Научная статья на тему 'Зона российского влияния: Гагаузия'

Зона российского влияния: Гагаузия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
250
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАГАУЗИЯ / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА / РОССИЯ / АВТОНОМИЯ / РЕФЕРЕНДУМ / ВЫБОРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зона российского влияния: Гагаузия»

июнь 2016 г.

Выпуск 41(57)

миссного подхода. Представители западных стран воспринимают Правила в основном в виде мер укрепления доверия и рассматривают их в максимально необязывающем формате. Российская сторона придерживается позиции, что несмотря на то что Правила будут относиться к «мягкому» праву, не должно складываться впечатление об их безнаказанном нарушении. Кроме того, со стороны США предлагается наполнить Правила в основном техническими параметрами, а в России считают, что они должны стать рамочными политическими договоренностями, чтобы обеспечить сохранение ключевого смысла целеполагания Правил, а именно - предотвращение конфликтов, а не разработка правил и норм их ведения.

Очень важной по-прежнему остается проблема понятийного аппарата. Чтобы договориться о формулировках, представленных в документах на текущий момент, тратились месяцы и годы. Поэтому позиция российской делегации заключается в том, что процессы пошагового достижения компромисса по общим вопросам и обсуждения терминологии должны идти параллельно. Однако согласование и

Ключевые слова: Гагаузия, Республика Молдова, Россия, автономия, референдум, выборы

Гагаузия - крошечная территория Республики Молдова - в последнее время вызывает все больший интерес за пределами страны, частью которой является. Добившись в 1994 г. статуса автономного территориального образования, гагаузы сумели получить также особые права и привилегии. Здесь в отличие от остальной части Молдавии в качестве официальных языков кроме молдавского используются также гагаузский и русский. Непросто было этого добиться, но гагаузы сумели воплотить страстное и твердое желание выделиться, обособиться. Гагаузы - народ тюркоязычный, но с турками себя не идентифи-

принятие общих терминов в перспективе, очевидно, представляется необходимым и неизбежным для выработки более конкретных двусторонних и многосторонних договоренностей.

В заключение хотелось бы отметить, что сама постановка проблемы о необходимости разработки и принятия на уровне ООН Правил поведения государств в информационной сфере уже является революционной, так как в течение многих лет казалось, что невозможно победить альтернативную точку зрения, согласно которой киберпространст-во не нуждается в специальных нормах международного права. При этом, несмотря на серьезные противоречия по многим вопросам между членами ГПЭ (прежде всего между РФ и США), работа Группы плодотворна и привлекает все большее внимание в мире: в этом году ГПЭ будет расширена до 25 стран (при 60 заявках из разных стран). Это доказывает осознание того факта, что ООН -это единственная глобальная площадка, на которой имеет смысл договариваться об общих правилах в трансграничном киберпространстве.

Татьяна Биткова,

старший научный сотрудник ИНИОН РАН

цирующий, а к далеким от них в этническом отношении молдаванам они относятся настороженно. При этом, как и подавляющее большинство окружающих их молдаван, гагаузы исповедуют православие. Почему и при каких обстоятельствах гагаузы стали христианами, никто с определенностью разъяснить не может.

Не имея на протяжении веков письменности, гагаузы вместе с тем сохранили свой язык, а также самобытный культурный уклад и народное творчество, находящиеся на скрещении христианства и язычества. Среди фольклорных жанров есть и характерные для Востока. Гагаузская письменность (на основе кириллицы) была создана только в 1957 г., когда гагаузы стали гражданами СССР.

ЗОНА РОССИЙСКОГО ВЛИЯНИЯ: ГАГАУЗИЯ

Выпуск 41(57)

июнь 2016 г.

Политическая интрига этой маленькой автономии состоит в том, что Молдавия сегодня является объектом целенаправленной румынизации со стороны Бухареста, которому это весьма успешно удается. Россия, считая Молдавию исторической зоной своего геополитического интереса, не желает сближения, а тем более объединения ее с Румынией. Сама Молдавия, несмотря на прозападную и ориентированную на Румынию политику сегодняшнего руководства, пока еще достаточно русифицирована1, и это наш козырь. Гагаузия русифицирована в значительно большей мере и, несмотря на свои малые размеры, активно сопротивляется процессу румынизации и европеизации, тем самым помогая Москве сохранить свое влияние в этом регионе.

