Научная статья на тему 'Знаковые события в сфере культуры и искусства санкт-петербурга'

Знаковые события в сфере культуры и искусства санкт-петербурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знаковые события в сфере культуры и искусства санкт-петербурга»

Сюч (Венгрия), К.С. Пигров, Е.В. Южина, А.Ю. Чукуров, А.В. Ляшко, А.А. Никонова (Санкт-Петербург) и другие ученые.

Особенностью проекта является то, что конференции проводятся по очереди в России и Венгрии. Меняются не только площадки, но и в рамках магистрального направления «Гигиена культуры», каждый год для подробного рассмотрения выбирается один из аспектов развития современной культуры. Так в 2011 году (Москва) - на Первой конференции была поставлена проблема и начат ее анализ; в 2012 (Будапешт) - «Культурологический обзор в начале XXI века»; 2013 (Санкт-Петербург) - «Гигиена кульутры: актуальные проблемы. Феномен одиночества».

В 2014 году в Будапеште на конференции обсуждались различные аспекты тезиса «Здоровье культуры - культура здоровья». Суммируя выступления участников, можно отметить следующее: гигиена культуры предполагает всесторонний анализ текущего состояния социокультурной системы и профилактику всевозможных пагубных для культуры явлений. В контексте миро-

вых тенденций усугубления противостояния глобализационных процессов и стремления сохранить локальные (этнические и национальные) культурные паттерны самым сложным оказалось выделить ключевые параметры, воздействие на которые позволит получить желаемое состояние культуры.

Уже определена тема следующей конференции, которая состоится 14-15 мая 2015 года на базе Российского государственного социального университета, представители которого присоединились к работе международного проекта в 2014 году, и звучит она так: «Гигиена культуры: общий концепт и виды социальной болезни».

В заключении хотелось бы выразить благодарность почетному председателю Ассоциации «За венгерско-российское сотрудничество имени Льва Николаевича Толстого» профессору господину Иштвану Мадьяри-Бек и действующему председателю Ассоциации «За венгерско-российское сотрудничество имени Льва Николаевича Толстого» госпоже Ольге Сюч за приглашение и возможность участвовать в работе конференции.

М.Н. дробышева

знаковые события в сфере культуры и искусства санкт-петербурга

Международный медиафорум СПММФ (1-10 октября 2014 года, Санкт-Петербург)

Международный медиафорум стал знаковым событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Он открылся в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова канадским фильмом Ксавье Долана «Мамочка» и театральным кинодейством, поставленным Василием Бархатовым. Екатерина Мцитуридзе, генеральный продюсер СПММФ, генеральный директор «Роскино», обратилась к коллегам и единомышленникам с приветственным словом, отметив, что «в основу концепции Международного медиафорума, разработанной «Роскино», легла идея создания в России кросс-платформенного события, которое нацелено на синергию профессионалов и зрителей, а также стремление объединить на одной площадке достижения деятелей кино- и телеиндустрии и новых медиа, отражающих тенденции времени, конвергенции искусства, технологии и рынка». Председателем попечительского совета СПММФ стал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Кинопоказы состоялись в кинотеатрах «Аврора», «Великан-Парк», «Родина», «Худо-

жественный», а также на новой сцене Алек-сандринского театра, в отеле «Англетер» и в здании Биржи.

Во время медиафорума проходили открытые дискуссии на тему глобальных медиа, где налаживались контакты между топ-менеджерами студий, операторами, продюсерами, режиссёрами.

В течение десяти дней можно было посетить конференции, мастер-классы ведущих российских и зарубежных специалистов, кино-лабораторию Александра Сокурова «К.Л.А.С.»., более 50 премьер лучших фильмов и телесериалов 2014 года. На медиафору-ме были показаны фильмы из разных стран. От Франции: драма «Новая подружка» режиссёра Франсуа Озона, биографическая лента «Сен-Лоран. Стиль - это я» режиссёра Бертрана Бонелло, а также мелодрама «Три сердца» режиссёра Бенуа Жако с Катрин Денёв. Британское кино было представлено комедиями «Каникулы мечты» режиссёров Энди Хэмилтона и Гая Дженкина, «Поездка в Италию» режиссёра Майкла Уинтерботтома и драмой «Разрушители» режиссёра Диктинны Худ. По мнению кинокритика Алексея Мед-

