7. Рыбакова, Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 3. - С. 58-62.
REFERENCES
1. Andrushchenko, L.B., Vitko S.Yu. and Shutova T.N. (2016), "Sports and health technologies in strengthening the health of students and staff of the University", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 261.
2. Andrushchenko, L.B., Orlan, I.V., Loseva, I.V. and Shutova, T.N. (2016), "Sportization of physical education in the education system: new vectors of development formation of students readiness for the development of physical culture and sports as a long-term Federal innovative project", Scientific-pedagogical schools in the field of sport and physical education (): proceedings of I All-Russia scientific-practical Conference with international participation, Moscow, pp. 244-251.
3. Barkovsky, E.S. and Fisenko Yu.A. (2018), "Foreign experience of improving motor activity and the influence of physical culture on productivity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 10 (164), pp. 34-38.
4. Kondrakov, G.B. and Shutova, T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a prospect of development of physical culture for students of economic University", Liberal education in the Economic University, materials V International scientific and practical correspondence internet conference, Moscow, pp. 504511.
5. Poduruev, Yu.V., Vitko, S.J., Pichai, R.R. and Hajiyev, D. M. (2018), "Modern methods of training on physical culture for students of a specialty "Economic security"", Theory and practice ofphysical culture, No 4, pp. 74-76.
6. Rybakova, E.O. and Shutova T.N. (2016), "Improving the competencies of recreational orientation in professional training of bachelors of physical culture", News of Tula state University. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 77-84.
7. Rybakova, E.O. and Shutova T.N. (2015), "Improvement of professional education of students of physical culture University by means of fitness", News of Tula state University, No. 3, pp. 58-62.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.04.2019
УДК 796.011:612
ЗНАЧЕНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ФУНКЦИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ
Ирина Александровна Батракова, кандидат биологических наук, доцент, Елена Алексеевна Зубко, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Иванович Колесов,
старший преподаватель, Андрей Николаевич Алёшкин, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, г. Москва; Наталия Николаевна Карелина, старший преподаватель, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва
Аннотация
В данной статье рассмотрены возможности оптимизации учебно-тренировочного процесса с учетом функциональных возможностей вестибулярного аппарата. Данные, полученные в результате проведенного эксперимента, свидетельствуют о наличии взаимосвязи между состоянием вестибулярного аппарата и спортивными возможностями студентов. Эта информация может использоваться в целях рациональной организации занятий и упражнений.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, образовательный процесс, вестибулярная система, лабиринтная функция, адаптация.
VALUE OF VESTIBULAR FUNCTION FOR EFFICIENCY OF PLANNING OF EDUCATIONAL PROCESS IN PHYSICAL CULTURE Irina Alexandrovna Batrakova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Elena Alekseevna Zubko, the candidate of pedagogical sciences senior lecturer, Dmitry Ivanovich Kolesov, the senior teacher, Andrey Nikolaevich Aleshkin, the senior teacher, Sechenov University, Moscow; Natalia Nikolaevna Karelina, the senior teacher, Moscow State University of
Food Production, Moscow
Annotation
This article deals with the ways of optimizing the training process, taking into account the functionality of the vestibular apparatus. The data obtained as a result of the experiment indicate the existence of the correlation between the state of the vestibular apparatus and sports opportunities of students. This information can be used for the purpose of rational organization of classes and exercises.
Keywords: physical culture, physical education, educational process, vestibular system, labyrinth function, adaptation.
ВВЕДЕНИЕ
В студенческом спорте, в частности в спортивных секциях первого Московского государственного медицинского университета имени И.М Сеченова, существуют определённые объективные сложности, например, ограниченное время, которое студенты могут посвятить спортивным тренировкам в силу учебных и психо-эмоциональных нагрузок, а во многих случаях и сложности с использованием предоставленных спортсменам для занятий спортивных площадок и залов. В связи с упомянутыми сложностями, тренеры и спортсмены постоянно ищут пути повышения интенсивности и эффективности учебно-тренировочного процесса.
Во многих видах спорта, которые предъявляют высокие требования к уровню развития ловкости, и в которых конечный результат соревновательной деятельности зависит от совершенного овладения техникой, скорость и эффективность овладения техническими приёмами зависит не только от функционального состояния опорно-двигательного аппарата, но и аппарата вестибулярного.
