Научная статья на тему 'Значимость различных факторов и детализированная Оценка здоровья у студентов вуза'

Значимость различных факторов и детализированная Оценка здоровья у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ / "ПРОФИЛЬ ЗДОРОВЬЯ" / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH / STUDENTS' HEALTH / UNFAVORABLE FACTORS / "HEALTH PROFILE" / HEALTH PRESERVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голубева Г.Н., Голубев А.И.

Цель исследования: выяснить значимость различных факторов в оценке студентами своего здоровья и детально проанализировать различные его аспекты у студентов вуза. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, метод индексов. Исследования проводились на 56 студентах вуза. С помощью опросника выявлена значимость различных факторов в качестве причины нездоровья у студентов вуза. Выявление этих причин легло в основу дальнейшего исследования, где применялась методика «профиль здоровья», с помощью которой составляют программу улучшения своего уровня здоровья, она носит личностно-индивидуальный характер и подбирается для каждого студента отдельно. Результаты исследования. Выявлены наиболее вредные для здоровья студента факторы: на 1-е место вышли психологические факторы (5,35 балла), на 2-е место состояние иммунной системы (5,25 балла), на 3-е место генетические факторы (5,15 балла). Оценка здоровья студентов по основным показателям дала следующие результаты: физическое здоровье в среднем «хорошо»; 60% испытуемых соблюдают правила здорового питания; у 95% испытуемых присутствуют клинические симптомы загрязнения организма; более половины имеют удовлетворительный иммунитет; психоэмоциональное напряжение присутствует у половины респондентов; 57% респондентов имеют признаки депрессии; 60% опрошенных студентов имеют духовное истощение. Заключение. Расчет «профиля здоровья» студента показал, что наиболее негативное влияние оказывают загрязнение (интоксикация) организма различными вредными продуктами жизнедеятельности, психоэмоциональное напряжение и духовное истощение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF VARIOUS FACTORS AND DETAILED HEALTH ASSESSMENT OF UNIVERSITY STUDENTS

The purpose of the study: to find out the significance of various factors in assessing students' health and to carry out detailed analysis of its various aspects among university students. Methods of research: analysis of scientific and methodological literature, questioning, method of indices. Studies involved 56 university students. Using the questionnaire, the significance of various factors was revealed as the cause of poor health of university students. The identification of these causes formed the basis for further research where the "health profile" methodology was used, which can be used for making up a program for improvement of health level. It is personalized, and it is selected for each student individually. Results of the study. The most harmful factors for student health were identified: 1st place was obtained by psychological factors (5.35 points), 2nd place by the immune system (5.25), 3rd place by genetic factors (5.15). The assessment of student health by main indicators showed the following results: physical health, on average "good"; 60% of the test subjects follow healthy nutrition rules; 95% of the test subjects demonstrate clinical symptoms of body contamination; more than half of test subjects have satisfactory immunity; the half of the respondents tend to have psycho-emotional stress; 57% of respondents have signs of depression; 60% of the students surveyed have a psychic exhaustion. Conclusion. Calculation of the ";health profile" of a student revealed that the most negative impact is demonstrated by the contamination (intoxication) of the body with various harmful products of vital activity, psychoemotional stress and psychic exhaustion.

Текст научной работы на тему «Значимость различных факторов и детализированная Оценка здоровья у студентов вуза»

УДК 613

ЗНАЧИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ И ДЕТАЛИЗИРОВАННАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Г.Н. Голубева, А.И. Голубев

ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия Для связи с авторами: E-mail: golubevagn@mail.ru

Аннотация

Цель исследования: выяснить значимость различных факторов в оценке студентами своего здоровья и детально проанализировать различные его аспекты у студентов вуза.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, метод индексов. Исследования проводились на 56 студентах вуза. С помощью опросника выявлена значимость различных факторов в качестве причины нездоровья у студентов вуза. Выявление этих причин легло в основу дальнейшего исследования, где применялась методика «профиль здоровья», с помощью которой составляют программу улучшения своего уровня здоровья, она носит личностно-индивидуальный характер и подбирается для каждого студента отдельно.