о

3 ю О

ведева, «феномен британскости - это добродушное удивление перед лицом абсурдного мира - основа английского юмора в сочетании с непреклонностью в отстаивании взглядов и своей чести (кодекс джентльмена)». Современный португальский режиссёр Педру Кошта в фильме «Лошадь денег» обратился к теме маленького человека, подчеркнув величие бедняков. На медиафоруме были и фильмы из Филиппин режиссёра Лава Диаса «От предшествующего» - одного из самых интересных режиссёров современности. Главное свойство его фильмов - не эпичность масштабов изображения трагедии, а умение находить тайное в мире, его красоту. Программа медиафорума состояла из фильмов США Мартина Скорсезе и его давнего соавтора-документалиста Дэвида Тедески «Спор длиною в полвека», а также кинолент из России, Италии, Финляндии, ФРГ, Аргентины, Венесуэлы, Китая, Австралии. Широко были представлены документальные фильмы и телесериалы, ставшие неотъемлемой частью массовой культуры, вошедшие в авангард телевизионной и кинематографической индустрии. В презентации фильмов участвовали ведущие кинокритики, такие как Борис Н елепо, Алексей Медведев, Михаил Трофименков, Василий Корецкий, Константин Шавловский и президент «Фестиваля Фестивалей» Александр Мамонтов. На медиафоруме была разработана деловая программа, рынок копродукций, встречи продюсеров Северной Европы и России.

В работе форума принимали участие студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. По мнению ректора Александра Евменова, приобщение студентов к программам международного сотрудничества способствует овладению профессиональным опытом на благо киноиндустрии.

Завершился медиафорум вручением призов и демонстрацией фильма «Серена» (США - Чехия).

«Радонежская оратория» владиславы Малаховской и Евгения Аукина (19 октября 2014, Санкт-Петербург)

19 октября в Большом зале Петербургской филармонии состоялась премьера «Радонежской оратории», созданной петербургским композитором Владиславой Малаховской на либретто поэта Евгения Лукина.

Оратория посвящена 700-летию преподобного Сергия Радонежского. На премьере исполнителями стали Петербургский камерный хор под руководством Николая Корнева, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Аркадий Штейнлухт, в роли чтеца выступил народный артист России Николай Буров.

Юность композитора В. Малаховской прошла в городе Загорске (Сергиевом Посаде) в атмосфере русского православного средневековья. В тринадцать лет она сочинила сюиту «Нашествие Батыя на Русь». Идея создания оратории о Сергии Радонежском возникла у нее в момент посещения окрестностей Троице-Сергиевой Лавры, от знакомства с фресками с изображением святого Сергия. Так постепенно складывался замысел будущего сочинения.

Работая над ораторией, автор опиралась на традиции русской композиторской школы П. Чайковского, Г. Свиридова, В. Гаври-лина, С. Слонимского и русской духовной музыки - С. Рахманинова, С. Танеева.

В 2014 году вышла составленная Лукиным антология произведений русских писателей «Святой Сергий Радонежский. 700 лет», в которую также вошла поэма самого автора-составителя «Радонежская оратория».

Основными литературными источниками либретто явились «Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное его учеником Епифанием Премудрым, древнерусская песнь «Задонщина» монаха Софония Рязанца, древнерусская повесть «Сказание о Мамаевом побоище», а также Акафист Преподобному Сергию Радонежскому. Текст либретто оратории Е. Лукина был представлен для рассмотрения на Совет по культуре Санкт-Петербургской митрополии, который, в частности, отметил, что «содержание оратории не противоречит жизнеописаниям Преподобного Сергия Радонежского, ни князя Дмитрия Донского, ни истории в целом. С богословской точки зрения текст также не имеет ничего, что противоречило бы Православному учению и догматам».

«Радонежская оратория» написана для смешанного хора, симфонического оркестра, солистов - баса, тенора, баритона, сопрано, меццо-сопрано. Все части оратории построены на контрастном музыкальном материале, но объединены общими лейтмотивами, такими, как тема Святой Троицы, тема Богородицы, тема Дмитрия Донского, тема борьбы и единения русского народа. Произведение представляет собой ясную, простую, доступную для широкого слушателя композицию в шести сценах, каждая из которых отражает основные этапы жизненного пути Сергия Радонежского.

«Радонежская оратория» - это величественный гимн великому святому русской земли, духовному пастырю русского народа, духовному основателю Российского государства. Тема оратории актуальна, особенно в наши дни, когда важно объединение народов. Сергий Радонежский был боярского рода, но, отказавшись от материальных благ, обрел высшую духовность, став примером силы духа для русского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.