Научная статья на тему 'Знания и философия в книге Альмизана'

Знания и философия в книге Альмизана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знания и философия в книге Альмизана»

Абульфаз Рахмани

Диссертант Института рукописей им. М. Физули, Национальной АН Азербайджана ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ В КНИГЕ АЛЬМИЗАНА

Человеческому существу не даровано второе такое благо как «разум», которое имело бы для человека столь жизненно существенное значение. Потому, что все приобретенные достижения приобретаются путём «разума и рассудка». Как это прекрасно выражено в Имаме Багире:

«Действительно, в Судный день плата каждого будет состоять из той пользы, которую он приобрёл в этом мире в силу разума» (2, 1, стр. 7).

Рассуждение над истиной и знаниями Корана с извлечением выгоды из этого божественного блага, кроме результатов науки раскрывает перед человеком дверей истинного счастья всего человечества.

Господь всегда упрекает тех людей, которые, не изъявляют желания воспользоваться мнением и соображением для познания истины айятов Корана, и нарекает их «печатью на сердце»:

Аллама Табатабаи анализируя «разум», объявляет его основой своего метода. По его мнению, «разум и усердие» принимаются, если они являются правдивыми на научной и словарной основе. Но если это усердие не опирается на указанные основы, то это, прежде всего, сочтется явлением, которое полностью подчиняется желанию (3, 111, стр. 80 - 83).

Аллама Табатабаи пишет: более 300 (триста) айятов Корана призывают человека к мышлению и сознанию (3. V, стр. 255).

Аллама Табатабаи высказывает свою мысль о тех, кто отрицает науку логики следующим образом: Если логика является путём постижения истины, то возникновение теоретического конфликта между сторонниками логики является недопустимым. Он также добавляет, что: Ошибка кроется не в самой логике, а в её применении. Потому, что с помощью логики устраняется ошибочность любого мнения. А это происходит во время применения логики на верном пути (3,1, стр. 421).

В книге Альмизана делается намёк на позицию разума в хорошей форме. И только поэтому принятие или же отрицание взглядов сторонников лаконизма, а также их критика после соответствующих исследований, проводится с помощью доказательств. Иногда, при лаконичном выражении мысли о принятии или же отрицании любого слова, достаточно простого намёка, чтобы лица, занимающиеся чтением, смогли обнаружить ту истину, которая постигается в конце айята по отношению к самому предмету или путём сравнения рассмотренных тематик.

Философские основы Алламы в Альмизане: Толкование Альмизана охватывает самых ценнейших философских полемик. Обсуждение Алламой таких глубоких философских тематик, уведомляет о глубине научных и философских знаний Алламы. Кончено, философские обсуждения предоставлены в отдельной форме для того, чтобы мудрецы смогли ознакомиться с толкованием айятов Корана, которое, прежде всего, опирается на философию и интеллект.

Важнейшая особенность метода Алламы Табатабаи в Альмизане заключается в отдельном подчеркивании философских обсуждений с сохранением основ толкования или же смешанного толкования философии с комментариями. Именно благодаря этому, Аллама Табатабаи добился сохранения авторитета каждой темы и сумел предотвратить процесс смешивания философии с комментариями.

Аллама также пользовался методом разума во время собственных философских обсуждений, при этом, отделяя знания от философии. Потому, что Аллама пытался сохранять сложность философских тематик и предотвратить их превращение в бархатистую свежесть (4, стр. 5 - 70).

Безусловно, философские обсуждения Алламы ссылаются на Коран, хотя он никогда не растолковал какой-либо айят с помощью философии. Вполне допустимо, что философские темы

Алмизана поддерживают процесс извлечения выгоды из айятов Корана. Но также возможно, что они занимаются отрицанием философских статей, которые составляют антагонизм с Кораном или же с сунной.

Аллама Табатабаи излагая смысл «Хамда» приводит следующий пример:

Слово Хамд означает поклонение Богу. Это значение употребляется перед прекрасными и хорошими поступками поклонника, которых он осуществляет в позволительной форме. Это выражение применяется из Корана. И, наконец, в нём говориться:

То есть, всё является творением Господа. Это творение вынуждено быть хорошим. Господь

велит:

(Господь сотворил всего).

В том числе Господь не сотворил что-либо по чьей - то нужде и творения Господа сотворены по науке и дозволению Творца.

