Научная статья на тему 'Золотоордынские кирпичные мавзолеи западного Оренбуржья'

Золотоордынские кирпичные мавзолеи западного Оренбуржья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
327
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / КИРПИЧНЫЕ МАВЗОЛЕИ / ORENBURG REGION / GOLDEN HORDE / BRICK MAUSOLEUMS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Харламов Павел Викторович

С принятием ислама Золотой Ордой в XIV в. на территории степной зоны Оренбургской области начинается строительство кирпичных мавзолеев. Усыпальницы возводились из обожженного кирпича, иногда с небольшим добавлением сырцового. Размеры кирпича, как правило, стандартных размеров. Интересно, что все выявленные кирпичные мавзолеи расположены в западной части Оренбургской области. Топографический анализ мемориальных комплексов показывает, что все они расположены на первых террасах небольших степных рек, с максимальной удаленностью от источников воды до 1,5 км. Ранее известные раскопанные золотоордынские мавзолеи в рассматриваемом регионе являлись семейными усыпальницами, содержавшими в составе инвентаря различные предметы быта и роскоши, это доказывает присутствие языческих пережитков в кочевой среде, что характерно для этапа двоеверия в период исламизации. Распространение кирпичных мавзолеев в степях Приуралья в XIV вв. отражает политику исламизации, проводимую Золотой Ордой на подконтрольных ей территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Golden Horde brick mausoleums of the Western Orenburg region

With adoption of Islam by the Golden Horde in the 14th century construction of brick mausoleums in the territory of a steppe zone of the Orenburg region begins. Tombs were built from the burned brick, sometimes with small addition of adobe. Bricks are of a standard sizes as a rule. It is interesting that all revealed brick mausoleums are located in the western part of the Orenburg region. The topographical analysis of memorial complexes shows that all of them are located on the first terraces of the small steppe rivers, with the maximum remoteness from water sources to 1,5 km. Earlier known investigated Golden Horde mausoleums in the considered region were the family tombs containing in structure of stock various household items and luxury. It proves the presence of pagan remnants in the nomadic population that is characteristic of a stage a dual-belief during Islamization. Distribution of brick mausoleums in the 14th century reflects the Islamization policy pursued by the Golden Horde in territories under control in steppes of Cisural area.

Текст научной работы на тему «Золотоордынские кирпичные мавзолеи западного Оренбуржья»

УДК 902/904

ЗОЛОТООРДЫНСКИЕ КИРПИЧНЫЕ МАВЗОЛЕИ ЗАПАДНОГО

ОРЕНБУРЖЬЯ1

© 2018 г. П. В. Харламов

С принятием ислама Золотой Ордой в XIV в. на территории степной зоны Оренбургской области начинается строительство кирпичных мавзолеев. Усыпальницы возводились из обожженного кирпича, иногда с небольшим добавлением сырцового. Размеры кирпича, как правило, стандартных размеров. Интересно, что все выявленные кирпичные мавзолеи расположены в западной части Оренбургской области. Топографический анализ мемориальных комплексов показывает, что все они расположены на первых террасах небольших степных рек, с максимальной удаленностью от источников воды до 1,5 км. Ранее известные раскопанные золотоордынские мавзолеи в рассматриваемом регионе являлись семейными усыпальницами, содержавшими в составе инвентаря различные предметы быта и роскоши, это доказывает присутствие языческих пережитков в кочевой среде, что характерно для этапа двоеверия в период исламизации. Распространение кирпичных мавзолеев в степях Приуралья в XIV вв. отражает политику исламизации, проводимую Золотой Ордой на подконтрольных ей территориях.

Ключевые слова: Оренбургская область, Золотая Орда, кирпичные мавзолеи.

С распространением, а в дальнейшем с принятием ислама Золотой Ордой в качестве основной религии в XIV в. на территории степной зоны Оренбургской области начинается строительство кирпичных мавзолеев. Обычаи сооружения мавзолеев уходят корнями в дозо-лотоордынскую эпоху, и, в первую очередь, они связаны со строительными традициями Средней Азии и Волжской Булгарии. Строения двух этих школ различаются между собой. Например, мавзолеи, построенные из камня, относятся к «булгарской» школе зодчества, а мавзолеи из обожженного кирпича к «среднеазиатской». Распространение этих двух типов архитектурных строений отличается территориально. Кирпичные мавзолеи расположены в степной зоне, а каменные - в лесостепной (Васильев, 2009, с. 19-20). На данный момент в рассматриваемом регионе неизвестны мавзолеи более ранних построек, а материалы из раскопанных мемориальных комплексов имеют синхронную дату ХШ-Х^ вв. (Гару-стович, 2013, с. 112).

Постройка кирпичных зданий, производство кирпича и основы строительства портально-купольных сооружений требовало определенных знаний. Скорее всего, для сооружения кирпичных мавзолеев богатая кочевая аристократия приглашала строителей из Средней Азии, либо из городов Поволжья. Например, по данным И.А. Кастанье, в XIX в. богатые казахские семьи специально нанимали строителей для возведения родовых усыпальниц.