В первом Московском государственном медицинском университете успешно проводятся исследования вестибулярной функции. Кафедра физической культуры использовала методы, воплощенные в купулометрических исследованиях, используемых в лабораторной диагностике, для совершенствования учебно- тренировочного процесса
Цель данной работы - оценить значимость функции вестибулярного аппарата при организации занятий физической культурой
Вестибулярная система — это сенсорный аппарат внутреннего уха, который помогает организму поддерживать свое постуральное равновесие. Информация, предоставляемая вестибулярной системой, также важна для координации положения головы и движения глаз. Есть два вида конечных органов во внутреннем ухе или лабиринте: полукружные каналы, которые реагируют на вращательные движения (угловое ускорение); и мешочки, который реагирует на изменения положения головы относительно силы тяжести (линейное ускорение). Информация, предоставляемая этими органами, носит проприоцептивный характер. Функционально вестибулярная система тесно связана с мозжечком и рефлекторными центрами спинного мозга и ствола мозга, которые управляют движениями глаз, шеи и конечностей. [1, 4]
Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие и ориентирование тела в пространстве, как в покое, так и в движении, располагается во внутреннем ухе. Он представляет собой скопление чувствительных клеток, эндолимфы и желеобразной массы (капула). Потеря равновесия, нарушения ритма дыхания и сердечной деятельности - признаки того, что наш вестибулярный аппарат нуждается в регулярных занятиях и тренировках [1]. Одним из основных путей совершенствования способности сохранить равновесие,
ориентировку в пространстве, не снижая работоспособности при непрерывном выполнении элемента в виде спорта, является избирательно направленная тренировка и диагностика функций вестибулярного анализатора [2].
Следует отметить, что в отолитовом аппарате существует дифференцировка функций, так, например, отолитам утрикулюса (наиболее древнее образование ушного лабиринта) принадлежит функция регистрации движений головы в сагиттальной плоскости, отолитам саккулюса - регистрация движений головы, происходящих во фронтальной плоскости.
Периферический рецепторный отдел вестибулярного анализатора человека расположен в полукружных каналах, находящихся в трех взаимоперпендикулярных плоскостях и двух мешочках преддверия. Импульсы, возникающие при раздражении рецепторного аппарата, проходят по аксонам в составе VIII пары черепно-мозговых нервов, которые заканчиваются в корковом конце анализатора - височной части коры больших полушарий. Адекватным раздражителем вестибулярного анализатора, полукружных каналов считается угловое ускорение отолитового аппарата. При вращении тела вокруг вертикальной оси происходит возбуждение рецепторов вестибулярного аппарата под влиянием энергии возрастающих или убывающих угловых ускорений. Это является причиной возникновения особой рефлекторной реакции - нистагма головы. Нистагм головы проявляется в том, что вначале голова медленно поворачивается в сторону, противоположную направлению вращения, а затем быстро возвращается в исходное положение. При вращении также наблюдается аналогичные движения глаз - глазной нистагм. [3]
Так как любые движения, в том числе спортивные, можно определить, как состоящие из различных ускорений в различных плоскостях, то первостепенной задачей перед началом спортивной тренировки является подготовка функционального состояния отдельных частей ушного лабиринта - отолитового аппарата (утрикулюса и саккулюса), полукружных каналов. Эта задача может быть решена посредством специальных тренировок вестибулярного аппарата.
Правильное сочетание пассивных и активных методов тренировки вестибулярной функции является важнейшим условием для получения хороших результатов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В спортивной секции футбола на базе двух сборных команд первого Московского государственного медицинского университета было проведено исследование, методом ко -торого являлись упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. Тренировки заключались в выполнении 4 упражнений, связанных с вращением тела спортсмена в пространстве в горизонтальной и вертикальной плоскости:
1) вращение в кресле Барани (кресло Барани М100 разработано специально для тренировок вестибулярного аппарата человека, эта модель кресла сконструирована таким образом, что вращение происходит в горизонтальной плоскости). Вращение производилось с произвольно задаваемой и изменяемой угловой скоростью, ускорением, замедлением и наклоном туловища, и остановками;
2) подъем переворотом на низкой перекладине толчком одной ноги (с переворотом назад);
3) кувырок вперед через плечо (с одновременным угловым вращением вокруг горизонтальной и вертикальной оси;
4) кувырок назад через плечо.
Выборка состояла из студентов в количестве 30 человек из группы футболистов, молодых людей в возрасте от 17 до 22 лет. Студенты были определены условно здоровыми и с относительно хорошими показателями функционального состояния организма.
Группа А, контрольная, продолжила тренировки в обычном режиме с частотой 2 раза в неделю, используя преимущественно обычные футбольные и технико-тактические
игровые упражнения.
Группа Б, экспериментальная, в течение двух месяцев проводила специальные тренировки по 15 минуты два раза в неделю общим количеством 16 тренировок за два месяца.
По истечении двух месяцев всем трём группам было предложено два контрольных теста: бег с ведением мяча и изменением направления движения и выполнение сложного технического элемента.
Тест 1. Бег с ведением мяча и изменением направления движения.
Описание теста: на дистанции в 16 м были поставлены 5 конусов с приблизительно равным интервалом между ними 1.5 м, испытуемый должен был за минимальное возможное время оббежать в виде цифры «8» вокруг конусов. Критерием успешности прохождения теста являлось время, затраченное на преодоление дистанции.
