Научная статья на тему 'Значимые компоненты социальной физкультурно-спортивной здоровьесберегающей среды в высших учебных заведениях'

Значимые компоненты социальной физкультурно-спортивной здоровьесберегающей среды в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СОЦИУМ / ВУЗЫ / РHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / TEACHERS / PHYSICAL CULTURE AND SPORTING ENVIRONMENT / HEALTH / SOCIETY / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов А.Ю.

Специалисты утверждают, что для сохранения и повышения уровня здоровья студенческой молодежи необходимы значимые социальные, педагогические и организационные изменения в образовательной и воспитательной деятельности высших учебных заведений. Примером может служить деятельность по созданию и эффективному функционированию в вузах социальной физкультурно-спортивной среды. В статье рассматриваются ключевые компоненты формирования и эффективного функционирования данной среды в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANT COMPONENTS SOCIAL PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF HEALTHY ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATION

Experts say that to maintain and improve the health of students required significant social, pedagogical and organizational changes in the educational and training activities of higher educational institutions. An example is the activities for the establishment and effective functioning of the universities social sports environment. The article discusses the key components for the formation and effective functioning of this environment in higher education.

Текст научной работы на тему «Значимые компоненты социальной физкультурно-спортивной здоровьесберегающей среды в высших учебных заведениях»

2. Мерлин B.C. Психология индивидуальности : избранные психологические труды / B.C. Мерлин; под. ред. Е.А. Климова. М.:Воронеж, 1996. 446 с.

3. Нумми Пепе. Справочник фасилитатора, или История о том, как фасилитатор Григорий Лосик привел компанию к впечатляющим результатам / Пепе Нумми. М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. 144 с.

4. Роджерс К. Межличностные отношения в фасилитации учения [Электронный ресурс] / К. Роджерс. URL:http://freedom21earn.ru/ archives /743

ВОТ: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-143-149

ЗНАЧИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Осипов

ОЯСГО: 0000-0002-2277-4467, Сибирский федеральный университет, 2Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Российская Федерация

Специалисты утверждают, что для сохранения и повышения уровня здоровья студенческой молодежи необходимы значимые социальные, педагогические и организационные изменения в образовательной и воспитательной деятельности высших учебных заведений. Примером может служить деятельность по созданию и эффективному функционированию в вузах социальной физкуль-турно-спортивной среды.

В статье рассматриваются ключевые компоненты формирования и эффективного функционирования данной среды в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: физическое воспитание; студенты; преподаватели; физкулътурно-спортивная среда; здоровъесбережение; социум; вузы.

SIGNIFICANT COMPONENTS SOCIAL PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF HEALTHY ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATION

Osipov A.Yu}'1

ORCID: 0000-0002-2277-4467, Siberian Federal University,

2Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voyno-Yasenetskiy, Krasnoyarsk, Russian Federation

Experts say that to maintain and improve the health of students required significant social, pedagogical and organizational changes in the educational and training activities of higher educational institutions. An example is the activities for the establishment and effective functioning of the universities social sports environment.

The article discusses the key components for the formation and effective functioning of this environment in higher education.

Keywords: physical education; students; teachers; physical culture and sporting environment; health; society; universities.

Социологические и медицинские исследования показывают крайне негативную картину существенного ухудшения уровня психофизического здоровья наиболее активной социальной группы населения России-студентов вузов [4, с. 736; 9, с. 690]. Существующие негативные условия значительно актуализируют задачи создания эффективного здоровьесберегающего пространства в различных образовательных учреждениях, в том числе и вузах. Ведь не вызовет возражений ут-

верждение, что в практике эффективной трудовой деятельности будет востребована не только профессиональная подготовка специалистов, но и достаточный уровень физического здоровья. Высокий уровень здоровья будет служить необходимым условием успешного выполнения человеком трудовых и социальных функций [3, с. 174].

