Научная статья на тему 'Внедрение системы энергетического менеджмента в российской Федерации'

Внедрение системы энергетического менеджмента в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ / ENERGY MANAGEMENT / СИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА / ENERGY MANAGEMENT SYSTEM / ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / IMPROVING ENERGY EFFICIENCY / ОРГАНИЗАЦИИ ТЭК РОССИИ / THE ENERGY ORGANIZATION OF RUSSIAN / МОНИТОРИНГ / MONITORING / АНАЛИЗ / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова Марина Витальевна

Для достижения государственных целей в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо управление энергоэффективностью на уровне отдельных компаний. Лучшие результаты в данной области достигаются организациями, применяющими интегрированную систему энергетического менеджмента. Требования об обязательном внедрении системы энергетического менеджмента не является широко распространенной мерой государственной политик. В ходе выборочного мониторинга были проанализированы подходы к управлению энергоэффективностью в компаниях, а также проведена оценка эффективности деятельности организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Результаты исследования позволяют говорить о качественных эффектах, которые удалось достигнуть при внедрении СЭнМ или ее отдельных элементов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Третьякова Марина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n order to achieve national goals in energy conservation and energy efficiency need to control energy efficiency at the company level. Best results are achieved in this area organizations implementing integrated energy management system. The requirements on the mandatory implementation of an energy management system is not widespread measure of public policy. During selective monitoring were analyzed approaches to managing energy efficiency in companies, as well as assess the effectiveness of the organization's activities in the field of energy conservation and energy efficiency. The study results suggest high-quality effects, which has been achieved in the implementation of SEnM or its individual elements. The work identified the key factors hindering the introduction SEnM, and identified the following key actions for the development and implementation of SEnM.

Текст научной работы на тему «Внедрение системы энергетического менеджмента в российской Федерации»

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенный в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н.

4. Плотников В.С. Оценка производных финансовых инструментов в бухгалтерском учете / В.С. Плотников, О.В. Плотникова // Вектор науки ТГУ - 2012. - № 2 (20). - С. 183-187.

5. Emerson D.J., Karim Kh.E., Rutledge W. Fair Value Accounting: A Historical Review Of The Most Controversial Accounting Issue In Decades // Journal of Business & Economics

Research, 2010. - Vol. 8, № 4. - P.77-86.

6. Pollock A.J. Conceptual Problems with "Fair Value" Accounting Theory. Режим доступа: https://www.aei.org/ publication/conceptual-problems-with-fair-value-accounting-theory.

7. Середюк Е.А. Вопросы совершенствования методики оценки справедливой стоимости производных финансовых инструментов / Е.А. Середюк // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 12.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕКСГО МЕНЕДЖМЕНТА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Третьякова Марина Витальевна

Аспирант ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством,

г. Москва

АННОТАЦИЯ

Для достижения государственных целей в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо управление энергоэффективностью на уровне отдельных компаний. Лучшие результаты в данной области достигаются организациями, применяющими интегрированную систему энергетического менеджмента. Требования об обязательном внедрении системы энергетического менеджмента не является широко распространенной мерой государственной политик. В ходе выборочного мониторинга были проанализированы подходы к управлению энергоэффективностью в компаниях, а также проведена оценка эффективности деятельности организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Результаты исследования позволяют говорить о качественных эффектах, которые удалось достигнуть при внедрении СЭнМ или ее отдельных элементов.

ABSTRACT

In order to achieve national goals in energy conservation and energy efficiency need to control energy efficiency at the company level. Best results are achieved in this area organizations implementing integrated energy management system. The requirements on the mandatory implementation of an energy management system is not widespread measure of public policy. During selective monitoring were analyzed approaches to managing energy efficiency in companies, as well as assess the effectiveness of the organization's activities in the field of energy conservation and energy efficiency. The study results suggest high-quality effects, which has been achieved in the implementation of SEnM or its individual elements. The work identified the key factors hindering the introduction SEnM, and identified the following key actions for the development and implementation of SEnM.

Ключевые слова: энергетический менеджмент, система энергетического менеджмента, повышение энергетической эффективности, организации ТЭК России, мониторинг, анализ, управление энергоэффективностью

Keywords: energy management, energy management system, improving energy efficiency, the Energy organization of Russian, monitoring, analysis, energy management

Развитие производства и связанное с ним увеличивающееся энергопотребление является основой для новых открытий, базой для прогресса науки и техники, промышленного роста и улучшения социально-экономических условий жизни людей. В 2008 году указом Президента РФ № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» был поставлен вопрос о повышении энергоэффективности, и сформулирована целевая задача снизить энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 % по сравнению с 2007 годом [1].

Анализ международного опыта показал, что во многих странах, добившихся значительных результатов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установлены обязательные требования к реализации внутренней политики организаций в данной области, в том числе в части достижения целевых показателей энергопотребления, утверждения и реализации программ энергосбе-

режения, внедрения системы энергетического менеджмента.

