Научная статья на тему 'Знание и образование как глобальные общественные блага'

Знание и образование как глобальные общественные блага Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / ЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / "ГРУППА ВОСЬМИ" / ЕС / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / GLOBAL PUBLIC GOODS / KNOWLEDGE / EDUCATION / G8 / EU / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Сергей Александрович, Томашов Игорь Андреевич

Рост значимости знаний для развития современных обществ побуждает мировое сообщество обращать все большее внимание на сферу образования и науки. Сегодня общими проблемами являются как преодоление неграмотности в развивающихся странах, так и защита интеллектуальной собственности. Выработке новых подходов к их решению может способствовать анализ знаний и образования как глобальных общественных благ. В данной главе изучаются вопросы, связанные с развитием международного сотрудничества в области образования, при этом особое внимание уделяется инициативам и проектам «Группы восьми» и Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge and Education as Global Public Goods

A growing role of knowledge as a factor for the development of modern societies stimulates the international community to address the problems of education and science more actively. Today fighting illiteracy and protecting intellectual property rights are common problems for the international community. New solutions can be found by analyzing knowledge and education as global public goods. This chapter examines the problems of international cooperation in the field of education, paying special attention to the initiatives of the G8 and the EU.

Текст научной работы на тему «Знание и образование как глобальные общественные блага»

Знание и образование как глобальные общественные блага

С.А. Медведев, И.А. Томашов

Медведев Сергей Александрович - к. и. н., профессор кафедры прикладной политологии Государственного университета - Высшей школы экономики

Томашов Игорь Андреевич - студент факультета прикладной политологии Государственного университета -Высшей школы экономики

Ключевые слова: глобальные общественные блага, знания, образование, «Группа восьми», ЕС, международное сотрудничество

Key words: global public goods, knowledge, education, G8, EU, international cooperation

Рост значимости знаний для развития современных обществ побуждает мировое сообщество обращать все большее внимание на сферу образования и науки. Сегодня общими проблемами являются как преодоление неграмотности в развивающихся странах, так и защита интеллектуальной собственности. Выработке новых подходов к их решению может способствовать анализ знаний и образования как глобальных общественных благ. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием международного сотрудничества в области образования, при этом особое внимание уделяется инициативам и проектам «Группы восьми» и Европейского союза.

Знания и образование как глобальные общественные блага

Развитие экономики, основанной на знаниях, является одной из ключевых характеристик глобальных перемен последних десятилетий. Конечно, образование, изобретения, накопление знаний являлись важными факторами прогресса на всем протяжении мировой истории. Однако основными источниками власти были все же «жесткая» сила и богатство. В наши дни этот баланс нарушается: по выражению Э. Тоффлера, происходят метаморфозы власти, в результате которых «и сила, и богатство стали поразительно зависеть от знания» [1].

В результате происходящих изменений знания и образование оказываются в категории «глобализированных» общественных благ: если раньше задачи развития систем образования ставились на национальном уровне, то теперь речь идет о достижении «Целей тысячелетия», включающих всеобщее начальное образование и достижение гендерного равенства в доступе к образованию [2]. Ситуация непроста: знания в широком смысле этого слова являются движущей силой развития цивилизации, но также и источником роста глобального неравенства. В то время как передовые страны имеют все возможности для развития науки, аутсайдеры зависят от технологий, гуманитарной и финансовой помощи развитых стран.

Знания сами по себе - глобальное общественное благо, полностью удовлетворяющее требованиям неисключительности и неконкурентности. Каждый имеет возможность выучить

математическую теорему, и это никак не ограничивает других в «потреблении» этого же блага. Чем больше вокруг образованных людей, тем выше потенциал развития общества. Проблема глобального неравенства заключается не в знаниях, а в обеспечении доступа к ним и в транзакционных издержках, связанных с получением знаний. В мире до сих пор не решена проблема всеобщего начального образования: в Африке около 40 млн детей, свыше 60% которых - девочки, не имеют доступа к школьному образованию [3].

Согласно принятой ООН в 2000 г. «Декларации тысячелетия», цель обеспечения доступа детей всего мира к начальному образованию должна быть достигнута к 2015 г. [4]. Очевидно, что это невозможно без участия и помощи государств и объединений, взявших на себя осуществление функции «глобального управления», прежде всего членов «Группы восьми» и ЕС. Финансовая и технологическая инициатива находятся в их руках, а успех зависит от преодоления противоречий на пути реализации таких идей, как, например, «Ноутбук - каждому ребенку» [5]. Концепция этого проекта заключается в обеспечении детей из развивающихся стран недорогими ноутбуками, что должно способствовать повышению эффективности их обучения и преодолению «цифрового разрыва».