Ученые считают, что значимое повышение уровня физического здоровья студентов возможно лишь при качественных изменениях структуры и формы проведения занятий по физическому воспитанию в вузах [9, с. 691]. По мнению С.Ю. Щетининой, конечный уровень эффективности процесса физического воспитания молодежи в различных образовательных учреяедениях неразрывно связан с процессом формирования в них действенной физкультурно-спортивной среды на основе ее гуманизации и постоянном совершенствовании функционирования [7, с. 169]. С.В. Мусина утверждает, что правильно педагогически организованная и целенаправленная физкультурно-спор-тивная среда служит своеобразным полигоном для самоопределения, личностного роста и создания социальных ценностей современных молодых людей [2, с. 113].

Анализируя представленные выше взгляды ученых и специалистов, можно отметить, что в существующих условиях научные исследования по созданию и повышению качества функционирования физкультурно-спортивной среды в образовательных учреждениях, в том числе и вузах, будут актуальны и значимы. Специалистам становится ясно, что существующие сегодня модели и формы организации физкультурно-спортивной деятельности в вузах не соответствуют возрастающим требованиям современного общества, что является довольно серьезной проблемой, требующей поисков срочного решения. Необходимы существенные изменения, которые должны активно способствовать формированию и развитию новых концепций образовательного процесса по физическому воспитанию в вузах и разработке качественных и эффективных программ и методик укрепления физического и социального здоровья обучающихся, считает С.И. Крамской [1, с. 8].

Под термином физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения сегодня принято понимать некую совокупность различных условий и возможностей физического и духовного форми-

рования и саморазвития личности обучающихся, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении [6, с. 138]. По мнению автора статьи, в структуру подобной среды обязательно необходимо включить социальный и здоровьесберегающий аспекты деятельности. Лишь при выполнении данных условий, деятельность образовательного учреждения от проведения учебных занятий по физической культуре, плана выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и подготовки спортсменов-разрядников перейдет к формированию успешной социальной, здоровой и физически развитой личности, способной эффективно решать поставленные перед ней задачи, как в быту, так и на производстве.

Несколько лет автор данной статьи проводит исследования, посвященные формированию и эффективному воздействию физ-кулыурно-спортивной здоровьесберегающей среды на участников образовательного процесса в высших учебных заведениях Красноярского края [4, с. 735; 5, с. 110]. Объектом исследований является образовательный и воспитательный процесс в вузах. Предмет исследования - формирование и эффективное воздействие физкулыур-но-спортивной среды вуза на уровень психофизического здоровья участников образовательного процесса. Результатом исследований являются: значимое улучшение уровня физического здоровья, как студентов, так и сотрудников вузов и существенный рост их индивидуальных физкультурно-спортивных достижений (участие в спортивно-массовых мероприятиях и призовые места на соревнованиях различного уровня). Данные результаты позволили автору определить несколько значимых компонентов качественного формирования и эффективного воздействия физкулыурно-спортивной здоровьесберегающей среды в высших учебных заведениях.

По мнению автора, значимыми компонентами эффективного воздействия физкулыурно-спортивной среды в высших учебных заведениях являются:

А) Рейтинговые системы учета и оценки физкультурно-спортивных достижений всех участников образовательного процесса (студентов, аспирантов, интернов, преподавателей, сотрудников, администрации и вспомогательного персонала). Наличие общего,

доступного для всеобщего внимания, рейтинга показателей физ-культурно-спортивных достижений позволит, по мнению автора, существенно повысить уровень социализации студентов и сотрудников вуза (формирования общих интересов к регулярным занятиям физическими упражнениями) [4, с. 744];

Б) Наличие системы поощрения, в том числе и материального, студентов и сотрудников образовательного учреждения за их достижения в физкультурно-спортивной деятельности. Введение подобных систем в вузах Красноярского края позволило существенно увеличить общее количество студентов и сотрудников университетов, регулярно занимающихся физкультурой и спортом и занимающих призовые места на спортивных состязаниях различного уровня [5, с. 110];