Результаты исследования. Выявлены наиболее вредные для здоровья студента факторы: на 1-е место вышли психологические факторы (5,35 балла), на 2-е место - состояние иммунной системы (5,25 балла), на 3-е место - генетические факторы (5,15 балла). Оценка здоровья студентов по основным показателям дала следующие результаты: физическое здоровье в среднем - «хорошо»; 60% испытуемых соблюдают правила здорового питания; у 95% испытуемых присутствуют клинические симптомы загрязнения организма; более половины имеют удовлетворительный иммунитет; психоэмоциональное напряжение присутствует у половины респондентов; 57% респондентов имеют признаки депрессии; 60% опрошенных студентов имеют духовное истощение.

Заключение. Расчет «профиля здоровья» студента показал, что наиболее негативное влияние оказывают загрязнение (интоксикация) организма различными вредными продуктами жизнедеятельности, психоэмоциональное напряжение и духовное истощение.

Ключевые слова: здоровье, здоровье студентов, неблагоприятные факторы, «профиль здоровья», сохранение здоровья.

SIGNIFICANCE OF VARIOUS FACTORS AND DETAILED HEALTH ASSESSMENT OF UNIVERSITY STUDENTS G.N. Golubeva, A.I. Golubev

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract

The purpose of the study: to find out the significance of various factors in assessing students' health and to carry out detailed analysis of its various aspects among university students.

Methods of research: analysis of scientific and methodological literature, questioning, method of indices. Studies involved 56 university students. Using the questionnaire, the significance of various factors was revealed as the cause of poor health of university students. The identification of these causes formed the basis for further research where the "health profile" methodology was used, which can be used for making up a program for improvement of health level. It is personalized, and it is selected for each student individually. Results of the study. The most harmful factors for student health were identified: 1st place was obtained by psychological factors (5.35 points), 2nd place - by the immune system (5.25), 3rd place - by genetic factors (5.15). The assessment of student health by main indicators showed the following results: physical health, on average - "good"; 60% of the test subjects follow healthy nutrition rules; 95% of the test subjects demonstrate clinical symptoms of body contamination; more than half of test subjects have satisfactory immunity; the half of the respondents tend to have psycho-emotional stress; 57% of respondents have signs of depression; 60% of the students surveyed have a psychic exhaustion. Conclusion. Calculation of the "health profile" of a student revealed that the most negative impact is demonstrated by the contamination (intoxication) of the body with various harmful products of vital activity, psych-oemotional stress and psychic exhaustion.

Keywords: health, students' health, unfavorable factors, "health profile", health preservation.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование ценностного отношения к здоровью человека является важнейшей проблемой современности. В этом особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и в конечном итоге к созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества. Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью учащейся молодежи, поэтому в системе образования проблематика здоровья становится все более актуальной [1,2]. Целью настоящего исследования было выяснить значимость различных факторов в оценке студентами своего здоровья и детально проанализировать различные его аспекты у студентов вуза (составить так называемый «профиль здоровья»). Задачи исследования:

1) определить значимость факторов, которые влияют на ухудшение здоровья студентов;

2) определить «профиль здоровья» студентов;

3) выявить оценку здоровья студентов по полученным данным.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) анализ научно-методической литературы;

2) анкетирование;

3) метод индексов.

На первом этапе были поставлены цель и задачи исследования, проведен анализ научно-методической литературы, на втором этапе проведено анкетирование.

На третьем этапе были выявлены наиболее значимые факторы, которые влияют на результаты здоровья, и создан «профиль здоровья». На четвертом этапе определена оценка уровня здоровья с помощью полученных данных. Исследования проводились на 56 студентах НФ К(П)ФУ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для

изучения личного восприятия студентами причин своего нездоровья мы воспользовались шкалой здоровья [3]. Студенты должны были оценить роль каждого из перечисленных факторов в своем плохом самочувствии по 7-балльной шкале, где 1 — совсем не согласен, ..., 7 — полностью согласен. Полученные средние оценки значимости разных факторов в качестве причины нездоровья представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Средняя оценка значимости разных факторов в качестве причины нездоровья у студентов вуза (п=56 чел.)

