Прогнозированием установлена также перспективность цилиндрических сепарирующих рабочих органов (соломосепараторов, решет и триеров) с гибкой разделяющей поверхностью и участком обратной кривизны. Новые рабочие органы должны обеспечивать ресурсосбережение. По мнению автора, энергоемкость безвальных спиральновинтовых рабочих органов будет на 30.. .50 % меньше, чем у применяемых в настоящее время. Опытами установлено, что энергоемкость сепарирующих рабочих органов, в частности триеров с гибкой разделяющей поверхностью и участком обратной кривизны, на определенных режимах работы меньше, чем триера с жестким цилиндром (рисунок).
При оценке перспективности безвальных спирально-винтовых рабочих органов возникает еще один важный вопрос. Является ли эта форма одной из многих возможных или базовой и наиболее общей? Ответ на этот вопрос дает положение В.П. Горячкина о том, что винтовая поверхность является наиболее общей формой рабочего органа и никаких других форм в пространстве трех измерений быть не может.
Итак, на базе идеи В.П. Горячкина об основополагающем значении трехгранного пространственного клина и винтовой поверхности определены общие формы перспективных рабочих органов, которые можно использовать для разработки сельскохозяйственной техники нового поколения.
Список литературы
1. Горячкин, В.П. Собрание сочинений. Том 1. — М.: Колос, 1965.
2. Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Феде-
N, кВт
Энергоемкость N триера-овсюгоотборника в зависимости от удельной производительности Ц и частоты вращения барабана:
1 — при очистке 1 кг зерна с использованием гибкой ячеистой ленты, имеющей участок обратной кривизны;
2 — при очистке 1 кг зерна триером ЗАВ-10.90000А при Q = 1,18 т/(м2-ч) и п = 45 мин-1; 3, 4 — энергоемкость
холостого хода щеточного отражателя и цилиндра триера с гибкой ячеистой лентой, отнесенная к 1 м2 ячеистой ленты
рации на период до 2025 года. — М.: Росинформагротех, 2007.
3. Шрейдер, Ю.А. Равенство, сходство, порядок. — М.: Наука, 1971.
4. Кузьмин, М.В. Нетрадиционные рабочие органы сельскохозяйственных машин // Техника в сельском хозяйстве. — 2006. — № 6. — С. 23-28.
УДК 631.3; (629.367:631.15)(571.6)
А.В. Липкань, зав. отделом «Уборочные машины»
А.Н. Панасюк, канд. техн. наук, директор
Государственное научное учреждение «Дальневосточный научно-исследовательский и проектно-технологический институт механизации и электрификации сельского хозяйства»
М.В. Канделя, канд. техн. наук, генеральный конструктор
Закрытое акционерное общество «Биробиджанский комбайновый завод «Дальсельмаш»
ЗОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МАШИННОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Характерная особенность зонального машинного земледелия, определяемая экстремальными почвенно-климатическими факторами — проведение уборочных, а иногда и посевных работ в условиях переувлажнения почвы. Это определяет и основное требование к зональной уборочно-транспортной
88
технике и значительной части тракторов — наличие гусеничного хода.
Согласно результатам поисковых научноисследовательских работ [1, 2, 3] наиболее перспективными в плане функционально-экологического совершенствования на сегодня являются гусенич-
ные ходовые тележки (ГХТ) с резиноармированными гусеницами (РАГ). Отсюда согласно научнообоснованных норм формирования зонального парка уборочно-транспортных машин около 70 % зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, а также бункеров-перегружателей и самоходных жаток должны составлять машины на гусеничном ходу с использованием резиноармированных гусениц.
В настоящее время парк уборочных машин в Дальневосточном Федеральном округе обновляется современными энергонасыщенными высокопроизводительными зерноуборочными комбайнами на колесном ходу отечественного и импортного производства, в основном, по инициативе региональных администраций, т. е. без учета существующих научных рекомендаций и сложившейся практики формирования зонального уборочно-транспортного комплекса.