Проблема доступа к начальному образованию является наиболее масштабной из всех, связанных со сферой образования и науки, но далеко не единственной. В частности, довольно остро стоит вопрос защиты авторских прав и патентования изобретений. Ученые должны получать вознаграждение за свой труд, но

как сочетать принципы неисключительности и неконкурентности и при этом гарантировать существование знаний как глобального общественного блага? Именно в поиске ответа на этот вопрос возникла система государственной поддержки исследований, частные фонды, система патентования изобретений. Последняя, временно ограничивая неисключительность знания, поддерживает материальную заинтересованность исследователей в продолжении работы.

Таким образом, взаимодействие ключевых игроков в области знаний и образования носит противоречивый характер. С одной стороны, в последние годы оно определяется развитием международного сотрудничества, пониманием необходимости преодоления глобального социально-экономического разрыва; с другой - страны, организации, индивиды не только сотрудничают, но и конкурируют друг с другом в этой критически важной сфере. Накоплению знаний как глобальных общественных благ продолжают препятствовать трудности в разработке единых образовательных стандартов, отсутствие соответствующей инфраструктуры, высокие издержки доступа к качественному образованию.

Эволюция проблематики образования в повестке дня «Группы восьми»

Внимание к проблемам образования в «Группе восьми» в последние десятилетия неуклонно повышалось. Постепенно приходило осознание критической важности сферы образования для развития современных обществ; становилось очевидным, что достижение более широких политических, экономических и социальных целей невозможно без адаптации образования к современным требованиям. Свою роль сыграли и политические факторы, повлиявшие на расширение повестки дня «Группы восьми»: ее эволюция из неформального экономического клуба в важнейшее звено механизма «глобального управления» и стремление к большей открытости во взаимодействии с другими международными институтами, такими как ЕС, ООН, Всемирный банк.

Год от года возрастало количество упоминаний слова «образование» в итоговых документах саммитов, прочно прописавшись в них во второй половине 1990-х гг. [6]. Не раз проблематика образования рассматривалась в связи с другими вопросами: развитием ин-

формационных технологий, преодолением безработицы, помощью развивающимся странам. Как самостоятельная тема образование было заявлено на саммитах 1999 г. в Кёльне, 2002 г. в Кананаскисе и 2006 г. в Санкт-Петербурге; дважды - в 2000 г. и 2006 г. были организованы встречи министров образования стран-членов клуба; в 2002 г. проблематика образования обсуждалась на совещании министров финансов государств «Группы восьми».

Представители ЕЭС/ЕС как отдельного института участвуют в саммитах «Группы восьми» с 1977 г. Они являются полноправными участниками многосторонних переговоров, имея возможность как отстаивать свои интересы, так и поддерживать инициативы европейских стран, представленных в «Группе восьми». Обладая большим опытом развития сотрудничества в области образования, ЕС и страны Европы оказывают существенное влияние на определение подходов «Группы восьми» к этой проблематике. Именно по инициативе европейских лидеров тема образования в течение всей жизни стала одним из главных предметов обсуждения на Кёльнском саммите «Группы восьми». Тогда же, в 1999 г., лидеры стран-членов приняли Хартию «Цели и задачи обучения в течение всей жизни», в которой подчеркнули роль образования в обеспечении экономического успеха, гражданской ответственности и социальной сплоченности [7].

В следующем году председательство в «Группе восьми» перешло к Японии, по инициативе которой диалог об образовании был продолжен в качестве самостоятельного пункта повестки дня. В апреле 2000 г. в Токио состоялась первая встреча министров образования стран «Группы восьми». В ходе встречи обсуждались вызовы, с которыми сталкиваются системы образования в эпоху глобализации, возможности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий, перспективы развития программ образования в течение всей жизни и международных академических обменов [8].

В том же 2000 г. в Дакаре под эгидой ЮНЕСКО прошел Международный образовательный форум, на котором были подтверждены цели «Декларации тысячелетия», а также приняты новые обязательства по развитию образования, в частности «повышение на 50% уровня грамотности взрослых к 2015 г., особенно женщин, и предоставление всем взрослым равного доступа к базовому и непрерывному образованию»; «достижение гендерного равенства в области образования к 2015 г. с особым

вниманием предоставлению девочкам полного и равного доступа и обеспечению их хорошей успеваемости в рамках высококачественного базового образования» [9]. Стратегия получила название «Образование для всех» и стала, по сути, главной глобальной инициативой по развитию образования.

Государства «Группы восьми» и ЕС принимают активное участие в реализации этой программы. На саммите «Группы восьми» в Кананаскисе в 2002 г. ее рассмотрению было уделено особое внимание. Тогда ведущие политические лидеры согласовали заявление «Новый акцент на образовании для всех», в котором не только одобрили совместный план Всемирного банка и МВФ по поддержке программы, но и заявили об увеличении размеров помощи развивающимся странам [6]. Так в результате общих усилий вскоре появилась Инициатива по ускоренному финансированию программы «Образование для всех». Осуществляемая под эгидой Всемирного банка, эта программа финансируется из нескольких источников, в том числе из бюджета ЕС. Кроме того, Европейская комиссия развивает и собственные проекты содействия развивающимся государствам, являясь крупнейшим в мире финансовым донором [10].

