Зона рекреационного назначения. Тематический парк для детей и родителей
О.А.Спиридонова, С.Ш.Геворкян
Рассмотрена возможность создания в поселениях с количеством жителей до 50 тысяч человек на территориях рекреационных зон площадью до 20 га объектов культуры и отдыха для детей от трёх до 14 лет. Представлен пример предварительного расчёта основных технико-экономических показателей для детского тематического парка.
Ключевые слова: рекреационная зона, детский тематический парк, парк культуры и отдыха, срок окупаемости вложений, поселение с количеством жителей до пятидесяти тысяч человек.
Zone of Recreational Use. Theme park for children and
Рarents By O^Spiridonova, S.Sh.Gevorkyan
Consideration of the possibility of creation on the territory of recreational zones of up to 20 hectares of cultural and recreational facilities for children from 3 to 14 years in settlements with a population of up to 50 thousand people. An example of a preliminary calculation of the basic technical and economic indicators for a children's theme park.
Keywords: recreational zone, children's theme park, recreation park, investment payback period, settlement with the number of inhabitants up to fifty thousand people.
В каждой комплексной жилой застройке, в районных и городских парках, на территориях больниц и храмовых комплексов, на территориях многофункциональных тор-гово-развлекательных центров есть площадки для детей. Обычно на них расположены достаточно однообразные наборы готовых игровых уличных форм и комплексов. Хорошо, что яркие детские царства для ежедневного пользования существуют в комплексной застройке. Однако удручает отсутствие альтернативного набора занятий для детей. Качели, карусели, горки, лесенки - для малышей; гимнастические и силовые снаряды для тех, кто постарше - вот и весь ассортимент. Но с другой стороны - проектировщики и застройщики предлагают жителям предписанные нормативной документацией стандартные наборы площадок отдыха, которые в дальнейшем могут быть обустроены и дополнены в соответствии с фантазией и возможностями самих жителей.
Эти «первичные», обыденные площадки чаще всего находятся на небольшой,«зажатой» территории, выбранной на схеме генерального плана по остаточному принципу. Проектирование и сооружение этих зон благоустройства
часто вызывают раздражение у заказчиков/инвесторов и головную боль у проектировщиков. Инвесторы-энтузиасты «благотворительного» благоустройства рекреационных зон дворов встречаются редко. Вопросы оснащения мини-рекреаций в комплексной застройке, наверное, следует решать с использованием не только нормативных рычагов, но и экономических - на уровне местной администрации.
Гораздо интереснее и экономически перспективнее для потенциальных инвесторов и администрации создание уникальной детской территории, единой для нескольких районов большого города или единственной для небольшого городского поселения. На схеме функционального зонирования любого населённого пункта обычно присутствует рекреационная зона. На генеральном плане эту зону легко найти по криволинейным пешеходными дорожками, нескольким площадкам для отдыха и занятий физкультурой и футбольному полю. В действительности этот участок поселения имеет стихийно протоптанные собачниками дорожки, пыльное футбольное поле с каркасами ворот и несколько несанкционированных кострищ для шашлыка. Привычное и унылое зрелище, доставшееся нам из прошлого столетия.
В настоящее время (и практика это доказывает) такие заброшенные участки земли можно превратить в прибыльное предприятие, градообразующий объект и даже в визитную карточку поселения. Во многих городах появились луна-парки, парки развлечений, парки аттракционов, детские центры, детские тематические парки, семейные тематические парки, спортивные парки и т.д.1 Эти парки имеют различные габариты по площади территории и застройки, различные наборы функций тематических зон. Надо отметить, что всё чаще среди игровых площадок и аттракционов появляются объекты с образовательными функциями, которые дают возможность реализовываться детским фантазиям и воображению.
Обычно в генеральном плане города, как в правовом акте, предусмотрены исключительно реконструкция, вос-
1 Парки аттракционов, мини-парки, луна-парки под общим названием «Карусель», расположенные в Москве и Подмосковье; детский парк аттракционов в Сочи; семейный парк «Skazka» в Москве; крытый верёвочный парк «Высотный город» в «Питерлэнде» в Санкт-Петербурге; парк аттракционов «Диво-Остров»,в Санкт-Петербурге; аквапарк «Ривьера» в Казани; аквапарк «Лимпопо» в Екатеринбурге; веревочный парк развлечений «Гамми» в Уфе; планетарий и детская железная дорога в Нижнем Новгороде; планетарий в Перми; «Лавка Деда Мороза» в Великом Устюге и т.д. от Калининграда до Владивостока.
