Научная статья на тему 'Символический язык пластических искусств на примере архитектурного и танцевального искусств Индии и Камбоджи'

Символический язык пластических искусств на примере архитектурного и танцевального искусств Индии и Камбоджи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
328
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пластические искусства / индийский танец / танец апсара / искусство / язык танца / plastic art / Indian dance / Apsara dance / symbol / dance language

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондратьева Дарья Михайловна

В данной статье обозначены характеристика и особенности языка сим-волов в пластических искусствах Индии и Камбоджи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLIC LANGUAGE OF PLASTIC ARTS BY THE EXAMPLE OF ARCHITECTURAL AND DANCE ARTS OF INDIA AND CAMBODIA

In the article the characteristic and features of symbolic language of plastic arts of India and Cambodia are marked.

Текст научной работы на тему «Символический язык пластических искусств на примере архитектурного и танцевального искусств Индии и Камбоджи»

УДК 94

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ НА ПРИМЕРЕ АРХИТЕКТУРНОГО И ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВ ИНДИИ И КАМБОДЖИ

Кондратьева Д.М.

d.kondrateva@gmail.com

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. В данной статье обозначены характеристика и особенности языка символов в пластических искусствах Индии и Камбоджи.

Ключевые слова: пластические искусства, индийский танец, танец апсара, искусство, язык танца.

Спросите цветок, почему он расцветает весной. Спросите соловья, почему он поет, когда цветок расцветает. Спросите павлина, почему оно движется во время ветра. Природа всех культур мира говорит, что танец и искусство - есть лучшее изобразительное средство.

Пластические искусства Индии и Камбоджи имеют многовековые традиции и формировались на протяжений нескольких веков и до сих пор считаются неотъемлемой частью культуры этих стран. Две разные и самобытные культуры и такие похожие танцы. Две страны, когда-то имевшие всесторонние связи, показали примеры совершенно оригинального явления в культуре. В своем исследовании мне бы хотелось провести сравнительный анализ, выделить основные особенности и раскрыть язык символического исскуства на примере Индии и Камбоджи.

Язык символов и особенности воплощения архитектурного и танцевального искусства. Рассмотрим специфику воплощения архитектурного искусства Камбоджи на примере великого памятника, который привлекает внимание ученых разных сфер и в разных странах - храм Ангкор-Ват. Стоит отметить, что храмовый комплекс не имел в мировой культуре аналогичных архитектурных произведений.

Начнем с того, что данных храм по своей форме напоминает форму лотоса. Лотос - в Восточной культуре выступает в качестве символа изначальной воды и духовного раскрытия человека на пути к постижению мудрости.

Внутреннее сооружение состоит из пяти башен. Уже по дороге в храм нас сразу же встречает семиглавый змей, который охраняет мост Чинат. И это не единственный змей с семью головами, который присутствует в храме.

Еще с самых древних времен в Камбодже закрепился культ змеи. Семиглавый змей по легенде защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца, в то время, как Будда медитировал перед просветлением. С тех пор, символ Змеи является одним из ключевых в культуре Камбоджи и является защитником народа. Даже в санскрите в переводе наг (змееподобное мифическое существо) -означает Змей - полубог. Божество в виде большой змеи пришло в Камбоджу из Индии, символизируя энергию в человеке, которая спит глубоко в нем и в любой момент может проснуться. Древние кхмеры и индийцы считали, что змея приносить в жизнь стимул к развитию творчества и мудрости.

Само название Ангкор по одной из версии пришло опять таки из санскрита. «Нагара» на санскрите означает «город». Изначально Ангкор-Ват планировался в качестве места для захоронения царей, что потом мы также сможет рассмотреть и в истории создания Тадж-Махала-цель строительства - усыпальница

95

Исторические науки

любимой жены правителя. Множество барельефов напоминающих нам древнюю мифологию покрывают все три яруса храма. Мы можем видеть потрясающе четко изображенные сцены из литературных произведений и даже из сцен баталий.

Одним из ярких символов храма считается сакральное число 72. Всего в храмовом комплексе 72 основных каменных и кирпичных памятника. Число 72 -самое сакральное число во многих религиях Востока. В алфавите кхмеров 72 буквы и звука. Молекула ДНК представляет собой куб. При повороте куба на 72 градуса по определенной модели последовательно, куб создает молекулу ДНК.

