Научная статья на тему 'Знаково-символический синкретизм традиционной культуры Индии (на примере классического индийского танца)'

Знаково-символический синкретизм традиционной культуры Индии (на примере классического индийского танца) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
478
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СИНКРЕТИЗМ / КЛАССИЧЕСКИЙ ИНДИЙСКИЙ ТАНЕЦ / ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / САНСКРИТ / TRADITIONAL CULTURE / SYNCRETISM / CLASSICAL INDIAN DANCE / ORTHODOX PHILOSOPHY / MUSICAL ART / SANSKRIT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Конопьянова К.Д., Волкова Т.А.

В статье актуальная проблема сохранения традиционной культурной идентичности в условиях глобализации рассматривается через исследование знаково-символического характера традиционной культуры Индии, в котором точкой отсчета выступает классическая индийская хореография. Опираясь на выводы о синкретичном характере классического индийского танца, авторы проанализировали в сравнительном плане знаково-символические основания ортодоксальной индийской философии, особенности традиционного музыкального искусства Индии и одного из древнейших языков -санскрита. Результаты исследования представлены в авторских рисунках и таблице, которые наглядно демонстрируют положения об общности символической природы универсальных культурных графических символов, асан йоги, поз классического индийского танца, а также общее сакральное значение букв санскрита и стилей классического индийского танца. В статье выделены также общие семиотические основания философии, музыкального искусства Индии и классического танца. В выводах подчеркивается слитность религиозно-философских, социокультурных аспектов, синкретизм традиционной культуры Индии, в силу чего философия, музыка, язык и танцевальное искусство могут выступать в качестве квинтэссенции, концентрированного выражения всей полноты и глубины традиционной индийской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sign and Symbolic Syncretism of Traditional Culture of India (in Case of a Classic Indian Dance)

Observing two opposite trends in the development of modern culture, integration and diversification, the authors turn to the actualization of the study of the problems of traditional culture. In this regard, the sign-symbolic character of the traditional culture of India is analyzed in the article, which is interpreted from the standpoint of classical Indian choreography. The study conducted a comparative analysis of the symbolic foundations of orthodox Indian philosophy, traditional musical art of India, and the oldest Sanskrit language. The authors were able to visually organize the results of the study in figures and a table that allow us to draw conclusions about the common sign-symbolic nature of universal cultural graphic symbols, yoga asanas, classical Indian dance poses, general meaning of Sanskrit letters and styles of classical Indian dance. The following general semiotic foundations of philosophy, musical art of India and classical dance are highlighted separately; the idea of universal harmony of the universe is achieved by the dialectical interaction of the two sources (male and female), associative connection of the seven levels of music (notes) with the articular parts of the body and hands that organize dance movements. Thus, the considered symbolic features of the components of the traditional culture of India (philosophy, music, language, dance) make it possible to visually trace one of its main features, the complex character, cohesion of religious, philosophical, sociocultural, esthetic aspects and syncretism. None of the phenomena of Indian culture (like any other traditional culture) can be understood without a wide sociocultural context, communication with other elements and their semantics. By the virtue of this circumstance, philosophy, music, language and dance can independently act as a quintessence, concentrated expression of the fullness and depth of traditional Indian culture.

Текст научной работы на тему «Знаково-символический синкретизм традиционной культуры Индии (на примере классического индийского танца)»

10. Pimenova O.I. Kontseptualizatsiya predstavleniy o sotsial'noy identichnosti v sotsial'nykh naukakh [Conceptualization of ideas about social identity in social Sciences]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Vyatka state University], 2011, no. 4, pp. 65-69. (In Russ.).

11. Salikhov G.G. Problema identichnosti v usloviyakh globalizatsii [The problem of identity in the context of globalization]. Vek globalizatsii [Age of globalization], 2011, no. 1, pp. 122-129. (In Russ.).

12. Senyushkina T.A. Evraziyskaya identichnost' kak faktor politicheskogo dialoga [Eurasian identity as a factor of political dialogue]. Natsional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie [National security and strategic planning], 2018, vol. 1(22), no. 2-2, pp. 89-93. (In Russ.).

13. Skorodumova O.B. Natsional'no-kul'turnaya identichnost' v Rossii v usloviyakh stanovleniya informatsionnogo ob-shchestva [National and cultural identity in Russia in the conditions of formation of information society]. Informatsi-onnyy gumanitarnyy portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». Seriya: Kul 'turologiya [Information humanitarian portal "Knowledge. Understanding. Skill". Series: Cultural Studies], 2010, no. 4. (In Russ.). Available at: http://www.zpu-yournal.ru/e-zpu/2010/4/Skorodumova/# (accessed 02.02.2019).

14. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992. 543 p. (In Russ.).

15. Tishkov V.A. Chto est' Rossiya i rossiyskiy narod [What is Russia and the Russian people]. Pro et contra, 2007, vol. 11(37), no. 3, pp. 21-41. (In Russ.).

16. Tishkov V.A. Etnologiya i politika [Ethnology and politics]. Moscow, Nauka Publ., 2001. 240 p. (In Russ.).

17. Foks V. Vvedenie v kriminologiyu [Introduction to criminology]. (In Russ.). Available at: https://lawbook.online/vve-denie-kriminologiyu-pravo/identifikatsiya-identichnost-32378.html (accessed 10.11.2018).

18. Khantington S. Stolknovenie tsivilizatsiy [Clash of civilizations]. Moscow, AST Publ., 2003. 603 p. (In Russ.).

19. Shvetsova A.V. Natsional'naya identichnost' kak sotsiokul'turnyy fenomen [National identity as a socio-cultural phenomenon]. Observatoriya kul'tury [Observatory of culture], 2017, vol. 14, no. 6, pp. 653-661. (In Russ.).

20. Erikson E. Identichnost': yunost'i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow, Flinta Publ., 2006. 342 p. (In Russ.).

21. Astafyeva O. Instability of cultural identity in the modern world and its proyections in creative industries. The 4-th International Multidisciplsnary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Book 2. Ancience science. Sofia, Bulgaria, 2017, vol. 2, pp. 25-31. (In Engl.).

УДК 130.2

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДИИ (НА ПРИМЕРЕ КЛАССИЧЕСКОГО ИНДИЙСКОГО ТАНЦА)

Конопьянова Кристина Денисовна, студент, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: stina_9@mail.ru

Волкова Татьяна Александровна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, права и социально-политических дисциплин, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tatyanaolkowa@yandex.ru

В статье актуальная проблема сохранения традиционной культурной идентичности в условиях глобализации рассматривается через исследование знаково-символического характера традиционной культуры Индии, в котором точкой отсчета выступает классическая индийская хореография. Опираясь на выводы о синкретичном характере классического индийского танца, авторы проанализировали в сравнительном плане знаково-символические основания ортодоксальной индийской философии, особенности традиционного музыкального искусства Индии и одного из древнейших языков -санскрита. Результаты исследования представлены в авторских рисунках и таблице, которые наглядно демонстрируют положения об общности символической природы универсальных культурных графических символов, асан йоги, поз классического индийского танца, а также общее сакральное значение

букв санскрита и стилей классического индийского танца. В статье выделены также общие семиотические основания философии, музыкального искусства Индии и классического танца. В выводах подчеркивается слитность религиозно-философских, социокультурных аспектов, синкретизм традиционной культуры Индии, в силу чего философия, музыка, язык и танцевальное искусство могут выступать в качестве квинтэссенции, концентрированного выражения всей полноты и глубины традиционной индийской культуры.

Ключевые слова: традиционная культура, синкретизм, классический индийский танец, ортодоксальная философия, музыкальное искусство, санскрит.

SIGN AND SYMBOLIC SYNCRETISM OF TRADITIONAL CULTURE OF INDIA (IN CASE OF A CLASSIC INDIAN DANCE)

Konopyanova Kristina Denisovna, Student, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: stina_9@mail.ru

Volkova Tatyana Aleksandrovna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Philosophy, Law and Socio-political Disciplines, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tatyanaolkowa@yandex.ru

Observing two opposite trends in the development of modern culture, integration and diversification, the authors turn to the actualization of the study of the problems of traditional culture. In this regard, the sign-symbolic character of the traditional culture of India is analyzed in the article, which is interpreted from the standpoint of classical Indian choreography. The study conducted a comparative analysis of the symbolic foundations of orthodox Indian philosophy, traditional musical art of India, and the oldest Sanskrit language. The authors were able to visually organize the results of the study in figures and a table that allow us to draw conclusions about the common sign-symbolic nature of universal cultural graphic symbols, yoga asanas, classical Indian dance poses, general meaning of Sanskrit letters and styles of classical Indian dance. The following general semiotic foundations of philosophy, musical art of India and classical dance are highlighted separately; the idea of universal harmony of the universe is achieved by the dialectical interaction of the two sources (male and female), associative connection of the seven levels of music (notes) with the articular parts of the body and hands that organize dance movements.

