Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОДНОГО КАДАСТРА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОДНОГО КАДАСТРА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вода / право / хозяйственное право. / water / law / commercial law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодирбекова, Дилдона Абдумалик кизи

В данной статье освещены правовые основы регулирования водных ресурсов Республики Узбекистан, эколого-правовые вопросы охраны, использования и международного сотрудничества трансграничных водных ресурсов Республики Узбекистан и государств Центральной Азии. В частности, анализируется правовое регулирование норм сотрудничества по вопросам трансграничных водных ресурсов, а также предлагается научно-теоретическое и практическое предложение правового совершенствования данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF MAINTAINING THE STATE WATER CADASTRE IN THE USE AND PROTECTION OF WATER RESOURCES

This article highlights the legal framework for regulating water resources of the Republic of Uzbekistan, environmental and legal issues of protection, use and international cooperation of transboundary water resources of the Republic of Uzbekistan and the states of Central Asia. In particular, the legal regulation of the norms of cooperation on transboundary water resources is analyzed, and a scientific, theoretical and practical proposal for the legal improvement of this institution is proposed.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОДНОГО КАДАСТРА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

ЗНАЧЕНИЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОДНОГО КАДАСТРА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Нодирбекова Дилдона Абдумалик кизи,

магистрант Ташкентского государственного юридического университета E-mail : dildonaabdumalik@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В данной статье освещены правовые основы регулирования водных ресурсов Республики Узбекистан, эколого-правовые вопросы охраны, использования и международного сотрудничества трансграничных водных ресурсов Республики Узбекистан и государств Центральной Азии. В частности, анализируется правовое регулирование норм сотрудничества по вопросам трансграничных водных ресурсов, а также предлагается научно-теоретическое и практическое предложение правового совершенствования данного института.

Ключевые слова: вода, право, хозяйственное право.

ANNOTATSIYA

Ushbu maqolada O'zbekiston Respublikasining suv resurslarini tartibga solishning huquqiy asoslari, O'zbekiston Respublikasi va Markaziy Osiyo davlatlarining transchegaraviy suv resurslarini muhofaza qilish, ulardan foydalanish va xalqaro hamkorlikning ekologik-huquqiy masalalari yoritilgan. Xususan, transchegaraviy suv resurslari bo'yicha hamkorlik me'yorlarini huquqiy tartibga solish tahlil qilinib, mazkur institut faoliyatini huquqiy jihatdan takomillashtirish bo 'yicha ilmiy-nazariy va amaliy takliflar ishlab chiqildi.

Kalit so 'zlar: suv, qonun, tijorat huquqi.

ВВЕДЕНИЕ

В истории Республики Узбекистан с 1 сентября 1991 года наступил качественно новый период суверенного независимого развития с присущим ему переходом от плановой экономики к рыночным отношениям. Это потребовало создания законодательной базы, регулирующей водные и другие отношения в условиях независимого развития. Исторически сложилось так, что наработка законодательной базы проходила одновременно с преобразованием общественно-политической системы. Переходный период оказался весьма сложным, недоставало опыта по разработке отвечающего современным требованиям законодательства, порой просто дублировалось законодательство

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

Союза. Но по мере накопления опыта, продвижения экономических и политических реформ стали приниматься законодательные акты, адекватно регулирующие складывающиеся общественные отношения.

Сегодня актуальность проблемы водных ресурсов во всем мире уже давно признана и активно исследуется, особенно в свете проблемы — глобального изменения климата также, мы наблюдаем ответную реакцию природы на неразумную деятельность человека. Наводнения, сели, торнадо, цунами, землетрясения, оползни, процессы опустынивания, морозы, засуха, извержения вулканов, водная и ветровая эрозия почв, выпадение града и т. д. стали сопутствующими явлениями современной жизни планеты Земля. Поэтому существует множество глобальных, региональных и национальных экологических проблем.

