Научная статья на тему '«Золото почести» и «Золото храбрости»: новый взгляд на разработку проблемы типологии древнеегипетских наград эпохи Нового царства'

«Золото почести» и «Золото храбрости»: новый взгляд на разработку проблемы типологии древнеегипетских наград эпохи Нового царства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
674
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / НОВОЕ ЦАРСТВО / XVIII ДИНАСТИЯ / ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ НАГРАДЫ / ОЖЕРЕЛЬЯ / АМУЛЕТЫ / РИТУАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ANCIENT EGYPT / NEW KINGDOM / XVIII DYNASTY / THE ANCIENT EGYPTIAN AWARDS / NECKLACES / AMULETS / RITUAL WEAPONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершова Елена Сергеевна

Эпоха Нового царства в Древнем Египте связана с расцветом государства и активной внешней политикой, выразившейся в многочисленных походах и крупных военных кампаниях. Чиновники в качестве награды за хорошую службу, а также воины за личную доблесть и отвагу в бою получали особые знаки отличия. Статья посвящена исследованию различных видов древнеегипетских наград и их классификации. Комплексный анализ вещественных, изобразительных и письменных источников, используемых в статье, позволяет выделить типологию древнеегипетских наград эпохи Нового царства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Gold of the honour” and “gold of the courage”: a new look at the development of a typology of honours and rewards in the Egyptian New Kingdom

New Kingdom era in ancient Egypt is associated with the prosperity of the state and active foreign policy, expressed in numerous actions and major military campaigns. Officials as a reward for good service, as well as soldiers for personal courage and bravery in battle, received special distinction insignia. The article investigates the different types of ancient Egyptian awards and their classification. Comprehensive analysis of the material, depictive and written sources used in this article allows to formulate typology of the ancient Egyptian New Kingdom era awards.

Текст научной работы на тему ««Золото почести» и «Золото храбрости»: новый взгляд на разработку проблемы типологии древнеегипетских наград эпохи Нового царства»

Е.С. Ершова

«ЗОЛОТО ПОЧЕСТИ» И «ЗОЛОТО ХРАБРОСТИ»: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ НАГРАД ЭПОХИ НОВОГО ЦАРСТВА

Эпоха Нового царства в Древнем Египте связана с расцветом государства и активной внешней политикой, выразившейся в многочисленных походах и крупных военных кампаниях. Чиновники в качестве награды за хорошую службу, а также воины за личную доблесть и отвагу в бою получали особые знаки отличия. Статья посвящена исследованию различных видов древнеегипетских наград и их классификации. Комплексный анализ вещественных, изобразительных и письменных источников, используемых в статье, позволяет выделить типологию древнеегипетских наград эпохи Нового царства.

Ключевые слова: Древний Египет, Новое царство, XVIII династия, древнеегипетские награды, ожерелья, амулеты, ритуальное оружие.

Еще в эпоху Древнего царства в Египте возникает явление, которое можно обозначить как «система восхваления» (система-Н^т). Речь идет о награждении царем своих подданных материальными благами за верную службу. Сохранилось множество свидетельств, как правило, в автобиографиях чиновников, выбитых на стелах и стенах их гробниц, доказывающих существование подобной системы награждений. Из этих надписей следует, что фараон мог даровать отличившемуся сановнику саркофаг или другую гробничную утварь, а также различные материалы для строительства гробницы или даже саму гробницу1. Наряду с подобными дарами имеются свидетельства о награждении чиновников золотыми украшениями2, однако практика награждения чиновников царями различными золотыми украшениями приобретает наибольшее распространение позже - в эпоху Нового царства.

© Ершова Е.С., 2016

Цель данной статьи - выделить основные типы древнеегипетских наград, используя комплексный анализ вещественных, изобразительных и письменных источников.