Thus, the considered symbolic features of the components of the traditional culture of India (philosophy, music, language, dance) make it possible to visually trace one of its main features, the complex character, cohesion of religious, philosophical, sociocultural, esthetic aspects and syncretism. None of the phenomena of Indian culture (like any other traditional culture) can be understood without a wide sociocultural context, communication with other elements and their semantics. By the virtue of this circumstance, philosophy, music, language and dance can independently act as a quintessence, concentrated expression of the fullness and depth of traditional Indian culture.

Keywords: traditional culture, syncretism, classical Indian dance, orthodox philosophy, musical art, Sanskrit.

DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-200-207

В развитии современной культуры выделяют две диалектически взаимодополняющих тенденции: интеграция, ведущая к формированию глобальной массовой культуры, которая объединяет людей независимо от пола, возраста, вероиспо-

ведания, этнической, языковой принадлежности; диверсификация, которая увеличивает многообразие культурных сообществ. Первая ведет к вымыванию духовной самобытности, утрате национально-культурной идентичности, разруше-

нию культурной индивидуальности. Вторая тенденция противостоит всемирной глобализации через сохранение современными сообществами разнообразия своих культурных традиций. Национальные культуры утверждают свою историческую самобытность и этническую идентичность. В связи с этим актуализируются вопросы изучения, сохранения и трансляции традиционных культур.

Одним из древнейших очагов человеческой цивилизации является Индия - родина самобыт-нейшей традиционной культуры. Зародишись в глубокой древности, индийская культура была неразрывно связана с магической, религиозной ритуальной практикой, в которой особое значение придавалось танцевальному искусству. Согласно мифологическим представлениям, именно танцуя, Бог Шива сотворил мир. Танец в Индии - это не просто согласованные и ритмичные движения под музыку, это некий рассказ, имеющий сюжет, тематика которого чаще всего основана на мифах, легендах и произведениях классической индийской литературы.

Благодаря классическому индийскому танцу человек погружается в культурную атмосферу страны. Танец не только оказывается своеобразным проводником в специфический мир мифологических образов и своеобразной пластики, но и формирует целостное представление о культуре уникальной индийской цивилизации. Не останавливаясь на социокультурных детерминантах этой синкретичности классического индийского танца (которые были ранее отражены в публикации [2]), обратимся к его общим знаково-символическим аспектам с другими традиционными проявлениями культуры Индии. Для этого необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- проанализировать общие основания ортодоксальной индийской философии и классического индийского танца;

- выявить знаково-символические связи музыки и танцевального искусства Индии;

- проанализировать классический индийский танец и языковую составляющую культуры Индии на предмет символической общности.

Мировоззренческие основания классического индийского танца естественным образом связаны с философией ортодоксальных школ Древней Индии, в частности с йогой. С помощью искус-

ства танца индусы пытаются приобщиться к вечности, раскрыть важные секреты бытия. Любая практика для индусов - это попытка выйти из колеса сансары, а классический индийский танец, как своего рода духовная практика, является динамической формой медитации с целью достижения гармонии тела и эмоций. Эффект усиливается ритмом звуковых вибраций, которые совпадают с ритмом движений.

Хатха-йога составляет часть философской системы йогов, которая тесно связана с телесной, физической стороной человека [10]. Фокусом ее устремлений является забота о физическом теле и здоровье. В этих целях особое значение в хатха-йоге уделяется асанам. С древнейших времен осваиваемые специфические положения тела были обязательными для достижения состояния отрешенности, очищения и постижения гармонии. Проведенный сравнительный авторский анализ рисунка, графики, поз классического индийского танца [2, с. 53], основных асан йоги и универсальных культурных графических символов, широко известных во всех мировых культурах, привел к выводу об общности их символической природы [4; 5; 14].

Результаты проведенного исследования представлены ниже в рисунках (рис. 1-6), где первый элемент (слева направо) - универсальный культурный графический символ, второй - асана йоги, третий - поза/рисунок классического индийского танца.