Также нельзя упустить, находясь в храме, цифру 7. В символики самого государства Камбоджа также присутствует упоминание о семи измерениях. Каждая часть храма имела свое назначение и свой определенный смысл. Сам Храмовый комплекс и есть символ Камбоджи. Очень интересно, что на одной из маленьких фресок на контуре древнего сооружения мы можем видеть фигурку динозавроподобного животного с 6 гребешками. Символом разума выступает это существо, но не человеческого, а животного разума, который обладает полноправной властью лишь в шести измерениях.

Классический танец Камбоджи так же связь с великим храмовым комплексом. Если Вы посетили Ангкор-Ват, Вы несомненно увидели красивые барельефы на стенах храма. Среди всех барельефов на стенах множество женских фигур, которые на первый взгляд кажется танцуют. Эти фигуры называются в культуре Камбоджи «Апсара». Апсары - греческие нимфы, русалки из русской культуры, гурии в мусульманской, в скандинавской мифологии-валькирии. Танец Апсара пришел в Камбоджу из индийской древней мифологии. Апсара с санскрита - «многоводная». Танец - искусство небесных танцовщиц. Танец символизирует один из мифов и рассказывает о небесной танцовщице и о мудреце. Все, что мы можем видеть на танцовщице. Начиная с костюма, заканчивая аксессуарами, взято из того, что изображено на стенах храма Ангкор-Вата.

Культура Индии много повлияла на культуру Камбоджи. Символика Индии оставила и свой след в танцевальном искусстве Камбоджи.

Самым главным сходством двух видов танцевальных искусств стало положение тела во время танца: выпрямленный корпус, наиболее выразительные руки и особым образом выгнутые, согнутые колени и разведенные носки. В санскрите понятие драма и танец являются одним и тем же словом, следовательно, их значения отождествлены. Символика танца в Индии и Камбодже есть изложение целой истории, истории жизни, истории любви, счастья и горя. Каждое движение глаз, бровей и рук в танцевальном искусстве этих стран символизирует определенную эмоцию и состояние героя во время танца. Это символизирует определенное земное притяжение небесной танцовщицы и ее небесную легкость

Все движения танцы четко реконструированы исходя из того, что было изображено на стенах Ангкор-Вата. Жесты также несут в себе определенный текст для зрителя. Повернутая к зрителю ладонь с согнутым большим пальцем - символ победы, божественного покровительства; повернутая к зрителю ладонь с загнутым большим и безымянным пальцами - в зависимости от контекста может быть символом царской короны, удара копьем, обращения к богам; ладонь, согнутая в форме полумесяца -убийство, удушение; большой и указательный палец под наклоном, остальные пальцы устремлены вверх - крылья птицы или уши слона.

Казанский вестник молодых ученых

Как правило, в центре танца всегда находится Апсара Мера и она окружена четырьмя или шестью танцовщицами. А на голове у центральной фигуры обязательно сложный золотой головной убор. Самое главное в Апса-ре подготовить себя не только физически, но и эмоционально к своей роли, с целью воспроизведения более глубокого впечатления на зрителя.

Влияние Индийской культуры и танцевального искусства на танцевальное искусство Камбоджи. Язык традиционного танца Индии. Углубляясь в корни возникновения танца, ученые-языковеды прослеживают происхождение слова «танец» от санскритского - «танди», «тандава» - что означало бить, хлопать. Отсюда в последующих эпохах в разных культурах появлялись названия танцевального искусства. Согласно индийской легенде, породил танец в Индии Бог Шива. Как и в Комбодже между земными смертными людьми через необыкновенное искусство танца осуществлялась божественная связь. Рассмотрим и сравним магию двух танцев. Благодаря архитектурному искусству сейчас ученым-исследователям можно проследить пути развития по множеству сохранившихся скульптур и картин в храмах, а также в усыпальницах. Проследим сходства на примере храмового комплекса Камбоджи и пещерного храма в Аджанте в Индии. Необыкновенные древние росписи и изображения небесных танцовщиц покрывают стени храмовых комплексов. Данные божественные танцовщицы являются символом гармонии с миром и олицетворяют силы природной стихии и украшают древние памятники. Стоит заметить, что древние архитекторы уделяли большое внимание строительству специальных площадок и даже зачастую залов для исполнения танцев. Так, в храме Та Пром, входящем в состав Ангкор-Вата, и в храме Солнца в Конараке в Индии есть огромные залы для исполнения танцев. Оба танца совмещают в себе особую изящность и пластичность и особо великолепно передают форму человеческого движения и характер исполнителя.

