Научная статья на тему 'Знания и образование как глобальные общественные блага'

Знания и образование как глобальные общественные блага Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПАТЕНТ ИЗОБРЕТЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЧАСТНЫЙ ФОНД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / GLOBAL SOCIAL WELFARE / GENDER EQUALITY / COPYRIGHT / UTILITY PATENT / STATE SUPPORT / PRIVATE FUND / EDUCATION SYSTEM / GLOBAL INEQUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сланченко Людмила Ивановна, Горенко Анна Андреевна

В статье сформулированы новые подходы к решению актуальных проблем защиты интеллектуальной собственности и преодоления неграмотности в развивающихся странах, что представляется возможным на основе результатов анализа знаний и образования как глобальных общественных благ. Рассматриваются вопросы, непосредственно связанные с развитием сотрудничества между странами в сфере образования. При этом авторы акцентируют внимание на влиянии образования на экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сланченко Людмила Ивановна, Горенко Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge and education as global social welfare

The article researches the new ways of the urgent issues solution, such as: intellectual property protection and literacy campaign in the developing countries, which is feasible on the basis of research of the knowledge and education as global social welfare. The authors consider issues of the international collaboration in the educational sphere, emphasizing impact of the education on the economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Знания и образование как глобальные общественные блага»

УДК 330.12 Сланченко Людмила Ивановна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры прикладной экономики

и управления персоналом

Кубанского государственного университета

dom-hors@mail.ru

Горенко Анна Андреевна

студентка Кубанского государственного

университета

dom-hors@mail.ru

ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Slanchenko Ludmila Ivanovna

PhD of Economics, Assistant Professor of the Applied Economics and HR Management Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

Gorenko Anna Andreevna

Student of the Economy Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

KNOWLEDGE AND EDUCATION AS GLOBAL SOCIAL WELFARE

Аннотация:

В статье сформулированы новые подходы к решению актуальных проблем - защиты интеллектуальной собственности и преодоления неграмотности в развивающихся странах, что представляется возможным на основе результатов анализа знаний и образования как глобальных общественных благ. Рассматриваются вопросы, непосредственно связанные с развитием сотрудничества между странами в сфере образования. При этом авторы акцентируют внимание на влиянии образования на экономическое развитие страны.

Ключевые слова:

глобальное общественное благо, гендерное равенство, авторское право, патент изобретения, государственная поддержка, частный фонд, образовательная система, глобальное неравенство.

Summary:

The article researches the new ways of the urgent issues solution, such as: intellectual property protection and literacy campaign in the developing countries, which is feasible on the basis of research of the knowledge and education as global social welfare. The authors consider issues of the international collaboration in the educational sphere, emphasizing impact of the education on the economic development of the country.

Keywords:

global social welfare, gender equality, copyright, utility patent, state support, private fund, education system, global inequality.

Одной из важных характеристик глобальных перемен последних лет является развитие экономики, основанной на знаниях. Несомненно, на протяжении всей мировой истории накопление знаний, образование, изобретения всегда являлись решающими факторами прогресса. Большинство ученых-экономистов сходятся во мнении, что «получение качественного образования и приобретение углубленных, прочных и устойчивых знаний людьми на современном этапе развития общества имеет особую значимость, потому что одним из главных параметров улучшения качества жизни населения является образование на всех уровнях: начальной и средней школы, на более высоком уровне - уровне подготовки специалистов, бакалавров и магистров в колледжах и университетах» [1].

По итогам происходящих изменений образование и знания в целом оказываются в категории так называемых «глобализированных» общественных благ. Раньше задачи по развитию системы образования возникали на национальном уровне, а сейчас присутствует необходимость их решения на международном уровне. Об этом свидетельствует изменение приоритетов в сторону общедоступности начального образования и гендерного равенства учащихся. Непростая ситуация: с одной стороны знания - движущая сила развития цивилизации, а с другой - это источник роста глобального неравенства. В то время как в передовых странах активно развиваются образование и наука, аутсайдеры

преимущественно зависят от технологий, финансовой, а также гуманитарной помощи развитых стран.

Сами по себе знания и есть глобальное общественное благо, которое полностью отвечает требованиям неконкурентности и неисключительности. У каждого есть возможность выучить геометрическую формулу, и это совершенно не ограничивает других в потреблении этого же блага.

Чем больше образованных людей, тем выше потенциал развития всего общества. Однако проблема глобального неравенства состоит не в знаниях, а в обеспечении свободного доступа к ним и в транзакционных издержках, непосредственно связанных с получением знаний. Например, до сих пор в мире не решена проблема всеобщего начального образования. Например, в Африке примерно у 41 млн детей, более 60 % которых девочки, нет доступа к школьному образованию [2].

Технологическая и финансовая инициатива исходит именно от них, а успех зависит от преодоления барьеров на пути реализации таких концепций, как «Каждому ребенку -ноутбук». Суть этого проекта состоит в обеспечении детей из отстающих стран недорогими компьютерами. Такие меры должны способствовать сокращению «цифрового разрыва» и повышению эффективности обучения детей.

