Научная статья на тему 'Роль знаний о фунаментальных законах природы'

Роль знаний о фунаментальных законах природы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрова О. П.

Акцентируется внимание на том, что современный этап развития науки и техники и, в частности физики, требует не только методологических знаний по использованию научных приемов и методов познавательной деятельности, но и глубокое знание фундаментальных законов природы, к которым, например, относятся законы сохранения, и владение которыми позволяет специалистам не только самостоятельно и с сознанием дела включаться в творческую деятельность, но и оценивать результаты творческой деятельности других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль знаний о фунаментальных законах природы»

са. Более того, знание и информация — это разные сущности мира.

Так как мера и измеряемая величина должны быть одной природы, то измерить знание информацией нельзя. Знание измеряется только знанием.

Знание опирается на картину мира системы со знанием и позволяет определить программу шага развития. Знание сущность деятельностная, следовательно, и проявляется в ходе деятельности.

Для детерминированной системы, каковой является машина (ПП ЭВМ — универсальный, программно управляемый, конечный автомат предназначенный для обработки данных в диалоге с пользователем) — это алгоритм. Он определяет программу деятельности машины. Как же его измерить? Существует ли первокирпичик меры?

В любой алгоритмической системе базис конечен и состоит из отдельных структур. Но этими структурами определяется, выражается и описывается бесконечно многообразная деятельность.

Существует ли мера знания в детерминированных системах?

Для вероятностной системы не точно определённой является сама программа деятельности. Как же можно говорить о её первокирпичике?

Школа для систем со знанием не передаёт знания. Она способствует их формированию в обучаемой системе. Школа, несомненно, строит картину мира системы

со знанием. Она формирует категориальный аппарат, знакомит с законами движения мира, технологиями преобразования мира. Всё это и составляет знания о мире системы.

Школа формирует умение применять эти знания, то есть строить программу деятельности в конкретных случаях — примерах.

Школа оттачивает навык решения задач, развивая способность строить программу деятельности.

Однако, в рамках школы, нельзя измерить неопределённую будущую деятельность обучаемой системы со знанием. В лучшем случае — это модель деятельности, ведь деятельность развёртывается в жизни, а она за пределами школы.

Школа меряет степень соответствия картины мира индивидуального сознания сложившейся в общественном сознании. Она оценивает степень расхождения в принятой шкале измерения.

Так как оценивается деятельность, то и мерой оценки может быть только деятельность обучаемой системы в определённых ситуациях. Если эта деятельность не нарушает воспроизводства системы со знанием и среды её обитания, то она оценивается положительно, в принятой шкале измерения, или отрицательно в противном случае. Методом нахождения степени согласованности картин мира индивидуального и общественного сознания является тестирование обучаемой системы.

Библиографический список:

1.Косьмин, С.Н. Категории и понятия информатики [Текст] /С.Н. Косьмин // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и научных сотрудников ЧГПУ за 2001 г. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. — С. 78-83.

2.Дудин, A.B. Знания в информационных системах [Текст] /А.В. Дудин, С.Н. Косьмин // Вестн. Челяб. гос. пед.ун-та. Серия 4. Естественные науки: науч. журнал. — 2003. — №5. — С. 53-56.

3.Косьмин, С.Н. Системы со знанием [Текст] / С.Н. Косьмин //Мир науки культуры образования. Российский научно-образовательный журнал. — 2006. — №2. — С.49-50.

4.Косьмин, С.Н. «Знание»— продукт систем обучения (осознание результата) [Текст] / Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов ЧГПУ за 2005 г. — Челябинск: НИИУМЦ «Образование», 2006. — С. 79-83.

Материал поступил в редколлегию 5.01.07

УДК 37.01:001.8

О. П. Петрова

РОЛЬ ЗНАНИЙ О ФУНАМЕНТАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ

Акцентируется внимание на том, что современный этап развития науки и техники и, в частности физики, требует не только методологических знаний по использованию научных приемов и методов познавательной деятельности, но и глубокое знание фундаментальных законов природы, к которым, например, относятся законы сохранения, и владение которыми позволяет специалистам не только самостоятельно и с сознанием дела включаться в творческую деятельность, но и оценивать результаты творческой деятельности других.

На современном этапе развития науки и техники и, в частности физики, необходимы не только методологические знания по использованию научных приемов и методов познавательной деятельности, но и глубокое знание фундаментальных законов природы, к которым, например, относятся законы сохранения, и владение которыми позволяет специалистам не только самостоятельно и с сознанием дела включаться в творческую деятельность, но и оценивать результаты творческой деятельности других.

Научное и методологическое значение законов сохранения определяют их исключительная общность и универсальность. Они действуют в физике макромира, микромира и применимы к космическим телам. На их основе выполняются многие важнейшие технические расчеты. С ними связано введение в современную физику целого ряда фундаментальных идей, имеющих принципиальное значение. Законы сохранения, в известной мере, служат критерием истинности любой физической теории.

Непротиворечивость теории этим законам является убедительным аргументом в ее пользу. В законах сохранения отражается важнейший диалектико-материалистический принцип неуничтожимости материи и ее движения, взаимосвязь и взаимопревращаемость известных форм движения материи. Благодаря особой роли, которую играют законы сохранения в процессе познания физических форм движения материи, они являются важнейшим элементом современной научной картины мира.