Тест 2. Выполнение сложного технического элемента.
Описание теста: Испытуемый должен был выполнить достаточно сложный технический элемент - удар ногой в прыжке через себя с падением на спину и руки с задачей попасть в левую (правую) половину ворот с расстояния в 11 метров. Игрок сам подбрасывал себе мяч. Учитывалось количество попаданий из 10 попыток.
Результаты первого теста - среднее время выполнения теста 1 в группе А составляло 15,4 секунды, в группе Б - 15 секунд.
Результаты второго теста - средний результат в группе А - 5,2 попаданий, в группе Б - 7,8 попаданий.
На основе результатов эксперимента можно сделать следующие выводы:
1) Функциональное состояние вестибулярного аппарата имеет большое значение для успешности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, в частности в футболе.
2) Оценка функционального состояния вестибулярной функции может и должна служить основой для выбора средств и методов спортивной тренировки, в частности выбора предлагаемых спортсменам упражнений.
3) Принципы купулаторной диагностики и вращательные тестов могут быть использованы и в значительной мере воплощены в специальных упражнениях, направленных уже не на диагностику, а на улучшение вестибулярной функции.
4) У условно здоровых молодых людей со среднем уровнем физической подготовленности условно невысокие показатели текущей оценки функционального уровня вестибулярного аппарата могут быть значительно улучшены с помощью специально подобранные средств и методов учебно-спортивной тренировки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование с применением кресла Барани и специального комплекса физических упражнений, проводившееся на кафедре физической культуры Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова, доказано положительное влияние различных методов тренировки вестибулярной функции применительно к различным видам спорта посредством проведённых тестов.
Результаты проведённого эксперимента позволяет предположить, что выбранные или подобные средства и методы могут быть использованы в различных видах спорта, в различных видах профессиональной деятельности, а также для корректировки низкого функционального уровня работы вестибулярного аппарата.
Проведённое исследование показало на практике способность к адаптации вестибулярного аппарата у студентов. Упражнения на развитие вестибулярного аппарата, включённые в образовательную программу, приведут к достижению более высоких результатов образовательного процесса по физической культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вестибулярный аппарат и совершенствование двигательных способностей организма спортсменов / А.В. Савельева, А.П. Новиков, А.И. Денисюк, Е.А. Ребизова // Материалы докладов 49 Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов : в 2 т. - Витебск, 2016. - Т. 1. - С. 363-365.
2. Зайцев, А.А. Способ расчета вестибулярной нагрузки в упражнениях профессионально-прикладной физической и спортивной подготовки / А.А. Зайцев, А.А. Васюкевич, Б.В. Сорока // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2011. - № 17. - С. 124-132.
3. Есаков, С.А. Руководство к лабораторным занятиям по курсу Физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности. - Режим доступа : http://elibrary.udsu.ru/xmlui/han-dle/123456789/11814 (дата обращения: 31.03.2019).
4. Бабияк, В.И. Вестибулярная функциональная система : монография / В.И. Бабияк, Ю.К. Янов. - СПб. : Гиппократ, 2007. - 427 с.
REFERENCES
1. Savelieva, A.V., Novikov, A.P., Denisyuk, A.I. and Remizova, E.A. (2016), "Vestibular apparatus and improvement of motor abilities of athletes", Proceedings 49 International scientific-technical conference of teachers and students, Vitebsk, Vol. 1, pp. 363-365.
2. Zaitsev, A.A., Vasyukevich, A.A. and Soroka B.V. (2011), "Method of calculation of vestibular load in exercises of professional-applied physical and sports training", Bulletin of Baltic state Academy of fishing fleet, No. 17, pp. 124-132.
3. Esakov, S.A. (2004), Guide to laboratory classes on the course Physiology of the Central nervous system and higher nervous activity','available at: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/11814 (accessed 31 March 2019).
4. Babiak, V.I. (2007), Vestibular functional system, monograph, Hippocrates, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.04.2019
УДК 796.012
МЕТОДИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У СПОРТСМЕНОВ
Виктор Михайлович Башкин, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения
Аннотация
В статье показана методика предупреждения срыва адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам. Приведена комплексная система тестирования нервно-мышечного аппарата спортсменов и возможность коррекции тренировочных нагрузок в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсменов.
Ключевые слова: срыв адаптации, индивидуальная коррекция, функциональное состояние, тренировочная нагрузка.
TECHNIQUE OF PREVENTION OF INJURIES OF THE MUSCULOSKELETAL
DEVICE AT ATHLETES Victor Mikhaylovich Bashkin, the doctor of pedagogical sciences, department chairman of physical culture and sport, The St.-Petersburg State University of space Instrument Making
Annotation
The article shows the technique of prevention of failure of adaptation of the athlete organism to training loadings. The complex system of testing of the nervously muscular device of the sportsmen and