Научная статья на тему 'Значимость обучения персонала технологиям энергоэффективности'

Значимость обучения персонала технологиям энергоэффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ТЕХНОЛОГИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ / STAFF TRAINING / ENERGY EFFICIENCY TECHNOLOGIES / ENERGY EFFICIENCY ENERGY SAVING MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова А.А.

Данная статья посвящена исследованию роли обучения персонала технологиям энергоэффективности. Актуальность исследования заключается в том, что благодаря процессам формирования осознанностей и навыков у сотрудников предприятия при соблюдении принципов системы энергосберегающего управления, возможно достижение тенденции роста энергоэффективности самой организации и ее производства. В рамках статьи установлены ключевые проблемы обучения персонала технологиям энергоэффективности и инструменты их решения.This article is devoted to determining the practical value and role of personnel training in energy efficiency technologies. The relevance of the study lies in the fact that, thanks to the processes of forming awareness and skills among the employees of the enterprise, while observing the principles of the energy-saving management system, it is possible to achieve a growth trend in energy efficiency of the organization and its production. The article identifies the key problems of staff training in energy efficiency technologies and tools for their solution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость обучения персонала технологиям энергоэффективности»

ЗНАЧИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ТЕХНОЛОГИЯМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

А.А. Суворова, магистрант

Научный руководитель: Ю.А. Борисов, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10456

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию роли обучения персонала технологиям энергоэффективности. Актуальность исследования заключается в том, что благодаря процессам формирования осознанностей и навыков у сотрудников предприятия при соблюдении принципов системы энергосберегающего управления, возможно достижение тенденции роста энергоэффективности самой организации и ее производства. В рамках статьи установлены ключевые проблемы обучения персонала технологиям энергоэффективности и инструменты их решения.

Ключевые слова: обучение персонала; технологии энергоэффективности; энергоэффективность; управление энергосбережением.

Система управления энергоэффективностью является одним из ключевых направлений совершенствования производственной деятельности предприятий современной экономической системы Российской Федерации. В первую очередь, данный процесс связан с тенденцией принятия решения об использовании методов и механизмов энергосбережения, путем применения инновационных технологий и моделей.

Однако, активная разработка и применение технологий энергосбережения могут иметь минимальный экономический эффект влияния на производственную деятельность предприятия, в случае, если для проведения процесса данной трансформации не иметь соответствующий рабочий персонал.

Актуальность научного исследования на тематику «значимость обучения персонала технологиям энергоэффективности» заключается в том, что благодаря процессам формирования осознанностей и навыков у сотрудников предприятия при соблюдении принципов системы энергосберегающего управления, возможно достижение тенденции роста энергоэффективности самой организации и ее производства.

Целью научной статьи является исследование роли обучения персонала технологиям энергоэффективности.

По нашему мнению, обучение персонала должно выступать беспрерывным процессом, задачей которого выступает повышение производительности и эффективности трудовой деятельности сотрудников организаций. В рамках обучения персонала технологиям энергоэффективности важно, первоначально, установить цель обучающего процесса. Наиболее объективным звучанием данной цели будет следующее: формирование необходимого уровня профессиональных знаний и навыков у персонала предприятия для осуществления процессов управления энергосбережением производства и повышение энергоэффективности.

Важно заметить следующее: что главной проблемой проведения обучения персонала технологиям энергоэффективности может выступать отсутствие мотивации к получению новых знаний, навыков. В связи с этим, происходит низкая эффективность потребления новой входящей информации, которую сотрудники считают не важным в рамках своей трудовой деятельности. Необходимо определить стимулирующие факторы, которые позволят снизить уровень сопротивления персонала

к проведению обучения технологиям энергоэффективности.

Так, практичным решением данной проблемы будет определение корпоративной миссии, согласно которой, энергосбережение - это механизм устойчивого развития бизнеса компании, позволяющий повышать ее экономическую эффективность, увеличивать размер прибыли, и соответственно, повышать уровень материального обеспечения оплаты труда сотрудников. Исходя из звучания такой корпоративной миссии, исходит следующее заключение: чем выше уровень эффективности системы управления энергосбережением производственных процессов предприятия, тем выше уровень зарплаты и премии могут получить сотрудники организации [1].

Основой процесса обучения персонала технологиям энергоэффективности является приобретение трех ключевых инструмента: знаний, умения и навыков, необходимых для совершения их профессиональной трудовой деятельности, которая направлена на увеличение энергосбережения предприятия. Первоочередная задача, которую ставит руководство ЫЯ-департамента при проведении обучения сотрудников технологиям энергоэффективности - это передача тех самых знаний, умений и навыков для их дальнейшего усвоения. Успехом обучения выступает сохранение навыков и знаний, которые сотрудники компании будут применять в рамках выполнения своих трудовых обязанностей [2].