№ Заболею я или нет, определяется следующим: Баллы

1. Конституцией, с которой я родился 5,15

2. Ослаблена или разрушена естественная защита моего организма 4,7

3. Стало негативным состояние моего сознания 5,35

4. Я чувствую себя несчастным 3,5

5. Внутренними конфликтами в моей психике 4,25

6. Глупым поведением (недостаточно сплю, слишком много работаю) 3,85

7. Нездоровым стилем жизни 3,85

8. Неудачей 2,9

9. Простой случайностью 2,9

10. Ссорами или конфликтами с семьей и друзьями 4,5

11. Ссорами с сослуживцами на работе (учебе) 2,9

12. Отсутствием правильной медицинской помощи

13. Отрицательным влиянием плохого медицинского лечения 3,35

14. Волей бога 4,45

15. Другими сверхъестественными силами 2,6

16. Сглазом 2,55

17. Подвержен ли я инфекциям 5,25

18. Плохими условиями жизни 3,35

19. Плохими условиями на работе (плохое освещение, ядовитые вещества) 3,55

20. Стрессами дома 3,6

21. Стрессами на работе (перегрузка и др.) 3,65

22. Неприятными, выбивающими из колеи событиями моей жизни 3,85

23. Крупными приятными событиями моей жизни 2,55

24. Подвержен ли я в настоящее время каким-то вредным воздействиям (от загрязнения до сигаретного дыма других людей) 3,9

25. Глупым поведением других людей (пришли ко мне простуженными) 3,6

26. Силой инфекционных организмов 5,05

27. Моим возрастом 3,35

28. Погодой 4,25

Мы видим, что студенты очень трезво оценивают то, почему они не чувствуют себя хорошо. На 1-е место вышли психологические факторы — «стало негативным состояние моего сознания» (5,35 балла), на 2-е место — состояние иммунной системы («подвержен ли я инфекциям» — 5,25 балла), на 3-е место — генетические факторы («конституцией, с которой я родился», 5,15 балла), на 4-е место — «силой инфекционных организмов» (5,05 балла), на 5-е место — «ссорами или конфликтами с семьей и друзьями» (4,5 балла), на 6-е место — «волей бога» (4,45 балла). Из других ответов наиболее часто индивидуально выбирали: «стрессами дома и на работе», «неприятными, выбивающими из колеи событиями моей жизни», «подвержен ли я в настоящее время каким-то вредным воздействиям» (от загрязнения до сигаретного дыма других людей), «моим возрастом», «погодой». Для того чтобы составить программу оздоровления, необходима детальная оценка самого состояния здоровья. Одной из таких методик является составление так называемого «профиля здоровья» [3], который отражает различные его аспекты: физическую форму, характер питания, степень загрязнения организма, иммунитет, психоэмоциональное напряжение, уровень

эмоционального благополучия. В данной методике каждый параметр оценивается в баллах от 0 (очень плохо) до 100 (превосходно). Откладывая набранные баллы, получают определенную картинку — «профиль здоровья», на которой можно увидеть сильные и слабые стороны и обратить особое внимание на эти моменты при выборе методик (подпрограмм) улучшения здоровья [3]. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 2.

Анализируя полученные данные в целом, можно отметить, что наиболее неблагоприятная картина у студентов складывается при оценке таких факторов здоровья, как загрязнение (интоксикация) организма различными вредными продуктами жизнедеятельности, психоэмоциональное напряжение и духовное здоровье. Однако средние показатели не всегда отражают полную картину изучаемого явления, поэтому ниже приведены результаты анализа по каждому фактору, а также дана краткая расшифровка применяемых методик.

1. Оценка физической формы. Для оценки физической формы можно воспользоваться несколькими тестами. Самый простой из них — небыстрый подъём на 4-й этаж и подсчет пульса после нагрузки. Далее по специальной таблице

Таблица 2 - Средние результаты оценки теста «Профиль здоровья» у студентов вуза (п=56 чел.)

Оценка физической

формы

Оценка питания

Оценка степени

загрязнения организма

Оценка иммунитета

Оценка

психоэмоционального

напряжения

Оценка эмоционального

здоровья

Оценка духовного

здоровья

БАЛЛЫ 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 1 - Результаты оценки физической формы студентов (п=56 чел.)