В настоящее время характерной чертой экологической ситуации в мире время является ее межрегиональный характер. На наш взгляд, это имеет отношение непосредственно к решению экологических проблем современности в частности, рационального использования и охраны водных ресурсов и защиты охраны окружающей среды. Видно, что мир на основе своего исторического опыта убедился, что невозможно развивать экономику, не выполняя требования экологии и охраны окружающей природной среды и рационального использования природопользования. От степени развития и совершенства механизма реализации экологического и водного законодательства зависит дальнейшее развитие экологической политики Республики Узбекистан состояния экологии и окружающей природной среды.

В Узбекистане насчитывается 17777 естественных водотоков, из них в бассейне реки Амударьи-9930, в бассейне реки Сырдарьи-4926, в междуречье указанных рек-2921. В Республике имеется более 500 озёр. Около 47 % от общего стока Амударьи и Сырдарьи используется Узбекистаном, который основную часть водозаборов направляет на развитие сельского хозяйства1. Исторически в Узбекистане развито орошаемое земледелие, что предполагает использование большого количества воды. Поэтому деятельность по правовой защите водных ресурсов, как одного из основных источников жизни в стране, законодательное закрепление прав и обязанностей водопользователей является одной из приоритетных задач нашего государства.

Водное законодательство Республики Узбекистан построено в соответствии с Конституцией и состоит из Закона Республики Узбекистан «О

1 Саидбобоев, З.А. Историческая география: учебник для студентов высших учебных заведений — / З.А. Саидбобоев; отв. ред. Р.Х. Муртазаева; МВ и ССО РУз. — Т. Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2011. — 224 с.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

воде и водопользовании», нормативно-правовых актов Республики Узбекистан и международно-правовых актов, признанных Республикой Узбекистан.

В Конституции РУз закреплены основы общественного и государственного устройства, основные права и свободы граждан, форма собственности и другие фундаментальные положения, которые являются основополагающими для правового регулирования водных отношений. В соответствии с Конституцией «земля, ее недра, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством», что подразумевает тесную взаимосвязь между бережным отношением к природным ресурсам и их рациональным использованием. В Конституции также определены организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, которые развиты в специальном законодательстве.

Закон РУз «О воде и водопользовании»2 (1993 г.) лежит в основе водного законодательства РУз. Задачами данного закона являются регулирование водных отношений, рациональное использование вод для нужд населения и народного хозяйства, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, улучшение состояния водных объектов, а также охрана прав предприятий, учреждений, организаций, дехканских хозяйств и граждан в области водных отношений.

В качестве правовой базы водных отношений, среди прочих, следует рассматривать также следующие законы:

Закон РУз «Об охране природы» 3 (1992) устанавливает правовые, экономические и организационные основы сохранения условий природной среды, рационального использования природных ресурсов. Он имеет целью обеспечить сбалансированное гармоничное развитие отношений между человеком и природой, охрану экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду.

Земельный кодекс РУз4 (1998 г.) регулирует земельные отношения в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального использования и охраны земель, воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм

2 Закон РУз «О воде и водопользовании» https://lex.uz/acts/93202

3 Закон РУз «Об охране природы» https://lex.uz/acts/7065

4 Земельный кодекс РУз https://lex.uz/docs/149947

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

хозяйствования, охраны прав юридических и физических лиц на земельные участки, а также укрепление законности в этой сфере.

Закон РУз «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)»5 (1998 г.) определяет правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов), регламентирует их права и обязанности, регулирует взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами.

Закон РУз «О фермерском хозяйстве»6 (2004г) регулирует отношения в области создания, деятельности, реорганизации и ликвидации фермерских хозяйств.

Закон РУз «О дехканском хозяйстве»7 (2021 г.) определяет правовые основы создания, деятельности и ликвидации дехканских хозяйств, регламентирует их права и обязанности, регулирует взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами.