В выполняемых действиях (асанах, танце) красота и привлекательность не важны, главное - тот смысл, который и танцовщику, и зрителю, и практикующему йогу естественным образом доступен. Основа этих движений зарождается внутри, формируется от сакрального центра и отражает субъективное состояние, в которое погружается исполнитель. И здесь хореография вплотную соприкасается с психическими практиками йоги. Это взаимопроникновение проявляется во многих аспектах: «Психическое помогает понять язык тела. Речь идет о важнейших внутренних сигналах, которые отправляет нам тело, будь то боль, дискомфорт или, напротив, желание охватить мир. Наше тело гораздо мудрее, и если мы научимся слышать его, то это поможет выразить физически глубинные переживания, быть может, помочь с ними справиться в будущем» [2, с. 54].

Символ баланса и гармонии

Рисунок 1. Треугольник

Символ вечной жизни

Рисунок 2. Крест

Символ красоты и силы

Рисунок 3. Круг

Символ вечности

Рисунок 4. Горизонталь

Символ бесконечности

Рисунок 5. Вертикаль

Символ стабильности и постоянства

Рисунок 5. Прямоугольник 204

Изначально индийская культура - это культура звука, что отражает понятие «ракти» - способность души воспринимать и очаровываться совокупностями различных звуков в природе. Это одно из важнейших умений и талантов человека в Индии [11].

В индийской традиции музыка воспринимается в качестве одного из проявлений вселенской силы. Она является результатом гармоничного слияния движущихся небесных сфер и тел. Музыка выступает уравновешивающим началом для всех элементов мироздания, гармонизирует все их вибрации. Владеющий законами вибрации способен постичь тайну жизни. Индийский классический танец воспринимается как зримая музыка, поэтому танец в Индии важно не только наблюдать, но и внимательно, напряженно «слушать» [11; 12].

Издревле законы вокала и инструментальной музыки организовывали танцевальное искусство. Заметим, что за вокалом в традиционной индийской культуре признается доминирующая роль. Логика здесь такая: танец следует законам инструментальной музыки, а она, в свою очередь, является подражанием пению. Однако существует определенный нюанс: в человеческом голосе звук рождается спонтанно, естественно, не нуждаясь во внешнем посреднике, в инструментальной музыке он возникает при внешнем воздействии.

Голос - это дыхание, направленное вовне (sura - «звук», «голос» и «дыхание»), а дыхание (прана) является носителем божественной субстанции в человеке. В пении заключено еще одно священнодействие - произношение слов, именование. Творящая сила слова, описанная в большинстве культур мира, в Индии предстает как традиция мантра-йоги. Вместе с мыслью и телесным движением (танцем) слово составляет известную триаду изложения знания: «Мысль, слово, дело» [11].

На основе сравнительного анализа специфики традиционного танца и музыкального искусства Индии [1; 3; 11] представляется возможным выделить следующие общие семиотические основания танцевального и музыкального искусства изучаемой цивилизации:

1. В индийской традиции танец и музыка возникают из союза двух начал, подобных женскому и мужскому. Так, например, в танце разли-

чают движения двух характерных типов - ласья (женственные, грациозные) и тандава (мужественные, яростные). И в индийской музыкальной традиции голоса разделяют по схожему критерию: голос-джелал символизирует силу; голос-дже-мал - красоту. Их сочетание рождает третий голос - немал («мудрость»), что сродни представлениям о мировой гармонии и балансе стихий. Указанный принцип является фундаментальным и в ортодоксальной философии Индии.

2. Музыкальное и танцевальное искусство воплощают идею всеобщей гармонии мироздания.

3. Основные семь ступеней, на которых базируется музыка, ассоциативно связаны через названия с суставными частями тела и рук, организующими танцевальные движения. Эту взаимосвязь движения и звука в индийской музыкально-танцевальной культуре наметила в своих работах кандидат искусствоведения, специалист в области традиционной музыкальной культуры Индии и сопредельных стран, автор ряда монографий и статей по данной проблематике Т. Е. Морозова [7-9]. Музыка в Индии базируется на семи основных ступенях: са, ре, га, ма, па, дха, ни. Фундаментом индийского классического танца считаются семь суставных частей тела и рук, имеющих те же наименования. Кончик пальца называется «са», следующие далее три пальцевых сустава - это, соответственно, «ре», «га» и «ма», кисть - «па», локоть - «дха», плечо - «ни». Шея имеет обозначение «са», и далее: плечи -«ре», талия - «га», бедро - «ма», колено - «па», пятка - «дха». Звуки музыки, воплощаясь в причудливые изгибы рук и тела, визуализируются. Этот порядок синхронного следования танцора за «звуковым дизайном», как его «отклик» на музыку, образно называется «алапана» (то есть беседа, разговор) [8].

