Научная статья на тему '«Золотая пора дошкольного детства»: исторический контекст, ключевые условия и характеристики, атака на детство в XXI веке'

«Золотая пора дошкольного детства»: исторический контекст, ключевые условия и характеристики, атака на детство в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное детство / игра / телесное созревание / методики раннего развития / интеллект / preschool childhood / play / physical maturation / early development techniques / intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич

Актуальность. Нарастающие проблемы в воспитании и образовании детей, являющиеся общемировым трендом, требуют более внимательного взгляда, с одной стороны, на 1960–80-е гг., когда большей части нынешних проблем не было, а, с другой стороны, на XXI в., где проблемы развития увеличиваются, как по своему «ассортименту», так и по количественному охвату подрастающего поколения. Цель. Проанализировать условия и характеристики дошкольного детства в 1960–80-е гг. и критически их соотнести с особенностями данного возрастного периода в XXI в. Методы. Для решения поставленной цели применялись следующие методы исследования: феноменологический метод, симптомологический подход, анализ, обобщение, сравнение. Результаты. Проведенное исследование позволило выявить восемь ключевых условий / характеристик полноценного проживания детьми первого семилетия в 1960–80-е гг., а также обозначить характер изменений этих условий в XXI в., которые становятся причинами возрастающих проблем развития у современного подрастающего поколения. Выводы. Критическое рассмотрение условий и характеристик дошкольного детства в 1960–80-е гг. говорит о том, что впервые дети получили возможность полноценно проживать первое семилетие, которое является базовым для последующего развития человека. Отсутствие войн и массовых репрессий, социальная стабильность, безопасное пространство, детская игровая культура, минимальная включенность в технологическую среду, здоровое телесное созревание стали теми условиями, которые позволяли детям успешно переходить на стадию ученичества и эффективно продвигаться в обучении в первые школьные годы. Начиная с конца 1980-х гг. обозначенные условия полноценного проживания детьми первого семилетия жизни начали подвергаться атаке. Это связано как с негативным изменением геополитической и экологической ситуации, так и с инициативами взрослых людей, которые, игнорируя возрастные закономерности, интенсивно внедряют методики раннего развития, погружая детей в виртуальный мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Золотая пора дошкольного детства»: исторический контекст, ключевые условия и характеристики, атака на детство в XXI веке

Background. The growing problems in the upbringing and education of children, which are a global trend, require a more careful look, on the one hand, at the 1960s-80s, when most of the current problems did not exist, and, on the other hand, at the XXI century, where development problems are increasing, both in their “assortment” and in quantitative coverage of the younger generation. Objective. To analyze the conditions and characteristics of preschool childhood in the 1960–80s. and critically correlate them with the characteristics of a given age period in the XXI century. Methods. To achieve this goal, the following research methods were used: phenomenological method, symptomological approach, analysis, generalization, comparison. Results. The conducted research made it possible to identify eight key conditions / characteristics of full-fledged living by children of the first seven years in the 1960s-80s, as well as to identify the nature of changes in these conditions in the XXI century, which become the causes of increasing development problems in the modern younger generation. Conclusions. A critical examination of the conditions and characteristics of preschool childhood in the 1960s–80s. indicates that for the first time children had the opportunity to fully live out their first seven years, which is the basis for subsequent human development. The absence of wars and mass repression, social stability, safe space, children’s play culture, minimal involvement in the technological environment, healthy physical maturation became the conditions that allowed children to successfully move to the apprenticeship stage and effectively advance in their education in the early school years. Since the late 1980s., the designated conditions for full-fledged living by children in the first seven years of life began to come under attack. This is due both to negative changes in the geopolitical and environmental situation, and to the initiatives of adults who, ignoring age patterns, are intensively introducing early development methods, immersing children in the virtual world.

Текст научной работы на тему ««Золотая пора дошкольного детства»: исторический контекст, ключевые условия и характеристики, атака на детство в XXI веке»

������ � �������� �����������

� �������� ��������� ��������. ��� ����������� ������������ � ��������������� �����, �����-���������� � �� ������������ ��������������� � ��� �������� ���������� ����� ���� ���������/ ������������ ������ � ���������� ��������� ����� ����������������, ������� ��������� ����� ��-������������ ����������� �������� � ���� ���-����� ���������� �� ������ ����������� � �����-����� ����� ������, ��� ���������� ����� ������-����� ���������� ������������ � �������� � ���-�������� �����������, �� ������� �����, �������-��� �������� ����. ���� ����������� � ����� ������ �������������� 2. ������� � ����� 1980-� ��. ��� ������������ �������, �� � ������������ ����������� ����� ���-������� ������������ ���������� ������ �����-����� � ��������� ������� (�����, 2020). �� ��������� ����� ������ ������������ �����.

