Научная статья на тему 'Зоны воздействия антироссийских санкций'

Зоны воздействия антироссийских санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / внешняя торговля / эмиграция / демографическая ситуация / движение капитала / антироссийские санкции / государство-противник / Russian Federation / foreign trade / emigration / demographic situation / capital movement / anti-Russian sanctions / adversary state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Владимирович Казанцев

В данной статье рассмотрены четыре происходящие в современном российском обществе процесса, ослабляющие Российскую Федерацию: уменьшение доходов от внешней торговли, «утечка умов», депопуляция, отток капитала. Даны их качественные и количественные характеристики, названы внутренние и внешние факторы, способствующие развитию этих процессов. Отмечено, что на сохранение таких негативных явлений и расширение масштабов их нежелательных для российской экономики и общества последствий нацелены наложенные на Российскую Федерацию многочисленные ограничения, запреты и санкции. В работе представлены результаты авторского исследования обоснованности выбора недружественными по отношению к России государствами вышеназванных процессов в качестве объектов санкционного воздействия на Российскую Федерацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергей Владимирович Казанцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-Russian Sanctions Impact Areas

Four processes occurring within the country and weakening contemporary Russian society are considered in this paper. These processes include: the reduction in income from foreign trade, the “brain drain”, the depopulation and the capital outflow. Their qualitative and quantitative characteristics are presented; the internal and external factors that contribute to the development of these processes are identified. Numerous restrictions, prohibitions, and sanctions imposed on the Russian Federation aim to stimulate the development of these negative phenomena and expand the scale of their unwanted consequences on the Russian economy and society. The results of the author’s research on the validity of Russia’s adversaries’ choice of the aforementioned processes as objects of sanctions impact on the Russian Federation are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Зоны воздействия антироссийских санкций»

ЭКСПЕРТНЫЙ ДОКЛАД / EXPERT REPORT

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2220-6469-2024-18-1-27-44 УДК 338.1(045) JEL F5

(CC) ]

BY 4.0

Зоны воздействия антироссииских санкции

С.В. Казанцев

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН,

Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены четыре происходящие в современном российском обществе процесса, ослабляющие Российскую Федерацию: уменьшение доходов от внешней торговли, «утечка умов», депопуляция, отток капитала. Даны их качественные и количественные характеристики, названы внутренние и внешние факторы, способствующие развитию этих процессов. Отмечено, что на сохранение таких негативных явлений и расширение масштабов их нежелательных для российской экономики и общества последствий нацелены наложенные на Российскую Федерацию многочисленные ограничения, запреты и санкции. В работе представлены результаты авторского исследования обоснованности выбора недружественными по отношению к России государствами вышеназванных процессов в качестве объектов санкционного воздействия на Российскую Федерацию.

Ключевые слова: Российская Федерация; внешняя торговля; эмиграция; демографическая ситуация; движение капитала; антироссийские санкции; государство-противник

Для цитирования: Казанцев С.В. Зоны воздействия антироссийских санкций. Мир новой экономики. 2024;18(1):27-44. DOI: 10.26794/2220-6469-2024-18-1-27-44

ORIGINAL PAPER

Anti-Russian Sanctions Impact Areas

S.V. Kazantsev

Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,

Novosibirsk, Russia

ABSTRACT

Four processes occurring within the country and weakening contemporary Russian society are considered in this paper. These processes include: the reduction in income from foreign trade, the "brain drain", the depopulation and the capital outflow. Their qualitative and quantitative characteristics are presented; the internal and external factors that contribute to the development of these processes are identified. Numerous restrictions, prohibitions, and sanctions imposed on the Russian Federation aim to stimulate the development of these negative phenomena and expand the scale of their unwanted consequences on the Russian economy and society. The results of the author's research on the validity of Russia's adversaries' choice of the aforementioned processes as objects of sanctions impact on the Russian Federation are presented in this article.

Keywords: Russian Federation; foreign trade; emigration; demographic situation; capital movement; anti-Russian sanctions; adversary state

For citation: Kazantsev S.V. Anti-Russian sanctions impact areas. The World of New Economy. 2024;18(1):27-44. DOI: 10.26794/2220-6469-2024-18-1-27-44

© Казанцев С.В., 2024

ВВЕДЕНИЕ

Воздействуя на экономику Российской Федерации, недружественные по отношению к РФ государства преследуют следующие цели [1, с. 24-34]:

• ослабить, замедлить развитие, разрушить экономическую систему страны;

• лишить Россию возможности (или ограничить, затруднить) получения и использования ресурсов социально-экономического развития;

• устранить российских хозяйствующих субъектов с мировых товарных рынков, получить контроль над ними и (или) приобрести в собственность, заменить их собственными товаропроизводителями;

• завладеть богатством страны;

• превратить РФ в зависимую от них страну;

• защитить от российских конкурентов свои внутренние рынки и сегменты мирового рынка, занятые собственными хозяйствующими субъектами.

Выбирая средства достижения поставленных целей, они, как всякий умелый нападающий, изучают слабые места и уязвимые1 зоны противника. Так, США давно искали незащищенные и чувствительные к внешним воздействиям зоны в экономике СССР2. Этот поиск продолжается и в отношении Российской Федерации. Наглядным примером может служить опубликованный в 2019 г. доклад известной американской некоммерческой исследовательской организации RAND Corporation3 «Как перенапрячь Россию: конкуренция с выгодных позиций» [2], подготовленный для Министерства обороны США и его разведывательных и аналитических структур.

Изучая сильные и слабые стороны военной, политической, финансово-экономической мощи и демографии Российской Федерации, американские исследователи указывают на значительные риски военного противостояния с РФ и отмечают слабость российской экономики4. Чем слабее хозяйство страны, тем ей труднее поддерживать и раз-

1 Уязвимость объекта — (цели) степень возможного поражения объекта (цели) при воздействии на него различных средств противника. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ emergeney/3120/Уязвимость.

2 URL: https://archive.org/details/NSC 201-USObjectivesWithResp ectToRussia/NSC_20_1_book/

3 Внесена Минюстом России в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (№ 1618-р от 06.12.2023).

4 Там же.

вивать свой оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Следовательно, ухудшение положения дел в экономике с течением времени ослабит его. Поэтому, стараясь разрушить российскую экономику, недруги РФ рассчитывают понизить и ее военный потенциал.

