creative works of the famous Khakass writers M.Ye. Kilchichakov and M. R. Bainov. Their heroic-dramatic and lyrical-epic poems are the ancient people's living, vivid history, which tells about their life, struggle for freedom and justice, and is the canon of revelations and rules, the Covenant of ancestors to descendants, orientation for the ability to better understand the present and assume the future. Both writers, each of them in their own way, artistically realized the heroic history of their people, their spiritual culture, psychology and ontology in their poems.

Key words: historiosophy, poem, interpretation, tradition, ethnic world, hyperbole, typical places, individual style, author.

А.Л. Кошелева, д-р фил. наук, проф. каф. русского языка и литературы, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова», зав. сектором литературы ГБНИУ Республики Хакасия «Хакасский научно-исследовательский институт языка,

литературы и истории», г. Абакан, E-mail: khaknaukal@mail.ru

ИСТОРИОСОФИЯ И ЭТНОМИР В ЭПИЧЕСКИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПОЭМАХ ХАКАССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ М. КИЛЬЧИЧАКОВА И М. БАИНОВА

В статье исследуется содержательное и эстетическое своеобразие интерпретации художественного историзма, репрезентации этномира в эпических романтических поэмах хакасских писателей М. Кильчичакова и М. Баинова. Известные национальные писатели стремятся вписать в систему координат историко-событийной, хозяйственно-бытовой и духовной жизни нации одухотворенную личность. Сфера исследования художественного историзма, историософии литературы, иная, чем в историографии. Предмет интересов художественного историзма - субъективно - индивидуализированное, эмоциональное прочтение истории в ее нравственно-эпическом, духовном и эстетическом аспектах. Концептуальная трида: народ, история, личность - стала центральной в поэмах классиков хакасской литературы - «Алып Пиль Тараан» и «Ожившие камни» М. Кильчичакова, «Дума о степи», «Путешествие во времени» М. Баинова.

Ключевые слова: историософия, поэма, интерпретация, традиция, этномир, гипербола, типические места, идиостиль, автор.

Историософия литературы - это своеобразная трансформация истории, ее проявлений, понятий, категорий в литературный процесс, это явление, когда тот или иной народ наряду с научной историографией создает историографию в

идеях и образах художественной литературы. В этом отношении, можно предполагать, исходной является эстетическая теория Гегеля, где искусство рассматривается в качестве одного из проявлений сущности общественной жизни и одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.