�������. ������ ������ �� �������������-��� ������� ��� � ���������� ���������� ����-��� �������� ����� ����������� �������, �� ��-������� ��������������� � ������������� ����-�������� ���������� (���������� ������������) ����, ��� �, � ���������, � ������������ �����-� ����� ������ � �������� �������� ������-��� ����� � ��������� � ���������, � �������, ������ ����������� � ��������� ��������� ����-��������� ���������� ��������������, ��������-������������ � ������������� ���������. ����-�� �������� �������� ������� ��������, �����-��������� ���������� ������������ ��������� ������ �������� ����� � ����������� ��� � ��� ���������� ������� �������� ��� � ��������� �� ��������. ���������, ��� � � ���������� � �������� � �����-��� ���� (������, �������, 1996; �����, 2020). ������������ ����������

����������� ������ ���������� ���������� � ���� ������������ ���-

1. ����������� ������������ ������� � �������-���� � ������������ ������������ ����������� ������ ����������� ������� � 1960�80-� ��. ��-������� � 1960�80-� ��. � � ��������� ����� ���-����� � ���, ��� ������� � ������� ������������ ������ ��������������� ����������, ���������-���� �������� ����������� ���������� �����-������� ���������, ��������� � ������� �����-���� ������ ��������� ����� �����, ������� ��-���� � ���������������� ��������� � ��������� ������ ������� ��� ������������ �������� ��-��������� ����������� � ������� ������� ���-������. ���������� ���� � �������� ���������, �����. ������ ������������� ���� � ��������-���������� ������������, ���������� ����������-�� ������ �������������� ������ ��������� ��� ��, ������� ������� ��������, ����������� ����������� ��� �������� �����.

������ ����������

�����, �. (1999). ������� � �������� ����� ��� ������ �������. ������������: ���-�� ��������-�� ������������.

��������, �. (2001). ����� ����� � ���� ����. ������ ��� ����������� ���������� ��� ���� ���-����� ���� � ����. ������: �������� ��������.

����, �., ������� �. (2016). ���������� ������. ������������ ������� ��� ���������, ���������-��� � �������� ���������. Swiss Institute of Empowerment and Social Entrepreneurship.

������, �., ������� �. (1996). �������. �� ������������ � ���������������. ������: ������.

�����-���������, �.�. (1843�1844). ������������� ����������, ����������� � ���������� ���-����� �����. �.1. ������� ������������. �.2. ��������: ������� � ����������. ���������� ������-����. �����-���������: ���. �-�� ���������� ���.

�����, �. (1992). ����� ���� ��� ������. ������: ������.

���, �. (1906). ��� ������. ������: ���������� �. �.�������.

���� ��� ���, �. (2020). ���� ������ ���. ����� ���� ��������������� ������ ������ � ����� �������� � ����� ������� �������� �� ����������. ������: �����.

���������, �.�. (1955). ������� ���������: ��������� �������������� ���������. ������: ��������.

������, �. (2018). ���� ������ ���� � ��������. �����-������ �� ��������� ������ ������ ����. ������: �����.

�����, �.�., ������, �.�., ���������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�., ������������, �.�., �����������, �.�. (2020). ����������� ����������������� � ������������ ����� � ����������, ������������ ����������� �� ����� �������� ����� �������������� ��-������ (COVID 19). ������������������������������������������������������, (2), 4�23.

������, �.�.�(1999). ��������� � ��������.������-���������: �������.

���, �. (1989). �������� � ��� �������. ��������� ������������. ������: �����.

�������, �.�. (1999). ��������� ��� ����� � ������������ ���� ��������. �����-���������: �����.

THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION

���������, �. (2013). �������� ����: ����������� � ���������������� �������� �����. ������: ��������-XXI.

�����, �.�. (2020). ����������, ���������� �� ���������� ��������. ������� ����������� ������-���� � ����������� �������� ����������: ���������� � 2-� �. ��������: �������.

��������, �.�., �������� �.�. (2004). ���� � �������������� � ����������� ������������. ������������������,(1), 91�103.

Age of First Smartphone / Tablet and Mental Wellbeing Outcomes (2023). Sapiens Lab. May, 15.

Cameron, C.E., Cottone E.A., Murrah W.M., Grissmer D.W. (2016). How are motor skills linked to children�s school performance and academic achievement? Child�Development�Perspectives,�109(2), 93�98. https://doi.org/10.1111/cdep.12168

Erikson, E.H. (1998). The Life Cycle Completed. New York: W.W. Norton & Company.