Сотрудники RAND Corporation в указанном выше докладе отметили, что «экономические слабости России огромны, но парадоксальный результат режима санкций показывает, что слабости — это не то же самое, что уязвимости, которые Соединенные Штаты могут использовать в своих интересах» [2, p. 28], и назвали десять уязвимостей современной российской экономики:

1) ресурсно-сырьевая зависимость;

2) утечка человеческого капитала;

3) сокращение численности населения, трудовых ресурсов, численности лиц призывного возраста;

4) утечка финансового капитала;

5) неэффективное управление на разных уровнях жизнедеятельности общества;

6) технологическое отставание;

7) направление ресурсов на неверно выбранные цели и объекты, нецелевое и несвоевременное использование ресурсов;

8) погоня за достижением и удержанием статуса великой державы;

9) имущественное неравенство населения;

10) слабая защищенность от информационного воздействия.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 года в числе главных стратегических угроз национальной безопасности России в области экономики названы5:

• сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

• отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;

• незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала.

Ниже дана характеристика положения дел в четырех их десяти вышеназванных зон российской экономики: доходы от внешней торговли, «утечка умов», динамика численности населения и уход капитала из России. Статистической базой исследования послужили данные Федеральной службы

5 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19166 9/?ysclid=lucio834qz81581694

государственной статистики РФ (Росстата) и Мирового банка (World bank).

УМЕНЬШЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ (ПРЕЖДЕ ВСЕГО - РЕСУРСАМИ)

«Участвующая в международной торговле страна, прежде всего, развивает свои наиболее конкурентоспособные на внешних рынках сферы деятельности и расширяет импорт наименее выгодных во внутреннем производстве продуктов, технологий, знаний. Тем самым ее экономика и финансовая система закономерно становятся зависимыми от состояния внешней торговли. Чем больше экономика страны зависит от торговли с другими странами, тем болезненнее для нее может оказаться сокращение масштабов внешней торговли и уменьшение поступлений в бюджет от экспорта и импорта. Это обсто-

ятельство используют внешние конкуренты, недружественные и враждебные государства» [3, с. 896].

К внутренним факторам, ослабляющим позиции Российской Федерации в сфере мировой торговли и экономику РФ, относятся: исчерпание запасов природных ресурсов; высокая стоимость добычи; сокращение возможностей и (или) невозможность добычи, в том числе: отсутствие необходимых ресурсов, технологий и инфраструктуры; низкая рентабельность или убыточность.

В группу внешних факторов входят: высокая цена доставки и/или невозможность доставки на внешние рынки (например, из-за трудностей и/или невозможности проведения платежей, получения страховки, проблем с транспортировкой и хранением); падение цен на мировых рынках; сокращение спроса; санкции, запреты, ограничения; сильные конкуренты.

Таблица 1 / Table 1

Среднегодовые темпы роста экспорта и импорта РФ в 1995-2021 гг., % / The average annual growth rates of exports and imports of the Russian Federation, 1995-2021, percent

Годы Экспорт Импорт

Всего В дальнее зарубежье* Всего В дальнее зарубежье

1995-1996 116,0 118,7 109,6 106,1

1997-1998 91,5 91,2 96,9 100,6

1999-2000 120,2 124,5 88,2 83,1

2001 97,0 95,6 123,6 137,7

2002-2008 124,7 124,6 130,3 133,4

2009 64,5 64,0 62,7 63,1

2010-2013 114,9 115,4 117,2 117,4

2014-2016 81,6 81,8 83,3 83,8

2017-2018 125,6 126,3 114,4 114,2

2019-2020 86,5 85,5 98,6 98,8

2021 146,2 148,4 126,4 126,6

2022 119,9 н.д. 88,3 н.д.

Источник/Source: составлено автором на основе данных Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya; Федеральной таможенной службы РФ. URL: https://statexim.ru/news/update2022part / compiled by the author on the basis of Rosstats's data. URL: https://rosstat. gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya; Federal Customs Service of the Russian Federation. URL: https://statexim.ru/news/update2022part

* Примечание: в данной работе странами дальнего зарубежья названы те, которые не входят в СНГ, в частности: государства Европейского союза, США, Китай, Индия, Великобритания, Япония, страны Ближнего Востока, африканского и американского континентов, Монголия, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Норвегия, Финляндия, прибалтийские государства, Украина и др.

Объемы внешней торговли Российской Федерации и других стран современного мира зависят как от уровня их экономического, научно-технологического и информационного развития, так и от конъюнктуры мировых рынков. Изменения в этих сферах влияют на объемы, динамику, географическую и номенклатурную структуру внешних связей и внешней торговли стран. В условиях быстро меняющегося мира и многоплановых перемен в России последние тридцать с лишним лет происходили скачки в объемах и темпах роста внешней торговли РФ (табл. 1).

Резкие падения объемов российского экспорта и импорта в 1995-2021 гг., как правило, происходили во время финансово-экономических кризисов (в 1997-1988 г. в РФ произошел дефолт Государственных краткосрочных обязательств; в 2001 г. — кризис дот-комов (doc.com), в 2009 г. продолжался начавшийся годом ранее мировой финансово-экономический кризис) и под действием непреодолимых обстоятельств (в 2014-2016 гг. ощущались последствия введения антироссийских санкций; в 2019-2020 гг. была пандемия COVID-19). До этого сильное сокращение произошло в 19911992 гг. (ликвидация СССР): экспорт упал на 29,3%, импорт — на 13,0%6.

Коэффициент линейной корреляции темпов роста всего объема экспорта и экспорта в страны дальнего зарубежья из РФ в 1995-2021 гг. указывает на тесную связь этих показателей: R 2 = 0,9965 (уровень значимости а = 0,01, т.е. вероятность ошибки составляет 1%). Тесно взаимосвязаны и темпы роста всего объема российского импорта и импорта РФ из стран дальнего зарубежья ^ 2 = 0,9834, а = 0,01). На это, в частности, указывает высокий уровень стабильности доли экспорта в страны дальнего зарубежья и импорта из этих стран в общем объеме экспорта и импорта Российской Федерации соответственно.

Действительно, в 1995-2021 гг. доля экспорта в страны дальнего зарубежья в общем объеме российского экспорта менялась в пределах от 77,7% (1995 г.) до 87,8% (2018 г.). Ее среднее арифметическое — 84,8%, коэффициент вариации — 2,8%. Доля импорта из стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта РФ менялась в интервале от 65,87% (2000 г.) до 89,3% (2021 г.). Ее среднее арифметическое — 81,8%, коэффициент вариации — 9,2%.

6 Данные Мирового банка. URL: https://data.worldbank.org/ indicator

Высокая доля объема товарооборота Российской Федерации со странами вне СНГ открывает для недружественных государств7 возможность воздействовать на РФ через ограничения, запреты, цены, тарифы и санкции в сфере внешней торговли.

Сила таких воздействий на Россию ограничена невысокой, по сравнению с другими странами, долей внешней торговли в валовом внутреннем продукте (ВВП), имеющейся у РФ возможностью менять географическую и товарную структуру внешней торговли и осуществлять импортозамещение.

