Научная статья на тему 'Знание. В поисках меры'

Знание. В поисках меры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косьмин С. Н.

В статье рассматривается процесс познания с точки зрения построения и функционирования системы со знанием. Обращается внимание на то, что деятельность системы со знанием по самосохранению и развитию определяет предметную область самой системы, а так как знание имеет информационную природу, то это и определяет сущность информационного процесса. Более того, подчеркивается в статье, знание и информация это разные сущности мира и методом нахождения степени согласованности картин мира индивидуального и общественного сознания является тестирование обучаемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знание. В поисках меры»

УДК 681.513.8 С. H. Косьмин

ЗНАНИЕ. В ПОИСКАХ МЕРЫ

В статье рассматривается процесс познания с точки зрения построения и функционирования системы со знанием. Обращается внимание на то, что деятельность системы со знанием по самосохранению и развитию определяет предметную область самой системы, а так как знание имеет информационную природу, то это и определяет сущность информационного процесса. Более того, подчеркивается в статье, знание и информация — это разные сущности мира и методом нахождения степени согласованности картин мира индивидуального и общественного сознания является тестирование обучаемой системы.

Вехи развития

XX век ознаменован бурным развитием науки. Наука впервые стала производительной силой общества. Развитие науки способствует накоплению знаний.

В конце XIX века, с созданием Георгом Кантором «Теории множеств», в начале XX века усилиями Давида Гилберта математика приобрела единую цельную форму: отдельные математические теории были формализованы и увязаны в единую структуру. Классическая математика — математика людей, стала строгой, внутренне целой, структурированной наукой. Более чем 4000-летнее накопление знаний дало свои плоды. В XX веке зародилась и бурно развивается математика автоматов — конструктивная математика.

В начале XX века укрепилась материалистическая позиция человека в мире. Модель мира подаренная человечеству Леонардо да Винчи в XV-XVI веках нашей эры, в которой мир делится на две части: «мир человека», доступный его пяти органам чувств, и «потусторонний мир», то есть всё то, что за пределами «мира человека», наполнилась новым содержанием. Математика математические объекты «мира человека» обозначает буквами латинского алфавита, а «потустороннего мира» — буквами греческого алфавита. В.И. Ленин вводит в категориальный аппарат науки портрет категории материя: «материя — это объективная реальность данная нам в ощущениях». В «мире человека» нет ничего, кроме движущейся материи. В свете категории материя всё, что за пределами «мира человека» не материально.

Усилиями Людвига фон Берталанфи, создателя «Общей теории систем» (тридцатые годы XX века), модель «мира человека» уточнилась: в мире нет ничего, кроме движущихся и взаимодействующих систем.

Система со знанием

Самой сложной системой в классификации систем Людвига фон Берталанфи является система управления. Этой системой может моделироваться даже человек. В каналах связи системы управления «существует» информация.

Если система управления погружена в мир, то он делится ей в соответствии с моделью Леонардо да Винчи на мир системы и окружающую её среду.

Цель — «выживание» для системы управления органически присуща, так как объект управления открыт в мир и является частью материального, вещественного, энергетического потока формообразования мира. Образно говоря, система живёт за счёт «переваривания» мира.

Для самосохранения системы достаточно отражения системой мира. Это свойство системы управления придаёт ей такие качества как изворотливость, пассивность по отношению к среде и обеспечивают самосохранение и выживание системы.

Развёртывание деятельности для выживания системы требует от неё познания агрессивных факторов среды, противодействия им и превращает систему управления в систему со знанием.

Знание — это информация, необходимая системе для построения программы деятельности по достижению целей шага развития.

Выделившись из природы, благодаря созданию рабочей машины, человек превратился в систему со знанием. Эта система накапливает информацию об окружающей среде в форме её модели— базе знаний. Совершенно ясно, почему эра людей (наша эра) хорошо документирована.

Развитие рабочей машины знаменует научно-технический прогресс, в ходе которого совершенствуется и процесс накопления знаний.

Процесс познания

Система со знанием познаёт мир для того, чтобы строить свою программу выживания и развития.

Мир системы со знанием — это часть окружающей систему среды, которую она способна ощущать и воспринимать, то есть с которой системой установлены информационные каналы связи.

Потусторонний мир системы со знанием — это часть окружающей систему среды, с которой система не имеет прямых каналов связи.

Деятельность системы со знанием по самосохранению и развитию определяет предметную область системы.

Ограниченность каналов связи — предпосылка ограниченности сознания.

Система со знанием борется со сложностью мира, моделируя его.

Модель — это приближённое (с точностью до изоморфизма) отражение реальной действительности, достаточное для решения определённой задачи.

Система со знанием строит модель предметной области. Информация модели предметной области служит исходным материалом для построения программы деятельности системы со знанием, то есть для формирования знания.

В модели мира системы со знанием имеются две составляющие:

• пассивная составляющая описывает сущности и атрибуты предметов или явлений мира системы. Она формирует структуру модели.

• Активная составляющая описывает законы движения предметов или явлений мира системы со знанием.

Система со знанием исследует и познаёт мир постоянно приближая модель предметной области к реальной действительности её мира.

Модель предметной области представляет собой картину мира системы со знанием.

Картина мира постоянно ревизуется, уточняется, пересматривается системой в ходе познания мира.

