Научная статья на тему 'ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖ'

ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / SOFT-КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева О. Е., Чапаева М. В.

Рассмотрен образ преподавателя среднего профессионального образования, выделены факторы, оказывающие влияние на его формирование, обусловливающие существующий разрыв между требованиями современного производства в условиях опережающей подготовки кадров и реальными возможностями образовательных организаций. Обозначена важность владения преподавателями колледжей soft-компетенциями, информационными, коммуникационными технологиями, развития цифровой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANT FACTORS INFLUENCING THE MODERN IMAGE OF A COLLEGE TEACHER

The image of a teacher of secondary vocational education is considered. The article determines factors that influence the image and determine the existing gap between the requirements of modern production in the conditions of advanced training and the real capabilities of educational organizations. The importance of proficiency of college teachers in soft-competencies, information and communication technologies, and the development of digital literacy is highlighted

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖ»

УДК 377.112:316.61 йО!: 10.17853/2686-8970-2021-2-91-96

ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

Оксана Евгеньевна Соловьева

директор

oksana.soloveva@rsvpu.ru

Колледж энергетики и машиностроения, Екатеринбург, Россия

Маргарита Викторовна Чапаева

кандидат культурологии, заместитель директора

margarita.chapaeva@rsvpu.ru

Колледж энергетики и машиностроения, Екатеринбург, Россия

Аннотация. Рассмотрен образ преподавателя среднего профессионального образования, выделены факторы, оказывающие влияние на его формирование, обусловливающие существующий разрыв между требованиями современного производства в условиях опережающей подготовки кадров и реальными возможностями образовательных организаций. Обозначена важность владения преподавателями колледжей sof-компетенциями, информационными, коммуникационными технологиями, развития цифровой грамотности.

Ключевые слова: образ преподавателя, soft-компетенции, компетенции преподавателя СПО, цифровые навыки преподавателя, цифровая образовательная среда.

SIGNIFICANT FACTORS INFLUENCING THE MODERN IMAGE OF A COLLEGE TEACHER

O. E. Soloveva

Director

College of Electrical Power and Mechanical Engineering,

Ekaterinburg, Russia

M. V. Chapaeva

Candidate of Cultural Studies, Deputy director

College of Electrical Power and Mechanical Engineering,

Ekaterinburg, Russia

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

91

Abstract. The image of a teacher of secondary vocational education is considered. The article determines factors that influence the image and determine the existing gap between the requirements of modern production in the conditions of advanced training and the real capabilities of educational organizations. The importance of proficiency of college teachers in soft-competencies, information and communication technologies, and the development of digital literacy is highlighted.

Keywords: teacher image, Soft-skill competencies, vocational education teacher competencies, teacher digital skills, digital educational environment.

Образ преподавателя среднего профессионального образования (СПО) можно рассмотреть как комплекс минимум двух компонентов - имиджевого и профессионально-педагогического. Имиджевый компонент современного педагога раскрыт и описан достаточно подробно: требования к внешнему виду преподавателя в локальной нормативной документации образовательной организации (например, Кодекс этики преподавателей, сотрудников и обучающихся, Устав образовательной организации), современность перцептивных характеристик имиджа (Л. Браун, А. Васильев, М. Килошенко, А. Ю. Пана-сюк, Е. Б. Перелыгина, Г. Г. Почепцов, С. Степанов, В. М. Шепель и др.), специфика имиджа педагога и учителя (В. И. Блинов, Е. В. Знаменская, А. А. Колюжный, Е. Ю. Сысоева, Н. М. Шкурко и др.).

Не менее подробно исследованы психологический и социальный аспекты имиджа. Так, В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина и И. С. Сергеев отмечают, что «ценность профессионализма возглавляет иерархию, является системообразующей. Опора на ценность профессионализма предполагает, что основой высокой профессиональной мобильности человека в современном мире становится изменение индивидуального набора компетенций в пределах относительно широкой профессиональной области» [2, с. 13].

Профессионально-педагогический компонент современного образа преподавателя колледжа характеризуется существующим разрывом между требованиями современного производства в условиях опережающей подготовки кадров и реальными возможностями образовательных организаций [7], что проявляется в следующих моментах.

Во-первых, возникает проблема инертности подготовки кадров в системе СПО с учетом реальных потребностей рынка труда и имеющихся у образовательной организации человеческих ресурсов, способных быстро перестраиваться под изменяющиеся внешние условия.

92

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

Во-вторых, одновременно с развитием техники и технологий происходит смена отраслей-лидеров, квалифицированные специалисты становятся востребованными то в одной, то в другой отрасли. Все большее значение приобретают надпрофессиональные навыки и умения, в том числе сформулированные в Атласе профессий будущего [1], что, в свою очередь, требует от современного преподавателя колледжа сформированной межотраслевой коммуникации и развитого системного мышления.