Благодаря правильно выстроенной корпоративной миссии, возможно увеличение стимулирования персонала к обучению технологиям энергоэффективности, что улучшит показатели обучающего процесса. Однако, встает другой острый вопрос: какие методы могут быть использованы для максимального закрепления информации об энергосбережение производства в профессиональных навыках рабочего персонала.

Одним из наиболее интересных методов обучения персонала технологиям энергоэффективности может выступать гейми-фикация. Игровые методы имеют конку-

рентное преимущество, которое делает их использование более рациональным и эффективным - это легкость передачи той самой информации, которая становится для сотрудников знаниями, умениями и навыками. В дальнейшем, игровые методы способствуют легкому усвоению этих знаний и навыков, ведь те действия, которые сотрудники производят в рамках своего обучения, интересные, что повышает вовлеченность и стимул к их сохранению и усвоению [3].

Ключевая задача геймификации обучающих процессов является не только увеличение уровня качества профессионального развития сотрудников предприятия, но и повышение степени их вовлеченности и мотивации к участию в обучении технологиям энергоэффективности. Современные научные исследования не демонстрируют результаты, по которым, можно констатировать факт того, что игровые методы и технологии в обучении персонала имеют больший уровень качества, чем классические стандартные программы. Однако, такие элементы, как стимул и мотивация в обучении - положительно эффективные психологические аспекты, содействующие более качественному усваиванию теоретических знаний и получения практических навыков сотрудниками предприятий в вопросах управления энергосбережением [4].

Еще одним методом обучения персонала технологиям энергоэффективности может быть модель «Обучение без отрыва от работы», которая активно применяется странами Западной Европы. Ее характеристика заключается в следующем: между компаниями и организациями образования формируется интеграционный процесс. Он, в свою очередь, позволяет создавать условия для того, чтобы во время обучения отправлять сотрудников в профильные организации с целью получения знания об управление энергоэффективностью [5].

Анализируя значимость обучения персонала технологиям энергоэффективности, можно определить следующую ее роль в рамках развития предприятия:

- формируется рост эффективности трудовой деятельности персонала за счет

более грамотного и рационального использования энергетических ресурсов предприятия;

- повышается уровень профессиональных компетенций персонала;

- стимулирование развитие компании по направлению «бережливого производства»;

- создаются условия для оптимизации себестоимости производства и продаж продукции.

Таким образом, подводя итоги данного исследования, можно заключить следующее: что ключевыми проблемами обучения персонала технологиям энергоэффективности выступает уровень мотивации и вовлеченности самих сотрудников к данному обучающему процессу. Однако, в случае применения отдельных инструментов, возможно повышение уровня эффек-

тивности обучающего процесса персонала, который будет проявлять большую степень внимания к вопросам управления энергосбережением на предприятии, от чего зависит устойчивость стратегического развития бизнеса.

При этом, значимость обучения персонала технологиям энергоэффективности заключается в том, что, благодаря ему возможно формирование роста эффективности трудовой деятельности персонала за счет более грамотного и рационального использования энергетических ресурсов предприятия, повышение уровня профессиональных компетенций персонала, стимулирование развития компании по направлению «бережливого производства» и создание условий для оптимизации себестоимости производства и продаж продукции.

Библиографический список

1. Эрк А.Ф., Дуленкова Е.А., Судаченко В.Н. Методика обучения энергосбережению в АПК // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. - 2016. - №89.

2. Дуленкова Е.А., Кудрешова О.М., Третьяков В.П. Дистанционное обучение мастеров в энергетическом комплексе // Служба кадров и персонал. - 2013. - № 1. - С. 71-77.

3. Мельничук А.В. Игровые методы в обучении персонала // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - №1 (14).

4. Обучение персонала на деловых играх: преимущества и методики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/66492-qqq-16-m12-obuchenie-personala-na-delovyh-igrah (дата обращения: 23.04.2020).

5. Талбот Д., Костли К., Дремина М.А., Копнов В.А. Обзор практики применения программ обучения, совмещенного с работой (WBL), в высшем образовании Великобритании // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. № 1. - С. 119-141.

SIGNIFICANCE OF TRAINING PERSONNEL IN ENERGY EFFICIENCY

TECHNOLOGIES

A.A. Suvorova, Graduate Student Supervisor: Yu.A. Borisov, Associate Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. This article is devoted to determining the practical value and role of personnel training in energy efficiency technologies. The relevance of the study lies in the fact that, thanks to the processes of forming awareness and skills among the employees of the enterprise, while observing the principles of the energy-saving management system, it is possible to achieve a growth trend in energy efficiency of the organization and its production. The article identifies the key problems of staff training in energy efficiency technologies and tools for their solution.

Keywords: staff training; energy efficiency technologies; energy efficiency energy saving management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.