По конструкции надмогильные мемориальные сооружения в Оренбургской области имели прямоугольное или восьмигранное основание, портально-купольной (Свердловские мавзолеи (Тептяри)) или башенной формы (Изобильновский мавзолей) (Гарусто-вич, Турецкий, 2011, с. 158). В обследованных мавзолеях Оренбуржья, относимых к эпохе Золотой Орды, находилось от 2 до 7 погребений. Основная поза погребенных людей вытянуто на спине, головой на запад, хотя имеются погребения, ориентированные в северо-западный сектор. Лицевая часть черепа иногда повернута на юг. Весьма интересным является погребальный инвентарь, представленный наборами женских вещей и украшений, шарнирные ножницы, зеркала, серьги, бытовые ножи, фрагменты берестяных головных уборов (бокка), обрывки и детали золотых и серебряных украшений, а также остатки дорогих тканей из парчи и шелка. Встречаются также предметы, связанные с вооружением кочевников, - фрагменты доспехов, стрелы, поясные наборы. Кроме того, практически во всех обследованных мавзолеях имеются кости животных, являющиеся свидетельством поминальной либо заупокойной пищи. Поэтому есть ряд оснований считать, что все погребения, обнаруженные в мавзолеях Оренбуржья, совершены с нарушением основных догм мусульманского погребального обряда. По мнению Г.Н. Гарустовича, подобные причины связаны с переходным временем и характерны для периода двоеверия (Гарусто-

1 Работа выполнена и опубликована при поддержке Задания №33.1389.2017/ПЧ на выполнение научно-исследовательской работы в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности.

вич, 2014, с. 109). Е.П. Мыськов считает, что люди, похороненные в мавзолеях, по большей части лишь декларировали свою принадлежность к исламу, а в повседневной жизни продолжали оставаться язычниками и сохраняли приверженность к традиционным обрядам и обычаям (Мыськов, 2015, с. 21).

Все прежде раскопанные мавзолеи располагались на территории курганных насыпей, сооруженных в более раннее время. По мнению И.В. Матюшко, территория скоплений курганов в эпоху средневековья, воспринималась как специальное, священное место для совершения захоронений (Матюшко, 2011, с. 146). На момент обследований мавзолеи находились или находятся в разрушенном состоянии. Остатки стен представляли собой земляные насыпи с кирпичной крошкой либо с фрагментами кирпичей. Кладка кирпичей не сохранилась либо выявлялась под насыпью сооружения. Укладка и возведение стен производилась на выровненном основании, иногда для этого делалась подсыпка из глины. Стены воздвигали из обожженного кирпича, редко с добавлением сырцового. Кирпич, по всей видимости, изготавливался рядом с местом строительства, это подтверждается находкой, пока единственной, кирпичеобжигательной печи недалеко от Свердловского КМ, а также наличием залежей глин, подходящих для изготовления и обжига кирпича. Такие залежи глины известны у с. Свердлово Тоцкого района и с. Мустаево Новосергиевского района Оренбургской области. Обнаруженная печь сооружена в старичном берегу реки. Там была выкопана яма, в которой сложена сводчатая печь прямоугольной формы размером 3,70 м на 5,70 м. Стены выкладывались на глиняном растворе из крупных, плоских, обожженных кирпичей размером 30/30/6 см, 30/15/ 6 см, 30/12/6 см. Для поступления воздуха или выхода дыма в продольных стенах были сделаны колосники. Высота печи составляла около 1,5 м (Попов, 1968, с. 19-23). Сооружение печей на местах строительства надмогильных сооружений обусловлено, в первую очередь удобством доставки кирпича к возводимым объектам, а также наличием постоянных источников воды и залежей глины.

За последнее время при изучении и мониторинге кочевнических памятников Оренбуржья было выявлено шесть новых мавзолеев. Большинство мавзолеев находятся на распахиваемых участках степи. На некоторых насыпях встречаются крупные обломки кирпича

с белой известняковой обмазкой, которая, по всей видимости, являлась раствором для кладки кирпича или штукатуркой. Кирпич, обнаруженный непосредственно на насыпях сооружений, хорошего обжига красно-коричневого цвета. Имеются мавзолеи с полностью задернованными насыпями, и единственными признаками для их обнаружения являются выкиды из крупных нор кирпичной крошки либо последствия грабительских раскопов. С течением времени данные сооружения образовали окрыглые формы, диаметр варьируется от 20 до 30 м. Высота в отдельных случаях может достигать 1 метра. Отсюда следует, что территориально известные нам мавзолеи находятся на первых террасах либо на водораздельных площадках небольших степных рек. Максимальная удаленность от источников воды достигает 1-1,5 км. Площадки, на которых выявлены мавзолеи, ровные либо имеют небольшие естественные возвышенности с хорошим обзором на близлежащую местность. Обследованные объекты располагаются в комплексах, образующих курганные могильники с более ранними насыпями, в некоторых случаях составляют отдельные группы. Таким образом, в настоящее время на территории Оренбургской области известно об 11 мавзолеях (вместе с ранее известными), сооруженных из обожженного кирпича, относимых к золотоордынскому времени. Все они выявлены в западной и южной части области на террасах небольших степных рек, входящих в бассейн р. Урал и р. Самара (приток р. Волга).