Закон РУз «О безопасности гидротехнических сооружений»8 (1999 г., от 2023 года акт еще не вступил в силу) призван регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Указы и распоряжения Президента РУз и постановления Кабинета Министров РУз затрагивают широкий круг земельно-водных отношений. Среди них, Указ Президента РУз от 24.03.2003 г. «О важнейших направлениях углубления реформ в сельском хозяйстве»9, Постановление КабМина РУз от 21.07.2003 г. «О совершенствовании организации управления водным хозяйством» от 28.06.2003 г.10, Постановление КабМина от 07.04.1992 об утверждении «Положения о водоохранных зонах водохранилищ и других водоемов, рек и магистральных каналов и коллекторов, а также источников питьевого и бытового водоснабжения, лечебного и культурно -оздоровительного назначения в РУз».11 Постановлением КабМина РУз от 3

5 Закон РУз «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)» https://lex.uz/acts/4855

6 Закон РУз «О фермерском хозяйстве» https://lex.uz/acts/275191

7 Закон РУз «О дехканском хозяйстве» https://lex.uz/docs/5351640

8 Закон РУз «О безопасности гидротехнических сооружений» https://lex.uz/docs/6588809

9 Указ Президента РУз от 24.03.2003 г. «О важнейших направлениях углубления реформ в сельском хозяйстве» https://lex.uz/docs/170207?ONDATE=24.03.2003

10 Постановление КабМина РУз от 21.07.2003 г. «О совершенствовании организации управления водным хозяйством» от 28.06.2003 г. https://lex.uz/docs/245501

11 Постановление КабМина от 07.04.1992 об утверждении «Положения о водоохранных зонах водохранилищ и других водоемов, рек и магистральных каналов, и коллекторов, а также источников питьевого и бытового водоснабжения, лечебного и культурно-оздоровительного назначения в РУз» https://lex.uz/docs/731383

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

августа 1993 года №385 утвержден Временный порядок «О лимитированном водопользовании в Республике Узбекистан», который устанавливает порядок взаимоотношений между органами водного хозяйства и водопотребителями в условиях возрастающего дефицита воды. Учитывая, что основным водопользователем является орошаемое земледелие, большое значение в качестве основополагающих документов водного права является указы и постановления в области развития и поддержки фермерских хозяйств, системы землепользования и т.д., которые по сути определяют порядок взаимоотношений фермеров, их ассоциаций с другими организациями в рамках отрасли.

Нормативные акты водохозяйственных министерств, в частности Министерства сельского и водного хозяйства и его структурного подразделения - Главного управления водного хозяйства -, издаются по вопросам регулирования использования поверхностных вод и осуществления необходимых мероприятий по обеспечению водой отраслей экономики и населения республики. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

На территории республики рациональное использование водных ресурсов является основной обязанностью всех водопользователей. Если водопользователи не придерживаются правил водопользования, то за нарушение законов предусмотрена правовая ответственность. Определение видов ответственности нашло своё отражение в 114-й статье закона «О воде и водопользовании», где перечислены незаконные действия водопользователей, за которые предполагается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Следующие действия субъектов отнесены к противоправным в отношении водопользования: незаконное овладение и пользование водными объектами; нарушение лимитов водозабора; загрязнение рек; ввод в эксплуатацию объектов, приведших к загрязнению и изменению состава воды; расточительное пользование; нарушение режима защиты водных объектов; неправильное использование водных сооружений; незаконное строительство различных сооружений, повлекших к изменению положения водного объекта; уничтожение объектов водного хозяйства; несвоевременная оплата налогов за водопользование и штрафов за нарушения в сфере водопользования; непредставление или незаконное изменение государственных отчётов о пользовании водой; невыполнение инструкций контролирующих органов в природоохранной сфере. Дисциплинарная ответственность возникает в процессе нарушения трудовой дисциплины в сфере рационального пользования

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

водными ресурсами. Согласно Трудовому Кодексу Республики Узбекистан нарушение требований в сфере водопользования может привести к выговору, штрафу или к расторжению трудового договора. Как правовая мера наказания за нарушение водопользования могут быть применены меры административной ответственности.