Как правило, лучшие результаты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности достигаются организациями, применяющими для достижения установленных целевых показателей интегрированную систему энергетического менеджмента (далее - СЭнМ).

Ключевым шагом в формировании единого подхода к энергоэффективности в государственных и частных организациях стало принятие Международной организацией по стандартизации международного стандарта ISO 50001:2011. Аналог этого международного стандарта принят и действует в Российской Федерации - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 50001-2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» (далее - стандарт 50001) [2].

К ключевым элементам системы СЭнМ относятся: - политика энергоэффективности;

- целевые показатели и базовая линия потребления топливно-энергетических ресурсов;

- план мероприятий;

- мониторинг и бенчмаркинг;

- непрерывный процесс реализации СЭнМ.

Опыт развитых стран, таких как Нидерланды, Дания, США, Ирландия говорит о том, что большинство организаций промышленного сектора экономики, внедривших СЭнМ, достигают в среднем ежегодного повышения энергоэффективности на 2-3% против 1% при ведении бизнеса без внедрения системы энергетического менеджмента [3].

В ходе диссертационного исследования был проведен выборочный мониторинг и анализ управления энергоэффективностью, внедрения системы энергетического менеджмента в российских организациях различных секторов экономики СЭнМ (далее - исследование).

В данное исследование были вовлечены более 80-ти крупных и около 300 средних российских организаций различных секторов экономики. В процессе исследования были разработаны формы сбора информации, проанализированы подходы к управлению энергоэффективностью в компаниях, а также проведена оценка эффективности деятельности организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [4].

Оценка проводилась экспертным методом с выставлением баллов от 0 до 2 по каждому критерию, приведенному в таблице, определялась значимость влияния показателя на общую результативность деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также с выставлением весов по каждому элементу системы энергетического менеджмента в соответствии с разработанной матрицей энергетического менеджмента и многоступенчатой моделью обеспечения результативности деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В результате оценки было выявлено, что в процессе управления энергоэффективностью ряд компаний реализовал проведение энергетического обследования, определил дальнейшие цели и задачи в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, провел мониторинг показателей и выделил преимущества, с которыми компания может быстро достичь повышение энергетической эффективности с минимальными усилиями и низким уровнем инвестиций (результативность деятельности организации лежит в пределах 40-67 %). Часть компаний пошла дальше, и определила ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, ввела КПЭ, занялась обучение персонала и пропагандой энергосбережения, реализацией среднесрочных мероприятий, основным эффектом которых является повышение энергетической эффективности (результативность деятельности организации лежит в пределах 67-90 %).

Однако для устойчивого управления энергоэффективностью этого недостаточно. Только с внедрением системы энергетического менеджмента, являющиеся одной из подсистем общей системы управления, увязывающей в единый комплекс стратегические цели компании, энергетический аудит, подготовку персонала по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, систему учета энергоресурсов, формирование, реализацию и мониторинг программы энергосбережения, а также автоматизацию деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, возможно достичь результативность деятельности организаций, внедривших систему энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 50001:2011 до 98%)[5].

Сводная оценка результативности внедрения системы энергетического менеджмента в организациях, участвующих в исследовании, приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Результативность компаний из числа опрошенных, %

Анализ информации, позволил провести оценку эффективности деятельности в области энергосбережения внедрения (анализ эффективности функционирования системы энергетического менеджмента) организации по выбранным критериям энергетического менеджмента. Оценка эффек-

тивности функционирования системы энергетического менеджмента проводилась по критериям, приведенным в таблице 1 [6].

Оценка проведена экспертным методом с выставлением баллов от 0 до 6 на соответствие критериям.

Таблица 1.

Критерии оценки эффективности функционирования системы энергетического менеджмента по показателям энергосбережения и энергоэффективности

№ Наименование направления Критерии оценки Оценка балл

1 Экономия потребленных ТЭР в денежном выражении от базового периода (%) 1.Экономия более 10 % (6 балла) 2.Экономия более 5 % и менее 10 % (4 балла) 3.Экономия менее 5 % (1 балл) 4.Экономия отсутствует (0 баллов) 0-6

2 Затраты на мероприятия в области энергосбережения от суммарных затрат на ТЭР (%) 1.Затраты более 5 % (6 балла) 2.Затраты более 2 % и менее 5 % (4 балла) 3.Затраты менее 2 % (1 балл) 4.Затраты отсутствуют (0 баллов) 0-6

3 Доля затрат на энергию в себестоимости продукции по сравнению с базовым годом (затраты на энергию/себестоимость продукции, %) 1.Затраты снизились более 10 % (6 балла) 2.Затраты снизились более 5 % и менее 10 % (4 3.Затраты снизились менее 5 % (1 балл) 4.Не снизилась (0 баллов) 0-6

4 Общий рейтинг 0-18

По результатам оценки был сформирован общий рейтинг эффективности системы энергетического менеджмента организации в баллах. Далее рейтинг переводился в проценты и по этим данным можно судить об эффективности функци-

онирования системы энергетического менеджмента.