В-третьих, стремительная модернизация отраслевого ландшафта и технологические изменения производства способствуют внедрению и развитию новых производственных отраслей, что кардинально перестраивает рынок труда, усложняет требования к подготовке современного выпускника колледжа. В частности, возрастает значение владения Бой-компетенциями. Среди таких компетенций А. В. Гизатул-лина и О. В. Шатунова выделяют следующие: работа в команде, клиен-тоориентированность, навыки бережливого производства, экологическое мышление и др. [4]. И. В. Осипова и А. А. Шаров отмечают важность оценки Бой-компетенций педагогов посредством внедрения системы мониторинга, суть которого заключается «в выявлении соответствия уровня сформированности данных компетенций требованиям ФГОС и профессиональных стандартов» [6, с. 104].

Рассмотрим наиболее значимые факторы, влияющие на формирование современного образа преподавателя колледжа, участвующего в реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) среднего профессионального образования.

Одним из важных факторов является способность и готовность преподавателя системы СПО работать в новых условиях, чему зачастую мешает ригидность мышления (тяготение к «старым», традиционным методам и формам обучения), психологическое сопротивление необходимости постоянного совершенствования и актуализации методов и средств обучения.

Между тем реальные изменения в процессе подготовки специалистов СПО в русле последних требований (в частности, реализация отдельных профессиональных модулей, включенных в ОПОП, опережающее обучение) возможно только при условии сформированности

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

93

Бой-компетенций у самого преподавателя, осознания им меры ответственности перед обучающимися, собой и инновационными технологическими запросами производства и общества.

Наряду с Бой-компетенциями современный педагог колледжа должен владеть культурой речи, профессиональным языком в части преподаваемого предмета для погружения обучающихся в профессиональную среду уже с первых занятий. Заинтересовать студентов можно не только с помощью собственных знаний, но и через форму подачи учебного материала, который должен запоминаться обучающимися и воспроизводится ими в практической подготовке, не быть сухим изложением фактов. Для этого преподавателю необходимо применять современные интерактивные технологии и системы, ориентироваться в них.

Уместной представляется точка зрения А. С. Бугрова, согласно которой «специалист-профессионал должен обладать следующими ключевыми компетентностями по направлениям его профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая, исследовательская и проектная. К ним естественным образом примыкает компетентность в вопросах личностного развития и социального взаимодействия» [3, с. 10].

Период реализации образовательного процесса в условиях режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции подтвердил острую необходимость владения всеми преподавателями колледжа независимо от преподаваемых дисциплин информационными, коммуникационными технологиями, развития цифровой грамотности, что предполагает формирование навыков работы в виртуальной среде, применение в учебном процессе электронных образовательных ресурсов, дистанционных образовательных и облачных технологий, виртуальных компьютерных тренажеров и симуляторов [5, 8].

Полученный в этот период опыт позволил изменить парадигму образовательного процесса и выявить педагогов, способных в полной мере быстро адаптироваться под условия внешней среды и перестраивать учебный процесс, используя современные мультимедийные и интерактивные технологии, а также участвовать в становлении и раз-

94

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

витии единой цифровой среды образовательной организации, что в значительной степени позволит превысить эффективность классических методов обучения и в конечном итоге положительно повлияет на качество образования.

Обозначенные выше компоненты образа преподавателя СПО требуют дальнейшей проработки как с точки зрения методологии педагогической науки, так и с точки зрения технологической составляющей. Однако уже сейчас очевидно, что современный педагог колледжа - это универсальный специалист, получивший психолого-педагогическую подготовку, обладающий технологической предметной областью знаний и владеющий практическими навыками, цифровыми компетенциями, а также soft-компетенциями.

Список литературы

1. Атлас новых профессий. URL: https://new.atlasl00.ru. Текст: электронный.

2. Блинов, В. И. Базовые ценности профессионального образования / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 4-15.

3. Бугров, А. С. К вопросу об эффективности компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования / А. С. Бугров. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 3 (3). С. 7-17.

4. Гизатуллина, А. В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность / А. В. Гизатуллина, О. В. Шатунова. Текст: непосредственный // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 14-20.

5. Готовность педагогов профессионального образования к работе в условиях цифровой образовательной среды / Л. М. Андрюхина, Н. В. Ломовцева, Н. О. Садовникова [и др.]. Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=30563.

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

95

6. Осипова, И. В. К вопросу о мониторинге Бой-компетенций педагогов профессиональной школы / И. В. Осипова, А. А. Шаров. Текст: непосредственный // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 7-8 апр. 2020 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2020. С. 102-105.

7. Шашауров, Д. Л. Сущность понятия «имидж современного учителя» / Д. Л. Шашауров. Текст: непосредственный // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 2. С. 15-19.

8. Шмурыгина, О. В. Образовательный процесс в условиях пандемии / О. В. Шмурыгина. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 51-52.

Для цитирования: Соловьева, О. Е. Значимые факторы, оказывающие влияние на формирование современного образа преподавателя колледжа / О. Е. Соловьева, М. В. Чапаева. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2 (5). С. 91-96. Б01: 10.17853/2686-8970-2021-2-91-96.

96

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.