Разумные доказательства велят, что причина является точкой опоры результата. Потому, что любое приобретённое благоразумие исходит из благодати существования причины. Неужели в случае появления за гранью истины для красоты и миловидности, независимость его зрелости формируется ради телесной красоты? Ведь все причины завершаются ею. Поклонение и восхваление означают требование существом одного бытия зрелости от другого бытия, который, по сути, является его причиной. Впоследствии вся рассудительность возвращается к Богу. Значит, истина каждого поклонения и восхваления возвращается к Господу. По этой причине следует подчеркнуть следующий айят (Поклонение принадлежит к Господу - Творцу мироздания). (3, том 1, стр.22).

Аллама Табатабаи в некоторых случаях занимается критикой новых философских тем и взглядов западных философов на основе айятов Корана.

Аллама Табатабаи при истолковании айята всё время выставляет философскую полемику, которая является предметом обсуждения между философами. Тема состоит из следующего. Нуждается ли результат в причине, когда оно воцаряется в теле или проявляется ли нужда результата по причине во время его возникновения? Затем он выдвигает трёх теорий, которые повествуют об этом (5, стр. 78).

Другая важнейшая особенность Алламы Табатабаи заключается в том, что он добился привлечения философских тем к служению Корану и предоставлению этих тем в драгоценных айятах. Наверное, причина в том, что Коран является словом Господа, а философия предусмотрена для прославления истин бытия. Поэтому философия обладает особой прочностью, когда она подтверждается айятами и предоставляется айятами Корана.

Теперь мы собираемся вкратце ссылаться на некоторые философские темы:

1 - Доказанность причины в толковании Аль - хамда:

В толковании айята с помощью пяти вступлений доказывается, что поклонение и восхваление принадлежат Господу (3, 1, 24).

2 - Доказанность абстрактности науки:

О доказанности абстрактности науки повествуется после возникновения вопроса, касательно доказанности существования науки и надёжности умственных познаний на основе первоначальных айятов суры Аль - багара. Три вопроса, о которых идёт речь:

1) Человек учённый.

2) Человек нуждается в науке.

3) Наука человека не является материальной.

Он также отрицает рассуждения материалистов, касательно относительности и не доказанности науки.

3 - Упорство нечувственного познания.

Во время толкования первоначальных айятов суры Аль - Багара ударение, прежде всего, падает на веру в загробную жизнь и в мир неизвестности, после чего он выставляет размышлений «философов, по мнению которых нечувственное сознание не имеет никакой ценности и в этом

плане даже разумное познание не играет никакую роль в освоении науки», что является спорным вопросом среди западных учёных. Здесь Аллама Табатабаи выступая пятью ответами, подвергает этих взглядов критике и доказывает наличия нечувственного познания.

4 - Возникновение сомнений по отношению к этапам рассудительности во время толкования милосердия.

Здесь происходит обсуждение о философском существовании милосердия на основе 48 айята суры Аль - Багара. В ходе данного обсуждения выдвигаются и доказываются следующие темы.

Во время совершения человеком какого-либо поступка во внутри его возникает форма, которая полностью соответствует совершенному поступку и с повторением совершаемого достигается состояние ангела.

Влияние ангела счастья является созидательным, тогда как воздействие ангела несчастья пронизано злом. Между двумя этапами, то есть между счастьем и несчастьем существуют и следующие этапы. Во-первых, счастье кроется в самой персоне, тогда как несчастье проявляется в поступке. Во-вторых, несчастье кроется в самой персоне, тогда как счастье проявляется в поступке. В-третьих, счастливые и несчастные люди фактически не связаны ни с персоной, ни с поступком. Первые и вторые группы собственно достигают благоразумия в обязательном порядке. Это потому, что неестественные случаи для персоны всегда являются временными и не могут оказаться постоянными. Но третья группа состоит из слабых. Колебание на этапе благоразумия является текущим для людей, так как некоторые из них более чем стойкие, а некоторые слишком слабы.

Взгляды на Альмизан и Знания: После внимательного рассмотрения Альмизана выявляется, что Аллама иногда выступал айяатами, полагаясь на знания. Аллама Табатабаи находился в рядах мудрецов. По рассуждению многих, раскрылся адский глаз Аллама Табатабаи, и он видел людей на месте пребывания духов между раем и адом.

Отбор данного метода извещает о глубоких знаниях Алламы Табатабаи относительно Корана и исламских наук. Словами Гасанзады Амолии:

«Всё, что является продуктом его пера, является наукой. Всё, что написано и сказано Табатабаи, то есть от малых научных статей Алламы до книги Альмизана, является наукой, любовью, разумом, логикой, знанием, Кораном и исследованием».