становление и озеленение рекреационных территории, то есть данные территории запрограммированы как дотационные, без попытки организовать коммерчески выгодные и не противоречащие Градостроительному кодексу объекты отдыха, спорта и образования. Рассмотрим вариант иного отношения к рекреационной зоне.
Детский тематический парк - градообразующий объект
Место размещения предполагаемого парка - небольшой город, в котором живёт около 50 тысяч человек (рис. 1). Это российский город, который сейчас, после упадка последних 25 лет, восстанавливает свою градообразующую базу, налаживает городское хозяйство, планирует сформировать, на основе рекреационных территорий системы озеленения общего пользования. Для иллюстрации выбран город Кимры, в границах рекреационной зоны которого условно выделена территория в 20 га. После прохождения всех этапов проектирования, согласований и строительства данная территория может называться, например, - межрайонное учреждение дополнительного образования и отдыха (или тематический парк) (см. рис. 1). Аналогом для подобного парка может служить, например, один из научных лагерей на базе МГУ «Слон и Жираф»2.
Организаторы и попечительский совет парка - местная администрация, инвесторы, благотворительные фонды, директора школ, родительские комитеты, службы занятости
населения, местные сообщества. Следует особо подчеркнуть, что старт реализации подобного проекта возможен только при наличии в городе успешно функционирующего градообразующего предприятия. В дальнейшем, при последователь-
2 Детские научные лагеря на базе МГУ «Слон и Жираф». - М±р:/ДЬп-1-д1га1:ш/.
Рис. 1. Пример возможного размещения детского тематического парка в структуре рекреационных зон города
"входная группа " "активны!! отдых"
0,5 степень возможной коммерциализации функциональных зон
Условные наименования функциональных зон
"совсем не отдых" "буферная зона"
"коммунальная зона"
"вдумчивый отдых'
Рис. 2. Усреднённое процентное соотношение площадей Рис. 3. Возможности коммерциализации различных функцио-функциональных зон детского парка нальных зон детского парка
"входам группа"
Рис. 4. Возможная схема функционального зонирования детского тематического парка. Концепция парка «Русская усадьба». Архитектор О.А. Спиридонова. 1998 год
ном завершении очередей строительства парка, учредители предоставят жителям поселения стабильные, всесезонные рабочие места, и детский парк сам станет градообразующим объектом.
Гости парка - дети от трёх до 14 лет, прибывшие в составе групп от школ, детских дошкольных учреждений, с родителями или самостоятельно; школьные педагоги; воспитатели.
Работники парка и волонтёры - педагоги, воспитатели, кураторы, инженерно-технический и обслуживающий персонал, садовники, работники коммунальной службы, охрана.
Функциональные/тематические зоны парка - «Входная группа», «Активный отдых», «Вдумчивый отдых», «Совсем не отдых», «Коммунальная зона», «Буферная зона».
Представленный перечень является и условным, и стандартным одновременно.
На рисунке 1 видно реальное отношение площади всего города и площади всех рекреационных зон города к площади парка. Генеральные планы российских городов формируются по единым нормативным документам. Следовательно,
3 Данные для рисунков 2, 3 и таблиц 1, 2, 3 интерполированы из проектов концепций тематических парков, выполненных ООО «Архитектурная мастерская "Башня"».
можно предположить, что данное соотношение площадей с незначительными различиями проецируется на многие города с населением до 50 тыс. человек. Поиск подходящего участка земли для детского парка, в котором будут аккумулироваться многие функции дополнительного образования (в соответствии с распоряжением Правительства РФ «Концепция развития дополнительного образования детей» [1]), не должен и не может вызвать большое затруднение у местной администрации.
На рисунке 2 представлена диаграмма процентного (усреднённого) соотношения площадей функциональных зон детского тематического парка. Тематическое наполнение функциональных зон сгруппировано по принципу занятости посетителей: спортивные игры и аттракционы; интеллектуальные игры и занятия; выставки и профессиональная ориентация детей и т.д. Соотношение площадей функциональных/тематических зон соответствует прямой зависимости от их коммерческой привлекательности. Детский парк является, безусловно, не только социальным, но и коммерческим проектом, в котором часть услуг являются платными.
На рисунке 3 продемонстрирована диаграмма возможной коммерциализации различных функциональных зон парка. Для потенциальных инвесторов и администрации города важно понимание соотношения площадей, предназначенных под объекты коммерческого назначения, и общей площади функциональной/тематической зоны - степень коммерциализации функциональных зон3 [2].