Хотя гагаузский и молдавский являются официальными языками Гагаузии наряду с русским, практически они здесь не используются. Да это и не удивительно: детские сады - русскоязычные, обучение в школах ведется на русском, за исключением нескольких недавно созданных при поддержке Турции лицеев. В Комратском государственном университете преподавание проводится также на русском за исключением специальных предметов по гагаузской филологии и культуре. Из 30 телеканалов, транслируемых в столице Га-гаузии Комрате, 28 являются российскими.

Все это не столько унаследованный от советских времен атавизм, сколько удивительный для постсоветского пространства феномен любви к России. Тюркоязычные гагаузы ощущают внутреннюю близость и причастность к нашей стране, рассматривают ее как покровителя и помощника в своем противодействии молдавским приверженцам унионизма и евроинтеграции.

В послевоенный период гагаузы, как и другие жители Молдавии, оказавшись гражданами СССР, пережили страшный голод и политические репрессии. Невольно возникает вопрос, как печальная история послевоенных лет не мешает русофильству сегодняшних гагаузов. Есть мнение, что «гагаузы лояльны России потому, что получили в основном положительный опыт во времена Российской империи и СССР, и отрицательный - в эпоху Румынии и Молдавии»2.

1 Согласно данным переписи населения Республики Молдова за 2004 г., 5,9% населения республики являлись русскими, 11,3% считали русский язык родным языком, а 16% населения обычно общаются на русском языке.

2 Страна трех городов и двадцати девяти сел (19.08.2013) // http://blog-of-art.ru/?р=697

Формально Гагаузия имеет достаточно широкие права. Ее статус закреплен Конституцией Республики Молдова, однако на практике, как полагают сами гагаузы, автономия во многом остается ограниченной. Кишинев явно хотел бы приравнять Гагаузию к другим районам. Зависимость от центральных властей, считают здесь, является главной проблемой. Автономия не имеет экономической самостоятельности и живет в основном за счет дотаций из государственного бюджета.

С 1990 по 1994 г. Гагаузия существовала в форме независимой, но непризнанной республики. Под давлением Москвы кишиневские лидеры приняли решение объявить Гагаузию автономным образованием с особыми правами. Важную роль в переговорах Комрата и Кишинева сыграла и Турция. Москва помогла Гагаузии тем, что ввела в республику в 1990 г. Болградскую дивизию, а в 1992 г. учредила миротворческую миссию на Днестре. Анкара параллельно предпринимала инициативы дипломатического характера, особенно после избрания президентом Турции Сулеймана Демиреля. В частности, в 1993 г. Демирель заявил, что если руководство Молдавии не готово предоставить гагаузам национальную территориальную автономию, то Турция признает Гагаузию в одностороннем порядке.

Несмотря на то что Гагаузия зависит от Кишинева и не имеет (что естественно) собственного внешнеполитического ведомства, она пытается активно влиять на внешнюю политику центральных властей. Главная задача комратских политиков сегодня - препятствовать сближению Кишинева как с Румынией, так и с Западом. Риторика такого рода особенно усилилась с началом украинского кризиса.

Пока прозападная часть украинского общества боролась за европейскую идею, Молдавия 29 ноября 2013 г. подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, не испытав сильного противодействия Москвы и каких-либо серьезных внутренних конфликтов. Только Гагаузия продемонстрировала категорическое неприятие этого события. Местная администрация объявила о срочном проведении референдума, в ходе которого жители должны были выразить свое отношение к возможной интеграции Молдавии в Европейский союз. Кишинев был решительно против такого референдума. Генпрокуратура Молдавии возбудила даже уголовные дела в отношении руководства Гагау-зии по ст. 352 УК Молдавии «Самоуправство». Тем не менее Международная организация по наблюдению за выборами CIS-EMO (Commonwealth

июнь 2016 г.

Выпуск 41(57)

of the Independent States - Election Monitoring Organization) сочла, что референдум не противоречит законодательству Молдавии, и поддержала его идею. Что касается уголовных дел в отношении руководства Гагаузии, то эта затея ничем не завершилась, зато пострадали некоторые рядовые активисты.