В условиях существующего дефицита профессионально обученных механизаторских кадров ориентация управленцев в большей степени на высокопроизводительную и надежную импортную или отечественную колесную технику на первом этапе технического перевооружения еще может быть в определенной мере обоснована, но полное игнорирование зональных особенностей, т. е. переувлажне-
ния почвы в период уборочных работ раз в 3-5 лет, может вылиться в проблему невозможности не только уборки уже выращенного урожая, но и обеспечения кормами возрождающегося животноводства.
Эта проблема, например, для Амурской области грозит вылиться в катастрофу зонального масштаба в свете ближайших планов областного руководства о двойном расширении посевных площадей под зерновые и сою. В случае хорошего урожая, но в условиях очередного переувлажнения, вся колесная техника, как максимум, не способна будет обеспечить процесс уборки и, как минимум, это приведет к вынужденному простою, затягиванию сроков уборки, потерям урожая, повышению себестоимости зерна, снижению конкурентоспособности.
Вот почему руководство региона Дальнего Востока и МСХ РФ должны быть заинтересованы в создании и апробации инноваций до их освоения в сельскохозяйственном производстве в плане формирования парка гусеничных зерно- и кормоуборочных комбайнов, ибо иметь в своем распоряжении двойной парк уборочных машин: колесный для нормальных условий и гусеничный для условий переувлажнения — ни одно хозяйство не в состоянии.
Кроме того, результаты лабораторно-полевых исследований техногенного механического воздей-
ствия на почву (ТМВП) поступающей в регион современной уборочной колесной техники, ежегодно проводимых специалистами ДальНИПТИМЭСХ и ДальГАУ, свидетельствуют о необходимости адаптирования этой техники (например, ростовского комбайна «Вектор», гомелевского КЗС-7 «Полесье» и красноярских «Енисей КЗС-950» или более тяжелого «Енисей КЗС-960», в 2007 г. поступившего на испытания на Амурскую МИС) к зональным условиям посредством установки молотилки комбайнов на резиноармированные гусеницы.
Одним из возможных путей снижения уровня ТМВП колесных комбайнов является оснащение их, как опцией, унифицированным сменным полугусеничным ходом (ПГХ) с резиноармированными гусеницами (рис. 1), разработанным ЗАО «БКЗ «Даль-сельмаш» для базовой модели колесного комбайна «Енисей КЗС-950» и его модификаций. Это гарантирует реализацию минимума требований к конструкции их ходовых аппаратов, обеспечивающих приемлемое адаптирование к зональным условиям — физическую проходимость и, тем самым, возможность уборки в условиях переувлажнения.
Исходя из этого специалисты ДальНИПТИ-МЭСХ и ЗАО «БКЗ «Дальсельмаш» предлагают и для других современных высокопроизводительных отечественных и импортных колесных комбайнов новые разработки ПГХ на РАГ с треугольной формой обвода и верхним расположением ведущих звездочек, устанавливаемых вместо ведущих колес.
Тем не менее, чтобы обеспечить уровень давления, соответствующий требованиям ГОСТ 26955-86, необходимо работать над постановкой данных комбайнов на цельногусеничную ходовую тележку
с РАГ типа ТГР-3 (рис. 2) производства ЗАО «БКЗ «Дальсельмаш», и другой альтернативы на современном этапе развития просто нет.
Возможно, например, для КЗР-10 «Полесье-Ротор» использовать следующее сочетание: установить энергосредство УЭС-250/280А «Полесье» на ГХТ типа ТГР-3, а прицепной очиститель-накопитель — на пассивный полугусеничный ход, используемый как опция (см. рис. 1).
