Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ БИЗНЕС ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПОНЯТИЕ'

ЗНАЧИМОСТЬ БИЗНЕС ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПОНЯТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
компания / управление / предприятие / бизнеспроцесс / система / company / management / enterprise / business process / system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Е.А., Теплов А.В., Кадермятова Д.Ш., Лобынцева О.А.

Рассмотрено понятие бизнес процесс и его роль, из-за отсутствия единого закрепленного определения термина «бизнес процесса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF BUSINESS PROCESS ACTIVITIES OF THE ENTERPRISE AND ITS CONCEPT

The concept of business process and its role due to the lack of a single fixed definition of the term "business process"are Considered

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ БИЗНЕС ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПОНЯТИЕ»

УДК 06.81.12

Борисов Е.А. студент 4 курса факультет «Политехнический институт»

Теплое А.В. студент 4 курса факультет «Политехнический институт»

Кадермятова Д.Ш. студент 3 курса факультет «Политехнический институт»

Лобынцева О.А. студент 3 курса факультет «Политехнический институт» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

Россия, г. Орел

ЗНАЧИМОСТЬ БИЗНЕС ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПОНЯТИЕ

Аннотация: Рассмотрено понятие бизнес процесс и его роль, из -за отсутствия единого закрепленного определения термина «бизнес процесса».

Ключевые слова: компания, управление, предприятие, бизнес- процесс, система.

Borisov E.A. student

The 4rd course, faculty of "Polytechnic Institute" Orel state University. Ivan Turgenev

Russia, Orel Teplov A.V. student

The 4rd course, faculty of "Polytechnic Institute" Orel state University. Ivan Turgenev

Russia, Orel Kudermetova J. C.

student

The 3rd course, faculty of "Polytechnic Institute" Orel state University. Ivan Turgenev

Russia, Orel Lobyntseva O.A.

student

The 3rd course, faculty of "Polytechnic Institute" Orel state University. Ivan Turgenev

Russia, Orel

л о

THE IMPORTANCE OF BUSINESS PROCESS ACTIVITIES OF THE ENTERPRISE AND ITS CONCEPT

Abstract: the concept of business process and its role due to the lack of a single fixed definition of the term "business process"are Considered

Key words: company, management, enterprise, business process, system

Многие авторы в качестве синонима понятия «бизнес-процесс» используют понятие «процесс». Так, в пункте 3.4.1 стандарта ИСО 9000:2000 (2005) «процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы»

Предложенные определения имеют существенные недоработки. Кроме того, изучив имеющиеся определения понятий «бизнес-процесс» и «процесс», можно прийти к выводу, что многие авторы их не разграничивают и используют в качестве синонимов. Ошибочное мнение и путаница возникает из-за того, что во всех этих определениях нет конкретики. В итоге бизнес-процессом и процессом обозначают все действия в компании. В то же время следует отметить случаи, когда один и тот же набор операций при одних условиях может являться процессом, а при других - бизнес-процессом. Рассмотрим такую ситуацию на конкретном примере.

Компания «А» осуществляет продажи только по входящим звонкам. Других вариантов у нее нет. Исходя из этого, все действия, происходящие во время продажи, мы можем описать по одной схеме. В данном случае для компании «А» проведение «продажи по входящим звонкам» — это бизнес-процесс, результатом которого является продажа.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда «продажи по входящим звонкам» будут являться именно процессом. Компания «Б» осуществляет продажи как по входящим звонкам, так и по исходящим. Результатом и первого, и второго является продажа. В данном случае для компании «Б» проведение «продажи по входящим звонкам» и «продажи по исходящим звонкам» будут являться процессами, а бизнес-процесс будет называться «продажи». Далее, любой бизнес-процесс в обязательном порядке должен быть управляемым и иметь контролируемые ключевые показатели эффективности (KPI). Если этого нет, то это не бизнес-процесс, а набор каких-то действий, функций, операций и т.д., приводящих к какому-то результату. Причем управлять данным результатом и прогнозировать его в полном объеме невозможно.

На базе вышеизложенной информации предлагается собственное определение: бизнес-процесс - отдельно выделенная уникальная часть деятельности предприятия, состоящая из совокупности управляемых повторяющихся процессов (процесса), имеющих точки контроля по основным ключевым показателям и общие четко идентифицируемые характеристики, в которой предприятие и (или) клиент получают ценный результат в соответствии с поставленными целями и задачами.

В данном определении делается акцент на уникальности совокупности процессов, управляемости, повторяемости, обязательном наличии точек

контроля и возможности объединения нескольких процессов, имеющих одинаковые и четко идентифицируемые характеристики. Из-за того, что в существующих определениях нет данных отличительных характеристик, происходят путаница и разногласия между менеджерами, бизнес -консультантами, директорами, а, следовательно, и ошибки при построении и совершенствовании бизнес-процессов и процессов.

Процесс предлагается рассматривать в качестве составляющей единицы бизнес-процесса, в которой подробно в виде схемы описаны основные действия и процедуры, происходящие для достижения целевого результата в рамках бизнес-процесса. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что термины «бизнес-процесс» и «процесс» однозначно имеют различные значения и необходимо их правильно идентифицировать в зависимости от конкретной ситуации и организации.

Одним из актуальных и спорных вопросов на сегодняшний день является классификация бизнес-процессов. В различных печатных и электронных изданиях можно встретить классификации, состоящие из трех, пяти и даже пятнадцати пунктов. В среде ученых до сих пор ведутся дебаты относительно актуальности и правильности использования той или иной классификации.

Рассмотрим наиболее популярные в научной литературе классификации. Чаще других предлагают следующую краткую классификацию, предложенную в результате выполнения норвежского проекта TOPP по сравнительному бенчмаркингу: первичные процессы; поддерживающие процессы; развивающиеся процессы.

В процессе изучения предлагаемых в литературе видов бизнес-процессов можно прийти к выводу, что применение того или иного из них зависит от конкретной ситуации, например, бизнес-процесс «закупки материалов». Для производственной организации данный бизнес-процесс имеет важное, во многом решающее значение, так как отсутствие материалов влечет остановку производства, а, следовательно, и всех остальных бизнес-процессов. В представленной ситуации «закупки материалов» - основной бизнес-процесс. В то же время для организации оптовой торговли «закупка материалов» - это обеспечивающий бизнес-процесс, что можно аргументировать исходя из специфики деятельности организации и сущности предложенных в классификации категорий.

Таким образом, процессный подход на сегодняшний день активно доминирует над функциональным и доказал свое превосходство и эффективность. Основным понятием процессного подхода является «бизнес-процесс». Детальное рассмотрение понятия «бизнес-процесс» и проведенный анализ существующих определений «бизнес-

процесса», «процесса» позволил выделить основные характеристики, которыми должен обладать любой бизнес-процесс. На основе данных характеристик предложено новое определение бизнес-процесса, как отдельно выделенной уникальной части деятельности предприятия,

состоящей из совокупности управляемых повторяющихся процессов (процесса), имеющих точки контроля по основным ключевым показателям и общие четко идентифицируемые характеристики, в которой предприятие и (или) клиент получают ценный результат в соответствии с поставленными целями и задачами.

Использованные источники:

1. Крышкин, О. Настольная книга по внутреннему аудиту: Риски и бизнес -процессы. / О. Крышкин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 477 с.

2. Хаммер, М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Хаммер. - М.: Альпина Пабл., 2012. - 356 с.

3. Ротер, М. Учитесь видеть бизнес-процессы: Построение карт потоков создания ценности / М. Ротер. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.