С начала XX века ученые с различных точек зрения комментировали феномен награждения чиновников царем. Чаще всего в египтологической литературе поднимался вопрос о типах древнеегипетских наград. Одним из первых к этой проблеме обратился немецкий египтолог Курт Зете. Он выделяет три вида наград: ювелирные изделия (ожерелья, предплечные и запястные браслеты), парадное оружие (кинжалы и боевые топоры) и награды с «явно символическим значением»3. В статье К. Зете сосредотачивает свое внимание на последнем типе наград с «явно символическим значением» - это необычные подвески в виде мух, львов и сердец. Наличие украшений с подвесками в виде мух и львов приводит К. Зете к выводу, что для военных офицеров существовало понятие «орден», он сравнивает эту форму награждения в Древнем Египте с «современными награждениями орденом». По мнению К. Зете, подвеска в форме мухи символизировала неустанную способность к атакам и упорство в борьбе с врагами, а лев - мужество и отвагу4.

В современных египтологических работах среди золотых наград эпохи Нового царства принято выделять два основных типа:

1) пЬы п кмт - «золото восхваления» или «золото почести», данным термином принято называть золотое ожерелье $Ьум>, которое получали в качестве награды административные лица;

2) пbw п кпп - «золото храбрости». К «золоту храбрости» принято относить военные награды в виде ожерелья с подвесками в виде мух или львов.

Что касается пbw п hswt - «золота восхваления» или, как еще переводят этот термин, «золота почести», называть так только золотое ожерелье sbyw не совсем верно. Хотя в эпоху Нового царства ожерелье 1=1 ^ (| ^ © стало одной из наиболее распространенных форм награды, существует множество других наград: это парные браслеты ——"^.о браслеты тякЫ'

и /5И' - диадемы (головные повязки). Как и в эпоху Древнего царства, для награждения также использовались благовония, но не в цилиндрических сосудах, а сформованные в виде конуса из смеси жира и благовоний.

Ожерелья sbyw представляли собой несколько (от двух до одиннадцати) рядов дисковидных бусинок и в египтологии получили название «золото почести», тогда, когда были использо-

ваны в качестве награды5. Они часто изображались на рельефах в гробницах чиновников, получивших подобные ожерелья, а также на их статуях. От эпохи XVIII династии сохранились три статуи, изображающие чиновников в «золоте почести». Это статуя неизвестного чиновника из Луксора (Luxor J16): перед нами представлен стоящий мужчина в ожерелье Sbyw, состоящем из двух рядов дисковидных бусин, с четырьмя предплечными браслетами WW и с двумя выпуклыми запястными браслетами msktw. Вторая - статуя чиновника Маи из Берлинского музея (Berlin 192 867). Чиновник изображен сидящим в ожерелье Sbyw на шее, состоящем из двух рядов дисковидных бусин, с четырьмя предплечными браслетами WW и с двумя выпуклыми запястными браслетами msktw. Также примером статуи с ожерельем-оплечьем Sbyw может служить статуя Чаи (JE 332558). На ней чиновник представлен в ожерелье-оплечье, состоящем из четырех рядов дисковидных бусин.

Стоит отметить, что тип ожерелья-оплечья Sbyw применим не только к ожерельям, которые использовались в качестве наград. Ожерельем Sbyw в современной египтологии называют любое ожерелье-оплечье, состоящее из нескольких рядов дисковидных или кольцевидных бусин. На памятниках эпохи XVIII династии в ожерельях-оплечьях Sbyw изображались не только частные лица, но фараоны и боги9. Благодаря археологическим свидетельствам известно, что ожерелья могли быть выполнены из золота, фаянса и стекла.

Среди сохранившихся до наших дней ожерелий-оплечий нет ни одного, о котором достоверно было бы известно, что оно было наградой, подаренной фараоном в знак особой чести чиновнику. Однако можно выделить ряд ожерелий, выполненных из золота и относящихся к типу ожерелий Sbyw. Одно из них было найдено в женском погребении в эль-Гурне10 и датируется концом XVII династии. Оно состоит из четырех рядов небольших золотых колец, плотно нанизанных друг к другу. Другое небольшое ожерелье этого типа хранится в Британском музее11 и представляет собой три ряда золотых колец, тесно связанных друг с другом.