О значимости внешней торговли для экономики Российской Федерации можно судить по ее доле в валовом внутреннем продукте и в доходах федерального бюджета. У России значение доли внешней торговли в ВВП меньше, чем у ряда недружественных по отношению к РФ государств (табл. 2, 3). С этой позиции экономика Российской Федерации менее уязвима, чем у стран, где доля внешней торговли в ВВП выше российской.

Менее оптимистичная картина складывается при рассмотрении доходов от внешнеэкономической деятельности8 и вклада внешней торговли в бюджетную систему Российской Федерации. После ликвидации СССР доля поступлений от внешней торговли в доходах консолидированного бюджета РФ возрастала, хотя и оставалась ниже, чем в последние годы существования СССР. Она снизилась только после введения антироссийских санкций (рис. 1).

7 Понятие недружественного иностранного государства определил Федеральный закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_299382/. Их перечень содержат распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f246299a0cb7e5b27193f98f daa/) и распоряжение Правительства РФ от 29.10.2022 № 3216-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р». URL: https://www.consultant.ru/law/ hotdocs/77714.html

8 «Доходы от внешнеэкономической деятельности — это ввозные и вывозные таможенные пошлины, сборы, платежи, другие поступления от внешнеэкономической деятельности, специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины, проценты за несвоевременное исполнение (неисполнение) обязательств стран по перечислению сумм от распределения пошлин, оффшорные сборы, а также прочие сборы и платежи». URL: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/fin_stat/ stat_tables/2021/finstat_2020.pdf

Таблица 2 / Table 2

Среднегодовые значения доли экспорта РФ в ВВП в 1995-2022 гг., % / The average annual values of the share of Russian exports in GDP, 1995-2022, percent

Страна / Годы 1995-1998 1999-2000 2001-2008 2009-2015 2016-2017 2018-2022

Эстония 67,8 65,7 61,9 18,4 76,4 76,4

Литва 40,8 35,5 51,0 16,2 70,6 78,8

Латвия 38,5 35,9 38,7 13,3 60,6 63,0

Украина 43,8 57,0 57,0 11,0 48,7 40,3

Польша 23,6 25,6 34,0 10,1 51,2 55,7

Норвегия 38,2 42,0 42,9 9,4 36,3 40,9

Финляндия 36,8 39,8 40,9 8,7 36,2 39,7

РФ 27,8 43,6 34,0 27,7 26,0 28,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

США 10,8 10,5 10,3 3,0 12,1 9,1

Япония 9,7 10,1 13,6 3,6 16,8 13,9

Источник / Source: таблица составлена автором на основе данных Мирового банка. URL: https://data.worldbank.org/indicator / the table is compiled by the author on the basis of data from the World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator

Таблица 3 / Table 3

Среднегодовые значения доли импорта РФ в ВВП в 1995-2022 гг., % / The average annual values of the share of Russian imports in GDP, 1995-2022, percent

Страна / Годы 1995-1998 1999-2000 2001-2008 2009-2015 2016-2017 2018-2022

Эстония 77,2 69,6 68,8 17,5 72,6 75,1

Литва 51,2 43,6 59,3 16,3 69,1 75,0

Латвия 47,2 44,8 53,1 14,1 60,7 65,0

Украина 46,5 51,8 48,4 12,1 56,1 47,6

Польша 25,6 31,8 37,3 10,2 48,2 52,5

Финляндия 29,4 30,7 34,9 8,8 36,8 40,5

Норвегия 32,1 29,9 27,6 6,7 32,8 31,1

РФ 23,7 25,1 22,6 20,5 20,7 19,7

США 12,1 13,7 15,1 3,7 14,8 11,5

Япония 8,6 8,7 12,4 3,8 16,0 14,1

Источник / Source: таблица составлена автором на основе данных Мирового банка. URL: https://data.worldbank.org/indicator / the table is compiled by the author on the basis of data from the World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator

34,2

30,4

13,4 15,8

9,2

6,7

1990-1991 1992-1993 1994-1999 2000-2004 2005-2014 2015-2021

Рис. 1 / Fig. 1. Среднегодовые величины доли поступлений от внешней торговли* в доходах консолидированного бюджета РФ в 1991-2021 гг., % / The average annual values of the share of foreign trade revenues in the revenues of the consolidated budget of the Russian Federation, 1991-2021, percent

Источник/Source: составлено автором по данным Министерства финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/ execute?id_57=80041- / compiled by the author according to the data of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute?id_57=80041-

Примечание / Note: * поступления от внешней торговли в работе рассчитаны как сумма налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ, и доходов от внешнеэкономической деятельности.

Рис. 2 /Fig. 2. Среднегодовые значения доли доходов, не связанных с внутренним производством, в доходах федерального бюджета РФ в 2006-2022 гг., % / The average annual values of the share of income not related to domestic production in the revenues of the federal budget in the Russian Federation, 2006-2022, percent

Источник/Source: составлено автором по данным Министерства финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/ execute?id_57=80041- / compiled by the author according to the data of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute?id_57=80041-

Зависимость доходов федерального бюджета РФ от не связанных с внутренним производством доходов9 еще выше (рис. 2).

Недружественные страны рассматривают Российскую Федерацию как производителя сырьевых ресурсов, ведь доля минеральных продуктов в об-

9 Несвязанные с внутренним производством доходы = все дохо-

ды — доходы, связанные с внутренним производством.

щем объеме российского экспорта весьма высока (рис. 3). Доля же сырой нефти, включая природный газовый конденсат, и природного газа в общем объеме экспорта РФ в 2005-2013 гг. находилась в пределах от 45,6% (2013 г.) до 49,2% (2008 г.). В 2014-2021 гг. ее среднегодовая величина составляла 37,1%10.

10 Рассчитано автором по данным Росстата.

Рис. 3/Fig. 3. Среднегодовые доли минеральных продуктов в общем объеме экспорта РФ в 1997-2021 гг., % / The average annual share of mineral products in the total volume of the Russian Federation exports, 1997-2021, percent

Источник/Source: составлено автором по данным Министерства финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/ execute?id_57=80041- / compiled by the author according to the data of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute?id_57=80041-

1997-1999 2000-2004 2005-2010 2011-2014 2015-2019 2020-2021

Поэтому не случайно многие антироссийские санкции наложены именно на экспорт из России нефти и ряда других природных ресурсов. Они нацелены не только на подрыв добывающих отраслей, но и на сокращение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Курс на экспортно-сырьевую ориентацию экономики, много лет реализуемый в современной России, способствовал ослаблению внимания к развитию высокотехнологичных сфер производства и наращиванию объемов импорта не столько передовых технологий, сколько их продукции. Среднегодовая доля высокотехнологичной продукции в общем объеме импорта РФ в 2014-2016 гг. была 64,3%, а в 2017-2021 гг. достигла уровня 75,6%п. Институты государств, накладывающих на РФ с марта 2014 г. ограничения, запреты и санкции, учли и эту ситуацию. Они включили в регулярно обновляемые и расширяемые санкционные списки широкий круг высокотехнологичных продуктов и запретов на сотрудничество во многих сферах деятельности, имеющих отношение к их созданию.