Аллама Табатабаи, самолично отмечает следующую мысль: Помысел о том, что за внешними велениями шариата кроется истина, абсолютно достоверен. Также верно и то, что человек не владеет способностью, чтобы достичь истины. Но правильный путь состоит из разностороннего пользования внешних повелений религии. Наряду с этим внешняя форма - это путь в нутро. Потому, что внешняя форма является нутром и путём к нутру Невозможно, чтобы нутро было совершенным, а его внутренняя форма не имела с ним никакого соответствия. (3 .V, стр.283).

По мнению Алламы Табатабаи, несмотря на наличие внутренних и внешних значений Корана, эти значения полностью дополняют друг - друга. То есть, не имеются какие - либо противоречия между внутренними и внешними значениями. (3,стр.28).

Например: в эпосе о величестве Юсифе повествуется: Жена египетского фараона, пользуясь средствами красоты, то есть пудрами, разукрасилась, чтобы тот влюбился в неё. Поэтому она обращалась с ним ласково. Точно так, как Юсиф своей красотою овладел её сердцем. А может, спокойствие Юсифа извещало о его согласии.

Наконец она лишилась терпения и последней надежды. Потому, что он не давал ей никакого намёка. Наконец, она осталась в своей почивальне с ним наедине. Но этого она запланировала заранее. Она была уверена, что Юсиф не устоит перед её желаниями. Потому, что до сих пор она не наблюдала с его стороны даже малейшей непокорности.

Теперь женщина, у которой последняя капля терпения была на исходе, находилась в комнате наедине с молодым парнем. Здесь не было ни кого кроме их самих. С одной стороны

жена египетского ненаглядного, которую измучила любовь к молодому Юсифу. Она заперла дверь и призвала его к себе с повелительным тоном, чтобы добиться его полного подчинения без унижения собственного достоинства. С другой стороны Юсиф, чьё сердце было наполнено Божественной любовью и где не осталось места для другой любви.

Даже в этой ситуации Юсиф уединился с Аллахом и влюбился в Божью красоту. Но Зулейха с присущей ей уверенностью услышала отрицательного ответа из уст Юсифа, что превратило в пух и в прах все её надежды.

Юсиф в ответ не угрожал и не сказал, что боится повелителя и не желает предать его, или же является членом семьи пророка или стыд, которым владеет он, не дозволяет, чтобы тот занялся этим делом. Он даже не сказал, что боится Божественной кары или же питает надежды к спасению души.

Но здесь он сказал единственное слово: Я уповаю на Господа. Он и здесь надеялся только на Бога. Значит, становится ясным, что сердце Юсифа была поглощена лишь любовью к Господу и его глаза взирали лишь на Бога.

Это то истинное признание творцом мира одного Бога, в результате чего божественная любовь заставила Юсифа забыть не только всех средств, что указывали на путь истины, но и самого себя и Юсиф сказал: «Я уповаю на Господа».

(Я уповаю на Господа, чтобы ты засвидетельствовала этому).

После вопроса, зачем Бог придал забвению и тебя, Юсиф ответил: Бог подарил мне то состояние, который никогда в жизни не станет осчастливить злодеев, и рассказал о себе.

При истолковании ответа, мы обязаны указать, что слово Юсифа было тем словом. Но для этого существует единственное объяснение. В действительности это было истинное признание творцом мира одного Бога, которое включал в себя указанное слово. Она хотела сказать. Твое повиновение по отношению ко мне и покорное выполнение тобою всех распоряжений египетского фараона по истине благоволение Господа, которым он одарил меня. Значит, по истине это по отношению к тебе относительность, а по отношению ко мне Господь, что принимает меня такой, какая я есть на самом деле.

Поглощаться в боге и предать своё существо к забвению является тем этапом познания, которого мудрец достигает на последней ступени. А это, прежде всего, допустимо путём борьбы с желаниями. А само слово является видом знаний, которые приобретаются с помощью Корана.

Аллама Табатабаи на основе истолкования 105 айята, которое благоволит: «Люди, найдите себя» выдвигает некоторых вопросов. Но мы, не считаем целесообразным подчеркнуть их, так, как, они не имеют никакого отношения к нашей теме. (3, VI, стр. 189)

Литература

1. Коран.

2. Усули - кафи, (Удовлетворительный метод) шейх Кулейни, переводчик Гаджи Сейид Джавад Мустафа, Иран, Гумм, 1969.

3. Альмизан, Аллама Табатабаи, сейид Мухаммед Багир Мусави Хамадани, Гумм, Дарул - улум, 1984.

4. Бидаятул - хикмет и нихайайул хикмет, (Исток глубокомыслия и тайное глубокомыслие) Аллама Табатабаи, Тегеран 1977.

5. Аллама Табатабаи, Основы философии и метод реализма, Тегеран 1974.

6. Коран в исламе, Аллама Табатабаи, Тегеран 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.