Три схожих ожерелья были найдены в гробнице фараона XXI династии Псусеннеса I в Танисе (Восточная Дельта). Два из них стилистически близки и состоят из пяти12 и семи13 рядов небольших золотых колец, плотно нанизанных друг к другу. Застежки на них сделаны из листового золота. Первое ожерелье имеет прямоугольную застежку, украшенную с обеих сторон. Декор делится на четыре регистра: в первом регистре изображен крылатый скарабей, в третьем - картуши с именем фараона, фланкированные

царскими скипетрами; второй и четвертый регистры представляют собой фриз из уреев с солнечными дисками на головах. Изображение на внешней стороне застежки инкрустировано лазуритом, а на внутренней - просто вырезано. Второе ожерелье имеет квадратную застежку, верхняя часть которой также украшена инкрустацией. Изображения на внешней и внутренней сторонах в этом случае различны. На внешней - два картуша Псусеннеса, фланкированные именами богов - Мут и Амона-Ра, а над картушами, в свою очередь, изображен крылатый скарабей. На внутренней стороне вырезаны имена и эпитеты владычиц Верхнего и Нижнего Египта - Уаджет и Нехбет. От застежки спускаются четырнадцать и десять золотых цепочек соответственно, которые разделены по длине золотыми колокольчиками-цветочками. После каждого колокольчика количество цепочек удваивается. Все цепочки завершаются такими же колокольчиками.

Третье ожерелье Псусеннеса I, состоящее из пяти рядов крупных золотых бусин, имеет трапециевидную застежку14. Верхняя сторона застежки имитирует ряды бусин, выполненных с помощью резьбы. На нижней части находится семь линий текста, содержащего полную титулатуру Псусеннеса.

Итак, на основе рельефов и статуй можно довольно точно описать сам тип ожерелья, которым награждали чиновников. Это золотое ожерелье-оплечье, состоящее из нескольких рядов плотно нанизанных колец или дисковидных бусин, не имеющее, как правило, никакого декора. Исключением являются ожерелья, изображенные на рельефах в гробнице Хоремхеба в Саккаре, они имеют трапециевидные застежки, от которых спускаются девять золотых цепочек, заканчивающихся маленькими колокольчиками.

Кроме ожерелий, для награждения также использовали браслеты нескольких видов. Примеров подобных браслетов сохранилось мало: восемь экземпляров предплечных браслетов rwrw было найдено в погребении царицы Яххотеп15. Благодаря рельефам в гробницах чиновников Нового царства нам стало известно, что награждение подобными браслетами было распространено в то время. Парные браслеты Ww являются полыми внутри. Они состоят из двух больших плоских колец и прямоугольных лент, соединяющих их. Выполнялись такие браслеты из листового золота и украшались орнаментальным мотивом переплетенных нитей.

Другой тип награды - запястные браслеты msktw. Сохранилось всего четыре подобных образца, находящихся сейчас в Лейденском музее. Один из них был найден в погребении Яххотеп16, три других содержат картуш Тутмоса III и принадлежали начальнику армии

Джхути17. Подобные браслеты имеют выпуклую форму между выступающими краями. На них нет никакого декора или надписей, кроме имени и эпитетов фараона.

В некоторых случаях награды были довольно необычны. Так, например, Аменхотеп II наградил градоправителя Сеннефера ожерельем с двумя подвесками в форме сердца18. В подтверждение этого мы видим на росписях в гробнице Сеннефера в эль-Гурне (ТТ 96) его изображение с ожерельем с двумя подвесками в форме сердца: как свидетельствуют пояснительные надписи, одна подвеска выполнена из золота, а другая из серебра.

Среди необычных наград стоит отметить награждение чиновника Эйе парой перчаток при Эхнатоне. Такая награда может объясняться тем, что он носил титул «распорядителя всех лошадей Его Величества».

Благодаря рельефам, изображающим награждение чиновников, а также их биографиям нам известно, что обычно наградой был целый комплекс предметов, включавший продукты питания, посуду, благовония и украшения (ожерелья, серьги и браслеты), выполненные из различных материалов. Следовательно, «золото восхваления» нужно рассматривать как некий единый феномен и, скорее, следует говорить о комплексе наград, включающем в себя ожерелья браслеты ^^, т5к№ и диадемы, или даже о практике награждения чиновников золотом и другими благами в качестве хвалы за службу.