52,4

19,05

14,28 9,52

посредственная

можно определить уровень подготовленности. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Как видим из представленных результатов, физическую подготовленность свыше 70% студентов, принявших участие в исследовании, можно оценить как «хорошую» и «отличную». 2. Оценка питания. Для оценки питания использовалась анкета из 12 основных вопросов, на которые предлагалось дать один из трех вариантов ответов. Каждый вариант оценивался определенным количеством баллов. Суммируя набранные баллы, получали итоговую оценку правильности питания (максимальная оценка — 100 баллов). В анкету были включены вопросы, связанные с оценкой двух важнейших индексов: индекса массы и отношения талия/бедра, а также вопросы, связанные с основными правилами здорового питания (употребление пищи, богатой холестерином, саха-

ром, солью; наличие в рационе питания овощей, фруктов, каш из цельных зерен; добавление в рацион витаминов и т.п.). Полученные результаты отражены на рисунке 2.

Как видно из представленных данных, примерно 60% испытуемых стараются соблюдать основные правила здорового питания, остальные 40% испытывают с этим определенные проблемы.

3. Оценка степени загрязненности (интоксикации) организма. Существуют простые симптомы загрязнения: слабость, вялость, потливость, головные боли, выпадение волос и др. На начальной стадии они могут проявляться слабо или совсем не проявляться, поэтому для ранней диагностики нужны лабораторные критерии. Если не удается в силу каких-либо причин сделать иммунограмму, то для оценки степени загрязнения (интоксикации) организма

Рисунок 2 - Результаты оценки питания, степени загрязнения организма, иммунитета студентов (п=56 чел.)

можно воспользоваться специальным опросником, где перечисляются различные симптомы загрязнения организма (слабость, вялость, потливость, головные боли, усиленное выпадение волос, частые запоры и т.д.), при наличии которых испытуемый вычитает определенное количество баллов из 100 возможных. Результаты исследования представлены на рисунке 2. Анализ данных показывает, что только у 4,8% испытуемых практически нет клинических симптомов загрязнения организма, у остальных 81% эти симптомы присутствуют в том или ином количестве, причем у 14% они проявляются достаточно часто.

4. Оценка иммунитета. Иммунитет — способность организма противостоять заболеваниям, в нашем случае — простудным. Поэтому для оценки этого качества мы использовали такие критерии, как количество перенесенных в течение года вирусных заболеваний, их длительность, осложнения, наличие аллергических реакций и т.д При утвердительных ответах из 100 возможных баллов вычиталось определенное количество. Результаты проведенного исследования представлены на рисунке 2.

Результаты исследования показывают, что у большинства испытуемых (57%) иммунитет находится на удовлетворительном уровне и только 4,8% имеют отличное состояние этой способности организма.

5. Оценка психоэмоционального напряжения. Следующая часть опросника была посвящена оценке психоэмоционального напряжения и умению снимать его в течение дня и

ночью. В эту часть были включены 10 вопросов, связанных с такими распространенными симптомами, как «болезнь спешки», «расстройства сна» и т.п. При утвердительном ответе нужно было, как и в двух предыдущих случаях, вычесть из 100 возможных баллов определенное количество единиц. Результаты проведенного исследования представлены на рисунке 3. Приведенные данные показывают, что около 52% респондентов испытывают достаточно сильное психоэмоциональное напряжение в повседневной жизни, остальные 48% — в некоторой степени.

6. Оценка эмоционального здоровья. Шкала эмоционального благополучия имеет очень большой диапазон — от серьезной депрессии до ощущения полного счастья, постоянного хорошего настроения, высокой самооценки, высокой работоспособности. Поэтому в тесты на эмоциональное благополучие входят и первичный тест на депрессию (BDI), и шкала злобы; шкала дис-функциональности, позволяющая установить, что влияет на наше настроение, зоны эмоциональной уязвимости и неуязвимости [4]. Каждый тест состоит из нескольких десятков вопросов. В нашем случае для общей оценки эмоционального благополучия использовалось по несколько вопросов из этих тестов. Как и в предыдущих случаях, при каждом утвердительном ответе из 100 баллов вычиталось указанное число, полученные результаты представлены на рисунке 3. Представленные результаты показывают, что, как и в случае с оценкой психоэмоционального напряжения, более половины испытуемых (57%)

Рисунок 3 - Результаты оценки психоэмоционального напряжения, эмоционального и духовного здоровья студентов (п=56 чел.)