«УТЕЧКА МОЗГОВ»

«Утечкой мозгов» называют эмиграцию большого количества специалистов из разных сфер дея-

11 Рассчитано автором по данным Росстата.

тельности12. Вызывающие ее внутренние факторы включают: низкий, по сравнению с зарубежными странами, уровень жизни; худшие, по сравнению с ними, условия жизни (в частности: природа, климат, опасность стихийных бедствий, военные действия) и труда; социально-экономическое неравенство; политические, религиозные, этнические и др. причины13.

К внешним факторам относят: переманивание за рубеж молодежи и наиболее востребованных специалистов; лучшие условия жизни и ведения бизнеса в других странах; получение за рубежом желаемого образования; распространение из-за рубежа представлений о лучшей жизни за пределами РФ [4, с. 194]. У российской молодежи «такие представления вряд ли подкреплены серьезными знаниями о культуре или политическом устройстве западных стран и наверняка поверхностны, однако они довольно устойчивы» [5, с. 7].

Есть разные оценки масштабов эмиграции из Российской Федерации ученых, специалистов, деятелей культуры и спорта. Так, на общем собрании Российской академии наук (21-22 апреля 2021 г.) главный ученый секретарь РАН Н. К. Долгушин ска-

12 URL: https://media.foxford.ru/artides/chem-otlichaetsya-ehmigraciya-ot-immigracii

13 URL: https://newizv.ru/news/2021-03-24/rektor-skolteha-

aleksandr-kuleshov-strana-stanovitsya-starshe-bednee-i-

glupee-323453

Таблица 4/ Table 4

Среднегодовые величины отношения миграционного сальдо (прибывшие минус выбывшие) к численности населения страны в 1989-2021 гг., чел./1000 чел. / The average annual values of the ratio of the migration balance (arrivals minus departures) to the population of the country, 1989-2021, person/1000 persons

Страна / Годы 1989-1999 2000-2013 2014-2021

США 6,3 4,0 3,6

Норвегия 1,9 6,0 4,6

РФ 2,9 2,1 2,3

Финляндия 1,3 2,1 3,0

Япония 0,3 1,0 1,2

Эстония -7,6 -2,6 3,0

Польша -1,0 0,1 -0,2

Украина -0,8 -0,1 -0,7

Латвия -6,6 -7,5 -5,2

Литва -4,7 -9,4 -5,9

Источник / Source: таблица составлена автором по данным United Nations Population Division Department of Economics and Social affairs. URL: https://population.un.org/wpp/Download/Standard/MostUsed/ / the table is compiled by the author on the basis of data from United Nations Population Division Department of Economics and Social affairs. URL: https://population.un.org/wpp/Download/Standard/MostUsed/

зал, что «число ежегодно выезжающих за границу специалистов не уменьшилось, и с 2012 г. с 14 тыс. увеличилось до почти 70 тыс. чел. в настоящее время»14. Позднее выяснилось, «что академик имел в виду людей с высшим образованием»15.

«По заявлению председателя СО РАН В. Н. Пар-мона, «за последние пять лет наша наука потеряла около 50 тысяч ученых» [6, с. 1]. Министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков сообщил, что «в 2012 г. Россию покинули только лишь 280 докторов и кандидатов наук», и что он «не видит ничего плохого в миграции»16.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ М. И. Шадаев на «правительственном часе» в Государственной Думе РФ 20.12.2022 г. отметил, что «у нас, если брать две волны отъезда IT-специалистов, то до 10% сотрудников IT-компаний уехали из страны и не вернулись. Если в сумме брать, порядка 100 тыс. IT-специалистов

14 URL: https://nauka.tass.ru/nauka/11198355

15 URL: https://rg.ru/2023/06/06/s-umom-ostatsia-v-rossii.html

16 URL: https://newizv.ru/news/society/27-08-2021/v-minobrnauki-ozabotilis-statistikoy-ob-utechke-mozgov-iz-rossii

находятся за пределами нашей страны»17. При этом он отметил, что «80% из уехавших продолжают работать на российские компании»18.

В целом же, Российская Федерация входит в число стран с положительным сальдо миграции (прибывшие минус выбывшие). Из ряда же граничащих с Россией недружественных государств уезжают больше, чем приезжают (табл. 4).

Главный вопрос состоит в том, кто уезжает и кто приезжает. Нехватка высококвалифицированных специалистов в современном высокотехнологичном мире, где государства и хозяйствующие субъекты бьются за технологическое первенство, лидерство и доминирование, сдерживает развитие страны. Поэтому государственные органы и частные фирмы многих стран мира активно переманивают к себе профессионалов, создавая им более комфортные, чем на их родине, условия, в том числе и в России19.

17 URL: https://www.interfax.ru/russia/877771

18 Там же.

19 Так, в сфере информационных технологий источники газеты «Коммерсантъ» «говорят о выраженном желании уехать со стороны около 5 тыс. специалистов. Они рассматривают для переезда Кипр, Грузию, Турцию, Литву и США. По данным "Ъ",

Таблица 5 / Table 5

Среднегодовые значения внешнего миграционного прироста* в РФ в 1992-2022 гг., тыс. чел. / The average annual values of external migration growth in the Russian Federation, 1992-2022, thousand persons

Показатель / Годы 1992-2000 2001-2006 2007-2020 2021 2022 (оценка)

Всего 384,1 77,4 236,7 429,9 34,9

В том числе

Со странами ближнего зарубежья Н.д. 91,6 233,6 401,2 51,4

С другими странами Н.д. -26,2 3,1 28,7 -16,6

Источник / Source: таблица составлена автором на основе данных «Миграционное сальдо (1992-2022 гг.). URL: https://aftershock. news/?q=node/1227918&full / the table is compiled by the author on the basis of data from "Migration balance (1992-2022)". URL: https://aftershock.news/?q=node/1227918&full: URL: https://aftershock.news/?q=node/1227918&full

Примечание/Note:' миграционный прирост = число прибывших из-за границы минус количество выбывших из страны.

Эмиграция профессиональных кадров снижает, прежде всего, возможности научно-технологического и культурно-образовательного развития страны, которую они покидают. В долгосрочной перспективе это сказывается на этническом составе социума, соотношении конфессий и мировоззрений, криминогенной обстановке и в конечном счете на важном факторе безопасности — единстве общества.