В) Изменение критериев контроля над посещаемостью и оценки учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура» в вузах. Например, для оценки эффективности занятий можно использовать критерии изменения массы тела молодых людей в течение учебного года. Исследования позволяют утверждать, что установление границ допустимого диапазона колебаний массы тела студентов позволило существенно увеличить уровень их ежедневной двигательной активности, нормализовать режим питания и повысить уровень физического здоровья молодых людей [8, с. 44]. А допуск студентов на занятия в удобное для них время, с условием посещения не менее трех занятий в неделю, позволил значимо сократить количество пропущенных без уважительной причины занятий по физической культуре [10, с. 1239]. Подобные меры показали высокую эффективность в деле сохранения физического здоровья молодых людей на должном уровне.

В заключение автор хочет отметить, что внедрение данных компонентов в образовательный и воспитательный процесс высших учебных заведений Российской Федерации содержит признаки научной новизны, так как сегодня не выявлено их существенное использование в деятельности большинства Российских вузов. Применение перечисленных мер в совокупности позволяет автору утверждать о создании и значимом воздействии физкультурно-спортивной социальной среды в вузе, способствующей сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.

Список литературы

1. Крамской С.И. Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодежи (на материалах Белгородской обл.): Автореф. дис...канд. социол. наук. М., 2007. 26 с.

2. Мусина C.B., Егорычева Е.В. Физкультурно-спортивная деятельность, как одно из условий социально-психологического комфорта в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. №6. Т. 10. С. 111-113.

3. Осипов А.Ю., Толстопятов И.А., Лукин A.B., Спирин B.C. Сохранение физического здоровья студентов старших курсов обучения // Современные исследования социальных проблем. 2016. №3-2 (59). С.173-179.

4. Осипов А.Ю., Кадомцева Е.М., Лепилина Т.В., Приходов Д.С., Ра-ковецкий А.И. Создание социальной физкультурно-спортивной среды в вузах, с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса (на примере ведущих вузов Красноярского края) // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 735-748.

5. Осипов А.Ю., Дворкина Е.М., Шубин Д.А. Спортивный рейтинг, как фактор увеличения числа студентов, активно занимающихся спортом // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: образование, здравоохранение, физическая культура. 2014. №1. Т. 14. С. 108-112.

6. Патрикеев Г.В., Дуркин П.К. Воспитывающая физкультурно-спортивная среда // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. С.: Гуман-е и соц-е науки. 2012. №6. С. 138-142.

7. Щетинина С.Ю. Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. №1 (30). С. 168-177.

8. Osipov A.Yu., Kudryavtsev M.D., Gruzinky V.l., Kramida I.E., Ierma-kov S.S. Means of optimal body mass control and obesity prophylaxis among students //Physical education of students. 2017. №1, pp. 40-45.

9. Osipov A.Yu., Vonog V.V., Prokhorova O.A., Zhavner T.V. Student learning in physical education in Russia (problems and development perspec-

tives) // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №1 (Supplement issue), pp. 688-693. 10. Osipov A.Yu., Starova O.V., MalakhovaA.A., Vonog V.V., Zhavner T.V., Salyamova P.A., Struchkov V.I., Kudryavtsev M.D. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №16 (4), pp. 1236-1241.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-149-154

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Парамонов И. Ф.

Миссионерский институт, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Автор статьи приглашает к дискуссии по проблеме взаимодействия светского и религиозного образования в условиях малого города (муниципалитета). Предлагает модель взаимодействия светского и религиозного образования, направленную на духовно-нравственное просвещение жителей городского округа. В статье показано, что эффективность взаимодействия светского и религиозного образования на местном уровне зависит от понимания цели и задач, а также поиска возможных направлений совместной деятельности Управления образования и благочиния (приходов) в условиях муниципального округа.

Ключевые слова: взаимодействие светского и религиозного образования; педагогическое моделирование; образовательно-управленческая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.