Сводная оценка эффективности функционирования системы энергетического менеджмента в организациях приведена на рисунке 2.

Рисунок 2. Сводная оценка эффективности системы энергетического менеджмента в организациях ТЭК России и промышленных предприятиях (%)

Проведенная оценка эффективности управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности исходя из подхода оценки эффективности внедрения и функционирования и результативности системы энергетического менеджмента на основе стандарта ISO 50001 как организационного инструмента улучшений деятельности в области энергосбережения преимущественно позволяет сделать следующие выводы:

1) Организации, внедрившие международный стандарт энергетического менеджмента ISO 50001, в целом показывают высокую результативность и эффективность функционирования системы энергетического менеджмента.

2) Основной пул опрошенных организаций в целом показывают положительную результативность системы энергетического менеджмента, но имеют значительный по-

тенциал по улучшению эффективности функционирования системы. Данный фактор объясняется многими причинами, в их числе недостаточное количество времени прошедшее с момента внедрения системы энергетического менеджмента до настоящего времени, холдинговая структура большинства организации (вместе с лидерами присутствуют неэффективные организации, которые существенно снижают рейтинг эффективности).

3) Большинство организаций, показывающих эффективное управление энергосбережением и повышением энергетической эффективности внедрили и/или внедряют систему энергетического менеджмента на основании международного стандарта ISO 50001 или по сути внедрили у себя те или иные элементы данного стандарта.

4) Выполнение положений международного стандар-

та ISO 50001, так и отдельных его элементов помогает организациям как минимум улучшить свою результативность с точки зрения энергосбережения, а как максимум и эффективность данного направления.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» //Российская газета.- 2008.- № 4680.

2. ISO 50001:2011 Energy management systems — Requirements with guidance for use (IDT)// International Organization for Standardization - 2011.

3. Industrial Development Report 2013, United Nations Industrial Development Organization //UNIDO - 2013. - P. 56

4. О результатах и перспективах разработки и внедрения систем энергетического менеджмента в организациях топливно-энергетического комплекса и организациях - крупнейших потребителях энергетических ресурсов на территории Российской Федерации» /Отчет ФГБУ РЭА Минэнерго России. - М., 2015.

5. Einführung von Energiemanagementsystemen // WEKA MEDIA GmbH & Co. KG.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.energiemanagement-und-energieeffizienz. de/informationen/einfuehrung-energiemanagementsysteme/ (дата обращения: 01.10.2015)

6. Mueller E., Enabling Energy Management for Planning Energy-Efficient Factories / R. Poller, H. Hopf, M. Krones // Science Direct - 2013.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

Умарова Мария

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладная информатика и информационные системы, Кыргызский национальный аграрный университет имени К.И.Скрябина, г. Бишкек

STATE REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION OF THE KYRGYZ REPUBLIC

АННОТАЦИЯ

В Кыргызской Республике в аграрном секторе занято 70% населения страны. Как считают аграрии, государственное регулирование сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом - важнейшая предпосылка и условие успешного осуществления аграрной реформы в Кыргызской Республике.

ABSTRACT

In the Kyrgyz Republic in agrarian sector 70% of the population of the country are occupied. As landowners consider, state regulation of agriculture and agro-industrial complex as a whole - the major prerequisite and a condition of successful implementation of an agrarian reform in Kyrgyzstan.

Ключевые слова: Аграрная политика, государственное регулирование, сельскохозяйственные товаропроизводители, кредитование, налогообложение, законодательные акты.

Keywords: Agrarian policy, state regulation, agricultural producers, crediting, taxation, normative legal acts.

В процессе аграрных реформ сформировано многоукладное рыночное сельское хозяйство. Поспешный, ошибочный выбор приоритетов при проведении реформ, резкое ослабление государственного регулирования и поддержки АПК в условиях формирования рыночной экономики привели к системному кризису в агропромышленном производстве.

Аграрный сектор является важной составной частью экономики страны. Развитие агропромышленного комплекса определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию в стране.

Под государственным регулированием сельского хозяйства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и материально-техническое обеспечение путем издания нормативных актов, осуществления деятельности органов государственной власти.

Задачами государственного регулирования являются стабилизация и развитие АПК, обеспечение продовольственной безопасности, поддержание экономического паритета

между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.

Меры государственной поддержки и регулирования в широком смысле опираются на систему, включающую ценовую, тарифно-таможенную, кредитную, страховую, бюджетную и другие составляющие. В случае оптимального сочетания эти инструменты порождают синергетический эффект в сельскохозяйственной отрасли.

В рамках бюджетной политики регулирование сельского хозяйства осуществляется через расходы бюджета-субсидии, дотации, целевые программы, а также бюджетные доходы, главным образом посредством снижения налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Инвестиционная проблема актуальна для аграрной экономики не только на ближайшие годы, но и на перспективу: такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий - высоких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.