Научная статья на тему 'Зоны повышенного риска'

Зоны повышенного риска Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДОВОРОТЫ / ВОДЯНЫЕ ВПАДИНЫ И ВОЗВЫШЕНИЯ / СМЕРЧИ / ЗАЩИТА МОРСКИХ СУДОВ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SEA WHIRLS / DEEP-SEA TROUGHS AND RISES / WHIRLWINDS / PROTECTION OF SHIPS / PREVENTIVE STANDARDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сидорченко Виктор Федорович

Автор пишет о действиях в состоянии крайней необходимости, которые вынуждены выполнять экипажи морских судов, когда суда оказываются в районах мощных морских водоворотов, глубоких водяных впадин или водяных «горбов», возвышающихся над поверхностью воды, мощных вихревых образований типа атмосферного циклона, способных потопить не только судно, но и людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH RISK AREAS

The author analyses actions in the state of extreme necessity which have to be performed by the ships’ crew members when ships enter the areas of heavy sea whirls, deep-sea troughs or sea “hunches” rising above the water surface, strong vertical formations similar to an atmospheric cyclone which are capable of sinking not only the ship, but also the crew.

Текст научной работы на тему «Зоны повышенного риска»

2014 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 14 Вып. 3

МОРСКОЕ ПРАВО

В. Ф. Сидорченко

ЗОНЫ ПОВЫШЕННОГО РИСКА

Автор пишет о действиях в состоянии крайней необходимости, которые вынуждены выполнять экипажи морских судов, когда суда оказываются в районах мощных морских водоворотов, глубоких водяных впадин или водяных «горбов», возвышающихся над поверхностью воды, мощных вихревых образований типа атмосферного циклона, способных потопить не только судно, но и людей.

Ключевые слова: водовороты, водяные впадины и возвышения, смерчи, защита морских судов, предупредительные стандарты.

V. F. Sidorchenko HIGH RISK AREAS

The author analyses actions in the state of extreme necessity which have to be performed by the ships' crew members when ships enter the areas of heavy sea whirls, deep-sea troughs or sea "hunches" rising above the water surface, strong vertical formations similar to an atmospheric cyclone which are capable of sinking not only the ship, but also the crew.

Keywords: sea whirls, deep-sea troughs and rises, whirlwinds, protection of ships, preventive standards.

Гигантский морской водоворот обнаружили по соседству с островами Огасава-ра японские ученые. Этот район Тихого океана пользуется печальной славой. В печати время от времени сообщается о таинственном и бесследном исчезновении судов в его водах. В специальном предупреждении Управления безопасности Японии указывается, что морякам не рекомендуется заходить в этот район без крайней необходимости, а если заход все-таки предпринимается, то следует принять особые меры предосторожности и быть готовыми к любым неожиданностям.

Изучение природы водоворота, впервые замеченного в 1977 г., когда группа ученых из университета Киото изучала возможность затопления радиоактивных отходов в 400 километрах восточнее Огасавары, показало, что радиус водоворота около 100 км, водоворот поднимается с глубины 5000 м до поверхности океана. В центре этой гигантской воронки имеется впадина: уровень воды в ней ниже уровня океана на несколько десятков метров. Энергия водоворота в десять раз больше энергии

Сидорченко Виктор Федорович — доктор юридических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; info@lawpress.ru

Sidorchenko Viktor Fyodorovich — doctor oflegal sciences, professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; info@lawpress.ru

обычного морского течения. Водоворот ведет себя весьма странно. Примерно раз в 100 дней он меняет направление вращения. Ученые считают, что механизм этого явления не похож на структуру морских течений, возникающих под влиянием ветра, температур и т. д. Одной из причин гигантского водоворота может быть перераспределение огромных масс воды, отличающихся по плотности.1

Подобных таинственных зон в Мировом океане известно несколько, в том числе в Бермудском треугольнике, вблизи острова Шри-Ланка и в других местах. Главная особенность водоворотов, как отмечают ученые, состоит не только в невыясненности их причин, но и в том, что в центре водоворота имеется, как правило, довольно глубокая впадина. Например, глубина впадины вблизи Шри-Ланки превышает 100 м. Со спутников зафиксированы глубины впадин до 200 м. Вместе с тем у океана есть и «горбы», которые, как впадины, могут возникать из-за неправомерности силы притяжения Земли вследствие неравномерного распределения в глубинах Земли тяжелых и легких компонентов. Скрытый в теле планеты избыток масс как бы стягивает воду, и над ним образуется водяной «горб». В свою очередь, недостаток силы притяжения может образовать впадину. Кроме того, в таких районах существенно меняется (деформируется) электромагнитное поле, вследствие чего затрудняется или вовсе прекращается прохождение радиоволн, а значит, и связь, выходят из строя приборы и пр.2 Например, так случилось с советским научно-исследовательским судном «Академик Вернадский» в Карибском море, с которым на неделю утратилась связь.