На рисунке 4 в качестве примера показана схема принципиального зонирования детского тематического парка. Схема выполнена без привязки к конкретной территории и потому имеет условную структуру, которая при дальнейшей разработке может меняться. Основная тема данного парка - «История России на примере трансформации дворянской усадьбы как единицы градостроительной структуры государства».
Для того чтобы образ воображаемого парка приобрёл конкретные очертания, рассмотрим варианты функционального наполнения некоторых предложенных тематических зон.
«Активный отдых»
В крупных и успешных тематических парках мира именно эта функциональная зона является основной. Аттракционы, размещённые в этой зоне, приносят значительную часть дохода владельцам парка, они же несут основную нагрузку по денежным вложениям. Для небольшого парка, расположенного в российской провинции, целесообразно вкладывать основные средства в то, что будет иметь возможность развиваться, легко изменяться и не надоедать постоянным посетителям, то есть не быть статичным. Поэтому в подобных парках имеет смысл размещать только технически несложные комплексы аттракционов для детей до десяти
лет. Территория активного отдыха обязательно должна быть разделена по возрасту детей. Пример:
«Площадка молодняка». Место, где можно бегать, прыгать, хохотать, кричать, падать и летать - территория детских аттракционов в павильоне и на открытом воздухе. Набор аттракционов, их сложность и возрастная ориентация уточняются при разработке бизнес-плана.
«Долина гонок». Территория предназначена для старших детей. Участок для кордодрома; площадки для запуска авиамоделей и бассейна для испытаний моделей лодок и кораблей; мастерские, административные, подсобные помещения и помещения инженерной инфраструктуры -вот неполный перечень того, что может быть размещено на этой территории. Если общие габариты территории парка позволяют, то в «Долине гонок» можно разместить открытые спортивные площадки и футбольное поле.
«Вдумчивый отдых»
Следует предположить, что количество и состав посетителей в силу местоположения парка будут ограничены. Поэтому для гарантированного всесезонного использования парковых площадок и сооружений целесообразно разместить на территории участок для кратковременного пансионного проживания детей (целые классы различных школ) и проводить образовательные форумы. Такая зона условно называется «Вдумчивый отдых» и занимает наибольшую часть территории предлагаемого детского парка. Помещения для занятий в зоне «Вдумчивый отдых» расположены в комплексе клубных павильонов-студий. Это единая для всех возрастов зона творчества. Собранные из легковозводимых конструкций, павильоны периодически могут (и должны) меняться под изменившиеся потребности посетителей и возможности владельцев парка.
Примеры занятий и сообществ:
«Монтируем жизнь в предлагаемых обстоятельствах» - постоянные члены клуба театра и кино устраивают спектакли и представления, кастинги и игры/съёмки, квесты для всех желающих.
«Я - Ты - Он - Она - ВМЕСТЕ» - клуб истории и географии организует этно-классы, которые предназначены в том числе для изучения и проигрывания обрядов и обычаев народов мира.
«Пушкин + Чайковский» - клуб любителей литературы и юных литераторов проводит свои собрания в народной библиотеке. Рассказы и лекции о музыке и истории музыки проходят в аудитории фонотеки или концертном зале.
«Изостудия» - занятия клуба маленьких художников, скульпторов, учеников мастеров прикладного творчества проходят в залах, сгруппированных вокруг центрального выставочного зала с постоянными и сменными экспозициями.
«Совсем не отдых»
Это особенная территория ориентирована на старших детей, и в развитии этой площадки заинтересована прежде всего городская администрация и руководство градообразующего предприятия. Этот комплекс, скорее, можно назвать «зоной
дополнительного образования» или «зоной репетиторов». Примеры занятий для детей и их родителей:
«Я не волшебник, я только учусь» - павильон профориентации размещён в общем комплексе павильонов-студий. Здесь для старших детей читают лекции представители местных градообразующих производств. Приглашённые лекторы, педагоги и психологи рассказывают, отвечают на вопросы, тестируют детей, проводят мастер-классы - помогают определиться с будущей профессией.
«Околонаучные лаборатории» - лаборатории юных физиков, химиков, ботаников, зоологов и т.д. размещены в отдельном павильоне в тихой части парка. Свои открытия и достижения дети могут демонстрировать в центральном выставочном зале.
«Стена идей» и «Совет парка» - на территории тематического парка существует «Стена идей». Гости и работники парка могут оставлять на этой стене свои предложения и идеи совершенно на любую тему - от ассортимента цветов на главной аллее до проекта вечного двигателя. «Совет парка» рассматривает идеи и предложения и достойные публикует. Совет может быть образован из членов «Клуба волонтёров парка».