Что касается «золота храбрости», то его выделение в обособленный тип наград не совсем верно. Свидетельств о дарении «золота за храбрость» в эпоху Нового царства сохранилось мало: пять письменных свидетельств, четыре изобразительных и одно вещественное.

К письменным свидетельствам дарения «золота храбрости» относятся:

1. Текст с конуса из гробницы Деди, «распорядителя чужеземных стран, которые восточнее Фив» в эль-Холхе (ТТ 200)19, в котором говорится: 44 п./ nbw п кswt кг кпТ./ т - «дано ему золото восхваления за храбрость его в многочисленных случаях».

2. Надпись на статуе чиновника Маи из Берлинского музея20: /кА т nbw п 44 nsw к/ кг п ТА г 4г/ кзу пм1 пЬ.1 кг кпп.1 гк п./ Акл п./ 1Ь -«был награжден золотом, которое дано царем в присутствии всей земли до краев ее. Восхваляет меня господин мой за храбрость мою, известна ему полезность моя для него».

3. Текст автобиографии из гробницы Яхмоса, сына Ибаны, в эль-Кабе21, в которой говорится: 44.1 пТп гтТ пЫ 41.1 гк.ш kswt кргТ п.1

íwr.kwí т пbw яр 7 Х/Т-кг п ТА г ¿г./ - «говорю я вам, все люди, даю я знать вам о восхвалении, которое случилось со мной, был награжден я золотом семь раз перед всей землей до краев ее».

4. Текст автобиографии из гробницы Яхмоса Пеннехебета в эль-Кабе22, в которой говорится о четырех восхвалениях и даровании золота: íw.í т hswt п кг пsw п/гуТ г пsw Ь1Ту Мп-крг-Яг гпк ф

п.п(=1) пsw Ь1Ту фг-КА-Яг пbw ^^ 2 sbyw 2 тsktw 1 bgsw 1 тФН 1 тк 1 тШЫ 1 п.п(=1) пsw Ь1Ту гА-крг-КА-Яг пbw ^^ 4 sbyw 4 тsktw 1 г//6 тА13 пbw Аккж 2 г& п.п(=1) пsw Ь1Ту гА-крг-п-Яг пbw ^^ 4 sbyw 6 тsktw 3 тШЫ 1 кф Аккж 2 гФ1 п.п(=1) пsw Ь1Ту гА-крг-п-Яг пbw ^^ 3 тяКг^ 3 тп/гТ 4 - «Был я хвалим вплоть до (правления) царя Верхнего и Нижнего Египта Мен-хепер-Ра (Тутмоса III) пра-вогласного, которому дана жизнь вечная. Было дано мне царем Верхнего и Нижнего Египта Джесер-ка-Ра (Аменхотеп I) золото: два браслета два ожерелья sbyw, браслет тяКы>, кинжал,

диадема, опахало, браслет тЫЫ. Было дано мне царем Верхнего и Нижнего Египта Аа-хепер-ка-Ра (Тутмос I) золото: четыре браслета четыре ожерелья sbyw, браслет тяКг^, шесть подвесок в виде мух, три подвески в виде львов, два золотых топора. Было дано мне царем Верхнего и Нижнего Египта Аа-хепер-н-Ра (Тутмос II) золото: четыре браслета шесть ожерелий sbyw, три браслета тяКг^, браслет тШЫ, два серебряных топора. Было дано мне царем Верхнего и Нижнего Египта Аа-хепер-н-Ра (Тут-мос II) золото: три браслета четыре браслета тяКг^, четыре браслета тп/гТ».

5. Текст автобиографии из гробницы Аменемхеба в эль-Гурне (ТТ 85)23, в которой говорится: гЖ.п./ п пbw кг кпп т-Ык-г bw-пbw... гЫ г пbw п кп тИ $Ьу 2 / 2 ^^ 4 - «было дано им золото за храбрость в присутствии всех. известно всего золота из-за храбрости: один лев, два ожерелья БЬуш, две мухи, четыре браслета ауау». А также: гкг.п г&.п п.1 пЬ.1 пbw п кswt гЫ 1гу пbw sbíw 2 ^^ 4 /2 тА11 ктТ кт - «затем было дано мне господином моим золото в качестве восхваления, известно к тому же два золотых ожерелья sbyw, четыре браслета ауау, две мухи, один лев, служанки и слуги».