«Все это ярко проявляется, когда из страны уезжают высококвалифицированные, инициативные, творческие личности (например, такие как один из создателей социальной сети "ВКонтакте" и одноименной компании, кроссплатформенного мессен-джера Telegram П. В. Дуров; основатель и почетный президент компании "Вымпел-Коммуникации", ученый-радиотехник, благотворитель, основатель фонда "Династия", соучредитель премии "Просветитель", д.т.н. Д. Б. Зимин), а приезжают малообразованные люди с чуждыми коренным жителям нормами поведения, понятиями справедливости и права, с другой идеологией.

При формировании некоторой «критической численности» последних растет преступность20,

некоторые компании сами вывозят за рубеж целые команды. По последней оценке Минцифры, нехватка кадров в 1Т-ин-дустрии в РФ уже и так составляет от 500 тыс. до 1 млн чел., а к 2027 г. может увеличиться до 2 млн специалистов». URL: https://www.kommersant.ru/doc/5237954

20 На заседании Госдумы 17 января 2023 г. заместитель министра внутренних дел РФ, генерал-полковник милиции в отставке Зубов И. Н. сказал: «По итогам 2022 года иностранцами совершено 40,2 тыс. преступлений, что на 10,3% больше, чем

возникают и усиливаются разобщенность общества, неприязнь и противостояние отдельных социальных групп» [7, с. 65-66].

С 1992 г. сальдо внешней миграции (прибывшие минус выбывшие) в Российскую Федерацию формируют в основном прибывающие из бывших республик СССР (табл. 5).

На протяжении последних «30 лет основным "поставщиком" мигрантов в Россию являлись Украина и Казахстан, в последние 3-4 года к ним добавился Таджикистан. ...В число лидеров по мигрантам последнего десятилетия входят также Армения, Киргизия и Узбекистан, откуда до середины 90-х приезжало очень много граждан преимущественно русского происхождения»21. При этом приезжают в Россию «чаще квалифицированные рабочие из центральноазиатских республик, и среди них только 13-17% имеют высшее образование. В то время как в России наблюдается «интеллектуальная миграция» — 70% выбывающих имеют высшее образование»22.

Председатель наблюдательного совета АНО «Институт демографии, миграции и регионального развития», лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, действительный государственный советник Российской Федерации

в прошлом году». «Зубов подчеркнул, что они составили 3,9% от общего количества совершенных за год преступлений в РФ». URL: https://tass.ru/obschestvo/16874075

21 URL: https://aftershock.news/?q=node/1227918&full

22 URL: https://newizv.ru/news/2021-08-27/v-minobrnauki-ozabotilis-statistikoy-ob-utechke-mozgov-iz-rossii-336699

тыс. чел. 1000

800

600

400

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200

0

-200

-400

895,0

408,8

■362,2

-126,0

1961-1992 1993-2008 2009-2018 2019-2023

Рис. 4/Fig. 4. Среднегодовые изменения численности населения РФ в рассматриваемые периоды в 19612023 гг. («+» - рост, «-» - снижение), тыс. чел*. / Average annual changes in the population of the Russian Federation during the periods under consideration in 1961-2023 («+» - growth, «-» - decrease), thousand people

Источник/Source: составлено автором на основе данных Мирового банка и Росстата. URL: https://data.worldbank.org/indicator; https://gogov.ru/articles/population-ru / compiled by the author on the basis of data from the World Bank, Rosstats's data. URL: https://data. worldbank.org/indicator; https://gogov.ru/articles/population-ru

Примечание /Note: С 2014 г. с учетом населения Республики Крым и г. Севастополь.

3 класса Крупнов Ю. В. отмечает, что «ежегодно 5-10% от въезжающих в РФ мигрантов остаются на нашей территории и натурализуются, легализуются» и что «в РФ идет этнодемографическое замещение коренного населения»23.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ЛИЦ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей — первая из целей, названных в Указе Президента Российской Федерации от 21.08.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»24.

В число внутренних факторов, ведущих к уменьшению численности социума входят: негативные социально-демографические, экономические и политические процессы внутри страны; военные действия на территории страны или их угроза; семейные обстоятельства.

23 URL: https://dzen.ru/a/Yya0wgtPry-lX1oZ

24 URL: http://Www.kremlin.ru/acts/bank/45726

К внешним факторам относятся: высокая привлекательность зарубежных стран по уровню жизни, условиям труда, доступу к информации и технологиям; проводимая другими странами политика привлечения кадров; информационная политика и пропаганда; распространение из-за рубежа представлений о лучшей жизни за пределами РФ; войны, эпидемии и стихийные бедствия.

В 1961-1992 гг. среднегодовая численность населения РФ ежегодно увеличивалась, в 19932008 гг.—уменьшалась. В 2009-2017 гг. рост среднегодовой численности граждан России возобновился, а с 2018 г. вновь началось снижение (рис. 4).

В Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года отмечено, что «в силу объективных демографических трендов в ближайшие несколько лет население Российской Федерации будет сокращаться»25.

25 URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40dbd 803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_ razvitiya_do_2024g.pdf

Таблица 6 / Table 6

Прирост (+) / убыль (-) численности населения граничащих c РФ стран в 1991-2022 гг., млн чел. / Increase (+) / decrease (-) in the population of countries bordering the Russian Federation, 1991-2022, mln persons

Страна Прирост Страна Сокращение

Китай 277,0 Эстония - 0,2

США 83,7 Польша - 0,5

КНДР 5,3 Латвия - 0,8

Казахстан 3,3 Литва - 0,9

Азербайджан 3,0 Белоруссия -1,0

Япония 1,6 Грузия -1,1

Монголия 1,2 РФ -1,3

Норвегия 1,2 Украина -13,9

Финляндия 0,6 - -

Источник/Source: составлено автором на основе данных Мирового банка и Росстата. URL: https://data.worldbank.org/indicator; https:// gogov.ru/articles/population-ru / compiled by the author on the basis of data from the World Bank, Rosstats's data. URL: https://data. worldbank.org/indicator; https://gogov.ru/articles/population-ru

С точки зрения динамики численности населения Российская Федерация выглядит слабее ряда граничащих с ней по суше и по морю стран (табл. 6).

Опасность депопуляции в целом дополняется неравномерным распределением жителей на страны, сосредоточением населения в небольшом числе административно-территориальных образований и обезлюживанием большинства территорий.

ВЫВОЗ КАПИТАЛА

В данной работе автор использует термины «поступление капитала в страну», «приток капитала», «вывоз капитала» «исход капитал из страны», сальдо финансового счета. Последнее есть разница между вывозом из страны и поступлением в страну капитала26. Положительная величина сальдо финансового счета, как известно, отрицательно сказывается на состоянии и развитии хозяйства страны, а его отрицательная величина оказывает на экономику положительное влияние.

Термин «отток капитала» в работе не используется. Он, как сказала председатель Центрального банка Российской Федерации Э. С. Набиулина,

26 URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth_com_bop/

означает «вывод денег по сомнительным, подозрительным основаниям»27.