Предложенный перечень тем, функций, объектов и помещений неполный и достаточно условный. С составления такого перечня после проведения тщательного градостроительного анализа начинается разработка градостроительной концепции и предварительного бизнес-плана. Рекреационная зона в зависимости от габаритов, местоположения, транспортного и инженерного обеспечения, возможностей местной администрации и инвесторов может иметь различные функции. Помимо стандартного набора развлечений, преобладающими могут стать следующие темы: история и география, военно-патриотическая тема, прикладное искусство, путешествия и путешественники, спорт и здоровье, телевизионное шоу, оранжереи и теплицы, детская территория самоуправления, маленькая Родина и т.д.
Старшее поколение легко увидит в перечисленных предложениях сходство с Дворцом пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве [3; 4].
Профессиональные проектировщики и педагоги вспомнят, что лет двадцать назад были изданы рекомендации по проектированию детских внешкольных учреждений [5]. Всё верно. Но ведь, как утверждает пословица, все новое - это хорошо забытое старое. Адаптировать удачный опыт прошлого к современной жизни задача вполне выполнимая и целесообразная.
Пример предварительного расчёта основных технико-экономических показателей для детского парка площадью 20 га
Таблицы 1 и 2 выполнены с учётом действующих нормативов проектирования [6-8]. В основу выполненных расчётов преднамеренно положен наименее благоприятный (пессимистичный) сценарий посещаемости парка.
Таблица 1. Предварительный расчёт технико-экономических показателей
Функциональная (тематическая) зона парка Площадь Площадь застройки, га Общая площадь зданий и сооружений, кв. м
га % всего коммерческое строительство
«Входная группа» 1,4 7,0 0,25 3500,0 2450,0
«Активный отдых» 3,2 16,0 0,30 2400,0 1440,0
«Вдумчивый отдых» 6,8 34,0 2,70 37800,0 26460,0
«Совсем не отдых» 2,0 10,0 1,00 7000,0 3500,0
«Коммунальная зона» 4,0 20,0 1,50 12000,0 1200,0
«Буферная зона» 2,6 13,0 0,10 800,0 400,0
ИТОГО: 20,0 100,0 5,85 (менее 30,0%) 63 500,0 36 650,0
Таблица 2. Предварительный расчёт количества посетителей
Функциональная (тематическая) зона парка Расчётная численность единовременных посетителей, чел./га Расчётная численность единовременных посетителей, человек Расчётное число посетителей за 1 день / за 1 год, человек Примечание
«Входная группа» 100 140 О ф л0
«Активный отдых» 70 224 448 / 89 600 " 3 О
«Вдумчивый отдых» 50 340 680 / 136 000 =г ои о 1 = 1
«Совсем не отдых» 40 80 160 / 3 200 ае н е о им см д в
«Коммунальная зона» 10 40 80 / 1 600 нсо й ^ с; з
«Буферная зона» 30 76 152 / 30 400 Ш ^
ИТОГО: 900 (45 чел./га) 1520 / 260 800
Таблица 3. Предварительный расчёт окупаемости капитальных вложений
Наименование Ед. изм. Показатели Примечания
Ожидаемый годовой доход от эксплуатации руб. 130 400 000,0 Средняя стоимость одного посещения - 500,0 руб.*
366 500 000,0 Средняя стоимость аренды коммерческих помещений - 1 м2 - 10 000,0 руб./год
496 900 000,0 Минимальный годовой доход
Предварительный расчёт инвестиций в строительство и проектирование объектов «Входная группа», «Вдумчивый отдых», «Совсем не отдых», «Коммунальная зона», «Буферная зона». руб. 1 013375 000,0 На основе укрупнённых нормативов цены строительства (НЦС 81-02-06-2014)
Предварительный объем инвестиций в создание открытого парка аттракционов. Оборудование для зоны «Активный отдых», строительство и благоустройство территории руб. 1 500 000 000,0 На основе рыночной стоимости развлекательных услуг аналогичных сегментов
Ожидаемый объем инвестиций руб 2 513 375 000,0
Окупаемость капитальных вложений лет 5,1
*Одно посещение включает в себя стоимость входного билета и стоимость посещения развлекательных комплексов для посетителя, дотационные вложения благотворительных фондов и организаций. Стоимость билета или пакета услуг для посетителя определяется бизнес-планом для каждого проекта индивидуально.