Анализируя перечисленные надписи, можно сказать, что в текстах автобиографий формулировка фразы приблизительно следующая: «дано золото в качестве хвалы за храбрость мою» или «восхваляет меня господин мой за храбрость мою, было дано мне золото». Поэтому выделение двух типов золотых наград в эпоху Нового царства не совсем верно, скорее можно говорить об особом виде наград, которые давались воинам за их храбрость вдобавок к комплексу наград, называемому «золотом восхваления».

Благодаря письменным источникам мы можем точно перечислить список наград, получаемых воинами именно за храбрость. Помимо комплекса украшений, называемого «золото восхваления», можно выделить еще два типа дополнительных наград:

1) подвески в виде мух и львов;

2) золотые и серебряные кинжалы и топоры - т. е. церемониальное оружие.

От эпохи Нового царства нам известно о 17 случаях дарения «золота из-за храбрости», и лишь в шести случаях воины получили в качестве награды подвески в виде мух и львов, и в трех случаях - золотое и серебряное оружие. Следует отметить, что во всех случаях воин получал комплекс наград, называемый «золотом восхваления».

Единственным материальным свидетельством подобных «дополнительных» наград является комплекс, найденный в погребении царицы Яххотеп в Дра Абу эль-Наге: цепочка с тремя подвесками-мухами24, предплечные браслеты awaw, а также церемониальные кинжалы и топоры, принадлежавшие ее сыну - царю Яхмосу.

Ожерелье, найденное в погребении царицы Яххотеп, представляет собой золотую цепь с тремя большими подвесками в виде мух, изготовленными из золота. Фигуры мух проработаны в мельчайших деталях. Сложенные крылья выполнены из плоского листового золота и припаяны к выпуклому телу мухи.

Принято считать, что ожерелье с подвесками в виде мух и другие награды были подарены царице в награду за то, что она собирала вооруженные отряды в Фивах для борьбы с гиксосами25. Однако в тексте из Карнакского храма, повествующего о правлении Яхмоса и его матери Яххотеп, подобные сведения отсутству-ют26. Возможно, данные награды принадлежали не самой Яххотеп, а ее сыну царю Яхмосу.

Следует отметить, что близкие по форме амулеты появились еще в додинастический период, первые подвески относятся к погребениям периода Нагада II27. Множество подобных амулетов-подвесок дошли до наших дней как в виде единичных подвесок, так и в виде ожерелий. Одним из наиболее известных ожерелий является ожерелье жены Тутмоса III28 с 38 подвесками-мухами, между которыми нанизаны гранатовые бусины. При изготовлении подобных подвесок использовали различные материалы: золото, серебро, различные полудрагоценные камни, фаянс. Их точное назначение неизвестно, возможно, они должны были даровать плодородие или защиту от вредителей29. Подобные амулеты встречаются лишь на женских ожерельях.

Стоит отметить, что отличительной чертой награды было использование ожерелий с большими подвесками в виде мух (10-12 см), в то время как для амулетов использовали маленькие подвески (1-2 см). Такие подвески также отличались и по форме, и по материалу. На женских ожерельях, помимо подвесок в виде мухи, могли присутствовать и другие - бабочки, крокодилы и пр.

Изобразительных свидетельств награждения чиновников ожерельями с подвесками в виде мух и львов известно три.

Одним из них является статуя неизвестного из Каирского музея. На шее сидящего мужчины мы видим цепочку с тремя подвесками-мухами, по размерам и форме полностью идентичную найденным подвескам из погребения Яххотеп.

Изображения чиновников в ожерельях с подвесками в виде мух и львов встречаются в росписях двух частных гробниц. Так, на одной из сцен в гробнице Деди30 (ТТ 200 в некрополе эль-Хол-ха, время правления Тутмоса III - Аменхотепа II) мы видим его изображение в ожерелье-оплечье, к которому прикреплены подвески в виде мухи и двух идущих львов, расположенных по обе стороны от нее31.