Из всех таинственных морских зон наибольшей известностью пользуется Бермудский треугольник. О нем написаны сотни книг и статей, при этом его «слава» основывается не на придуманных, а на реальных фактах многочисленных морских катастроф, в том числе весьма таинственных. Например, 5 декабря 1945 г. в районе Бермудского треугольника пропали бесследно пять американских военных самолетов, вылетевших с аэродрома Форт-Лодердейл в тренировочный полет. Примерно через 75 минут после вылета командир группы доложил, что самолеты, видимо, сбились с курса и компасы вышли из строя. Посланный на их поиски патрульный самолет «Мартин Маринер», на борту которого находились 13 человек, также исчез без следа. В феврале 1987 г. со дна Мексиканского залива был поднят самолет «Эвенджер» — один из пяти самолетов, пропавших в 1945 г. Самолет был обнаружен на значительном расстоянии от того места, где первоначально велись поиски.3 Изучение гидросферы этого района позволило обнаружить интересное явление — зарождение в водной толще мощных вихревых образований типа атмосферного циклона. Диаметр их достигает 200 км, но могут быть и малые быстро вращающиеся водяные вихри с диаметром всего в несколько километров. Этим объясняются внезапно налетающие штормы при абсолютно ясном небе, которые также внезапно прекращаются. Их появление приводит к стремительному («обвальному») падению атмосферного давления. Интересен звук, которым сопровождается такой шторм. Советский ученый А. А. Аксенов писал: «Много еще неясного. Например, "голос" шторма. Вдруг рождается звук, который способен привести к массовому сумасшествию на судне. Вполне возможно открытие в океане самых неожиданных

1 Вдовин Ю. Загадки Тихого океана // Правда. 1982. Январь.

2 Кривенко Е. Отчего «горбы» у океанов? // Правда. 1988. 21 марта.

3 Находка в Бермудском треугольнике // Правда. 1987. 2 марта.

явлений, которые станут основанием для пересмотра давно сложившихся фундаментальных представлений».4

Из множества теорий, объясняющих «странности» этого района, заслуживает внимания теория советского ученого Г. В. Талалаевского. Согласно его расчетам вращающееся тело теряет в весе, а при достижении некоторой критической скорости способно приобретать отрицательный вес. Новая концепция помогла Талалаевско-му объяснить природу смерчей, способных поднимать и переносить на большие расстояния людей, животных и даже целые дома. Открытие океанологами вихревых образований в океане привело исследователя к мысли разобраться в «чудесах» треугольника (Бермудского) с позиций собственной теории. В качестве примера был взят случай, описанный в швейцарском еженедельнике «Вельтвох» (1975. № 41). В начале 1970-х годов в аэропорту Майами за 20 минут до посадки исчез с экрана РЛС пассажирский лайнер компании «Нэйшнл эрлайнз». Через 10 минут его обнаружили снова, и самолет благополучно совершил посадку. Ничего странного экипаж в полете не заметил, вот только все часы на борту отставали на 10 минут. Накануне часы сверили, и никаких расхождений между землей и самолетом не было. Если объяснять пропадание 10 минут теорией относительности Эйнштейна, то самолет должен был лететь со скоростью, близкой к скорости света, что, естественно, исключалось.

Согласно уравнениям гравитации, используемым Талалаевским, вращающееся тело в целом теряет в весе, однако в центре вращения его вес растет, причем тем больше, чем больше исходная масса вращающегося вещества. В центре больших океанских вихрей возникают гравитационные аномалии. И если судно попадет в центр вращения, то мощная гравитационная сила потянет его на дно. То же произойдет и с самолетом, как, возможно, случилось с упомянутыми американскими бомбардировщиками в 1945 г. Сильные глубинные течения довершают трагедию, унося обломки на сотни миль.

Замедление хода часов на авиалайнере на 10 минут возможно при таком искривлении пространства, когда полетная масса самолета увеличивается примерно вдвое. Эта прибавка оказалась для него вполне преодолимой. Но если бы трасса прошла ближе к центру вращения, то возросшая гравитация могла бы привести к катастрофе. Аномалия объясняет и исчезновение самолета с экрана РЛС: в искривленном пространстве сигнал мог отклониться и не вернуться в приемное устройство. На картину гравитационных аномалий влияют не только морские вихри, но и природа внутренних структур Земли в этом районе. Американские астронавты, например, с помощью высокоточного высотомера зафиксировали прогиб зеркала океана в районе Бермуд на 25 м.

Низкочастотные гравитационные колебания могут стать причиной психических расстройств, из-за чего люди иногда покидают исправное судно (такие случаи известны), и даже причиной их гибели. Известны случаи, когда в районе «треугольника» самолеты после выполнения задания приземлялись раньше положенного времени, словно летели с сильным попутным ветром. Такие ситуации сравнимы с поведением ракеты, которая, пролетая мимо массивного тела (например, планеты), дополнительно разгоняется за счет гравитации. Так же и самолет: возросшая гравитация, как праща, разгоняет самолет, и он при том же расходе горючего летит с большей скоростью.

4 Почивалов Л. Есть ли тайны в Бермудском треугольнике? // Литературная газета. 1983. 5 янв.

Морские вихри весьма часто наблюдаются и в другом районе — в море Дьявола, расположенном между Гонконгом, Филиппинами и Тайванем. Регистрация судов, пропавших без вести в этом «дьявольском треугольнике», ведется уже шесть столетий. Документы показывают, что сотни судов пропали в спокойные, безветренные дни. Обломков, как правило, не обнаруживают, как и в районе Бермуд. Японское правительство объявило этот район опасным для мореплавания. Суда, попадающие в районы аномалий, должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать большие перегрузки, а приборы должны иметь защиту от гравитационных помех. Неверно размещенный груз может просто разломить судно пополам при плавании в аномальном районе.5

Статья поступила в редакцию 24 марта 2014 г.

5 Крушельницкий Е. Вокруг тайны треугольника // Ленинградская правда. 1987. 10 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.