Выводы
Опыт выполнения подобных работ [4] позволяет утверждать, что реализация проекта:
- даст возможность жителям активно и познавательно проводить свободное время;
- предоставит дополнительные возможности для развития поселения, так как парк является самостоятельной и самоокупаемой структурой (см. таблицы 1-3);
- решит вопрос трудоустройства до 700 человек из местных жителей;
- даст возможность детям определиться с будущей профессией;
- даст возможность детям через «Стену идей» конструктивно участвовать в общественной жизни своего города/поселения;
- обеспечит инвесторам достаточно высокую доходность за счёт передачи в аренду зданий, сооружений и территорий; продажи билетов пакетами и в розницу; размещения своей и сторонней рекламы; дотаций местной администрации и общественных фондов; мелкого производства, разрешенного к размещению в коммунальной зоне;
- позволит инвесторам при соблюдении очерёдности строительства, предусмотренной бизнес-планом, обеспечить поэтапную компенсацию вложенных инвестиций, не дожидаясь окончания реализации проекта.
Проблемами для реализации подобных проектов являются отсутствие у отечественных инвесторов:
- опыта строительства «умных» тематических парков (это позволяет иностранным строительным компаниям успешно осваивать данный сегмент нашей экономики);
- мотивации для инвестирования в строительство парков как социально значимых объектов;
- гарантий привлечения средств местных бюджетов и дотаций государства для реализации проекта, а также для обеспечения максимального снижения стоимости входного билета для посетителей (посещение = входной билет + дотация) на начальной стадии эксплуатации построенного объекта;
- осознания того факта, что объем денежных средств, необходимых для строительства «умных» тематических парков в целом сопоставим с инвестициями в строительство парка аттракционов.
Строительство подобных объектов культуры, отдыха и образования можно было бы начать на территориях образцовых, хорошо организованных муниципальных структур, например, с «закрытых административно-территориальных образований» (ЗАТО) или на территориях, непосредственно прилегающих к ним.
Самое главное - это понимание того, что для провинциального российского моногорода с активно функционирующим градообразующим предприятием можно построить уникальный детский тематический парк, который станет дополнительным градообразующим объектом и приумножит духовные богатства жителей.
Литература
1. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. H 1726-р, г. Москва.
2. Спиридонова, О.А. Зона рекреационного назначения
- «тематический парк» / О.А. Спиридонова // Градостроительство. -2016. - H 6. - С. 49-55.
3. Ефимова, Е.А. От Дома пионеров на Стопани - к Дворцу на Ленинских горах / Е.А. Ефимова, В.С. Мягкова. - М.: Пионер, 2009.
4. Рассел,Дж. Дворец пионеров / Д. Рассел. - Издательство: VSD, 2013. (Книга по требованию). ISBN: 978-5-5096-0324-2.
5. Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для города Москвы. Разработаны МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры Утверждены Указанием Москомархитектуры от 22.06.1997 г. H 2 / А.В. Лебедев, А.А. Шапиро. - М.: НИАЦ АО «ГРАДО». Вып. 1, 2, 1997.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации
7. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СП 42.13330.2011.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. H 273-ФЗ
9. Александрова, А.Ю. Тематические парки мира: учебное пособие / А.Ю Александрова, О.Н. Сединкина - М.: Кнорус, 2016.
Literatum
1. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g. H 1726-r, g. Moskva.
2. Spiridonova O.A. Zona rekreatsionnogo naznacheniya -«tematicheskij park» / O.A. Spiridonova // Gradostroitel'stvo.
- 2016. - H 6. - S. 49-55.
3. Efimova, E.A. Ot Doma pionerov na Stopani - k Dvortsu na Leninskih gorah / E.A. Efimova, V.S. Myagkova. - M.: Pioner, 2009.
4. Rassel, Dzh. Dvorets pionerov / D. Rassel. - Izdatel'stvo: VSD, 2013. (Kniga po trebovaniyu). ISBN: 978-5-5096-0324-2.
5. Rekomendatsii po proektirovaniyu seti i zdanij detskih vneshkol'nyh uchrezhdenij dlya goroda Moskvy. Razrabotany MNIIP ob"ektov kul'tury, otdyha, sporta i zdravoohraneniya Moskomarhitektury Utverzhdeny Ukazaniem Moskomarhitektury ot 22.06.1997 g. H 2 / A.V. Lebedev, A.A. Shapiro. - M.: NIATS AO «GRADO». Vyp. 1, 2, 1997.
6. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federatsii.
7. Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastrojka gorodskih i sel'skih poselenij. SP 42.13330.2011.
8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 g. H 273-FZ.
9. Aleksandrova, A.Yu. Tematicheskie parki mira: uchebnoe posobie / A.Yu Aleksandrova, O.N. Sedinkina - M.: Knorus, 2016.