Другой вариант подобного ожерелья изображен в росписи гробницы Сумниута (ТТ 92 в некрополе эль-Гурны, время правления Тутмоса III - Аменхотепа II32). Это ожерелье-оплечье, состоящее из пяти рядов дисковидных бусин с двумя подвесками в виде мух, прикрепленных поверх ожерелья, и двумя подвесками в виде идущих львов, подвешенных на цепочках ниже уровня ожерелья.

Из письменных свидетельств мы узнаем, что воин Яхмос Пен-нехебед, помимо «золота восхваления», получил в награду шесть подвесок в виде мухи и три в виде льва за нубийский поход при Тутмосе I, а Аменемхеб был награжден Тутмосом I при осаде Каде-ша четырьмя подвесками в виде мухи и двумя в виде льва.

Таким образом, в эпоху Нового царства существовал феномен награждения царем за службу комплексом золотых наград - так называемым «золотом почести», помимо которого могли быть дарованы дополнительные награды, такие как ритуальное оружие, подвески в виде мух, львов, сердец и прочие дары. Но именно «золото почести» носило важнейшую идеологическую функцию. Это была не только материальная награда, но и огромная честь, которой в период Нового царства удостаивался чиновник на личной аудиенции фараона.

Примечания

1 Шехаб эль Дин Тахия Мохаммед. Автобиографии вельмож с III по VIII династии. СПб., 1993. С. 154.

2 Binder S. The Gold of honour in New Kingdom Egypt. Oxford, 2008. P. 70.

3 Sethe K. Altägyptische Ordensauszeichnungen // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1911. Bd. 48. S. 143.

4 Ibid. S. 145.

5 Aldred C. Jewels of the pharaohs. Egyptian jewellery of the Dynastic Period. N. Y., 1971. P. 10.

6 BinderS. Op. cit. Fig. 4.2.

7 Ibid. Fig. 4.1.

8 Ibid. Fig. 4.3.

9 Brand P. The Shebyu-collar in the New Kingdom. Part 1 // Journal of the Society for the Study of Egyptian Antiquities. 2006. Vol. 33. P. 17.

10 Aldred C. Jewels of the pharaohs. Pl. 48.

11 Andews C. Ancient Egyptian jewellery. L., 1990. Pl. 169.

12 Ibid. Pl. 5.

13 Wilkinson A. Ancient Egyptian jewellery. L., 1971. Pl. LXIII.

14 Aldred C. Jewels of the pharaohs. Pl. 138.

15 Andews C. Op. cit. Pl. 171.

16 Ibid. Pl. 58.

17 Aldred C. Jewels of the pharaohs. Pl. 170.

18 Drenkhahn R. Auszeichnung // Lexikon der Ägyptologie: Bd. 1-7. Bd. 1. Wiesbaden, 1975. S. 582.

19 Urkunden der 18. Dynastie / Bearb. von K. Sethe. Bd. IV. Historisch-biographische Urkunden der 18. Dynastie. Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1909. S. 995-996. Ibid. S. 1310-1371.

21 Ibid. S. 1-11.

22 Ibid. S. 35-39.

23 Ibid. S. 889-897.

24 Wilkinson A. Op. cit. Pl. XXIII. A.

25 Aldred C. New Kingdom Art in Ancient Egypt during the Eighteenth Dynasty, 1570 to 1320 B.C. L., 1961. P. 43.

26 Urkunden der 18. Dynastie. S. 21.

27 Petrie F. Prehistoric Egypt. L., 1920. Pl. IX, fig. 14-15. Aldred C. Jewels of the pharaohs. Pl. 86. Ibid. P. 63.

Wilkinson A. Op. cit. P. 30. Binder S. Op. cit. P. 29.

Porter B, Moss R. Topographical bibliography of Ancient Egypt hieroglyphic texts, reliefs and paintings. I. The Theban Necropolis. Part one: Private tombs. Oxford, 1994. P. 187.

20

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.