В 2006 г., когда в «Группе восьми» председательствовала Россия, проблемам образования также было уделено пристальное внимание. При этом ЕС выступил в роли одного из главных генераторов идей и предложений. В ходе подготовки к саммиту в начале июня 2006 г. в Москве состоялась встреча министров образования стран-членов «Группы восьми». Присутствовал на ней и член Европейской комиссии по вопросам образования, культуры и профессиональной подготовки Я. Фигель. «Европейское видение» проблем и перспектив развития образования нашло отражение в итоговом документе встречи - Московской декларации [11]. В частности, в ней была признана важность процессов интернационализации образования, развития международной академической мобильности, повышения уровня прозрачности и сопоставимости образовательных систем -всех тех направлений, о которых сам Я. Фигель заявлял как о европейских приоритетах [12]. Особое внимание было уделено и еще одной крайне чувствительной для Европы теме: роли образования в адаптации и интеграции иммигрантов.

Итоговое заявление членов «Группы восьми» «Образование для инновационных обществ в XXI в.» [3] является во многих отношениях

программным документом, признающим важнейшую роль, которую знания играют в современных обществах, и определяющим ключевые направления развития образования. В их числе упоминаются создание новых знаний и инноваций, развитие у людей жизненных и трудовых навыков, преодоление глобального неравенства в доступе к образованию, укрепление социальной сплоченности и содействие интеграции иммигрантов. В заявлении признается, что образование является общественным благом глобального масштаба, создание которого требует от государств сотрудничества с частным сектором, развития международных проектов, гармонизации систем образования.

Общеевропейское образовательное пространство как глобальное общественное благо

В качестве одной из наиболее успешных международных инициатив в области развития образования заявление стран-членов «Группы восьми» «Образование для инновационных обществ в XXI в.» называет Болонский процесс - амбициозную инициативу по созданию общеевропейской зоны высшего образования. Формально Болонский процесс не является проектом ЕС. Однако очевидно, что его инициирование и воплощение невозможно рассматривать вне контекста европейской интеграции: именно она создала институциональные предпосылки для развития сотрудничества в области образования и изменила мышление людей, осознавших выгоды от «регионализации» национальных общественных благ.

Сегодня в Болонском процессе участвуют более сорока стран, и речь идет о гармонизации образовательных систем на огромном пространстве - от Рейкьявика до Владивостока. Одним из непосредственных результатов реформ должно стать формирование системы четких и сопоставимых степеней обучения в целях облегчения мобильности и трудоустройства выпускников [13]. Осуществляемая в рамках Болонского процесса интернационализация образования способствует также развитию сотрудничества между университетами и научными центрами стран Европы и остального мира. Постепенно складывается глобальная образовательная среда; развивается инфраструктура, уравнивающая возможности доступа к качественному образованию. Все это способствует реализации сформулированных на

токийской (2000 г.) встрече министров образования стран «Группы восьми» целей увеличить в течение 2000-х гг. вдвое показатели мобильности студентов и преподавателей, а также облегчить перезачет квалификаций и кредитов для студентов - участников международных обменов [14].

ЕС играет ключевую роль в становлении общеевропейского пространства высшего образования. Осуществление таких проектов, как «Эразмус Мундус», «Жан Моне», Рамочные программы ЕС по научным исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности в немалой степени способствуют формированию общеевропейской идентичности и приближают ЕС к достижению одной из главных среднесрочных целей его развития, заявленных в Лиссабонской стратегии, - построению экономики, основанной на знаниях [15]. В международном масштабе это обеспечивает Европе интеллектуальное и технологическое превосходство и закрепляет за ЕС роль «передовика» в создании глобальных общественных благ.

Совершенно особое внимание ЕС уделяет реализации концепции «образования в течение всей жизни». Осознав ее стратегические преимущества, сформулированные еще в Хартии Кёльнского саммита «Группы восьми» «Цели и задачи обучения в течение всей жизни» в 1999 г. и позже подтвержденные в ряде документов встреч мировых лидеров, ЕС в 2007 г. приступил к воплощению долгосрочной Программы «Обучение в течение всей жизни» [16]. Ее реализация в 2007-2013 гг. должна способствовать развитию европейской экономики, формированию в Европе «общества знаний», укреплению социальной сплоченности. Программа возникла в результате объединения в единый блок четырех существовавших ранее проектов ЕС: «Комениус», стимулирующего мобильность и сотрудничество между средними школами; «Эразмус Мундус», нацеленного на развитие международной кооперации в области высшего образования; «Леонардо да Винчи», способствующего развитию профессиональных навыков, и «Грундтвиг», развивающего международные инициативы в области образования для взрослых.