Статья 72 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности предполагает применение штрафа в размере от одной третьей части до одного размера минимальной заработной платы для граждан, от одного до трёх размеров минимальной заработной платы для должностных лиц за действия, приведшие к загрязнению водоёма или за нарушение режима охраны воды на водных сооружениях. Нарушение правил и технологий пользования колодцев, действия, направленные на их уничтожение, строительство и эксплуатация зданий, сооружений в местах, расположенных вблизи водоёмов, которая привела к ухудшению состояния воды влечёт к штрафу для граждан в размере от половины до одного размера, для должностных лиц в размере от одного до трёх размеров минимальной заработной платы.

Одной из самых крупных в новейшей истории глобальных экологических катастроф, испытываемой странами и 62-миллионным населением Центральной Азии, является трагедия Аральского моря, которая по своим эколого-климатическим, социальноэкономическим и гуманитарным последствиям представляет прямую угрозу устойчивому развитию региона, здоровью, генофонду и будущему проживающих в нем людей. На обнажившейся части Арала появилась новая солевая пустыня площадью 5,5 млн. га. Свыше 90 дней в году над ней бушуют пылевые бури, разнося в атмосферу на многие тысячи километров ежегодно более 100 млн. т пыли и ядовитых солей.

В бассейне Аральского моря построено более 100 водохранилищ различных размеров для рационального использования речной воды, т.е. для сбора воды зимой и для орошения летом. 55 из них расположены в Республике Узбекистан. Водохранилища - отличный помощник в улучшении подачи воды для полива. Кроме того, водоемы играют важную роль в развитии рыболовства, организации зон отдыха.

23 марта 2023 года на пленарной сессии высокого уровня конференции член делегации нашей страны Саида Мирзиёева выступила с трибуны ООН о последствиях Аральской трагедии, масштабной работе, проводимой Узбекистаном для их смягчения, а также лидерстве нашей страны в объединении международных усилий в этом направлении.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

Подчеркнуто, что инициативы, выдвинутые Президентом Шавкатом Мирзиёевым, получили широкую поддержку на международном уровне, и в 2021 году была принята резолюция ООН, объявляющая Приаралье зоной экологических инноваций и технологий, а чуть ранее - в 2018 году был создан Многопартнерский трастовый фонд ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья.

Учитывая опыт зарубежных стран можно сделать такой вывод о том, что для совершенствования рационального использования и охраны, а также управления водными ресурсами и решения трансграничных водных проблем в регионе необходимо:

- Соглашения Узбекистана с соседними государствами оговаривают ответственность сторон при сверхлимитном заборе воды или сбросе сточных вод, значительно ухудшающем состояние водного объекта. Следовало бы предусмотреть в соглашениях Узбекистана, меры ответственности за бездействие одной из сторон, приведшее к ущербу на территории другой стороны;

- возможно, что в настоящее время Узбекистану следует дальше развивать практику двусторонних соглашений, переведя ее в плоскость многосторонних переговоров, с привлечением всех заинтересованных государств;

- надо признать, что водная зависимость друг от друга государств, расположенных в бассейнах рек Сырдарьи и Амударьи, настолько сильна, что это просто обрекает эти государства на необходимость совместного управления всеми формирующимися здесь водами, которые поистине являются общими для всех проживающих в данном регионе народов;

- целесообразно улучшить организационную структуру управления водными ресурсами путем создания новых, работоспособных органов управления и их организаций, которые могли бы обеспечить реальные потребности государств региона в водных ресурсах;

- в решении сложных проблем по межгосударственному вододелению, рациональному использованию и охране вод в первую очередь, главную роль играет соблюдение требование трансграничное международное водное право, зеленная экономика и международное зеленная дипломатия. Поэтому мировой опыт показывает, что возникающие конфликтные ситуации в межгосударственном использовании трансграничных вод следует решать и строго соблюдать на правовое и экономическое основе, заложенной в международном праве и международном водном праве.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