На вывоз капитала из страны влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам относятся: менее выгодные, чем за рубежом, условия (экономические, нормативно-законодательные, научно-технологические, логистические, природно-климатические) нахождения в стране и ведения хозяйственной деятельности, неудовлетворительное состояние инфраструктуры.

Бегство капитала из страны эксперты связывают «с плохим инвестиционным климатом, составная часть которого — коррупция судебной и исполнительной власти»28. Что касается инфраструктуры, то, как отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Н. В. Зубаревич, «износ инфраструктуры — уже давно реальность. Сейчас средства выделяются только на латание дыр, а не на ввод новых объектов. Но бесконечно эксплуатировать старье невозможно. В порядке убывания самые уязвимые

27 URL: https://www.alta.ru/external_news/99775/

28 URL: https://www.forbes.ru/sobytiya-slideshow/vlast/77637-11-

glavnyh-ugroz-2012-goda-novyi-reiting-forbes

Рис 5/Fig. 5. Сальдо финансового счета РФ в 2014-2022 гг., млрд долл. США / The balance of the financial account of the Russian Federation, 2014-2022, bln $US

Источник/Source: составлено автором на основе данных Центрального банка РФ и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. URL: http://global-finances.ru; http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2023/TT2023_8.pdf / the figure is constructed by the author on the basis of data from the Central Bank of the Russian Federation and the Center for Macroeconomic Analysis and Short-term Forecasting. URL: http://global-finances.ru; http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2023/TT2023_8.pdf

места в России сейчас — это дорожная сеть, износ зданий и сооружений, энергетических сетей и инфраструктуры»29.

Внешние факторы включают: выгодные условия приложения капитала в оффшорах; развитую в зарубежных странах технологическую базу и логистику; накладываемые на деятельность в РФ и на работу с находящимися на территории РФ хозяйствующими субъектами запреты, ограничения, санкции.

В результате действия совокупности факторов из Российской Федерации в 2014-2022 гг. выходило больше капиталов, чем входило (рис. 5), что уменьшало потенциал развития страны, а деятельность иностранных компаний была активнее за пределами, чем внутри России.

Величина отношения сальдо финансового счета к объему валового внутреннего продукта (ВВП) в рассматриваемый период в Российской Федерации находилась в пределах 1,1% (2014 г.) — 10,5% (2022 г.). Из чего можно заключить (оставляя вне рассмотрения вопрос о сферах деятельности, из которых уходит капитал), что с точки зрения масштабов роль вывоза капитала из России для экономики не так уж значительна.

29 URL: https://www.forbes.ru/sobytiya-slideshow/vlast/77637-11-glavnyh-ugroz - 2012-goda-novyi-reiting-forbes

Рассмотрим важную для развития отечественного производства составляющую притока и вывоза капитала — прямые иностранные инвестиции. «Прямые инвестиции — это категория трансграничных инвестиций, при которой резидент одной страны осуществляет контроль (более 50% голосов в управлении) или имеет значительную степень влияния (от 10 до 50%) на управление предприятием, являющимся резидентом другой страны»30.

До введения группой государств в марте 2014 г. антироссийских санкций объемы как входящих в Российскую Федерацию, так и исходящих из нее иностранных инвестиций возрастали; после введения санкций они снижаются (рис. 6).

При этом среднегодовые объемы нетто прямых инвестиций в РФ (входящие минус исходящие) в 1992-2022 гг. были отрицательные в периоды мирового кризиса 2000-2003 г.31 и начиная с мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. (рис. 7).

Судя по отношению входящих в Россию и исходящих из нее прямых иностранных инвестиций

30 Финансы России. 2022. Стат. сб. М.: Росстат; 2022. 392 с.

31 Так, по данным Мирового банка, только в 2003 г. из РФ вышло на 1,795 млрд долл. больше, чем вошло. URL: http://data. worldbank.org/

млрд долл. 70 .................................

1992-1999 2000-2003 2004-2007 2008-2013 2014-2016 2017-2022 В Входящие □ Исходящие

Рис. 6 /Fig. 6. Среднегодовые объемы входящих в РФ и исходящих из нее прямых инвестиций в 1992-2022 гг., млрд долл. США в текущих ценах / The average annual volumes of direct investments flowing into and out of the Russian Federation, 1992-2022, bln current $US

Источник/Source: составлено автором на основе данных Мирового банка. URL: http://data.worldbank.org / compiled by the author on the basis of data from the World Bank. URL: http://data.worldbank.org

млрд доля

1992-1999 2000-2003 2004-2007 2008-2013 2014-2016 2017-2022

Рис. 7 /Fig. 7. Среднегодовые объемы нетто (входящие минус исходящие) прямых инвестиций в РФ в 1992-2022 гг., млрд долл. США в текущих ценах / The average annual net volumes (incoming minus outgoing) of direct investments in the Russian Federation, 1992-2022, bln current $US

Источник/Source: составлено автором на основе данных Мирового банка. URL: http://data.worldbank.org/indicators / compiled by the author on the basis of data from the World Bank. URL: http://data.worldbank.org/indicators

Таблица 7 / Table 7

Отношение среднегодовых объемов входящих в РФ и исходящих из РФ прямых иностранных инвестиций

к среднегодовому объему ВВП РФ в 1992-2022 гг., % / The ratio of the average annual volumes of foreign direct investment flows into and out of the Russian Federation to the average annual GDP of the Russian Federation, 1992-2022, percent

Инвестиции 1992-1999 2000-2003 2004-2008 2008-2013 2014-2016 2017-2022

Входящие 0,63 1,26 3,41 3,01 1,31 0,73

Исходящие 0,37 1,41 2,92 3,23 2,16 1,41

Источник/Source: составлено автором на основе данных Мирового банка. URL: http://data.worldbank.org/indicators / compiled by the author on the basis of data from the World Bank. URL: http://data.worldbank.org/indicators

%

0,7 U> 3.1 -

0,2 1 1, — 1,8 4 0,9 2,7

2008-2013 2014-2016 2017-2022

□ РФ ШНорвегия □Япония

Рис. 8/Fig. 8. Среднегодовые величины отношения сальдо прямых иностранных инвестиций (выбытие из страны минус приход в страну) к ВВП, % / The average annual ratio of the balance of foreign direct investment (departure from the country minus arrival in the country) to GDP, percent

Источник/Source: составлено автором на основе данных Мирового банка. URL: http://data.worldbank.org/indicators / compiled by the author on the basis of data from the World Bank. URL: http://data.worldbank.org/indicators

%

110,5 115,2

102,7 96,0 103,9

2000-2003 2004-2007 2008-2013 2014-2016 2017-2022

Рис. 9/Fig. 9. Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в РФ в 2000-2022 гг. в сопоставимых ценах, % / The average annual rates of growth of investments in fixed assets in the Russian Federation in 2000-2022 at comparable prices, percent

Источник/Source: составлено автором по данным сборников Росстата «Российский статистический ежегодник» за ряд лет / compiled by the author on the basis of Rosstats's data from "Russian Statistical Yearbook" for a number of years.