Немалый вклад вносит ЕС и в развитие образовательных систем других стран. Начиная с 1990 г. реализуется программа «Темпус», поддерживающая проведение институциональных реформ в сфере образования в странах - соседях ЕС - на Балканах, в Северной Африке, Восточной Европе, на Ближнем и Среднем Востоке.

В глобальном масштабе ЕС, внося свой вклад в достижение «Целей тысячелетия» и Дакарской программы действий «Образование для всех», стремится укреплять сотрудничество не только с развитыми, но и с развивающимися странами. Так, существует программа Edulink, в рамках которой образовательные институты стран-членов ЕС сотрудничают со странами Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов.

Отдельного упоминания заслуживает программа «Эразмус Мундус» - одна из самых масштабных в мире программ развития международного сотрудничества в области образования, делающая качественное европейское образование доступным для молодежи всего мира. Конечно, это «глобальное общественное благо» не является неисключаемым в полном смысле. Однако, во-первых, уже сам факт его существования свидетельствует о «глобализации» высшего образования как общественного блага, и, во-вторых, масштаб этой и подобных программ неуклонно расширяется. Так, в 2009 г. начинается новый этап реализации программы «Эразмус Мундус»: ее общее финансирование на период до 2013 г. составляет около 500 млн евро; расширяется целевая группа программы, которая теперь включает и кандидатов наук; увеличивается количество создаваемых в ее рамках магистерских программ и размер стипендий и грантов для студентов, преподавателей и исследователей.

ЕС является несомненным лидером в области развития сферы высшего образования и науки как глобального общественного блага. И хотя по общему количеству иностранных студентов и исследователей Европа пока уступает США, страны континента и сам Евросоюз накопили уникальный опыт по созданию институтов сотрудничества на всех трех направлениях «треугольника знаний», важнейшего для современных обществ, - образование, исследование и инновации. В этом смысле Европа играет ключевую роль в деле интернационализации знаний и создания глобального информационного общества.

Литература

1. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер. с англ. М.: Издательство АСТ, 2004. С. 38-39.

2. Education for All - quenching the thirst for education / International forum «Capacity Development for Education for All - Putting policy into practice». Bonn. 2007. 8-10 October, available at: http://www.bmz.de/ en/EU_G8/Blickpunkte/blickpunkt_efa_bonn/index. html.

3. Образование для инновационных обществ в XXI веке / Официальный сайт Председательства Российской Федерации в «Группе восьми». Санкт-Петербург. 16 июля 2006 г. URL: http://g8russia.ru/ docs/12.html (дата обращения: 13.05.09).

4. Декларация тысячелетия ООН. Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года / Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http:// www.un.org/russian/documen/declarat/summitdecl. htm (дата обращения: 13.05.09).

5. One Laptop per Child / Initiative Official Website, available at: http://laptop.org/en/.

6. Kirton J., Sunderland L. The G8 Summit Communiqués on Education, 1975-2005 / G8 Research Group. November 2005, available at: http://www.g7.utoronto. ca/references/education.pdf.

7. Cologne Charter «Aims and Ambitions for Lifelong Learning». G8 Summit. Cologne. 1999, available at: http://www.g7.utoronto.ca/summit/1999koln/charter. htm.

8. Chair's Summary. G8 Education Ministers' Meeting and Forum. Tokyo. 1-4 April 2000, available at: http:// www.g7.utoronto.ca/education/education0400.html.

9. Образование для всех / Официальный сайт Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco. ru/rus/pages/bythemes/efa.php (дата обращения: 13.05.09).

10. European Commission Development Policies, available at: http://ec.europa.eu/development/poli-ciesgen_en.cfm.

11. G8 Ministerial Meeting on Education. Moscow. 1-2 June 2006, available at: http://www.g7.utoronto. ca/education/education2006.html.

12. G8 on Education: Commissioner Figel' to present the EU's experiences in Moscow. Brussels. 31 May 2006, available at: http://europa.eu/rapid/pressRe-leasesAction.do?reference=IP/06/702&format=HTML &aged=0&langu.

13. Зона европейского высшего образования // Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М.: РЕЦЭП, 2005. С. 161-163.

14. Горбунова Е.М., Ларионова М.В. Эволюция проблематики образования в контексте приоритетов и обязательств «Группы восьми» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 3. URL: http://www.iori. hse.ru/g8/a_material/evolution_problem_G8.pdf (дата обращения: 13.05.09).

15. Lisbon Strategy, available at: http://europa.eu/ scadplus/glossary/lisbon_strategy_en.htm.

16. European Commission Lifelong Learning Programme 2007-2013, available at: http://ec.europa.eu/ education/programmes/newprog/index_en.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.