имеют определенные признаки депрессивного состояния, и только у 4,8% с этим фактором здоровья все относительно благополучно. 7. Оценка духовного здоровья. Одной из самых сложных задач исследования была попытка оценки духовного здоровья испытуемых. Эмоциональное благополучие часто имеют люди, не задумывающиеся над проблемами добра и зла. Чтобы оценить, насколько студенты, принявшие участие в исследовании, «материалисты», а насколько «идеалисты», т.е., насколько их беспокоят материальные заботы, а какую часть внимания и жизни занимают проблемы духовного развития: философия, религия, искусство, образование, массовая культура — мы воспользовались тестом, состоящим из 15 вопросов. В нем нашли отражение вопросы, связанные, с одной стороны, с духовными интересами человека (посещение театров, кинотеатров, музеев, концертов, просмотр новостных каналов TV и т.п.), с другой стороны — с материальными интересами. Кроме того, дополнительно использовался тест, состоящий из двух вопросов [3]. При ответе на 1-й вопрос нужно было назвать 5 книг по философии, морали и религии, которые испытуемые прочли от начала до конца. При ответе на 2-й вопрос нужно было вспомнить, в чем состоят различия взглядов на мир Птоломея, Коперника и Фридмана. Если оба ответа были положительными, то значит, что испытуемые обладают высокой духовной культурой. Если затруднялись ответить, но были готовы обсудить, то это оценивалось как то, что интерес к интеллектуально-духовным проблемам достаточно высок. Если испытуемым казалось, что эти вопросы надуманны, то это оценивалось как то, что интересы, скорее всего, лежат в материальной области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мухина, С. А.Здоровье в системе ценностных ориен-таций студентов / С. А. Мухина, И. С. Зимина // Вестник Марийского государственного университета : научный журнал. - Йошкар-Ола : МарГУ, 2014. - № 3 (15). - С. 38-42.

2. Голубева, Г. Н. Внешние и внутренние факторы риска здоровья студентов / Г. Н. Голубева, А. И. Голубев //

LIST OF REFERENCES

1. Mukhina, S. A. Health in the system of students' value orientations / S. А. Mukhina, I. S. Zimina // Bulletin of the Mari State University: a scientific journal. - Yoshkar-Ola : MarGU, 2014.- № 3 (15). - P. 38-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Golubeva, G. N. External and internal risk factors of student

Если в результате подсчета очков получалась величина меньше 50, то это значит, что у студентов преобладают материальные интересы, если больше — духовные. Результаты исследования представлены на рисунке 3. Как следует из приведенных результатов, у 61,9% опрошенных студентов преобладают материальные интересы, у 38,1 — духовные интересы.

ВЫВОДЫ

1. Были выявлены наиболее вредные для здоровья студента факторы: на 1-е место вышли психологические факторы (5,35 балла), на 2-е место — состояние иммунной системы (5,25), на 3-е место — генетические факторы (5,15).

2. Расчет «профиля здоровья» студента показал, что наиболее негативное влияние оказывают загрязнение (интоксикация) организма различными вредными продуктами жизнедеятельности, психоэмоциональное напряжение и духовное истощение.

3. С помощью полученных данных была определена оценка здоровья студентов по основным показателям:

а) физическое здоровье, в среднем — «хорошо»;

б) питание — 60% испытуемых соблюдают правила здорового питания;

в) интоксикация организма — у 95% испытуемых присутствуют клинические симптомы;

г) иммунитет — более половины студентов имеют удовлетворительный иммунитет;

д) психоэмоциональное напряжение присутствует у половины респондентов;

е) эмоциональное здоровье — 57% респондентов имеют признаки депрессии;

ж) духовное здоровье — 60% опрошенных студентов имеют духовное истощение.

Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4. - С. 909-912.

3. Лищук,В. А. Девять ступеней к здоровью / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова. - М.: Восточная книжная компания, 1997. - 320 с.

4. Бернс, Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений / Пер. с англ. Л. Славина. - М. : Вече, Персей, ACT, 1995. - 400 с.

health / G. N Golubeva, A. I. Golubev // Fundamental research.-2013.- № 4. - P. 909-912.

3. Lishyuk, V. A. Nine steps to health / V. A. Lishyuk, E. V. Mostk-ova. - M. : Oriental Book Company, 1997. - 320 p.

4. Berns, D. Good health: new mood therapy / Trans. from English by L. Slavina. - M : Veche, Persey,AST, 1995. - 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.