Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2014. Вып. 2
В. Ф. Сидорченко
БРИЛЛИАНТЫ, ОМЫТЫЕ КРОВЬЮ
B статье описывается трагическая судьба морского лайнера «Moppo Кастл» и большинства находившихся на его борту пассажиров и членов экипажа. Судно совершало круизный рейс. Одному из пассажиров, имевшему явные склонности к преступлениям, стало известно, что в сейфе 73-летней мультимиллионерши Кэтлин Моррисон находятся бриллианты на сумму в 7 млн долл. Будучи явно склонным к воровству и даже к убийствам, он украл бриллианты. Капитан судна Вильмот, узнав о краже, начал расследование. Опасаясь разоблачения, вор отравил капитана судна, смертельно ранил Кэтлин Моррисон, а затем устроил пожар на судне, в результате которого погибли 140 человек, в основном женщины и дети, а судно сгорело.
Ключевые слова: убийства людей, омытые кровью бриллианты, пожар на судне.
Sidorchenko Viktor F. BLOOD DIAMONDS
The article describes the tragic destiny of a sea liner "Morro Castle" and the majority of its passengers and crew members. The vessel was on its voyage. One of the passengers who was obviously tended to committing crimes learnt that there were diamonds 7 million dollars worth in the safe of 73-year-old multimillionaire Cathleen Morrison. Being obviously tended to committing theft and even murders, he stole the diamonds. The captain Willmott discovered the theft and started the investigation. Fearing the disclosure, the thief poisoned the captain, gravely wounded Cathleen Morrison and then set fire to the vessel as a result of which 140 people died, mainly women and children, and the vessel was burnt.
Keywords: killing people, blood diamonds, fire to the vessel.
Ha рассвете 8 сентября 1934 г. трижды прозвучал сигнал SOS над Атлантикой и смолк. Напрасно радисты прибрежных радиостанций пытались получить более точные сведения о тонущем судне. Им оказался крупнейший по тем временам комфортабельный пассажирский лайнер «Moppo Кастл». Катастрофа произошла всего в нескольких милях от побережья. B возникшем пожаре погибли многие пассажиры — богатейшие люди Америки, совершавшие морскую прогулку вокруг Багамских островов. B тот же день обгоревшее судно было доставлено буксирами к причалу морского курорта Асбири Парк в штате Нью-Джерси, в 75 милях от Нью-Йорка. За 5 долл. входной платы можно было насмотреться на обгоревший остов крупнейшего, после «Титаника», пассажирского судна, сгоревшего при загадочных обстоятельствах.
Комиссия береговой охраны прибыла раньше, однако не смогла попасть внутрь судна для выяснения причин пожара: там стоял сплошной чад, а трапы и переборки были раскалены докрасна. He смогли попасть внутрь судна и агенты страховой компании, озабоченные поисками драгоценностей на много миллионов долларов, которые пассажиры застраховали перед рейсом. Страховщикам предстояло уплатить огромные страховые возмещения родственникам погибших. Только на двенадцатый
Сидорченко Виктор Федорович — доктор юридических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; info@lawpress.ru
Sidorchenko Viktor Fjodorovich — doctor of legal sciences, professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; info@lawpress.ru
14-2-2014.indd 137
19.06.2014 11:52:51
день агенты страховщиков проникли на судно, но в сейфах ничего не было. Перед комиссией, расследовавшей причины кораблекрушения, встало несколько загадок, на многие их которые она так и не смогла ответить. Например, на второй день после пожара, когда на судно еще нельзя было попасть, волнами выбросило на берег два трупа — матроса и офицера. У матроса в затылке были две пули, а в пистолете офицера не хватало двух патронов. Всего в катастрофе из 318 пассажиров погибли 134, преимущественно женщины и дети. Потери команды — шесть человек. Описание того, как была организована спасательная служба, дает такую картину. Единственная моторная спасательная шлюпка, рассчитанная минимум на 50 пассажиров, причалила к берегу, имея на борту только шесть человек: главного механика судна Аббота, мексиканского цинкового короля Дорреса с женой и дочерью и двух матросов команды. Оставшиеся в живых пассажиры рассказывали, что всех пытавшихся схватиться за борт спасательной шлюпки Аббот отталкивал багром в море и иногие из них погибали.
Пожар на судне начался ночью. B 23 часа 10 минут был обнаружен дым, выходящий из носового иллюминатора. Индикаторы жара, рассчитанные на подачу сигнала тревоги, если температура где-либо поднимется до 70 градусов, не сработали, а может быть, их просто не слышали, ибо судно в это время попало в сильный шторм и 15-метровые волны неистово били по корпусу. Сигнал пожарной тревоги был подан только в 00 часов 50 минут. Ш судне этот сигнал вызвал неимоверную панику. Охваченные ужасом люди кинулись наверх. Началась ожесточенная схватка за места в шлюпках. Люди в вечерних костюмах и нижних рубашках карабкались туда, защищая завоеванные места веслами, кулаками, ногами. Женщины в роскошных туалетах жались к бортам, кричали, плакали, умоляли о спасении. Очередной волной их сбрасывало за борт, их место занимали другие, которых ожидала такая же участь. Экипаж полностью утратил контроль над ситуацией, не выполнял приказы и распоряжения, заботился только о собственном спасении.
Расследование установило, что виновником кораблекрушения был агент ФБР США К. Стивенсон, которого послали в 1934 г. на «Moppo Кастл» с секретной миссией. Узнав, что в сейфе одной из пассажирок, 73-летней мультимиллионерши Кэтлин Моррисон, находятся драгоценности на сумму около 7 млн долл., Стивенсон выкрал их. Однако, опасаясь разоблачения, когда о краже стало известно капитану, который решил предпринять расследование, Стивенсон отравил капитана Вильмота и пристрелил Кэтлин Моррисон, которые перед смертью, обливаясь кровью, показывали пассажирам немногие оставшиеся окровавленные бриллианты. Тем временем Стивенсон устроил пожар на судне с помощью особой мины, находившейся в его распоряжении в связи с полученным заданием. B результате вновь обильно пролилась кровь и окончательно погибло судно стоимостью в 5 млн долл., а также погибли 140 человек, в основном женщины и дети.
B рассмотренном случае угроза судну исходила изнутри, от самих людей на его борту. Такие случаи, когда речь идет об отдельных уголовных преступниках, бывают относительно редко. Чаще опасность исходит от людей, находящихся вне судна.
Статья поступила в редакцию 30 декабря 2013 г.
138
14-2-2014.mdd 138
19.06.2014 11:52:51