Подход к «передаче» и «измерению» знаний

Знание имеет информационную природу. Это следует прямо из определения понятия знания, принятого в наших исследованиях. Но знание, являясь частью информационного процесса, не является информацией. Это отдельная сущность информационного процес-

са. Более того, знание и информация — это разные сущности мира.

Так как мера и измеряемая величина должны быть одной природы, то измерить знание информацией нельзя. Знание измеряется только знанием.

Знание опирается на картину мира системы со знанием и позволяет определить программу шага развития. Знание сущность деятельностная, следовательно, и проявляется в ходе деятельности.

Для детерминированной системы, каковой является машина (ПП ЭВМ — универсальный, программно управляемый, конечный автомат предназначенный для обработки данных в диалоге с пользователем) — это алгоритм. Он определяет программу деятельности машины. Как же его измерить? Существует ли первокирпичик меры?

В любой алгоритмической системе базис конечен и состоит из отдельных структур. Но этими структурами определяется, выражается и описывается бесконечно многообразная деятельность.

Существует ли мера знания в детерминированных системах?

Для вероятностной системы не точно определённой является сама программа деятельности. Как же можно говорить о её первокирпичике?

Школа для систем со знанием не передаёт знания. Она способствует их формированию в обучаемой системе. Школа, несомненно, строит картину мира системы

со знанием. Она формирует категориальный аппарат, знакомит с законами движения мира, технологиями преобразования мира. Всё это и составляет знания о мире системы.

Школа формирует умение применять эти знания, то есть строить программу деятельности в конкретных случаях — примерах.

Школа оттачивает навык решения задач, развивая способность строить программу деятельности.

Однако, в рамках школы, нельзя измерить неопределённую будущую деятельность обучаемой системы со знанием. В лучшем случае — это модель деятельности, ведь деятельность развёртывается в жизни, а она за пределами школы.

Школа меряет степень соответствия картины мира индивидуального сознания сложившейся в общественном сознании. Она оценивает степень расхождения в принятой шкале измерения.

Так как оценивается деятельность, то и мерой оценки может быть только деятельность обучаемой системы в определённых ситуациях. Если эта деятельность не нарушает воспроизводства системы со знанием и среды её обитания, то она оценивается положительно, в принятой шкале измерения, или отрицательно в противном случае. Методом нахождения степени согласованности картин мира индивидуального и общественного сознания является тестирование обучаемой системы.

Библиографический список:

1 .Косьмин, С.Н. Категории и понятия информатики [Текст] /С.Н. Косьмин // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и научных сотрудников ЧГПУ за 2001 г. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. — С. 78-83.

2.Дудин, А.В. Знания в информационных системах [Текст] /А.В. Дудин, С.Н. Косьмин // Вестн. Челяб. гос. пед.ун-та. Серия 4. Естественные науки: науч. журнал. — 2003. — №5. — С. 53-56.

3.Косьмин, С.Н. Системы со знанием [Текст] / С.Н. Косьмин //Мир науки культуры образования. Российский научно-образовательный журнал. — 2006. — №2. — С.49-50.

4.Косьмин, С.Н. «Знание»— продукт систем обучения (осознание результата) [Текст] / Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов ЧГПУ за 2005 г. — Челябинск: НИИУМЦ «Образование», 2006. — С. 79-83.

Материал поступил в редколлегию 5.01.07

УДК 37.01:001.8

О. П. Петрова

РОЛЬ ЗНАНИЙ О ФУНАМЕНТАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ

Акцентируется внимание на том, что современный этап развития науки и техники и, в частности физики, требует не только методологических знаний по использованию научных приемов и методов познавательной деятельности, но и глубокое знание фундаментальных законов природы, к которым, например, относятся законы сохранения, и владение которыми позволяет специалистам не только самостоятельно и с сознанием дела включаться в творческую деятельность, но и оценивать результаты творческой деятельности других.

На современном этапе развития науки и техники и, в частности физики, необходимы не только методологические знания по использованию научных приемов и методов познавательной деятельности, но и глубокое знание фундаментальных законов природы, к которым, например, относятся законы сохранения, и владение которыми позволяет специалистам не только самостоятельно и с сознанием дела включаться в творческую деятельность, но и оценивать результаты творческой деятельности других.

Научное и методологическое значение законов сохранения определяют их исключительная общность и универсальность. Они действуют в физике макромира, микромира и применимы к космическим телам. На их основе выполняются многие важнейшие технические расчеты. С ними связано введение в современную физику целого ряда фундаментальных идей, имеющих принципиальное значение. Законы сохранения, в известной мере, служат критерием истинности любой физической теории.

Непротиворечивость теории этим законам является убедительным аргументом в ее пользу. В законах сохранения отражается важнейший диалектико-материалистический принцип неуничтожимости материи и ее движения, взаимосвязь и взаимопревращаемость известных форм движения материи. Благодаря особой роли, которую играют законы сохранения в процессе познания физических форм движения материи, они являются важнейшим элементом современной научной картины мира.

Законы сохранения имеют весьма многообразное содержание, и, по-видимому, мы еще не знаем всех их функций. Прежде всего отметим, что законы сохранения обладают функцией запрета. В отличие от других законов, они не дают детальных указаний на то, как должен протекать тот или иной процесс. Но если окажется, что какой-то процесс противоречит законам сохранения, то все попытки осуществить его являются бессмысленными, этот процесс невозможен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.