Для колесной энергонасыщенной тракторной техники с ломающейся рамой, например, для тракторов «Buhler Versatile» и К-744 наиболее перспективным способом повышения тягово-сцепных свойств и снижения уровня ТМВП до уровня современных требований, по мнению авторов, является не сдваивание или страивание колес, а оснащение тракторов, как опцией, унифицированным сменным колесно-гусеничным ходом. Основание для подобных утверждений — положительные результаты испытаний трактора К-700 со сдвоенными колесами и сменным гусеничным ходом (рис. 3), полученные в 70-х годах прошлого0 столетия сотрудниками кафедры «Тракторы и автомобили» БСХИ (ныне ДальГАУ) под руководством А.С. Аникина.
В колесном варианте тракторы используют на транспортных и внутрихозяйственных работах, не связанных с заездом на поле, а в четырехгусеничном варианте — на всех полевых работах. В этом случае на все четыре фланца полуосей бортовых редукторов устанавливают каретки с РАГ с треугольной формой обвода, верхним расположением ведущей звездочки и ограничителем качания каретки в вертикальной плоскости относительно моста в пределах ±30°.
Преимущество РАГ по сравнению с металло-звенчатой гусеницей как для цельногусеничного движителя, так и полугусеничного с треугольной формой обвода и верхним расположением ведущей звездочки, — ниже динамическая нагружен-ность в зацеплении и, как следствие, выше надежность хода и больше срок службы за счет того, что касательная сила тяги равномерно (или близко к этому) распределяется между всеми закладными элементами и зубьями, контактирующими одновременно на дуге обхвата резиноармированной гусеницей ведущей звездочки.
Список литературы
1. Емельянов, А.М. Исследование влияния формы опорной поверхности движителя на проходимость гусеничных уборочных машин в условиях
Рис. 2. Перспективная гусеничная ходовая тележка (ГХТ) типа ТГР-3, предлагаемая ЗАО «БКЗ «Дальсельмаш», на резиноармированных гусеницах размером 645 х 125 х 82 производства японской фирмы «Bridgestone» для уборочно-транспортных машин высокой проходимости
в г
Рис. 3. Сменный гусеничный ход для трактора К-700:
а — сменная полугусеничная тележка; б — К-700 в четырехгусеничном варианте; в — положение гусеничных движителей при повороте влево; г — положение гусеничных движителей при повороте вправо
Дальнего Востока: автореф. дис. ... канд. техн. наук. — Благовещенск, 1981.
2. Канделя, М.В. Исследование и обоснование технического уровня различных типов гусеничных ходовых систем уборочно-транспортных машин: автореф. дис. ... канд. техн. наук. — Благовещенск, 1997. — 24 с.
3. Липкань, А.В. Основы стратегии создания перспективного экосовместимого типа гусеничного движителя для уборочно-транспортных машин / А.В. Липкань, В.Н. Рябчен-ко, М.В. Канделя // Перспективы развития комплексной механизации АПК Дальнего Востока. — Благовещенск: Даль-НИПТИМЭСХ, 2000. — С. 95-106 с.
УДК 631.363
А.К. Курманов, канд. техн. наук
Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова
КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВИНТОВЫХ ПРЕССУЮЩИХ МАШИН
Основной концептуальный критерий, используемый в методике формирования внутренней характеристики системы технологического процесса прессования кормов в винтовых прессующих машинах, — величина и продолжительность градиента давления, создаваемого рабочими поверхностями машин на материал. Именно градиент давления определяет конечный продукт этого воздействия. Как силовой и кинематический критерий, он позволяет определить величину и продолжительность воздействия на вещество (независимо от его агрегатного состояния) внутри винтовой прессующей машины.
Условная зависимость между физико-механическими свойствами материала и расстоянием между его частицами изображена на рис. 1, где точки А и В соответствуют условному размеру частиц и размеру клеточной структуры материала, ор ок от — пределам прочности, пластичности и текучести. По этому графику можно проследить процесс уплотнения.
При изучении процесса уплотнения кормов представляют интерес исследования В.И. Особова [1], которым установлена зависимость между давлением р и перемещением Б рабочего органа (рис. 2). Здесь кривая ОЕВ1 — диаграмма уплотнения ма-
91