Возвращаясь к указанной выше триаде «мысль, слово, дело», представляется необходимым дополнить ее знаково-символической составляющей «слова» - языком. По своему символическому ядру классический индийский танец сопоставим с древнейшим языком священных книг - санскритом, традиционно выступающим исключительно верным языком для правильного обозначения всех вещей. Это божественный язык,

на котором говорят жители райских миров, а потому тот, кто изучает санскрит, приближается к богам [6]. Санскрит представляет собой уникальный лингвистический код, где, как и в индийском танце стиль, каждая буква имеет универсальное, космическое значение.

Из приведенной таблицы видно, что каждая буква санскрита, как и каждый стиль классического индийского танца, насыщены глубокой символикой и обладают общим значением, основанным на связи с конкретным божеством. Отсюда следует, что можно вести речь о неразрывном знаково-символическом единстве языка и хореографического искусства Индии.

Таким образом, обратившись к знаково-символическим особенностям важнейших составляющих традиционной культуры Индии (философии, музыке, языку, танцу), можно не только наглядно проследить одну из ее главных черт -комплексный характер, слитность религиозно-философских, социокультурных, эстетических

Выбрав в качестве критерия символическое обозначение божества, авторы проанализировали в сравнительном плане стили классического индийского танца и символические значения букв санскрита. Результаты сопоставления для большей наглядности представлены в таблице 1.

аспектов, синкретизм, но и в силу этой особенности рассматривать философию, музыку, язык и танцевальное искусство в качестве квинтэссенции, концентрированного выражения всей полноты и глубины традиционной индийской культуры [13]. Особенно актуально данное положение для восприятия традиционного индийского танца, который, в силу своей зрелищности, яркости, эмоциональности, зачастую трактуется достаточно поверхностно и упрощенно. Ни одно из явлений индийской культуры (как и любой другой традиционной культуры) не может быть понято без широкого социокультурного контекста, связи с другими элементами и их семантики.

Таблица 1

Сопоставление символического значения стилей классического индийского танца

с буквами санскрита

Стиль классического индийского танца Буква санскрита Божество Символика

Бхаратнатьям ^ а Шива, Брахма, Вишну Сила, мужественность, физическая вселенная

Одисси ЗТТ а Вишну Победа, мир энергии

Катхак и Лакшми Сострадание, призыв, защищенность

Кучипуди ^ pha Ганеша Преданность и благоразумие

Манипури П ga Кришна, Радха Вера, движение, добродетель, страдание

Катхакали <гТ 1а Дурга Талисман, амулет, лекарство

Литература

1. Арти Д. Александер. Танцующие с Богами: индийская энцикл. - М.: Ниола-пресс, 2011. - 400 с.

2. Астапова К. Д., Волкова Т. А. Социокультурные основания традиционной индийской хореографии // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 44. - С. 50-55.

3. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М.: Наука, 1990. - 207 с.

4. Касто де В. Знаки и символы. - М.: Страта, 2016. - 297 с.

5. Лой Со. Йога с нуля. Основные асаны. - М.: Вектор, 2009. - 25 с.

6. Матвеев С. А. Учебник по санскриту. - М.: Амрита, 2019. - 544 с.

7. Морозова Т. Е. Нотописное наследие Индии. Знаковая связь времён. - М.: ИКАР, 2006. - 466 с.

8. Морозова Т. Е. Рагсангит и раса. Образно-эмоциональная сфера раги и поэтическая образность гити (на мат-лах V-XIII веков н. э.) // Искусство Востока. - Вып. 3. Сравнительное изучение традиций. - М.: ЛКИ, 2008. - С. 10-33.

9. Морозова Т. Е. Гандхарва-Сангита: Высокая музыка Индии первого тысячелетия до н. э. [Электронный ресурс] // Искусство музыки. Теория и история. - 2019. - № 20. - С. 8-33. - URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/ ea1/imti_2019_20_2_33_morozova.pdf (дата обращения: 03.09.2019).

10. Патанджали. Классическая йога. - М.: Наука, 1992. - 135 с.

11. Рыжакова С. И. Индийский танец. Искусство преображения. - М.: РГГУ, 2004. - 288 с.