Мавзолеи являются особыми мемориальными памятниками кочевой аристократии, отражающими процесс исламизации рассматриваемого региона. Процесс исламизации в Золотой Орде насаждался сверху от высшей аристократической знати к низам кочевого мира. Это нередко приводило к конфликтам между сторонниками и противниками ислама (Васильев, 2007, с. 24), поэтому строительство мавзолеев в кочевой среде могло являться одним из направлений пропаганды - ислама. Следующей причиной строительства кирпичных мемориальных комплексов могла быть перестраховка и защита своих родовых кочевий от репрессивных действий мусульманского центра золотоордынского государства. Мавзолей, стоящий на территории определенного улуса, мог являться символом того, что данная территория лежит под знаменем ислама, а жители его округи - мусульмане, сама же кочевая аристократия могла иметь определен-

ные привилегии, если выбрала правильный ориентир в вопросах веры (Васильев, 2007, с. 31). Строительство мавзолеев являлось достаточно дорогим мероприятием, которое могла позволить себе лишь кочевая знать. О высоком социальном статусе погребенных в

наземных мемориальных комплексах свидетельствуют различные находки погребального инвентаря, включающие в себя ювелирные изделия из серебра и золота, остатков одежды, изготовленной из шелка и парчи, предметы быта и детали вооружения.

ЛИТЕРАТУРА

Васильев Д.В. Исламизация и погребальные обряды в Золотой Орде. Археолого-статистическое исследование. Астрахань: Астраханский университет, 2009. 178 с.

Васильев Д.В. Ислам в Золотой орде (Историко-археологическое исследование). Астрахань: Астраханский университет, 2007. 170 с.

Гарустович Г.Н. Турецкий М.А. Новый тип мусульманских мавзолеев золотоордынского времени на Южном Урале // Материалы V Международной конференции «Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве» посвященной памяти Г.А. Федорова-Давыдова (Астрахань, 2-6 октября 2011 г.). Казань: Институт истории Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 153-160.

Гарустович Г.Н. К вопросу о хронологии кирпичных мавзолеев в степной полосе Южного Урала и Западного Казахстана // Вестник ВЭГУ. Уфа: Восточный Университет, 2013. С. 108-113.

Гарустович Г.Н. «Теория мавзолеев» или региональные особенности культового мемориального зодчества Урало -Поволжья эпохи Золотой Орды (исторические и этнографические аспекты проблемы) // Золотоордынское обозрение. 2014. №2(4). С. 95-120.

Кастанье И.А. Надгробные сооружения киргизских степей / Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XXVI. Оренбург: Типография Тургайской области, 1911. 130 с.

Матюшко И.В. Средневековые мавзолеи в Оренбургской области // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. 9 / Отв. ред. Н.Л. Моргунова. Оренбург: ОГПУ, 2011. С. 146-156.

Мыськов Е.П. Кочевники Волго-Донских степей в эпоху Золотой Орды. Волгоград: Волгоградский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС, 2015. 484 с.

Попов С.А. Отчет о работе Оренбургской археологической экспедиции в 1968 г. Оренбург, 1969 г. // Архив ИА РАН, Р.1. №3956.

Информация об авторе:

Харламов Павел Викторович, научный сотрудник археологической лаборатории, Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург, Россия); Kharlamovmore@rambler.ru

THE GOLDEN HORDE BRICK MAUSOLEUMS OF THE WESTERN

ORENBURG REGION2 I^HIH

P. V. Kharlamov

With adoption of Islam by the Golden Horde in the 14th century construction of brick mausoleums in the territory of a steppe zone of the Orenburg region begins. Tombs were built from the burned brick, sometimes with small addition of adobe. Bricks are of a standard sizes as a rule. It is interesting that all revealed brick mausoleums are located in the western part of the Orenburg region. The topographical analysis of memorial complexes shows that all of them are located on the first terraces of the small steppe rivers, with the maximum remoteness from water sources to 1,5 km. Earlier known investigated Golden Horde mausoleums in the considered region were the family tombs containing in structure of stock various household items and luxury. It proves the presence of pagan remnants in the nomadic population that is characteristic of a stage a dual-belief during Islamization. Distribution of brick mausoleums in the 14th century reflects the Islamization policy pursued by the Golden Horde in territories under control in steppes of Cisural area.

Keywords: Orenburg region, Golden Horde, brick mausoleums.

About the Author:

Kharlamov Pavel V. Orenburg State Pedagogical University, Sovetskaya St., 19, Orenburg, 460014, Russian Federation; Kharlamovmore@rambler.ru

2 The work was conducted and published with the support of Task No. 33.1389.2017/PCh for the implementation of research work in the framework of the project section of a state task in the field of research activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.