В настоящее время между государствами Центральной Азии по проблемам использования и охраны трансграничных вод подписано более 30 межгосударственных деклараций, соглашений и других видов международных актов;

- полезно улучшить существующие и разработать новые соглашения между государствами региона по вопросам планирования, управления и использования водных ресурсов в современных условиях, а также обеспечения экономической устойчивости в Центрально Азиатском регионе, учитывая последующие встречи глав государств;

- развивать эколого-правовую основу обеспечения прав граждан на информацию и состояние рационального использования и охраны природных ресурсов, в частности, водных ресурсов и мер, принимаемых по ее эколого-санитарной охране.

Выполнение этих и других требований должно быть обязательным при реализации различных проектов по созданию гидроэнергетических сооружений в Центральной Азии с участием как национальных, так и транснациональных компаний для того, чтобы не допустить катастрофического ухудшения экологической ситуации в регионе.

Нужно помнить, что позиция Республики Узбекистан по вопросам использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии ясно и четко изложена на заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества 16 августа 2007 г. в г. Бишкеке.

- вопросы использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии должны решаться с учетом интересов более 62 млн. населения, проживающего во всех странах региона;

- любые действия, осуществляемые на трансграничных реках, не должны оказывать негативного воздействия на сложившийся экологический водный баланс региона;

- действующая международно-правовая база в сфере водопользования и экологии должна стать основой построения эффективной системы совместного использования ресурсов трансграничных рек Центральной Азии.

Учитывая вышеизложенное необходимо отметить, что в области экологии и охраны окружающей среды, иначе говоря для решения экологических и трансграничных водных проблем, должен быть наведен порядок, который бы отвечал современным законодательствам с учетом следующих требований:

во-первых, мы добьемся эффекта лишь в том случае, если закон будет выполняться всеми-жителями, предприятиями, учреждениями, организациями.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

Для этого следует проводить агитационно-пропагандистскую работу, повысить знания и экологическую культуру по отношению к окружающей среде. В право применении значительная роль принадлежит юристам-экологам, которых нужно готовить-это требование времени. В этой связи, центральное место отводится изучению предметов «Аграрное право», «Экологическое право», «Водное право», «Энергетическое право», «Международное право трансграничных вод и окружающей среды» и призваны в первую очередь, обеспечить студентов и магистров, а также население знаниями в области экологии и охраны окружающей среды, а также рационального использования трансграничного водных ресурсов;

-во-вторых, повысить влияние (ННО) негосударственных некоммерческих организаций и общественности на нарушителей закона, чт бы каждая махалля и каждый житель региона несли ответственность за экологическую чистоту окружающей среду и рациональное использование трансграничных водных ресурсов;

-в-третьих, шире использовать опыт развитых иностранных государств (Китая, Англии, Японии, США, Франции, Германии, Голландии, Израиля, Корея, Швеции и др.), добившихся эффективных результатов в вопросах экологии и охране окружающей среды, в частности водных ресурсов и ее трансграничного охраны, и рационального использования;

-в-четвертых-приоритетными задачами являются повышение экологической культуры населения, развитие системы экологического образования и воспитания, развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, объединение усилий, координация деятельности негосударственных некоммерческих организаций, действующих в сфере охраны окружающей среды и рациональное использование трансграничных водных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, нужно еще раз отметить тот факт, что сценарий «оставить всё как есть» в секторе управления трансграничными водами региона приведет к водному кризису беспрецедентного масштаба в условиях изменения климата. И афганский вопрос, связанный с каналом Куш Тепе, только усилит дефицит водных ресурсов Узбекистана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Конституция Республики Узбекистан. Т., 2014.

2. Закон «Об охране природы» от 9 декабря 1992 года. Т., 1992.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3. Закон «О воде и водопользовании» от 6 мая 1993 года. Вестник Верховного совета Республики Узбекистан,1993 год, № 5, 221 статья.

4. Уголовный Кодекс Республики Узбекистан. Особенная часть. Статья 203.

5. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.