Hate Is No Game Hate and Harassment in Online Games 2022 (2022). A Report from the ADL Center for technology & society. December.

Gibbins, H.�de�B. (1890). The Industrial History of England. London: Methuen & Co. Ltd.

Greene, N.L. (1926). Motion Pictures in the Classroom. The Motion Picture in Its Economic and Social Aspects. The�Annals�of�the�American�Academy�of�Political�and�Social�Science, (128), 122�130.

Kamphorst, E., Cantell M., Van Der Veer G., Minnaert A., Houwen S. (2021). Emerging School Readiness Profiles: Motor Skills Matter for Cognitive and Non-cognitive First Grade School Outcomes. Frontiers�in�Psychology, (12), 1�20. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.759480

Piaget, J. (1962). Play, Dreams, and Imitation in Childhood. New York: W. W. Norton & Company, Inc.

Sala-I-Martin, X., Doppelhofer, G., Miller, R.I. (2004). Determinants of long-term growth: A Bayesian Averaging of Classical Estimates (BACE) approach. American�Economic�Review,�94(4), 813�835.

Report of the inter-departmental Committee on physical Deterioration (1904). Vol. I. Report and Appendix Presented to Parliament by Command of His Majesty. London: printed for his Majesty�s Stationery Office, By Wyman & Sons, Limited, Fetter Lane, E.C.

References

Age of First Smartphone / Tablet and Mental Wellbeing Outcomes (2023). Sapiens Lab. May, 15.

Aries, P. (1999). Child and family life under the Old Order. Ekaterinburg: Ural University Press. (In Russ.).

Burkhardt, G. (2001). Take life into your own hands. Working on your own biography as a way of knowing yourself and the world. Kaluga: Spiritual knowledge. (In Russ.).

Cameron, C.E., Cottone E.A., Murrah W.M., Grissmer D.W. (2016). How are motor skills linked to children�s school performance and academic achievement? Child�Development�Perspectives,�109(2), 93�98. https://doi.org/10.1111/cdep.12168

Gibbins, H.�de�B. (1890). The Industrial History of England. London: Methuen & Co. Ltd.

Goebel, V., Gleckler M. (1996). The child. From infancy to adulthood. Moscow: Enigma. (In Russ.).

Greene, N.L. (1926). Motion Pictures in the Classroom. The Motion Picture in Its Economic and Social Aspects. The�Annals�of�the�American�Academy�of�Political�and�Social�Science, (128), 122�130.

Grumm-Grzhimailo, K.I. (1843�1844). A guide to the upbringing, education and preservation of chil-dren�s health. Vol. 1 Age of infancy. Vol. 2 Ages: childhood and adolescence. Physical education. St. Peters-burg: Printing House of the Ministry of Internal Affairs. (In Russ.).

Erikson, E.H. (1998). The Life Cycle Completed. New York: W.W. Norton & Company.

Hate Is No Game Hate and Harassment in Online Games 2022 (2022). A Report from the ADL Center for technology & society. December.

Ibuka, M. (1992). It�s too late after three. Moscow: Znanie. (In Russ.).

Kamphorst, E., Cantell M., Van Der Veer G., Minnaert A., Houwen S. (2021). Emerging School Readiness Profiles: Motor Skills Matter for Cognitive and Non-cognitive First Grade School Outcomes. Frontiers�in�Psychology, (12), 1�20. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.759480

Kay, E. (1906). The Age of the child. Moscow: Printing house of I. D. Sytin. (In Russ.).

Kolk van der, B. (2020). The body remembers everything. What role does psychological trauma play in a person�s life and what techniques help to overcome it. Moscow: Expo 2020. (In Russ.).

Komensky, Ya. A. (1955). The Great Didactics: Selected pedagogical works. Moscow: Uchpedgiz. (In Russ.).

Kropka, B. (2018). Your second brain is the intestine. The book is a compass for the invisible connec-tions of our body. Moscow: Eksmo. (In Russ.).

Kuchma, V.R., Sedova, A.S., Stepanova, M.I., Rapoport, I.K., Polenova, M.A., Sokolova, S.B., Aleksan-drova, I.E., Chubarovskij, V.V. (2020). Features of life and well-being of children and adolescents studying remotely during the epidemic of a new coronavirus infection (COVID 19). Voprosy�Shkol�noi�i�Universitet�skoi�Meditsiny�i�Zdorov�ya�(Problems�of�School�and�University�Medicine�and�Health),(2),�4�23 (In Russ.).

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.