Символика индийского же данных видов танцев основана на передачи танцовщиком воспроизводить литературный текст драматургического произведения, что также мы видим и в танце «апсара». Вместо слов зритель индийского танца воспринимает пластические комбинации, которые танцовщики превращают в фразы, диалоги и монологи. Танцовщик переживает историю от начала до конца.

Широко распространена в индийском танце и в танце «апсара» религиозная символика, ассоциации, быт народа, его природы и способ выражения чувств.Здесь речь тела собирается из букв. Всего алфавитом служат 108 поз, которые получили название караны в индийской культуре. Сам танцовщик волен составлять свою собственную комбинацию для составления собственной истории для передачи смысла зрителю. Доскональная четкость позиции пальцев и кистей - это то, что следует знать танцовщику. Также в индийском танце главное - это следовать канонам в движении глаз, шеи, головы и других частей тела. Древние ведические трактаты Индии фиксируют: 24 положения и движения головой, около 26 движений глазами, 6 положений бровей и 3 движения шеей:

1. сама - голова неподвижна (гнев, безразличие);

2. шрингара - брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);

3. патита - брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);

4. ресита - брови кокетливо приподняты (любопытство);

5. кунсита - одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.

6. сундари - движение по горизонтали (экзальтация);

7. параваритта - движение справа налево (любовь, нежность, поцелуй);

97

Исторические науки

8. пракамрита - шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Ценность данных видов искусств. Данные виды искусства включают в себя использование красивых цветов и драгоценных, массивных украшений. Цветы -символ красоты и духовного раскрытия и цветения. Решающий эффект создает яркий костюм танцовщицы и ее готовность передать свои эмоции зрителям.

Несомненно, ценность данных видов пластических искусств огромна: движения глаз, шеи, рук и ног сливаются воедино с другими компонентами танца и служат единой задаче - максимально точно и ярко выразить событие и истории, помочь зрителю испытать это на себе. Два необыкновенный творений культуры двух самобытных стран позволяют открыть для зрителя необычайный красивый мир, мир мифов и легенд, с помощью жестов рассказывают зрителю так много нового о новых культурах. Знакомят с традициями стран и их искусством. Ценно то, что эти древние виды пластических искусств актуальны до сих пор и зажигают в сердцах людей огоньки для того, чтобы начать творить самим.

Литература

1.Зубко Г.В. Искусство Востока [курс лекций], «Восточная книга», 2013

2.Зубко Г.В. Древний символ. Истоки. Смысловая структура. Эволюция. М., 2008.

3.Рыжакова С.И. «Индийский танец - искусство преображения» РГГУ., 2004

4.Angkor, la forêt de pierres/Découvertes Gallimard, Paris, 1989 / Русский перевод Бруно Дажен «Ангкор. Лес из камня» / «Астрель», «АСТ», М., 2003

1. Zubko G.V. Iskusstvo Vostoka [kurs lekcij], «Vostochnaya kniga», 2013

2. Zubko G.V. Drevnij simvol. Istoki. Smyslovaya struktura. Evolyuciya. M., 2008.

3. Ryzhakova S.I. "Indijskij tanec -- iskusstvo preobrazheniya" RGGU., 2004

4.Angkor, la forêt de pierres/Découvertes Gallimard, Paris, 1989 - Russkiy perevod Bruno Dazhen "Angkor. Les iz kamnya" / "Astrel'", "AST", M., 2003

5.https://rgdn.info/angkor-vat_thisla_7_i_72

6.https://cont.ws/post/279564

7.https://www.krugosvet.ru/enc/muzyka/tanets

8.https://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/ankor-vat-kambodzha-samyj-9.bolshoj-hram-v-mire

SYMBOLIC LANGUAGE OF PLASTIC ARTS BY THE EXAMPLE OF ARCHITECTURAL AND DANCE ARTS OF INDIA AND CAMBODIA

D. Kondratyeva

d.kondrateva@gmail.com

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. In the article the characteristic and features of symbolic language ofplastic arts of India and Cambodia are marked.

Keywords: plastic art, Indian dance, Apsara dance, symbol, dance language.

Сведения об авторе Author of the publication

Кондратьева Дарья Михайловна, студент, Daria Kondratyeva, student, Kazan Federal

Казанский (Приволжский) федеральный уни- University, Kazan, Russia.

верситет, г. Казань, Россия. d.kondrateva@gmail.com sinceglobal@gmail. com

Дата поступления 22.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.