(табл. 7), роль их масштабов в экономическом развитии страны была невысока.

В 2008-2022 гг. среднегодовые величины отношения сальдо прямых иностранных инвестиций (выбытие из страны минус приход в страну) к ВВП в Российской Федерации были меньше, чем, например, в Норвегии и Японии (рис. 8).

Отметим, что важность для российской экономики сфер деятельности, в которые поступали и из которых уходили инвестиции, требует специального изучения и в данной работе не рассматривается. Что же касается состава, то значимым ресурсом развития выступают инвестиции в основной капитал. После введения в марте 2014 г. антироссийских санкций их объемы в Российской Федерации сократились и после адаптации к изменившимся условиям хозяйствования стали восстанавливаться (рис. 9).

Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал в РФ в 2008-2013 гг. связано с мировым финансово-экономическим кризисом, кризисом 2008-2010 гг. и рецессией 2012-2013 гг.

Отметим, что наибольшую долю в приросте в основной капитал у нас составляли инвестиции, находящиеся в российской форме собственности. При этом в 2014-2016 гг. заметно повысилась доля инвестиций, находящихся в совместной (российской и иностранной) форме собственности. В среднегодовом приросте в основной капитал доля находящихся в российской собственности инвестиций в 2014-2016 гг. упала до 54,8%, после чего быстро восстановилась (табл. 8).

Улучшению инвестиционного климата и ситуации с оттоком капитала из Российской Федерации будет способствовать, прежде всего, устранение внутренних причин бегства капитала из Российской Федерации и расширение сотрудничества с невраждебно настроенными государствами и заинтересованными в совместной деятельности хозяйствующими субъектами, находящимися в иностранной юрисдикции.

ВЫВОДЫ

Рассмотренные слабые места присутствуют в экономике Российской Федерации уже не одно десятилетие. Так, нефтегазовая зависимость СССР в полной мере использована Рональдом Рейганом (Ronald Wilson Reagan, 40-й президент США (1981-1989 гг.) в борьбе с Советским Союзом (так называемый «секретный план президента Рейгана»). В принятой в 2009 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности РФ в экономической сфере на долгосрочную перспективу названы «сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной фи-

Таблица 8/ Table 8

Среднегодовые доли инвестиций в основной капитал разных форм собственности в общем объеме среднегодовых инвестиций в основной капитал в РФ в рассматриваемые периоды в 2001-2022 гг., % / The average annual shares of investments in fixed assets by various forms of ownership in relation to the total volume of average annual investments in fixed assets in the Russian Federation during the periods under review, 2001-2022, percent

Форма собственности 2001-2003 2004-2007 2008-2013 2014-2016 2017-2022

Российская 81,5 82,6 88,5 54,8 88,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иностранная 7,0 8,6 8,3 4,6 3,0

Совместная российская и иностранная 11,5 8,8 3,2 40,6 8,7

Источник/Source: составлено автором по данным сборников Росстата «Российский статистический ежегодник» за ряд лет / compiled by the author on the basis of Rosstats's data from "Russian Statistical Yearbook" for a number of years.

нансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции»32.

Зная многолетнюю экспортно-сырьевую направленность экономики Российской Федерации, недружественные по отношению к РФ государства ударили как по российскому экспорту, так и по импорту. Для лишения РФ доходов от экспорта ее недруги ввели запреты на импорт из Российской Федерации и на трансферт основных товаров российского экспорта — это продукция добывающих отраслей (сырая нефть, уголь, золото, рыба и морепродукты), сжиженный природный газ, нефтепродукты, черные и цветные металлы, большая группа высокодоходных товаров (икра, портландцемент, глиноземистый цемент, шлакоцемент, суперсульфатный цемент и аналогичные гидравлические цементы, минеральные удобрения, древесина и изделия из нее, суда и буксиры, алкогольные изделия и др.). Эти запреты нацелены не только на подрыв отраслей промышленности, но и на сокращение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

К ограничительным мерам на импорт из РФ относится также установление повышенных таможенных пошлин и предельных цен.

Экспортно-сырьевая ориентация российской экономики закономерно (в силу действия сформулированного еще Давидом Риккардо закона сравнительного преимущества) привела к ослаблению внимания к развитию производств, чья продукция оказалась неконкурентоспособной и мало конкурентоспособной на внешних рынках. Во многом это затронуло высокотехнологичные современные капиталоемкие производства, работающие на передовых наукоемких технологиях. Товары таких сфер деятельности отечественные и зарубежные предприниматели стали поставлять в Россию из-за границы, а также производить на открытых в РФ предприятиях, находящихся в иностранной собственности.

На это «слабое место» оказывают влияние запреты на экспорт в Российскую Федерацию широкого круга товаров, технологий, программных продуктов, телекоммуникационного оборудования33, а также уход с российского рынка иностранных фирм. Запреты и ограничения на экспорт в РФ нацелены на

32 URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424

33 Кроме запрещенных для экспорта, имеются еще списки то-

варов, для поставок которых в РФ необходимо получить лицензию.

сдерживание развития как добывающих отраслей (прежде всего, нефтедобычи) и средств доставки их продукции, так и производства, в основном в высокотехнологичных сферах деятельности (авиация, космос, электронная и информационная промышленность, связь, программное обеспечение). А запреты на экспорт в Россию предметов быта и роскоши, алкоголя, спортивных и других товаров34 широкого потребления призваны снизить уровень жизни российских граждан со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Одним из них может быть формирование представления о лучшей жизни за рубежом, вызывающее желание покинуть Россию. Эмиграция высококлассных специалистов из самых разных сфер общественной жизни: науки, культуры, образования, искусства, информатики и др. представляет серьезную угрозу социально-экономическому, научно-технологическому и культурно-образовательному развитию России. Специалисты RAND Corporation считают отток человеческого капитала самой большой проблемой для России в долгосрочной перспективе. В решении проблемы «утечки мозгов» важно поставить дело так, чтобы высококлассные профессионалы из разных сфер деятельности и талантливые предприниматели, уехав за границу, пожив, поучившись, пройдя стажировку и поработав там, возвращались в Россию.

Серьезной опасностью для Российской Федерации в краткосрочной и долгосрочной перспективе является сокращение численности населения страны. При этом численность граждан сопредельных государств (в части из них доминируют отличные от России вероисповедания) и стратегических противников РФ быстро растет. И прав В. Т. Третьяков, утверждая, что увеличение численности россиян следует поставить «во главу всех экономических, социальных, политических и иных стратегий и программ», а «стратегия умножения народа — ключ к ответам на все остальные угрозы и вызовы, стоящие перед Россией» [8].