Из всех актуальных проблем, связанных со сферой образования и науки, проблема доступа к начальному образованию является наиболее масштабной, но отнюдь не единственной. По нашему мнению, сейчас довольно остро стоит и вопрос патентования изобретений и защиты авторских прав. За свой труд ученые должны получать вознаграждение. Но как сочетать принципы неконкурентности и неисключительности и в то же время гарантировать существование знаний как глобального общественного блага? В поиске ответа именно на этот вопрос возникла система государственной поддержки исследований, система патентования изобретений, поддерживающая материальную заинтересованность исследователей, и частные фонды.

Можно сделать вывод, что взаимодействие ключевых игроков в области образования и знаний носит противоречивый характер. С одной стороны, за последнее время оно определяется развитием международного сотрудничества, пониманием важности преодоления глобального социально-экономического разрыва; а с другой стороны, организации, страны и индивиды не только взаимодействуют, но и конкурируют друг с другом в этой важной сфере. Накоплению знаний как глобальных общественных благ препятствуют трудности в создании общепринятых, единых стандартов образования, высокие издержки доступа к качественным образовательным услугам, а также отсутствие соответствующей инфраструктуры.

В развитие образовательных систем других стран немалый вклад внес Европейский союз. С начала 1990 гг. реализуется программа «Темпус», которая поддерживает реализацию институциональных реформ соседними с ЕС странами - на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке, в Восточной Европе, Северной Африке. В глобальном масштабе ЕС стремится укреплять сотрудничество как с развитыми, так и с развивающимися странами, внося свой вклад в достижение «Целей тысячелетия» и Дакарской программы действий «Образование для всех». Также существует программа Edulink. Она направлена на сотрудничество образовательных институтов стран-членов ЕС и стран Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов.

Особого внимания заслуживает программа «Эразмус Мундус». Это одна из самых масштабных программ развития международного сотрудничества в области образования, делающая качественное европейское образование доступным для молодых людей всего мира. Однако это «глобальное общественное благо» не является в полном смысле неис-

ключаемым. Но сам факт его существования свидетельствует о «глобализации» высшего образования как общественного блага и расширении влияния подобных программ. Так, в 2009 г. начался новый этап реализации программы «Эразмус Мундус»: общее ее финансирование на период до 2013 года составляет около 500 млн евро [3].

Целевая группа программы расширяется, включая теперь и кандидатов наук, а также увеличивается количество создаваемых в ее рамках магистерских программ, растет размер стипендий, грантов для студентов, исследователей и преподавателей.

По нашему мнению, Европейский союз является несомненным лидером в области развития сферы высшего образования и науки как глобального общественного блага. И несмотря на то что по общему количеству иностранных студентов и исследователей Европа пока уступает США, страны континента и сам Евросоюз накопили уникальный опыт по созданию институтов сотрудничества на всех трех направлениях «треугольника знаний», важнейшего для современных обществ, - образование, инновации, исследования. В этом смысле Европа играет ключевую роль в деле интернационализации знаний и создания глобального информационного общества.

По мнению С.М. Аракеляна, К.В. Демидова и А.Г. Сергеева, говоря о развитии системы образования в России как глобального экономического блага, нельзя не отметить, что «правительство создает новые, высокоэффективные подходы для поддержания развития образовательных услуг. Основными критериями успешного использования образования и знаний как глобального экономического блага в экономическом пространстве России стали: максимальное трудоустройство выпускников учебных заведений, количество договоров о долгосрочном сотрудничестве, наличие дополнительных источников финансирования, компенсации затрат вузов, обеспечение скоординированного взаимодействия предприятий и образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, а также развитие инновационных технологий в образовательном процессе, науке и бизнесе» [4]. Как нам представляется, необходимо создавать в регионах научные и нанотехнологические центры.

Таким образом, можно сделать вывод, что поддержание знаний и образования как глобального общественного блага является основной задачей для России и международного сообщества, способствующей улучшению качества жизни населения. В современных условиях, когда изменяется структура занятости населения, возрастает доля умственного труда в производстве, уменьшается потребность общества в малоквалифицированном труде, актуален вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста стран мира. Именно таким источником является высокий уровень образования общества. Исследования, проводимые многими экономистами, позволяют сделать вывод о том, что образование порождает косвенные эффекты на экономику различных стран, которые могут иметь денежное и неденежное выражение. Кроме того, в настоящее время образование выступает главной составляющей качества жизни населения.

Ссылки:

1. Сланченко Л.И., Валькович О.Н. Проблемы улучшения качества жизни // Экономика устойчивого развития. 2011. № 8.

2. Образование для инновационных обществ в XXI веке [Электронный ресурс] // Официальный сайт Председательства Российской Федерации в «Группе восьми». URL: http://g8russia.ru/docs/12.html (дата обращения: 10.04.13).

3. Национальный офис Темпус в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus-russia.ru/erasm.htm (дата обращения 10.04.2013).

4. Аракелян С.М., Демидов К.В., Сергеев А.Г. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных услуг в РФ : сб. науч. трудов. В 2 т. М., 2002. Т. 1. С. 205-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.