12. Рыжанкова О. В. Индийский танец в контексте культурной модернизации [Электронный ресурс] // Культурная жизнь юга России. - 2016. - № 2 (61). - С. 120-124. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/indiyskiy-tanets-v-kontekste-kulturnoy-modernizatsii (дата обращения: 30.08.2019).

13. Рыжанкова О. В. Акрам Хан и обретение новой идентичности современного индийского танца [Электронный ресурс] // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 3 (77). - С. 116-125. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/akram-han-i-obretenie-novoy-identichnosti-sovremennogo-indiyskogo-tantsa (дата обращения: 10.09.2019).

14. Символы, знаки, эмблемы: энцикл. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик, 2005. - 340 с.

References

1. Arti D. Aleksander. Tantsuyushchie s Bogami. Indiyskaya entsiklopediya [Dancing with the gods. Indian encyclopedia]. Moscow, Niola-press Publ., 2011. 400 р. (In Russ.).

2. Astapova K.D., Volkova T.A. Sotsiokul'turnye osnovaniya traditsionnoy indiyskoy khoreografii [Sociocultural bases of traditional Indian choreography]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kulturyi i iskusstv [Bulletin ofthe Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 44, pp. 50-55. (In Russ.).

3. Erasov B.S. Kul'tura, religiya i tsivilizatsiya na Vostoke [Culture, religion and civilization in the East]. Moscow, Nauka Publ., 1990. 207 р. (In Russ.).

4. Kasto de V. Znaki i simvoly [Signs and Symbols]. Moscow, Strata Publ., 2016. 297 р. (In Russ.).

5. Loy So. Yoga s nulya. Osnovnye asany [Yoga from scratch. Main asanas]. Moscow, Vektor Publ., 2009. 25 р. (In Russ.).

6. Matveev S.A. Uchebnikpo sanskritu [Sanskrit textbook]. Moscow, Amrita Publ., 2019. 544 р. (In Russ.).

7. Morozova T.E. Notopisnoe nasledie Indii. Znakovaya svyaz' vremeon [Notepad heritage of India. Sign link of the times]. Moscow, IKAR Publ., 2006. 466 р. (In Russ.).

8. Morozova T.E. Ragsangit i rasa. Obrazno-emotsional'naya sfera ragi i poeticheskaya obraznost' giti (na materialakh V-XIII vekov n. e.) [Ragsangit and race. The figurative and emotional sphere of raga and the poetic imagery of giti (based on materials from the 5th - 13th centuries A.D.)]. Iskusstvo Vostoka. Vyp. 3. Sravnitel'noe izuchenie traditsiy [Art of the East. Vol. 3. Comparative study of traditions]. Moscow, LKI Publ., 2008, pp. 10-33. (In Russ.).

9. Morozova T.E. Gandharva-Sangita: Vysokaya muzyka Indii pervogo tysyacheletiya do n. e. [Gandharva Sangita: High music of India of the first millennium BC e.]. Iskusstvo muzyki. Teoriya i istoriya [The art of music. Theory and History], 2019, no. 20, pp. 8-33. (In Russ.). Available at: http://imti.sias.ru/upload/iblock/ea1/imti_2019_20_2_33_ morozova.pdf (accessed 03.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Patandzhali. Klassicheskayayoga [Classicyoga]. Moscow, Nauka Publ., 1992. 135 р. (In Russ.).

11. Ryzhakova S.I. Indiyskiy tanets. Iskusstvo preobrazheniya [Indian dance. The art of transformation]. Moscow, RGGU, 2004. 288 p. (In Russ.).

12. Ryzhankova O.V. Indiyskiy tanets v kontekste kul'turnoy modernizatsii [Indian dance in the context of cultural modernization]. Kul'turnaya zhizn' yuga Rossii [Cultural life of the south of Russia], 2016, no. 2 (61), pp. 120-124. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/indiyskiy-tanets-v-kontekste-kulturnoy-modernizatsii (accessed 30.08.2019).

13. Ryzhankova O.V Akram Han i obretenie novoy identichnosti sovremennogo indiyskogo tantsa [Akram Khan and gaining a new identity for modern Indian dance]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universitete kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2017, no. 3 (77), pp. 116-125. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/akram-han-i-obretenie-novoy-identichnosti-sovremennogo-indiyskogo-tantsa (accessed 10.09.2019).

14. Simvoly, znaki, emblemy: entsiklopediya [Symbols, signs, emblems. Encyclopedia]. Moscow, LOKID-PRESS; RIPOL klassik Publ., 2005. 340 р. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.