Динамика и масштабы притока в страну и оттока из нее капиталов во многом определяются состоянием мировой экономики и внешнеполитическими факторами. В современном быстроменяющемся мире и при периодически возникающих мировых финансово-экономических кризисах динамика

34 В частности, США наложили запрет на экспорт и реэкспорт в РФ купальных костюмов и принадлежностей для мальчиков и девочек.

сальдо входящих и исходящих капиталов закономерно имеет колебательный характер. Это, в частности, иллюстрирует рис. 5. Поэтому для устойчивого экономического развития основной упор, как представляется, следует делать на внутренние источники увеличения капитала и на внутренние инвестиции.

Считаю, что в работе по ликвидации слабых мест в российской экономике не следует полагаться исключительно на действие рыночных механизмов. Хозяйствующих субъектов в условиях капитализма прежде всего интересуют выгода и прибыль. Так, в условиях ограниченного спроса, невысокой платежеспособности населения, больших затрат на создание современных технологий и средств производства внутри страны работающим в ней предпринимателям выгоднее продавать создаваемые товары за границу и там же покупать все необходимое для производства, привлекать из-за рубежа дешевую рабочую силу.

С точки рения бизнеса это логично, поскольку, с одной стороны, ограниченный внутренний спрос не позволяет увеличивать объемы производства, при росте которых снижается стоимость единицы выпускаемой продукции. Малые объемы производства обусловливают большую стоимость единицы товара, и это повышает его цену. Высокая цена еще больше сокращает и так низкий платежеспособный спрос. Повышенный спрос на отечественные товары на зарубежных рынках позволяет расширять объемы производства и тем самым снижать себестоимость единицы изделия и одновременно обеспечивает привлекательный уровень рыночных цен.

С другой стороны, множество предложений средств производства зарубежными производителями и более низкие цены у иностранных продавцов стимулируют отечественных бизнесменов покупать за границей, а не в своей стране, где средств производства, особенно новейших, либо нет, либо они дороже импортных.

Сложившееся соотношение спроса и предложения, цены, объемы производства и качество товаров в Российской Федерации и на мировых рынках таковы, что российским производителям прибыльнее экспортировать свой товар. Одновременно российскому бизнесу выгоднее импортировать, чем создавать самим или приобретать отечественное (особенно в условиях технологического отставания в ряде областей). Это, в частности, объясняет, почему в условиях санкционного давления на РФ отечественный бизнес больше внимания уделяет поиску и выстраиванию новых логистических цепочек, а не замещению иностранных товаров отечественными. Как говорится: «бизнес и ничего личного». Одним из следствий такого поведения становится ослабление национальной валюты.

В то же время недружественные по отношению к России государства поставили политику выше экономики: наложенные ими запреты, ограничения и санкции вредят их бизнесу. Тем самым страны развитого капитализма на деле доказывают, что есть цели, которые важнее прибыли, и они стремятся к их достижению. Не исключено, конечно, что после устранения РФ как конкурента на мировых рынках и на геополитической арене они рассчитывают в долгосрочной перспективе возместить упущенную выгоду.

Полагаю, что находящейся во враждебной среде стране не следует рассчитывать на помощь извне — заграница не поможет. Надо всеми силами наращивать внутренние ресурсы. Чем меньше они используются и медленнее увеличиваются, тем, как представляется, сильнее влияние внешних факторов на социально-экономическое, политическое, научно-технологическое, культурно-образовательное и информационное развитие страны. В условиях внешней изоляции для наращивания сил и мощи (даже при частной собственности на средства производства) применимы как способы мотивации хозяйствующих субъектов, так и методы принуждения.

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН на 2024 г., проект 5.6.6.4 (0260-2021-0008). «Методы и модели обоснования стратегии развития экономики России в условиях меняющейся макроэкономической реальности».

ACKNOWLEDGEMENTS

The paper was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds according to the IEIE research plan for 2024, Project 5.6.6.4 (0260-2021-0008).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Казанцев С. В. Глобальная экономическая агрессия. Новосибирск: Офсет-ТМ; 2019. 100 с.

2. Dobbins J., Cohen R. S., Chandler N., et al. Extending Russia: Competing from advantageous ground. Santa Monica, CA: RAND Corporation; 2019. 354 p.

3. Казанцев С. В. Относительная оценка чувствительности экономики России к ограничению ее внешней торговли. Экономическая безопасность. 2023;6(3):865-876. DOI: 10.18334/ecsec.6.3.118630.

4. Марков Б. В. Культура повседневности. СПб.: Питер; 2008. 352 с.

5. Волков Д. Молодежь. Ведомости. 2018;(229):7.

6. Медведев Ю. Ученые хотят на базу. Российская газета. Федеральный выпуск. 2023;(145):1;9.

7. Казанцев С. В. Люди, доходы и обеспечение национальной безопасности России и ее регионов. Регион: экономика и социология. 2022;(3):61-80. DOI: 10.15372/REG20220303

8. Третьяков В. Бесхребетная Россия. ИНТЕЛРОС. URL: http://intelros.org/lib/statyi/tretyakov1.htm

REFERENCES

1. Kazantsev S. V. Global economic aggression. Novosibirsk: Ofset-TM; 2019. 100 p. (In Russ.).

2. Dobbins J., Cohen R. S., Chandler N., et al. Extending Russia: Competing from advantageous ground. Santa Monica, CA: RAND Corporation; 2019. 354 p.

3. Kazantsev S. V. Relative assessment of the sensitivity of the Russian economy to restrictions on its foreign trade. Ekonomicheskaya bezopasnost' = Economic Security. 2023;6(3):865-876. (In Russ.). DOI: 10.18334/ ecsec.6.3.118630

4. Markov B. V. Culture of everyday life. St. Petersburg: Piter; 2008. 352 p. (In Russ.).

5. Volkov D. Youth. Vedomosti. 2018;(229):7. (In Russ.).

6. Medvedev Yu. Scientists want to go to the base. Rossiiskaya gazeta = Russian newspaper. 2023;(145):1;9. (In Russ.).

7. Kazantsev S. V. Population, monetary income and national security of the Russian Federation and its regions. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology. 2022;(3):61-80. (In Russ.). DOI: 10.15372/ REG20220303

8. Tretyakov V. Spineless Russia. INTELROS. URL: http://intelros.org/lib/statyi/tretyakov1.htm (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Сергей Владимирович Казанцев — доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия

Sergey V. Kazantsev — Doctor Sci. (Economics), Chief Researcher of the Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia

http://orcid.org:/0000-0003-4777-8840 kzn-sv@yandex.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 17.11.2023; после рецензирования 11.12.2023; принята к публикации 25.12.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was received on 17.11.2023; revised on 11.12.2023 and accepted for publication on 25.12.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.