Законы сохранения имеют весьма многообразное содержание, и, по-видимому, мы еще не знаем всех их функций. Прежде всего отметим, что законы сохранения обладают функцией запрета. В отличие от других законов, они не дают детальных указаний на то, как должен протекать тот или иной процесс. Но если окажется, что какой-то процесс противоречит законам сохранения, то все попытки осуществить его являются бессмысленными, этот процесс невозможен.

Многие талантливые люди в разное время пытались изобрести «вечный двигатель», который бы производил работу, не затрачивая энергию, подводимую извне. Но все «изобретения» терпели неудачу: закон сохранения энергии утверждает объективную невозможность создания такого «вечного двигателя».

Законы классической физики чаще всего имеют вид законов изменения, а не постоянства физических величин. Так, например, второй закон Ньютона описывает изменение скорости тел в результате действия сил на эти тела, уравнения Максвелла связывают изменения электрического и магнитного полей и их количественных характеристик.

Законы сохранения предполагают существование физических величин, которые обладают замечательным свойством — не изменяться во времени. Такими вели-

Материал поступил в редколлегию 10.02.07

чинами являются импульс, момент импульса, энергия, электрический заряд. Благодаря этому законы сохранения позволяют сделать некоторые заключения о характере поведения физической системы даже в тех случаях, когда для этой системы другие законы неизвестны. Кроме названных, существуют законы сохранения, справедливые лишь для ограниченного класса физических систем и явлений. Таковы многочисленные законы сохранения в теории элементарных частиц.

Каждый закон сохранения можно рассматривать как конкретное проявление всеобщего абсолютного закона сохранения материи и движения.

Таким образом, законы сохранения действительно имеют решающее значение в формировании мировоззрения человека.

УДК 004.38:004.42 К. И. Дмитриев

ПРОГРАММНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА

Обращается внимание, что настоящая самостоятельная работа начинается лишь тогда, когда действия пользователя мотивированы. Раскрываются основные проблемы существующих на сегодняшний день электронных пособий, которые затрудняют их применение для организации, поддержки и стимуляции самостоятельной деятельности пользователей.

На сегодняшний день на рынке программных продуктов для персонального мультимедийного компьютера существует значительное количество средств, ориентированных на самостоятельную познавательную деятельность. Следует констатировать тот факт, что вследствие тех или иных причин, уровень сформиро-ванности понятий у специалистов разных профилей и направлений как правило варьируется. Полностью устранить вариативность затруднительно, так как не всегда существует возможность выявить её сущность и отсутствует время для осуществления соответствующих корректировок. Это, очевидно, обусловлено индивидуальностью и уникальностью каждого человека.

В настоящее время для электронных программных средств, предназначенных для самостоятельного изучения, имеют место следующие проблемы. Вполне возможно, что увлекшись путешествием по ссылкам можно не только потерять нить рассказа, но и вообще не вернуться к излагаемому материалу, забыв про его исходное расположение, так как в большинстве случаев вызов гиперссылки каждый раз заменяет текущее содержимое экрана на новое, соответствующее вызванному блоку текста. В качестве контраргумента можно сказать, что подобные проблемы решаются «продвинутой» системой навигации, средствами поиска и возврата к предыдущим документам. Однако основную сложность представляет то, что идентификация тематических блоков текста, производится по названиям этих блоков, которые зачастую соответствуют названиям тем. Сформулированные максимально чётко и конкретно, научным языком они просто не приспособлены для того, чтобы мгновенно отложиться в памяти. Часто дело доходит до того, что пользователь не в состоянии сформулировать ключевой запрос для поиска необходимой темы, мимо которой он проходил в процессе путешествия, а название темы он разумеется либо не помнит, либо не видел, так как переход по гиперссылке от одной темы к другой может оставить их за границами поля зрения. Более того, вступает в силу такой психологический фак-

Материал поступил в редколлегию 10.02.07

тор, как побуждение к действию. Наличие мышки в руках побуждает пользователя оперировать ею всегда, когда только возможно, следствием чего и являются многократные переходы по гиперссылкам. Нельзя сказать, что данный факт имеет сугубо отрицательную сторону. Однако, ввиду мгновенного перемещения по материалам целых разделов пользователю сложно сформировать целостное представление о структуре изученного материала, о необходимых связях, присутствующих в нём, а также о системе понятий. Попытка наглядного структурирования материала в виде схем и таблиц вскрывает ещё одну проблему — проблему соответствия целей, поставленных автором пособия и целей, которые преследует каждый конкретный пользователь.

Обратим внимание, что настоящая самостоятельная работа начинается лишь тогда, когда действия пользователя мотивированы, а следовательно имеет место некоторая личная цель. Попытка структурировать систему знаний со стороны автора в виде таблиц и схем вскрывает противоречие между целями автора и пользователя. Автор строит графическую схему (способствующую запоминанию, усвоению и пониманию структуры), исходя из соображений достижения поставленной цели и структуры изложенного материала. Однако, как мы уже отмечали, это вступает в противоречие с целями пользователя и в противоречие с ходом его изучения материала, со «свободой перемещения», предоставляемой электронным пособием. Полученная схема может содержать лишние элементы или наоборот не содержать некоторых ключевых, важных для того или иного процесса компонентов. Попытка упростить или расширить схему ведёт к усилению этого недостатка. Более того, расширение схемы уменьшает её запоминаемость, затрудняет восприятие, а значит и полезность.

Вышеперечисленные противоречия раскрывают основные проблемы существующих на сегодняшний день электронных пособий, затрудняющие их применение для организации, поддержки и стимуляции самостоятельной деятельности пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.