2 февраля 2014 г. референдум состоялся. В Кишиневе ожидали оппозиции своей проевро-пейской политике, но не столь решительной и единодушной. 98,09% участников плебисцита проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета, а более 97% проголосовали против вступления в ЕС и за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Кишинев не признал легитимность референдума. Отметим в скобках, что, согласно СМИ, финансировал этот референдум российский бизнесмен, выходец из Га-гаузии Юрий Якубов.

В ЕС с обеспокоенностью восприняли итоги референдума. Местные СМИ информировали, что после его завершения в Гагаузии наблюдался невиданный до тех пор наплыв европейских чиновников.

Следующим недавним событием, в ходе которого остро проявилось противостояние пророссий-ского Комрата и проевропейского Кишинева, стали очередные выборы главы (башкана) автономии. Они проходили в марте 2015 г. Особенностью выборов было то, что в них не участвовала ни одна партия, ассоциирующаяся с правящим проевро-пейским альянсом Молдавии, это коренным образом отличало выборы-2015 от выборов-2010.

Лидеров предвыборной гонки было два: депутат парламента Молдавии Ирина Влах и лидер движения «Новая Гагаузия», мэр Комрата Николай Дудогло. Второго тура ждали все, однако в первом же туре победила Ирина Влах, что было неожиданно для многих наблюдателей. Главным предвыборным обещанием Влах было превращение Гагаузии во флагман молдавского экспорта на рынок РФ.

Москва поддерживала «железную леди Гагау-зии» столь демонстративно, что в Кишиневе крайне возмутились: Влах называли «кандидатом Москвы» и грозились снять с выборов. Спонсором предвыборной кампании Влах опять называли Ю. Якубова. Прочие кандидаты также заявляли о своих пророссийских симпатиях, как, впрочем, и те, кто раньше занимал высокие должности в Га-гаузии. На этот раз Москва симпатизировала Ирине Влах, хотя та вовсе не олицетворяла ради-

кальную антикишиневскую альтернативу. Западные СМИ с сожалением констатировали факт, что «в Гагаузии победила Россия», и видели в этом опасность для Европы.

Вся предвыборная кампания 2015 г. в целом характеризовалась невиданными скандалами, взаимными обвинениями и грязными технологиями, но особое место, по мнению молдавских комментаторов, здесь сыграла «рука Москвы». Действительно, российские политтехнологи сумели организовать накануне выборов настоящий фестиваль российско-гагаузской дружбы, героиней которого стала Ирина Влах.

Абсолютного единодушия у гагаузской общественности все же не было. Тем более что некоторым внимательным наблюдателям было совершенно очевидно: московский десант носил навязчивый и заказной характер, к тому же с оттенком напористой банальности.

В Румынии Кишинев обвиняли в мягкотелости, в том, что тот недостаточно серьезно относится к российскому влиянию в автономии. Как писал румынский журналист и политический комментатор К. Кымпяну, «эта тюркоязычная русофильская этническая группа используется как эффективное оружие против европейских чаяний Кишинева и для воплощения в жизнь очень актуальных экспансионистских устремлений России. Ведь она предоставляет России самый легкий путь к устью Дуная»1.

Об этом же пишут и молдавские эксперты. «Российская Федерация, - по мнению сотрудника молдавского Института публичной политики О. Нантоя, - применяет к Молдавии другие сценарии, нежели в Украине. Речь не идет о том, чтобы посылать вежливых людей в зеленом. Речь идет о формировании российской пятой колоны, будь то на уровне центральной власти или на уровне регионов. Если изберут кандидата, который будет послушным исполнителем провокационных сценариев, которые ему будет навязывать Москва, а Кишинев останется по-прежнему парализован внутриполитическим "раздраем" и отсутствием политической воли, тогда автономия может стать элементом дестабилизации»2.

Россия, действительно, серьезно относится к поддержке этого пророссийского региона. В 2013 г.

1 Campeanu C. Ru§ii infig sulita gägäuzä in coasta Romaniei) // Romania libera. - Buc., 2015. - 21 mar.

2 Цит. по: Северин И., Вагнер А. В Гагаузии выиграла Россия (23.03.2015) // http://www.svoboda.org/content/ article/26914497.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.